А. Р. Камалеева, Р. Р. Хадиуллина
Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры
(по результатам исследования официальных сайтов вузов)
В статье проанализирован зарубежный и отечественный опыт дистанционного обучения в вузах физической культуры для оптимального использования его с целью создания каждому студенту-спортсмену равных образовательных возможностей вне зависимости от формы его обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, вузы физической культуры, студенты-спортсмены.
FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE
DISTANCE LEARNINGIN UNIVERSITIES OF PHYSICAL EDUCATION (AS A RESULT OF RESEARCH UNIVERSITIES OFFICIAL SITE)
The article analyzes the foreign and domestic experience of distance learning in institution of higher education in physical training for its optimal use to create each student-athlete equal educational opportunities regardless of the form of training.
Keywords: distance learning, college of physical education, student athletes.
УДК 378.1 ВАК 13.00.08 РИНЦ 14.00.00
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. стратегической целью государственной политики в области образования является повышение уровня доступности качественного образования для всех категорий граждан и предоставление возможности обучающимся выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, в том числе с использованием дистанционных ресурсов и технологий. Это особенно актуально для вузов физической культуры, которые должны обеспечить доступность и качество образования всем студентам-спортсменам и создать оптимальные условия для реализации индивидуальной образовательной траектории вне зависимости от формы обучения, состояния здоровья, территориальной разделенности от учебного заведения в связи с нахождением на
тренировочных сборах или участием в соревнованиях, т.е. создание каждому студенту-спортсмену равных образовательных возможностей вне зависимости от формы его обучения.
Специфика преподавания в современных вузах физической культуры определяет острую необходимость активного использования дистанционного обучения наряду с традиционными очными и частично заочными видами обучения, разработки специальной методики обучения, учитывающей, во-первых, оптимальное использование как традиционных, так и дистанционных форм, методов и средств обучения. Рассмотрим зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры.
Зарубежный опыт в данном вопросе показывает, что среди крупных зарубежных вузов, в которых можно получить степень бакалавра физической культуры, основными являются - Университет Цент-
рального Ланкашира, г. Престон и Университет Восточного Лондона, районы Доклендс и Страт-форд (Великобритания), Тартуский университет, г. Тарту (Эстония), Немецкая Высшая школа спорта, г. Кельн (Германия), Университет Джорджии и Академия спорта, г. Дафна (США) (табл. 1).
Из шести представленных выше зарубежных вузов физической культуры в четырех используется система дистанционного обучения Moodle: в Университете Восточного Лондона (www.uel. ac.uk/aple/studentsupport/moodle/), в Тартуском университете (www/ moodle.ut.ee/), в Немецкой Высшей школе спорта (www.dshs-koeln. de/studium/studienorganisation/e-learning/?L=0), в Университете Джорджии (www.etc.coe.uga. edu/?page_id=20).
Анализируя материалы, курсы и методические руководства, которые представлены на сайтах перечисленных вузов, можно констатировать, что платформа дистан-
ЩЖ
Ьг ■ #1
Алсу Рауфовна Камалеева,
д.пед.н., зав. лабораторией Тел.: (909) 306-60-41 Эл. почта: [email protected] ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, Казань http://ippporao.ru
Alsou R. Kamaleyeva,
Ed.D., Head. Laboratory Tel.: (909) 306-60-41 E-mail: [email protected] FGNU "Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education" RAO http://ippporao.ru
IPS
ШЛ
Резеда Ринатовна Хадиуллина,
старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и информационных технологий, Казань Тел.: (937) 526-00-45 Эл. почта: [email protected] ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань www.sportacadem.ru
Reseda R. Hadiullina,
senior lecturer in physical and mathematical sciences and information technology Tel.: (937) 526-00-45 E-mail: [email protected] VPO "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism" www.sportacadem.ru
ционного обучения Moodle вузов предлагает:
- структурированный план обучения на неделю и на семестр, представленный в виде заголовков изучаемых тем с прикрепленными к ним файлами изучаемого материала или ссылками на внешние ресурсы;
- тестовые задания для подготовки к экзаменам и самостоятельного обучения (представленные тестовые задания разных типов: многовариатного и единичного выбора, истинно-ложных заявлений, постановки задач, коротких ответов и численных ответов расчетных задач);
- глоссарии, вики, форумы, базы данных и чаты, в которых студенты и преподаватели могут работать вместе для решения различных вопросов и задач;
- голосование по результатам совещания и изученных тем;
- обратную связь в виде коротких онлайн-опросов, например после изучения тем, в качестве подготовки к зачетам и экзаменам;
- творческие задачи, упражнения, проекты, для решения которых студенты могут представить свои собственные идеи, получая при этом в качестве обратной связи помощь, как от преподавателя, так и от других студентов;
- учебные занятия, содержание которых изучается поэтапно, с последующей проверкой изученного материала.
