ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ И КЛАСТЕРАМИ В ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., М.Б. Шмырева, научный сотрудник, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,
О.В. Рыбкина, доцент, к.э.н., И.В. Щетинина, старший преподаватель, к.э.н.,
С.В. Свиридова, доцент, к.э.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж,
Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Однако возникновение форсайта, в соответствии с одной из точек зрения, датируется 50-ыми годами прошлого столетия. Вторая точка зрения такова: форсайт как методология оформился лишь в конце 20 века. На наш взгляд, целесообразнее склоняться ко второй точке зрения, поскольку рассматриваемая система имеет своей целью не только прогнозирование будущего, но и согласованную выработку соответствующих решений, предполагая достижение консенсуса и общественную активность. В такой форме социальной технологии форсайт действительно сформировался лишь к концу прошлого столетия.
По определению, содержащемуся в фундаментальном двухтомнике ЮНИДО: «Форсайт - систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды».
Таким образом, под термином форсайт подразумевается совокупность методов, применяемых для оценок перспектив развития общества, науки и технологий силами экспертных сообществ. Эти оценки необходимы для определения инвестиционных решений, политики государства в области инноваций, разработки стратегии компаний.
Главное отличие форсайта от традиционного прогнозирования состоит в его проактивности: будущее видится не как набор экстраполяций прошлых трендов, анализируемых через понимание возможностей по их активному внедрению командами проектов. Другое отличие форсайта заключается в специальным образом институционализированных коммуникативных технологиях и механизмах работы с экспертными сообществами, имеющими самостоятельную значимость.
Применение технологий форсайта в Воронежской области наблюдается в стратегическом планировании, при разработке «дорожных карт», а также в управлении индустриальными парками и кластерами.
В управлении индустриальными парками и кластерами форсайт - это один из инструментов определения рыночных предложений парков и кластеров, в
первую очередь предназначенных для рынков, находящихся вне региона его базирования. Если иметь ввиду инновационные индустриальные парки и кластеры Воронежской области, то такого рода товары и услуги связаны с прорывными технологиями и «портфелями» взаимоувязанных технологий, коллективно продвигаемыми участниками парков и кластеров.
Рейтинг кластеров Воронежской области за период с 01.01.2016 по 17.04.2016 представлен на рисунке 1.
Кластер Ранг Рейт
Радиоэлектронный кластер 1 1,600
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования 2 1,371
Мебельный кластер 3 1,143
1Т- кластер 4 1,067
Кластер электромеханики 4 1,067
Кластер авиастроения 6 0,990
Транспортно-логистический кластер 7 0,533
Кластер строительных материалов и технологий 8 0,457
Мясное скотоводство Воронежской области 9 0,000
Рис. 1. Сводная таблица рейтингов кластеров Воронежской области
Общая информация об индустриальных парках Воронежской области представлена на рисунке 2.
Организационно форсайт индустриальных парков и кластеров предстает как непрерывный процесс работы с экспертным сообществом:
- по выявлению и коррекции приоритетных направлений технологического развития индустриального парка и кластера в целом;
- выбору рынков и «портфелей» базовых технологий индустриального парка и кластера;
- увязке приоритетов развития индустриального парка и кластера с прогнозами и стратегиями научно-технического развития Воронежской области.
4 индустриальных парка 86
производств размещено в индустриальных парках области
30 млрд
рублей составил общий объем инвестиций, вложенных резидентами индустриальных парков в 2012-2015 гг.
3 государственных и 1 частный
5 850
создано высокопроизводительных рабочих мест
537 млн
рублей объем налоговых поступлений от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней в 2015 г.
37 млрд
рублей объем выпущенной продукции резидентами индустриальных парков в 2015 г.
Рис. 2. Общая информация об индустриальных парках Воронежской области
Исходя из понимания направлений технологического развития, определяется стратегия формирования инновационной инфраструктуры индустриального парка и кластера, а также меры поддержки и стимулирования инновационных технологий, генерируемых их предприятиями.
Форсайт в Воронежской области в управлении индустриальными парками и кластерами применяется:
- при стратегическом и технологическом планировании развития индустриальных парков и кластеров;
- определении приоритетов работы инфраструктурных и специализированных организаций индустриального парка и кластера;
- формировании предложений по изменению программы развития индустриального парка и кластера.
