ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., М.Б. Шмырева, научный сотрудник, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж, С.Н. Ермишин, студент магистратуры, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, Воронежская область - это как раз тот регион РФ, который уже успешно делает шаги вперед в направлении импортозамещения. И в первую очередь, здесь актуальна сельскохозяйственная отрасль.
В нынешних условиях непростой экономической ситуации программа импортозамещения - это шанс для реальной модернизации нашей экономики и перевода ее на инновационный путь развития, увеличения объема собственной современной и качественной продукции и снижения нашей импортной зависимости. Следует отметить, что область уже давно выстраивает эффективное сельское хозяйство. Реализуются стратегия и программа социально-экономического развития Воронежской области. Созданы молочный и мясной кластеры. Принят закон, направленный на развитие производства органической продукции, сохранение природных ресурсов, повышение экологичности сельскохозяйственного производства, а также качества и безопасности продуктов питания.
В Воронежской области есть опыт, который пять лет в ручном режиме формировали, укрепив роль торгово-промышленной палаты области, сделав так, чтобы бизнес реально стал соучастником принятия всех решений на региональном уровне. Именно от людей, от руководителей тех или иных предприятий и организаций и зависит успех экономики, да и решение целого ряда социальных задач. И, конечно, самое важное, что если взять такое измерение, как качество человеческого капитала, то в Воронежской области есть люди, способные конкурировать и соответствовать всем тем вызовам, получаемым в мировой рыночной экономике.
Опыт Воронежа может сыграть огромную роль и в других регионах РФ. Самое главное, что руководители регионов должны понимать, что именно они хотят применить в своем регионе, чтобы правильно работали сельхозпроизводители, чтобы они не были брошены. Каждый регион должен выполнять свою миссию. Воронежская область нашла свою нишу. Воронежская область вполне может быть одним из примеров развития агропромышленного комплекса и показательна в продвижении проектов по импортозамещению.
Учитывая, что успехи Воронежской области в агропромышленном комплексе очевидны, то те идеи и проекты региона, которые уже реализованы, могут как пилотные реализовываться и на других территориях.
Безусловно, в Воронежской области надо развивать и иные направления: и промышленные производства, и проекты, которые могут быть полезны, и искать инвесторов и в этом направлении. Это серьезно повышает риски устойчивости
региона.
В контексте темы импортозамещения на молочном комбинате «Воронежский» мощность площадки на сегодняшний день составляет около 550 тонн продукции в сутки. Всего выпускается около 200 наименований: молоко, кефир, масло, творог, сметана, питьевые йогурты, сыры и другое. Продукты реализуются в примерно 20 тысячах магазинах более чем в 30 регионах России. Акцент сделан на новинках, вписывающихся в контекст импортозамещения: сыре, послойных ложковых (густых) йогуртах, новых питьевых йогуртах, сливках.
Следующим объектом в контексте темы импортозамещения могут стать производственные площадки ЗАО «Орбита» и ЗАО «МЭЛ». Завод «Орбита» выпускает электротехнические изделия, а именно - турбогенераторные источники электропитания, аппаратуру регулирования и контроля систем электроснабжения. «Орбиту» можно охарактеризовать как суперсовременное предприятие. Предприятие сегодня играет важнейшую роль в поставке продукции для оборонной промышленности, для космоса.
Список использованной литературы
1. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.
2. Луценко М.С. Механизм обеспечения гибкости производственных
систем в условиях развития инновационной деятельности /Дисс.....канд. эконом.
наук / Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2008.
3. Пешкова И.В., Луценко М.С. Оценка системы стратегического управления предприятия в условиях инновационных изменений // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2006. - Т. 9. - С. 100.
4. Хацкевич Л.Д. Инвестиции в промышленность, инновации и бизнес-процессное предпринимательство, региональные банки, модели и информационное предпринимательство: монограф. / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин, О.Б. Макеева и др. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 2010. 206 с.
5. Хацкевич Л.Д. Формирование системы управления бизнес-процессами машиностроительного предприятия / Л.Д. Хацкевич, И.А. Шишкин // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - Т. 8. - № 4. - С. 88-94.
6. Шишкин И.А. Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности /Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. - С. 125127.
7. Шишкин И.А. Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века /Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. -С. 150-152.
8. Шишкин И.А. Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.:
Инструменты и механизмы современного инновационного развития / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Ответственный редактор: Сукиасян А.А., 2016. - С. 338-340.
9. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 183-186.
10. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. № 3-1. С. 219-221.
11. Шишкин И.А. Организационно-экономический механизм реализации
инвестиционной политики предприятия: / Дисс.....канд. эконом. наук / Воронеж,
2004.
12. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.
13. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа, 2016. - С. 196-198.
14. Шишкин И.А. Система развития организационной структуры управления предприятием в условиях кризисной экономики // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. 2012. - 8. - № 9. - С. 108-114.
15. Шишкин И.А. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов: Учеб. пособие / И.А. Шишкин; Воронежский гос. техн. ун-т. Воронеж, 2008.