Система дистанционного обучения дает возможность студентам активно сочетать аудиторные занятия и самостоятельную работу, использовать новые технические возможности (видеолекции, ау-диолекции, виртуальные работы в группах); преподавателям - предоставлять учебные материалы в электронном виде; организовывать общение в форумах или посредством электронной почты, иметь полное представление о деятельности студентов.
Мы считаем интересным опыт Университета Восточного Лондона, где в рамках использования платформы дистанционного обучения МооШе практикуется прикрепление к каждому студенту так на-
зываемого личного координатора, или репетитора. Задачи, которые ставит перед собой координатор, следующие:
- оказать помощь студенту при разработке собственных научно-исследовательских проектов;
- научить студента эффективно управлять своим временем, что подразумевает под собой следующие моменты: осознание важности регулярного выполнения заданий и их завершения в определенные сроки; проведение собственного независимого исследования для выявления факторов, способствующих повышению результатов обучения;
- оказать помощь студенту в формировании умения сочетать процесс обучения и любой другой вид деятельности;
- консультировать студента по вопросам норм и правил, принятых в университете;
- управлять процессом перехода студента на следующий уровень обучения при освоении и выполнении предыдущего уровня.
Электронное обучение в Тартуском университете также основано на платформе дистанционного обучения Моойк и подразумевает два варианта прохождения обучения:
- полностью дистанционное обучение (в дистанционной форме происходит передача учебного контента, информации, оценивание работ студентов; очных лекций нет);
- частичное дистанционное обучение (в основном используется веб-интерфейс, но в течение учебного года студенты приглашаются на очные лекции, семинары, стажировки).
В Университете Центрального Ланкашира на сайте вуза представлены элементы дистанционного обучения в виде курсов, доступ к которым индивидуальный согласно логину и паролю студента. Также имеется студенческий портал (www.uclan.ac.uk/students), который дает возможность студентам общаться между собой, консультироваться с преподавателями, получать необходимые материалы, выполнять и отправлять задания, получать и просматривать свои оценки.
В Академии спорта США для осуществления дистанционного обучения создан студенческий портал (www.records.ussa.edu/ fusebox.cfm), система управления обучением (www.ussa.onelogin. com). На сайте дистанционного обучения этой академии (http:// ussa.edu/academics/distance-learning-process/) имеются дистанционные курсы, разделенные на три категории:
- для бакалавров спортивных наук: анатомия и физиология, статистические измерения в спорте, философия, социология спорта, технология спорта, история спорта, этика спорта, современные проблемы в спорте, спортивная медицина, спортивный маркетинг, физиология упражнений;
- для мастеров спортивных наук: психологические аспекты медицины, психологические аспекты здоровья и фитнеса, современные проблемы в спорте, проблемы питания и здравоохранения, менеджмент в спортивной медицине, спортивный маркетинг;
- для докторов педагогических наук в Sports Management: структура и функции Олимпийских игр, проблемы олимпийского движения, финансовые аспекты в спорте, стратегическое планирование спортивных организаций, расширенный спортивный маркетинг.
Таким образом, представленные курсы позволяют дистанционно обучаться и получать необходимый материал, как бакалаврам и мастерам спортивных наук, так и докторам педагогических наук.
Помимо официальных сайтов вузов физической культуры и спорта с платформами дистанционного обучения, за рубежом активно внедряется в практику использование сайтов, созданных профессиональными спортсменами. На таких сайтах спортсмены выкладывают информацию по вопросам обучения различным видам спорта, актуальную для тренеров, родителей, спортсменов; дистанционно консультируют по вопросам спортивной психологии; проводят дистанционные курсы, например по «Фитнесу в футболе», «Безопасности в гимнастике», «Оказанию
первой помощи в гимнастике». Содержание таких курсов изложено просто, включает множество фотографий, диаграмм, видео, трехмерной графики. Приведем примеры таких сайтов [1].
