ция модели внедрения показывает положительную динамику познавательного интереса как у мальчиков, так и у девочек. Использование принципов гендерного подхода при подборе методов преподавания позволило сохранить познавательную активность у учеников. Расширение учета особенностей учеников разного пола способствует усилению дифференциации обучения, закреплению их достижений и перспектив развития личностей учеников. Именно поэтому использование гендерного подхода необходимо с условием углубления данного подхода к обучению и перехода от использования элементов к построению урока на его основе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: тендерный подход и анализ. М., 2008. С. 11.
2. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. № 8. С. 138-139.
3. Шатон Г. И. Гендерные аспекты образования // Гендерные аспекты образования. Минск, 1998. С. 7-12.
4. Кон И. С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. № 9. С. 16-22.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
THE SPECIFIC CHARACTER OF WORKING WITH LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS
Л. Н. Щербатых
В данной статье автор подчеркивает, что для лингвистически одаренных детей должны быть созданы благоприятные условия в общеобразовательных школах, которые будут способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, а также повышению их языковой подготовки благодаря личностно ориентированному подходу в обучении иностранным языкам. Описывается опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков специальных дисциплин Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина с лингвистически одаренными школьниками.
Ключевые слова: одаренный школьник, лингвистическая одаренность, лингвистически одаренные дети, элективный курс.
L. N. Shcherbatykh
In this article the author emphasizes that the linguistically gifted children need to be provided with favorable conditions in secondary schools, which will facilitate their intellectual and creative development, as well as improve their language due to the use of student-oriented approach in teaching foreign languages. The author describes the teachers' of foreign languages experience of the Department of Special Disciplines working with linguistically gifted pupils in Elets State Bunin University.
Keywords: a gifted pupil, linguistic talent, linguistically gifted children, an elective course.
На сегодняшний день в системе образования перед педагогами возник ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренных и талантливых детей. Такие школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке, для них необходимо разработать интегрированные программы обучения.
Работая с данной категорией учащихся, учителя школы постоянно сталкиваются с психологическими и педагогическими трудностями, возникающими из-за разнообразия видов одаренности, вариативности образования на современном этапе, противоречивости теоретических моделей и методов работы с одаренными детьми, а также из-за нехватки специалистов, которые подготовлены работать с такими учащимися. При этом возникает необходимость учета специфики обучения и развития одаренных школьников в дошкольном, школьном (в школах, гим-
назиях, лицеях) государственном и негосударственном, а также дополнительном образовании.
Практически перед каждым учителем стоит вопрос: «Каким образом найти индивидуальный подход к каждому ребенку, если в классе учится более 30 учащихся?» Поэтому на сегодняшний день назрел вопрос о том, чтобы создать целостную систему работы с одаренными школьниками в условиях общеобразовательной школы, которая предполагает пересмотреть цели обучения, содержание учебных материалов, которые отражены в различных нормативных документах, учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, а также необходимо произвести анализ существующих методов, средств, технологий обучения с точки зрения работы с одаренными учащимися.
В концепции «Одаренность» [1], которая была разработана в 1998 г., была представлена единая теоретическая
база, помогающая определить одаренность, ее виды, пути идентификации. Многие педагоги-психологи могут использовать ее в качестве инструмента, создавая психолого-педагогические программы для работы с учащимися, которые наделены потенциальной одаренностью.
Одной из форм работы с такими школьниками является интеграция средней школы и высшего учебного учреждения в системе дополнительного иноязычного образования. Сегодня уже назрела необходимость использовать в обучении одаренных школьников те же методы, что используются для студентов первых-вторых курсов. Так, вузовские методики преподавания многих дисциплин могут быть адаптированы к методам, используемым в средней школе, кроме того, руководителям учебных заведений следует проводить совместные молодежные научно-практические конференции - все это позволит интенсифицировать процесс обучения одаренных ребят.
Примером такого сотрудничества может служить работа преподавателей Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина (ЕГУ), непосредственно факультета иностранных языков, в филиалах средних школ г. Ельца. Так, кафедра иностранных языков специальных дисциплин составила совместно с учителями иностранного языка и администрацией школ программы по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) для лингвистически одаренных детей, которые реализо-вывали преподаватели кафедры на базе университета в течение 10 лет.
В данном проекте участвуют ряд школ г. Ельца (лицей № 5, общеобразовательные школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, № 12, № 15, гимназии № 11, № 97, Гимназия «Альтернатива»), а также школы № 2 г. Задонска Липецкой обл. и № 2 г. Ливны Орловской обл. Во всех этих школах существуют классы с лингвистическим уклоном, в которые набираются учащиеся из различных школ города и района после прохождения соответствующего тестирования.
