можности строить иные траектории обучения. Предполагается, что разработка ЕСК РФ будет продолжена на отраслевом уровне. Таким образом, специалисты по отдельным отраслям, учитывая специфику входящих в отрасли профессий, смогут разработать свои отраслевые системы квалификаций с учетом ЕСК РФ, где будет четко определяться, какие компетенции, степень их развития могут считаться соответствующими определенному уровню квалификации. Подразумевается, что достаточно высокие уровни квалификации могут быть достигнуты гражданами не только на основании полученного образования, но и на основании практического опыта, саморазвития и самосовершенствования. Решением экспертной комиссии им может быть присвоена соответствующая квалификация. Очевидно, это также потребует разработки законодательной базы и новых образцов дипломов и свидетельств, соответствующих индивидуальной траектории обучения.
Как видим, роль ЕСК отнюдь не сводится к решению чисто ведомственных задач системы образования. Напротив, разработка ЕСК РФ обеспечивает возможность системных реформ и связь с другими
сферами национальной политики. Таким образом, на основе ЕСК РФ могут быть в обозримой перспективе решены многие задачи образовательной политики:
- установление национальных стандартов знаний, умений и широких компетенций;
- совершенствование качества образования и обучения;
- организация системы координации и сопоставимости квалификаций путем установления связей между различными квалификациями;
- обеспечение гарантированной возможности осуществлять принцип «обучение в течение всей жизни» любому гражданину РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;
- способствовать инвестиционной привлекательности системы образования для социальных партнеров;
- обеспечить конкурентоспособность и мобильность выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда;
- служить основой интеграции РФ в мировое образовательное пространство.
Н.П. Гальцова*, Т.И. Мезенцева**, И.А. Швадленко*
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
* Томский государственный педагогический университет
** Томский политехнический университет
Одной из главных задач высшего образования в России является вовлечение талантливой молодежи в научно-педагогическую деятельность, формирование высококвалифицированных специалистов со знанием иностранных языков, а также всемерное содействие укреплению кафедр и научных лабораторий, вокруг которых обычно формируются научные школы. Перед российским образованием открываются огромные перспективы в расширении академической мобильности студентов, аспирантов, преподавательского корпуса, научной общественности с целью обучения, обмена опытом, установления меж-культурных и научных контактов. Эти процессы, с одной стороны, означают укрепление отношений с другими европейскими странами, с другой - позволяют совместно создавать условия для развития как общества в целом, так и отдельной личности.
В связи с концепцией модернизации российского образования, автоматизацией и информатизацией высшего образования реализация идеи формирования единой информационно-образовательной среды осуществляется через создание условий для про-
фессионального образования студентов, аспирантов, молодых ученых и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Активизации и укреплению этих тенденций способствует внедрение и применение в образовательных структурах новых технологий, сопровождающихся радикальными изменениями в педагогических приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в методологии современного образования.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая современная образовательная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые оказывают воздействие на развитие всей педагогической системы в целом и значительно влияют на характер преподавательской деятельности, способствуют технологические инновации.
Компьютерные системы и сети радикальным образом изменили способы доступа к информации и
знаниям. Благодаря своим техническим возможностям компьютер открывает новые пути организации учебного процесса и может быть использован не только в структуре аудиторного занятия, но и в условиях внеаудиторной самостоятельной работы [1].
В данной статье предпринята попытка выявить возможности и перспективы использования информационных компьютерных технологий аспирантами и молодыми учеными, заинтересованными в развитии своих профессиональных знаний и навыков, и представлен краткий обзор состояния разработок в данной сфере деятельности со ссылками на примеры использования информационных компьютерных технологий в различных вузах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Во всех развитых зарубежных странах приоритетной задачей в области информационного обеспечения науки и образования считается создание электронных библиотек. Созданием таковых в США и Западной Европе начали заниматься с 1992-1994 гг., в России первые проекты появились в 1996 г. В настоящее время электронные ресурсы существенно влияют на эффективность научных исследований и процесс обучения в аспирантуре. Аспиранты и молодые ученые некоторых высших школ уже оценили преимущества работы с электронными библиотеками. (Библиотека Барнаульского государственного педагогического университета, Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН, Библиотека Томского государственного университета и др.) Благодаря электронным библиотекам становятся доступными для значительно большего числа пользователей документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве или в единственном экземпляре (рукописные книги, архивы). Электронная библиотека предлагает возможности скоростного поиска необходимой аспирантам литературы, ее оперативный заказ и получение. Более того, обращение к данной компьютерной технологии в значительной мере ускоряет работу по выполнению исследовательской деятельности аспирантов и соискателей, помогает найти необходимые источники по соответствующей научной проблематике как на родном, так и на иностранном языках, а также способствует более квалифицированной подготовке к сдаче кандидатских экзаменов [2].
Поиск научной литературы с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, позволяет молодым ученым приблизиться к библиотечным фондам и осуществляется при помощи электронного каталога всей имеющейся литературы. Электронный каталог включает в себя библиографическую и полнотекстовую информацию о статьях, периодических изданиях, книгах, диссертациях, мультимедийных материалах. Такие поисковые возможности электронного каталога, как доступ по автору, названию, ключевому
слову, году издания, значительно облегчают работу пользователей. Создание электронных каталогов -это необходимое условие полноценного функционирования библиотек сегодня, особенно научных.