Насыщенный по содержанию сайт, созданный коммерческой организацией «Гимнастика США» (www.usa-gymnastics.org), содержит несколько разделов, посвященных спортивным новостям, спискам спортсменов, входящих в национальную сборную по художественной гимнастике, акробатике, батуту. Имеются также архивные данные о бывших спортсменах-гимнастах. Есть разделы, освещающие прошедшие и предстоящие соревнования. На сайте можно принять участие в олимпиаде, посвященной художественной гимнастике. Но мы считаем, что один из важнейших разделов данного сайта тот, который посвящен образованию. Здесь представлены курсы для обучения в Университете гимнастики США с последующей возможностью получения многоуровневого, стандартизированного образования. Университет предоставляет большие возможности для получения образования для тренеров, инструкторов, преподавателей, судей и администраторов на всех уровнях и по всем дисциплинам гимнастики. Включенные в состав университета образовательные курсы и программы, материалы и публикации позволяют получить профессиональный сертификат по четырем школам университета: школа спортивной гимнастики, школа рекреационной гимнастики, школа бизнеса, школа судей.
Каждая школа делится на несколько различных уровней, завершение каждого из которых входит в программу для получения соответствующего сертификата. Уровни являются восходящими по степени сложности: для перехода на более сложный уровень необходимо завершение более простого. Требованием для получения сертификата является выполнение курсовой работы и обучающих курсов. Курсы и другие требования варьируются в зависимости от школы обучения и конкретной
программы сертификата. В университете разрешается обучение сразу по нескольким школам.
Сайт Международной ассоциации тренеров (www.soccerclinics. com), предназначенный как для любителей футбола, так и для студентов-спортсменов и тренеров, содержит несколько разделов. Раздел для тренеров, где представлены рекомендации для организации и планирования тренировки, игровой деятельности. Раздел «методы игры» содержит описание и видеоматериалы по технике выполнения упражнений, разминки.
Эрик Хорст, профессиональный альпинист, создал сайт (www. trainingforclimbing.com), посвященный практическим советам, методическим рекомендациям, авторским книгам, статьям, видеоматериалам по альпинизму.
Крейг Таунсенд, специалист по психологической устойчивости в спорте, является автором сайта (www.swimpsychology.com) не столько о технике плавательных движений, сколько о психологической подготовке, умению преодолевать страхи, сомнения и психологическое давление при подготовке и выступлению в таком виде спорта, как плавание.
Майк Хартмен представляет сайт (www.hockeycoach.com), посвященный хоккею, вход на этот сайт возможен только по индивидуальному логину и паролю.
Таким образом, анализ использования ДО за рубежом показал, что в вузах физической культуры и спорта используются платформы дистанционного обучения (в основном это Moodle); существуют консультационные сайты, созданные спортсменами и тренерами, насыщенными как по внутреннему содержанию, так и внешнему оформлению (табл. 1).
Рассмотрим теперь отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры и спорта. Всероссийским добровольным обществом «Спортивная Россия» при поддержке федерального агентства по физической культуре и спорту учреждена автономная некоммерческая организация «Дирек-
•J\ К)
Таблица 1
Зарубежный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры
№ Наименование вуза (сайта) Наименование СДО или сайта Примечание
Тартуский университет www.ut.ee/rii СДО Moodle полностью дистанционное обучение (в дистанционной форме происходит передача учебного контента, информации, оценивание работ студентов; очных лекций нет) частичное дистанционное обучение (в основном используется веб-интерфейс, но в течение учебного года студенты приглашаются на очные лекции, семинары, стажировки)
Немецкая Высшая школа спорта www. dshs-koeln. de тестовые вопросы для подготовки к экзаменам и самостоятельного обучения глоссарии, вики, форумы, базы данных и чаты голосование по результатам совещания и изученных тем обратная связь в виде коротких онлайн-опросов творческие задачи, упражнения, проекты уроки, изучаемые темы с последующей проверкой изученного материала
Университет Джорджии www.uga.edii/
Университет Восточного Лондона www.iiel.ac.uk/
Академия спорта США www.ussa.edu студенческий портал www. records .ussa. edu/ fusebox. cfin система управления обучением www.ussa.onelogiii.com сайт ДО www.ussa.edu/academics/distance-learning-process/ На сайте ДО имеются дистанционные курсы, разделяемые на три категории: бакалавр спортивных наук мастер спортивных наук доктор педагогических наук в Sports Management
Университет Центрального Ланкашира www.uclan.ac.uk/ студенческий портал www.uclan. ac.uk/students студенческий портал дает возможность студентам общаться между собой, консультироваться с преподавателями, получать необходимые материалы, выполнять и отправлять задания, получать и просматривать свои оценки
Коммерческая организация «Гимнастика США» сайт о гимнастике www. usa-g vmnastics. org На сайте: спортивные новости, информация о спортсменах можно пройти специальную олимпиаду, посвященную художественной гимнастике представлены курсы для обучения в Университете гимнастики США, который предоставляет возможность получить многоуровневое, стандартизированное образование и профессиональный сертификат по четырем школам университета: школа спортивной гимнастики, школа рекреационной гимнастики, школа бизнеса, школа судей.