В работу филиалов кафедры входит:
• проведение открытых заседаний филиалов кафедры;
• организация учебно-методической работы (определение тематики элективных курсов, подготовка учебных и учебно-методических материалов, рецензирование учебно-методической литературы);
• организация и проведение занятий по элективному курсу «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках);
• проведение «Дней открытых дверей» (знакомство абитуриентов со спецификой обучения на факультете, а также с профессорско-преподавательским составом, содействие в проведении олимпиад среди школьников);
• проведение конференции по организации педагогической практики студентов на базе школ, являющихся филиалами кафедры;
• знакомство школьников с формой проведения и содержанием ЕГЭ, организация консультаций для будущих абитуриентов;
• организация и проведение студенческих и преподавательских научно-практических конференций (привлечение учителей и учеников школы к участию в НПК).
Данная преемственность между школами и кафедрой иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ существует уже много лет благодаря активной работе большей части преподавателей кафедры. Учащиеся, посещающие занятия в филиалах кафедры, без особых трудностей поступают в ЕГУ, а также в престижные московские вузы (МГУ, МГЛУ, МПГУ и т. д.). Этому способствует их активное участие в различных мероприятиях по иностранным языкам, которые организуются для лингвистически одаренных школьников на факультете иностранных языков: конкурс научно-исследовательских и творческих работ среди учащихся общеобразовательных учреждений; лингво-страноведческая викторина, посвященная рождественским традициям стран изучаемых языков; фестиваль иностранных языков, фонетический конкурс и др.
Цели проводимых мероприятий соответствуют концепции развития языкового пространства, создающего условия для формирования личности одаренного ребенка, возможности ее самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой. Данная работа способствует культурному и духовному обогащению как студентов, так и учащихся.
Университетские преподаватели воспитывают толерантность у лингвистически одаренных школьников через знакомство с культурой стран изучаемых языков, повышают мотивацию у учащихся к изучению иностранных языков, активизируют их познавательный интерес к дисциплине «Иностранный язык», поддерживают и поощряют студентов и учащихся, способных и одаренных в области иностранных языков.
Для школьников филиала кафедры был разработан элективный курс «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках), в содержание которого входили следующие разделы:
1. Общая характеристика Великобритании/Германии/Франции (географическое положение, реки, моря, горы, административное деление).
2. Население Великобритании/Германии/Франции (вероисповедание, национальные меньшинства, особенности национального характера).
3. Государственное устройство Великобритании/Германии/Франции.
4. История Великобритании/Германии/Франции.
5. Достопримечательности Лондона/Берлина/Парижа.
6. Города Великобритании/Германии/Франции и их достопримечательности.
7. Обычаи и традиции Великобритании/Германии/ Франции.
8. Система образования Великобритании/Германии/ Франции.
9. Знаменитые люди Великобритании/Германии/ Франции.
10. Искусство Великобритании/Германии/Франции.
Реализация вышеупомянутой программы осуществлялась преподавателями ЕГУ и непосредственно членами кафедры иностранных языков специальных дисциплин.
Другая форма взаимодействия преподавателей университета и школы связана с индивидуальным обучением одаренных учащихся, которые проявляли явные способности к иностранным языкам. В 2004-2012 гг. такая работа проводилась в гимназии № 11 с участием автора исследования и коллег. Практический курс иностранного (английского) языка (для одаренных детей), который мы описываем в качестве примера (такой же курс вели и преподаватели немецкого и французского языков), был направлен на обогащение и развитие качественной стороны речи, совершенствование навыков иноязычной коммуникативной компетенции, а также дальнейшее развитие и совершенствование всех умений и навыков, приобретенных за предыдущие годы обучения в школе. Практический курс иностранного языка предусматривал обучение одаренных детей речевой деятельности в устной и письменной форме на основе овладения фонетическими, грамматическими и лексическими навыками. Главной практической целью учебного курса являлось создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении, а также повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель - одаренный ученик», «одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель». При достижении практической цели в процессе обучения лингвистически одаренных детей ставились также и воспитательные, общеобразовательные цели. Учебные материалы, их тематика и содержание способствовали эстетическому воспитанию одаренных школьников и расширению их кругозора.
Мы разработали и реализовали нижеупомянутую программу для 9-го класса, группы из 8 учащихся (6 ч в неделю).
В задачи, поставленные перед преподавателями иностранного языка, осуществлявшими обучение по вышеупомянутой дисциплине, входило:
• развитие коммуникативных умений применительно к основным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) в различных сферах коммуникации;
• развитие личности одаренных учащихся;
• совершенствование умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
• увеличение объема знаний по практической фонетике, лексикологии английского языка;
• увеличение объема активной и пассивной лексики;
• совершенствование навыков оперирования языковыми единицами на лексическом и грамматическом уровнях в коммуникативных целях;
• увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
• развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность
по овладению иностранным языком, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы;
• расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Принципы специализации учебной программы применительно к лингвистически одаренным детям:
1. Интенсивное изучение языкового материала (программу 9-го класса проходят за 2 месяца).
2. Поэтапное введение нового дополнительного учебного материала (за 9-й класс учащиеся проходят 7 новых тем по лексике и 9 тем по грамматике на занятиях по практике языка).
3. Обеспечение устойчивых грамматических навыков (школьники выполняют в несколько раз больше грамматических упражнений, которые учитель подбирает им не только из основного учебника, но также из других пособий).