Форсайт исследование обычно включает в себя следующие этапы:
- формирование лидерской группы форсайт-проекта, первичная идентификация экспертных сообществ и заказчиков форсайта;
- определение объекта и предмета форсайт-исследования. Говоря о технологическом форсайте индустриального парка или кластера Воронежской области, необходимо обозначить интересные отрасли, а также ключевые проблемы и вызовы, актуальные задачи развития парков и кластеров, которые, на взгляд экспертов, можно решить с помощью форсайт-методов;
- формирование существенных условий. Говоря о технологическом форсайте индустриального парка или кластера Воронежской области, необходимо описать качественные изменения изделий или рыночных позиций парка и кластера;
- создание предметной карты «дорожной карты» и экспертных панелей, проведение исследований и опросов. На этом этапе уточняется глоссарий проекта, выявляются стейкхолдеры форсайта, детализируется состав экспертных групп, оцениваются тенденции анализируемых областей;
- описание различных альтернатив будущего, тенденций и сценариев развития сферы прогнозирования;
- формирование стратегий, программ, планов и «дорожных карт»;
- институционализация и определение регулярных механизмов обновления «дорожных карт», стратегий и иных результатов форсайт-исследования.
К ключевым форсайт-методам, которые могут быть интересны для индустриальных парков и кластеров Воронежской области, на наш взгляд, следует отнести:
- метод Дельфи;
- разработку сценариев развития технологических областей;
- выявление критических технологий (для региона или отрасли);
- организацию экспертных панелей;
- создание технологической «дорожной карты»;
- формирование «портфеля» технологий - совокупности различных технологий кластера, находящихся на разных этапах жизненного цикла.
Помимо этого сейчас при проведении форсайт-исследований активно используются подходы, связанные с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Список использованной литературы
1. Калач А.В., Карташова Т.В., Сорокина Ю.Н., Облиенко М.В. / Прогнозирование пожароопасных свойств органических соединений с применением дескрипторов // Пожарная безопасность. 2013. - № 1. - С. 70-73.
2. Логунова И.В. / Механизм формирования и развития организационной
структуры управления предприятием / Дисс...... канд. эконом. наук / Воронеж,
2006.
3. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. / Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.
4. Рудаков О.Б., Черепахин А.М., Исаев А.А., Рудакова Л.В., Калач А.В. / Температура вспышки бинарных растворителей для жидкостной хроматографии // Конденсированные среды и межфазные границы. 2011. - Т. 13. - № 2. - С. 191-195.
5. Смирнов В.В., Алексеев С.Г., Барбин Н.М., Калач А.В. Связь показателей пожарной опасности с химическим строением. XI. Галогеналканы // Пожаровзрывобезопасность. 2013. - Т. 22. - № 8. - С. 25-37.
6. Сыщикова Е.Н. / Методические подходы к оценке влияния системы управления на эффективность деятельности предприятия / В книге: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers «the unification of economists and lawyers-is a key to the new stage of development» ISAE «Consilium». 2013. - С. 262-266.
7. Хацкевич Л.Д. / Инвестиции в промышленность, инновации и бизнес-процессное предпринимательство, региональные банки, модели и информационное предпринимательство: монограф. / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин, О.Б. Макеева и др. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2010. - 206 с.
8. Хацкевич Л.Д. / Формирование системы управления бизнес-процессами машиностроительного предприятия / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 4. - С. 88-94.
9. Шишкин И.А. / Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. - С. 125127.
10. Шишкин И.А. / Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века / Сб. ст. Международной науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 150-152.
11. Шишкин И.А. / Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития / Сб. ст.
Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 338340.
12. Шишкин И.А. / Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 183-186.
13. Шишкин И.А. / Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. № 3-1. - С. 219-221.
14. Шишкин И.А. / Организационно-экономический механизм реализации
инвестиционной политики предприятия: Дисс...... канд. эконом. наук. / Воронеж,
2004.
15. Шишкин И.А. / Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.
16. Шишкин И.А. / Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке / Сб. ст. Международной науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А.. Уфа, 2016. - С. 196-198.
17. Шишкин И.А. / Система развития организационной структуры управления предприятием в условиях кризисной экономики // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 9. - С. 108-114.
18. Шишкин И.А. / Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: уч. пос. / И.А. Шишкин; Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2008.
19. Шмырева М.Б. / Формирование и реализация инструментария внутрифирменного планирования на машиностроительных предприятиях / Дисс.... канд. эконом. наук. / Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2010.
20. Шмырева М.Б., Деревянко В.В. / Основные подходы к содержанию категории «инновационная деятельность» / В сб.: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях / Сб. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 т. Отв. ред.: Горохов А.А.. 2014. С. 371-374.