Сайт Международной ассоциации тренеров сайт о футболе www.soccerclinics.com предназначен как для любителей футбола, так и для студентов-спортсменов и тренеров, содержит несколько разделов: раздел для тренеров, раздел «методы игры»
Эрик Хорст сайт про альпинизм www. trainingforclimbing.com представлены практические советы, методические рекомендации, авторские книги, статьи, видеоматериалы по альпинизму
Крейг Таунсенд сайт о психологической устойчивости в спорте www. swimpsy chology. com посвящен психологической подготовке, умению преодолевать страхи, сомнения и психологического давления при подготовке и выступлению в таком виде спорта, как плавание
Майк Хартмен сайт о хоккее www.hockeycoach.com посвящен хоккею, вход на этот сайт возможен только по индивидуальному логину и паролю
■ё
л г
К)
о
ция спортивного дистанционного обучения» и разработана система дистанционного обучения, центром которой является сайт www.e-sportlearning.ru. Данный проект позволяет готовить высококвалифицированных специалистов в области спортивного менеджмента и администрирования. Система спортивного дистанционного обучения предназначена для обучения следующих категорий лиц: спортивных менеджеров, управляющих спортивными сооружениями, спортивных чиновников, организаторов спортивных соревнований и массовых мероприятий, тренеров различных видов спорта, туристических менеджеров. На базе данной платформы осуществляются курсы повышения квалификации по следующим направлениям: «Физическое воспитание и спорт», «Психология физического воспитания и спорта», «Социально-культурный сервис и туризм», «Государственное и муниципальное управление в спорте», «Спортивный менеджмент» и др. (табл. 2).
Вузами, активно использующими сайт спортивного дистанционного обучения (http://sportmanagm. blogspot.ru/2009/08/blog-post_11. html) для проведения курсов повышения квалификации, являются Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им П. Ф. Лесгафта (СПб-ГАФК им. П.Ф Лесгафта -www. lesgaft.spb.ruj и Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК - www. vgifk.ruj. Считаем полезным наличие в электронной библиотеке сайта СПбГАФК им. П.Ф Лесгафта: электронного каталога с удобной формой поиска, баз данных «Сборники трудов» (материалов конференций), библиографических указателей, тематических списков литературы, внешних ссылок (Федеральный портал «Российское образование», информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
На базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКСМиТ - www. sportedu.ru) создан Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, который проводит дистанционное обучение по следующим дисциплинам: «Теория и методика гребного и парусного спорта», «Теория и методика плавания», «Методика занятий по обучению плаванию дошкольников и младших школьников», «Теория и методика гандбола», базовый курс английского языка и др. Слушатели подключаются к официальному партнеру РГУФКСМиТ - интернет-порталу Центра дистанционного образования научного парка при МГУ им. М.В. Ломоносова (http://de.msu. ru), где размещены учебные материалы и осуществляется процесс обучения.
На базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ - www.sgafkst.ru) создан факультет дополнительного образования, который реализует дополнительные профессиональные образовательные программы в целях повышения профессиональных знаний специалистов в области физической культуры и здравоохранения. По некоторым программам (теория и практика современного фитнеса, адаптивная физическая культура) обучение возможно в очно-заочной и дистанционной форме (http://www.sgafkst.ru/education/ fdo/). Электронной библиотеки нет, но имеются ссылки на внешние полезные электронные ресурсы.