4. Формирование самостоятельных навыков обучения иностранным языкам у лингвистически одаренных школьников (учащиеся активно проявляют самостоятельные навыки в изучении устных тем, которые даются в учебнике после одного или двух практических занятий по обсуждаемым темам и предлагаются непосредственно учителем иностранного языка). Ребята самостоятельно читают дополнительную художественную литературу на иностранном языке в качестве индивидуального чтения, позже учитель спрашивает новые слова из прочитанной книги вместе с дефинициями, синонимами, антонимами, фразовыми глаголами, идиомами, интересные сочетания слов с устойчивыми предлогами, а также учащиеся воспроизводят ситуацию из текста и стараются использовать новое слово в своей ситуации. Учитель обязательно должен проводить беседу с ребятами по прочитанным книгам, которые они пересказывают, обсуждают, рекламируют.
5. Оценка уровня усвоенности пройденного курса:
• выполнение школьниками всех контрольных работ, часто без специального повторения;
• обсуждение каждой темы заканчивается зачетом в форме творческого задания/отчета (можно использовать интерактивные методы);
• активное участие в подготовке к уроку и во время проведения занятия, оказание посильной помощи учителю;
• подготовка докладов к научным семинарам, проводимым в университете и на факультете иностранных языков, а также в других школах города;
• методическое школьное объединение и педсовет школы подводят итоги работы в конце года или полугодия.
6. Особая система организации процесса обучения иностранным языкам:
• вводные лекции по различным темам проводятся каждый месяц по 2 ч;
• разговорные темы обсуждаются с учениками в течение 2 ч один раз в неделю;
• на индивидуальные занятия по пройденному материалу, где учащиеся получают консультации, ответы на многие вопросы, отводится 2 ч в неделю;
• домашнее и индивидуальное чтение на иностранном языке обсуждается 2 ч в неделю;
• на сдачу творческого отчета отводится 4 ч один раз в месяц;
• школьные тетради, словари проверяются каждый месяц, и на это уходит 9 ч;
• уроки со школьниками проводятся как в школе, так и в университете, большую часть свободного времени лингвистически одаренные дети проводят в библиотеке.
Практический курс иностранного языка для одаренных детей был тесно связан со школьной программой обучения иностранному языку и направлен на развитие речевых умений, навыков аудирования, чтения и письма.
Сформулированные принципы, на которых основывается углубленное обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, нашли в качестве примера свою реализацию в проводимой нами программе по английскому языку, в которую мы добавили некоторые дополнительные темы.
Элективный курс «Страноведение Великобритании» был также расширен языковым материалом по английской культуре, литературе и другим языковым реалиям.
В программе указывалось, что занятия по иностранному языку были рассчитаны на 6 академических часов в неделю в течение целого года обучения.
Главная цель изучаемого курса была связана с приобретением учащимися наиболее полной информации о стране изучаемого языка, поскольку страноведческие знания образуют основу для формирования коммуникативной компетенции, развитием языковых наклонностей у лингвистически одаренных школьников, используя дифференцированный подход в обучении иностранным языкам и опираясь на те задатки учащихся, которые были даны им природой. С этой целью преподаватели нашей кафедры совместно с учителями школы попытались создать специальные условия для лингвистически одаренных ребят, чтобы реализовать и развить их потенциальные возможности в речевой деятельности. Таким образом, задача учителей и педагогов заключалась в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить языковые потребности лингвистически одаренных детей, превратить их лингвистические способно-
сти в достижения и помочь реализоваться в жизни через погружение в языковую среду.
Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой - как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в концепции модернизации российского образования.
Успех в обучении школьников иностранным языкам обусловлен соблюдением ряда требований: учащиеся систематически тренировались в логическом мышлении; усваивали фактический материал, у них развивались речевые умения при обсуждении сложных и нестандартных ситуаций на иностранном языке; готовились к сдаче ЕГЭ и поступлению в различные университеты; занимались научно-исследовательской деятельностью; участвовали во многих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.
Вышеописанная программа представляет собой итог долгого кропотливого труда, выполненного преподавателями кафедры иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ, которые использовали индивидуальную форму обучения иностранным языкам. Так, автором данного исследования совместно с коллегами выявлены плюсы и минусы предложенной методики обучения. Благодаря программе учащиеся получили прекрасные возможности развивать самостоятельные навыки в изучении иностранных языков, а также осваивать навыки исследовательской деятельности. В настоящий момент школьники, окончившие курс по данной программе, учатся в ЕГУ, а также в других престижных университетах страны. Эти лингвистически одаренные школьники (теперь студенты) принимают активное участие в научно-исследовательской работе высших учебных заведений, успешно учатся. Результаты, полученные преподавателями ЕГУ в процессе работы в филиалах кафедры иностранных языков специальных дисциплин, применяются при профессионально-методической подготовке будущих учителей иностранных языков, а также при разработке различных учебных пособий и учебников, при написании монографий и т. д.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр,
1998. 68 с.