Аналогичным примером вуза физической культуры, использующим дистанционную форму обучения для повышении квалификации, проводимой в виде сессионных занятий, стажировки, накопительных семинаров с элементами дистанционных технологий практически по всем направлениям профессиональной педагогической деятельности, является Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК -www.vlgafc.ru). Центр дополнительного образования (http://www.
vlgafc.ru/edu/pre/) при ВЛГАФК ориентирован на базовые курсы для учителей всех квалификационных категорий и целевые курсы (психолого-педагогические основы физического воспитания; подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности; курсы ЛФК и массажа и т.д.). Библиотека имеет электронный каталог с удобной формой поиска материала. Интересным считаем представленный материал о виртуальных выставках, также имеются полезные ссылки на внешние электронные ресурсы, сайты вузов физической культуры, периодически обновляемые списки новых книжных поступлений, материалов конференций и т.д.
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК - www.uralgufk. ru) в образовательном процессе использует систему сетевого и дистанционного обучения Tandem E-learning (http://learn.uralgufk.ru/ portal). На портале имеется доступ к рабочим программам, материалам отдела педагогической практики и факультета заочного обучения (темам контрольных работ, методическим рекомендациям по их выполнению). В разделе библиотеки представлена автоматизированная информационная система «Руслан» с электронной книговыдачей; имеется доступ к электронным учебникам, опубликованным преподавателями УралГУФК; имеются ссылки к полнотекстовой базе данных диссертаций РГБ, правовой спра-вочно-информационной системой «Консультант+», разнообразным электронным ресурсам по социально-гуманитарным дисциплинам, спорту и искусству.
В Башкирском институте физической культуры (БИФК - www. bifk.ru/) введена система дистанционного обучения Прометей 4.3. На странице сайта дистанционного обучения вуза (www.sdo.bifk.ru) представлен каталог курсов, систематизированных по алфавиту, что мы считаем не совсем удобным для представления общей структуры имеющихся курсов, распределенных по факультетам, направлениям, профилям и семестрам обучения. Среди библиотечных ресурсов
Таблица 2
Отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры
№ Наименование вуза (адрес сайта вуза) Сайт ДО Примечание
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (ЧГИФКиС) www.chgifkis.rii Moodle distobr.chgifkis.ra/ - 40 обучающих курсов для студентов, а также курс повышения квалификации для преподавателей
Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК) www.chifk.ru Moodle 89.250.222.231:5980/ - Moodle находится в стадии разработки, представлены, только 4 обучающих курса
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) www.kgafk.ni Moodle www.kgufkst.org.ra/mdl/ - один обучающий курс
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК) www.sibsport.ni Moodle www.sdo.sibgufk.ra/ - 42 курса, распределенные по семестрам и профилям обучения
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ) www.sportacadem.ru Moodle www.do.sportacadem.ru - 840 обучающих курсов: олимпиады среди школьников и студентов, электронные курсы для студентов заочной, очной форм обучения, курсы для аспирантов и соискателей, курсы повышения квалификации
Набережночелнинский филиал Поволжской ГАФКСиТ -Камский государственный институт физической культуры (КамГАФКСиТ) www.kamgifk.ru Moodle www.do.kamgifk.ra/ Прометей 4.2 - на платформе Прометей (http://prom.kamgifk.ra:8000/client/courses.asp) представлены курсы, отсортированные в алфавитном порядке
Башкирский институт физической культуры (БИФК) www.bifk.ru Прометей 4.3 www.sdo.bifk.ra - каталог курсов, систематизированных по алфавиту
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК) www.uralgufk.ru Tandem E-leaming learn, uralgufk.ra/portal - системы ДО на портале Tandem E-leaming осуществляет доступ к рабочим программам, материалам отдела педагогической практики и факультета заочного обучения
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им П.Ф. Лесгафта (СПбГАФК им. П.Ф Лесгафта) www.lesgaft.spb.ru система спортивного дистанционного обучения www. е- sportleaming .га - система спортивного дистанционного обучения используется для проведения курсов повышения квалификации - на сайтах вузов выложены графики работы преподавателей, графики прохождения дисциплин, справочные материалы, методические пособия по изучаемым курсам в форматах Word и pdf
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК) www.vgifk.ru
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) www.sgafkst.ru факультет доп. образования www.sgafkst.ru/education/fdo/ - факультет дополнительного образования использует очно-заочную и дистанционную форму обучения - по некоторым дисциплинам представлены в интерактивном режиме электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), часть ЭУМК дана в формате Word
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК) www.vlgafc.ru Центр доп. образования www. vlgafc .га/edu/pre/ - центр дополнительного образования ориентирован на базовые курсы для учителей всех квалификационных категорий
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКСМиТ) www. sportedu. ru интернет-портал www.de.msu.ru - интернет-портал Центра дистанционного образования научного парка при МГУ им. М.В. Ломоносова используется для проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК) www.vgafk.ru нет - электронное тестирование по дисциплинам согласно расписанию - объемный и структурированный образовательный контент
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК) www.dvgafk.com нет - возможность электронного поиска в библиотечном фонде, каталогах баз данных «Книги» и «Статьи»
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) www.mgafk.ru нет - есть возможность скачивать необходимый учебный материал, входя в поисковую систему под индивидуальным логином и паролем, электронное тестирование
■ё
л г
К)
о
имеются внешние ссылки на бесплатные электронные библиотеки.
И все-таки в большинстве своем отечественные вузы физической культуры, так же как и зарубежные, в качестве платформы для дистанционного обучения выбирают МооШе. Так, например, в Чурап-чинском государственном институте физической культуры и спорта (ЧГИФКиС - www.chgifkis.ru) в системе дистанционного обучения МооШе (http://distobr.chgifkis.ru/) представлены более 40 обучающих курсов для студентов, а также курсы повышения квалификации для преподавателей. Обучающие курсы представлены не в полном количестве, по структуре сайта дистанционного обучения не понятно, для студентов какого курса и каких направлений они предназначены. Имеются ссылки на внешние электронные ресурсы, своей электронной библиотеки нет.
Структура сайта дистанционного обучения Moodle (Ы1р://89.250.222.231:5980/) Чайковского государственного института физической культуры (ЧГИФК - www.chifk.ru) находится в стадии разработки, представлены только 5 дисциплин: «Основы видеомонтажа», «Компьютерная обработка данных исследований», «Биомеханика», «Физика», «Информатика». Полезным считаем наличие электронной библиотеки, позволяющей осуществлять поиск необходимых книг и документов, представленных в pdf-формате.
Еще в менее разработанном состоянии находится сайт дистанционного обучения Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ - www.kgafk. т). Среди электронных ресурсов, представленных на главной странице сайта: ссылки на справочно-правовую систему «Консультант+», коллекция аудиовизуальных материалов и тематических cd-rom, издания университета в электронном виде, труды профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. Имеются полезные ссылки на внешние электронные ресурсы и электронный каталог КГУФКСТ. В системе МооС1е (www.kgufkst.org.
ru/mdl) представлен один курс -«Прикладная информатика».
На главной странице сайта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК - www.sibsport. ru) среди интернет-ресурсов имеются: ссылки на внешние электронные ресурсы, межвузовская электронная библиотека (www.icdlib. nspu.ru/), полный доступ ко всей коллекции образовательной электронной библиотеки ЭБС «Кни-гаФонд» (www.knigafund.ru/). В системе дистанционного обучения Moodle (www.sdo.sibgufk.ru/) представлены в общей сложности 42 курса, распределенные по семестрам и профилям обучения.
Но наиболее полно и структурированно платформа дистанционного обучения Moodle представлена в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ - www. sportacadem.ru). В системе ДО вуза (www.do.sportacadem.ru) даны 840 обучающих курсов, включающих: олимпиады среди школьников и студентов (4 наименования), электронные курсы для студентов заочной формы обучения (39), электронные курсы для студентов очной формы обучения (765), курсы для аспирантов и соискателей (7), курсы повышения квалификации (24), конкурс среди студентов (1). Структура сайта позволяет школьнику, студенту, магистранту и т. д. легко и быстро находить нужный обучающий курс. В разделе библиотеки имеются ссылки на электронные библиотечные системы издательств «Лань», «КнигаФонд», доступ к которым возможен благодаря индивидуальным картам, которые может получить каждый студент.
В Набережночелнинском филиале Поволжской ГАФКСиТ - Камском государственном институте физической культуры (КамГАФК-СиТ - www.kamgifk.ru/) одновременно используются две платформы системы дистанционного обучения: Прометей 4.2 (www.prom. kamgifk.ru:8000/client/courses.asp) и Moodle (www.do.kamgifk.ru/). В разделе библиотеки имеются ссыл-
ки на электронные библиотечные системы, периодические издания о спорте, физической культуре, каталоги издательств.
В качестве некоторой альтернативы дистанционному обучению Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК - www.vgafk.ru) использует электронное тестирование. Среди образовательных ресурсов на сайте вуза представлены: достаточно объемный и структурированный по семестрам, профилям и направлениям обучения образовательный контент, созданный преподавателями кафедр вуза; внешние ссылки на сайты вузов физической культуры и другие полезные ссылки на внешние электронные ресурсы.
Студенты Московской государственной академии физической культуры (МГАФК - www.mgafk.ru) имеют возможность скачивать необходимый учебный материал, входя в поисковую систему под индивидуальным логином и паролем. В этой же системе они проходят тестирование по дисциплинам согласно расписанию. Имеется выход в электронную библиотеку «Информ-сис-тема», ссылки на вузы физической культуры, издательства и др.
Электронная онлайн-библиоте-ка Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК - www.dvgafk.com) позволяет производить поиск в библиотечном фонде, в электронных каталогах баз данных «Книги» и «Статьи». Имеются ссылки на внешние ресурсы, журналы, подписные издания, новые поступления в библиотечный фонд.
Рассмотрим опыт применения дистанционного обучения и ее платформы Moodle в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Казань) для студентов-спортсменов разных форм обучения. Интенсивность спортивных тренировок и участия в спортивных соревнованиях определяет, по какой форме обучается студент-спортсмен: по очной форме, по очной форме с индивидуальным планом обучения или заочной форме.
Для студентов очной формы обучения учебный процесс проис-
Рис. 1. Траектория деятельности студента-спортсмена
ходит в основном в стенах учебного заведения: лекции, семинары (решение задач), лабораторные занятия. Самостоятельная работа определяется в строгом соответствии с рабочей программой и по усмотрению преподавателя выполняется в очной или дистанционной форме. Небольшая часть заданий в виде промежуточных и итоговых тестов выведена в систему дистанционного обучения Moodle.
Студенты очной формы, но обучающиеся по индивидуальному плану, лекции и семинарские занятия посещают частично, если в это время нет совпадений с графиком тренировок, соревнований. Все необходимые материалы выложены в системе дистанционного обучения и доступны им для самостоятельного изучения в любое время. Студенты выполняют виртуальные лабораторные работы и задания для самостоятельной работы (СРС). При любых затруднениях, возникающих во время изучения теоретического материла и выполнения заданий, у студентов-спортсменов есть возможность связаться с преподавателем заочно.
Для студентов заочной формы практически вся учебная деятельность осуществляется дистанционно, лишь установочные лекции и малая часть практических занятий
проходит в стенах учебного заведения. Форум (офлайн) или чат-занятия (онлайн), составление глоссария, задания для контроля, промежуточные и итоговые тесты выполняются в системе МооШе. Промежуточная аттестация в виде экзаменационного теста для студентов любой формы обучения проходит очно.
Вот так, например, можно представить траекторию деятельности студента-спортсмена заочной формы обучения (рис. 1).
Все необходимые учебные материалы, выложенные в СДО МооШе, представляют собой электронную версию учебно-методического комплекса изучаемой дисциплины - так называемый дистанционный курс.
Рассмотрим структуру такого курса (рис. 2). Согласно балльно-рейтинговой системе, введенной в Академии, электронные курсы состоят из двух основных модулей. Имеется нулевой блок, который содержит введение курса (описание и программа курса), методические рекомендации по работе с курсом, нормативы, полезную общую информацию, глоссарий основных понятий и терминов. Два учебных блока, представляющих собой учебные модули, имеют одинаковую логическую структуру: лекционный материал и практические упражнения, тесты, контрольные задания, форум-занятия, чат-опросы, итоговые тесты и дополнительные материалы. Для студентов очной формы обучения добавляется дополнительный блок заданий для отработки пропущенных занятий.
Оценивание результатов обучения студентов-спортсменов происходит согласно балльно-рейтинго-вой системе: 2 модуля по 25 баллов: 20 баллов - за успеваемость и 5 баллов - за посещаемость. Студенты-спортсмены, обучающиеся по индивидуальному плану обучения
и заочной форме обучения, баллы за посещаемость получают автоматически. Экзамен или зачет также оценивается в 50 баллов. Таким образом, по итогам суммы баллов, набранных в течение семестра и на экзамене (зачете), проставляется оценка в 5-балльной и 100-балльной шкале: от 51 до 64 - удовлетворительно, от 65 до 84 - хорошо, от 85 до 100 - отлично.
Дистанционная форма применяется при изучении всех дисциплин в Академии, в том числе и спортивного направления, таких как «Лыжный спорт», «Легкая атлетика». Конечно, на сайте могут быть выложены только теоретические основы таких дисциплин в виде лекционного материала или интерактивных упражнений по разбору спортивных видеосюжетов о тактике игры, проверочные тестовые задания и такие курсы не могут заменить тренировочных занятий и очной работы с тренером. Однако часть дисциплин, таких как «Информатика», «Физика» и др., вполне могут изучаться студентами-спортсменами самостоятельно при максимальном использовании дистанционных технологий. Важную роль при этом играет то методическое обеспечение, которое составляет основу дистанционного курса дисциплины. При понятном, пошаговом объяснении и разборе типовых заданий студент-спортсмен сможет в дальнейшем самостоятельно выполнять контрольные и проверочные задания, реализуя при этом свою индивидуальную траекторию обучения (в удобном для себя графике и темпе). При любых затруднениях он всегда сможет проконсультироваться с преподавателем заочно, а при необходимости и очно.
Выводы
1. Проведенный нами анализ сайтов зарубежных вузов физической культуры, позволяет утверждать, что (см. табл. 1):
- в четырех зарубежных вузах используется система дистанционного обучения Moodle: в Университете Восточного Лондона, в Тартуском университете, в Немецкой
Высшей школе спорта, в Университете Джорджии;
- в двух вузах созданы студенческие порталы, системы управления обучением, которые представляют возможности дистанционного обучения: в Академии спорта США, в Университете Центрального Ланкашира;
- существует возможность получения дистанционного обучения не только студентам, но и докторам наук;
- помимо официальных сайтов вузов физической культуры и спорта с платформами дистанционного обучения, за рубежом активно внедряется в практику использование консультационных сайтов, созданных профессиональными спортсменами и посвященных альпинизму, гимнастике, хоккею, футболу, психологической устойчивости в спорте;
- некоторые сайты предоставляют большие возможности для обучения тренеров, инструкторов, преподавателей, судей и администраторов на всех уровнях с последующим получением официальных сертификатов.
2. Проведенный нами анализ сайтов отечественных вузов физической культуры позволяет утверждать, что (см. табл. 2):
- в 6 вузах для осуществления дистанционного обучения студентов-спортсменов используется платформа Moodle: Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта (ЧГИФ-КиС), Чайковском государственном институте физической культуры (ЧГИФК), Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Набереж-ночелнинском филиале Поволжской ГАФКСиТ;
- в 2 вузах для осуществления дистанционного обучения студентов спортсменов используется платформа Прометей: в Набереж-ночелнинском филиале Поволжской ГАФКСиТ и Башкирском
институте физической культуры (БИФК);
- в 5 вузах интернет-порталы используются в основном для проведения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров: в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ), Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (ВЛГАФК), в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКС-МиТ); Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им П.Ф. Лесгафта (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта), Воронежском государственном институте физической культуры (ВГИФК);
- в одном вузе используется система сетевого и дистанционного обучения на портале Tandem E-learning: Уральском государственном университете физической культуры (Уральский ГУФК);
- в 3 вузах имеется некоторая альтернатива дистанционного обучения в виде электронного тестирования, электронной библиотеки: в Волгоградской государственной академии физической культуры (ВГАФК), Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК), Московской государственной академии физической культуры (МГАФК).
1. Проведенное нами исследование отечественного и зарубежного опыта внедрения дистанционного образования и обучения показало, что с каждым годом этот процесс все шире и глубже проникает во многие вузы, в том числе и вузы физической культуры.
2. Траектория образовательной деятельности студента-спортсмена позволяет осуществлять учебно-познавательную деятельность параллельно со спортивно-тренировочной.
3. В стандартную структуру электронного учебного методического комплекса дисциплины, созданную согласно балльно-рейтин-говой оценке результатов обучения студентов, входит нулевой блок и
два учебных блока, представляющих собой учебные модули.
Обучение на основе информационных технологий не способно полностью заменить прямого об-
щения преподавателя со студентом, но позволяет студентам-спортсменам, территориально отделенным от учебного заведения, самостоятельно изучать дисциплины, консультиро-
ваться с преподавателем, что делает комфортным образовательный процесс студента-спортсмена и может способствовать достижению лучших результатов на спортивной арене.
Литература
1. Мохов Д. Б. Западный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в спортивное обучение [Электронный ресурс] // Материалы интернет-конференции «Спортивное дистанционное обучение с аттестацией обучающихся в региональных образовательных учреждениях», РГУФКСиТ, 17 марта 2014 г. Режим доступа: http://liveukr.ru/shkolnye-zadaniya/zapadnyi-opyt-vnedreniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologii/ (от 06.05.2014).