Компьютерная информационная система комплектования фондов с помощью веб-технологий предоставляет аспирантам не только существующий каталог литературы, но и те материалы, которые планируются к изданию различными издательствами. Особое место среди электронных информационных ресурсов по поддержке научных исследований занимают диссертации, ценность которых определяется тем, что в них содержится как всесторонний анализ исследуемых проблем по различным отраслям науки, включающий обзор литературы по теме, так и новые подходы к решению этих проблем, предлагаемые диссертантами. Речь идет о системе «Электронная библиотека диссертаций (ЭБД)», представляющей собой вариант реализации концепции замены традиционного хранения и получения информации.
Вполне очевидны преимущества пользования электронными библиотеками диссертаций в современных условиях. С одной стороны, они предлагают цветные меняющиеся диаграммы, анимированные формулы и графики, аудио- и видеофайлы, с другой стороны, здесь могут быть размещены подробные рекомендации, описывающие процесс подготовки диссертаций в печатной и электронной формах. Проекты по разработкам электронных диссертаций ведутся в десятках стран мира с применением самых передовых технологий [3]. Лидером в собирании и предоставлении доступа к электронным диссертациям является компания UMI, чья база данных содержит на сегодняшний день около
1.5 млн диссертаций, из которых более чем 100 тыс. полных текстов представлено в формате PDF (www. umi.com/hp/Support/DServices). После проведенного поиска описаний диссертаций, который осуществляется на коммерческой основе, можно заказать диссертации в электронной или печатной форме. В свободный доступ предоставляется массив диссертаций, за исключением самых новых, защищенных в последние два года, по которому можно проводить детальный поиск по нескольким полям. Кроме того, разрешается просмотреть первые 24 страницы каждой из найденных диссертаций.
Некоммерческой альтернативой ЭБД является международный проект Networked Digital Library of Thesis and Dissertations (NDLTD, www.ndltd.org). Данная электронная библиотека диссертаций объединяет более 120 участников из 23 стран мира, включая Россию. Здесь не только можно получить доступ к диссертациям (как свободный, так и ком -мерческий), но и публиковать собственные статьи и диссертации. Нельзя не упомянуть известный
международный проект Open Archives (www. openarchives.org), реализуемый с целью обеспечения открытого доступа к научным публикациям. Деятельность по созданию ЭБД в последние годы активно поддерживается ЮНЕСКО и лежит в русле стратегии по обеспечению свободного доступа к научным сетевым ресурсам.
Большую роль в информационном обеспечении аспирантов играют базы данных научных трудов по специальности. Они учитывают потребности специ-алистов-исследователей и предоставляют особо ценную, приоритетную и профессионально отфильтрованную информацию, в отличие от существующих отраслевых баз данных, которые стремятся отразить весь информационный поток отрасли и насчитывают миллионы библиографических записей. Эти базы содержат данные, сконцентрированные по наиболее узким тематическим областям знаний и направлениям научных исследований, являясь, в свою очередь, обобщением опыта специалистов, занятых соответствующими исследованиями, выполняя тем самым функцию автоматизированных информационно-библиотечных систем по накоплению информации. В настоящий момент базами данных научных трудов по специальности активно пользуются аспиранты и молодые ученые Пущинского научного центра РАН, филиала ТГПУ г. Салехарда и других вузов.
К электронным ресурсам, которые могут использоваться для выполнения научно-исследовательских работ, следует отнести электронные пакеты, например Maple, MATLAB, LabVlEW, SPSS, которые завоевали популярность своим удобством и богатством средств обработки и предоставления информации. Для опубликования научных работ, разработанных на автоматизированном рабочем месте, подойдет такой пакет предпечатной подготовки, как Scientific Workplace. В формате LaTex, сходном по своей организации с гипертекстом, минимальными усилиями можно размещать научные работы для последующей печати. Программа облегчает написание и форматирование печатной документации на компьютере с использованием большого количества разнообразных формул и других специальных символов. Программа SPSS позволяет проводить анализ и обработку статистических данных в полном объеме, учитывать сложные планы выборок и соответствующие им стандартные ошибки.
Большую помощь в оформлении результатов научного поиска молодым ученым окажет знакомство с так называемыми редакторами, программами для обработки электронных материалов - текстов, графики, таблиц, анимации, видео и др. Современные возможности редакторов предоставляют возможность аспирантам проверить орфографию, грамматику, пунктуацию, стиль, подобрать синонимы при подготовке рефератов, докладов и научных статей
(текстовый редактор Microsoft Word). Использование шаблонов документов различных типов: факсов, писем, резюме и др., предоставляемых редактором, обеспечивает создание на их основе собственных документов. Возможности этих программ различны: от подготовки небольших документов простой структуры до набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы). Презентации Power Point (одно из средств Microsoft Office), состоящие из набора слайдов, вызываемых последовательно или в другом порядке, очень удобны для иллюстрации докладов на семинарах и конференциях. Мощным средством автоматизации обработки и хранения табличной информации являются электронные таблицы. С их помощью аспирант может строить расписания и графики, проводить расчеты. Электронные таблицы Excel 5.0, 6.0, 97, 2000 работают под управлением операционной системы Windows, обеспечивают эффективную обработку числовых данных и широко применяются при статистических анализах в диссертационных исследованиях. Данные (числа, тексты, рисунки) заносятся в ячейки таблиц, которые являются листами рабочей книги, хранящейся в виде файла. В Excel реализуются первичный статистический анализ, сортировка данных, формирование выборки по различным критериям, построение таблиц результатов, диаграмм. Кроме того, имеется множество других функций, способствующих достижению современного уровня проведения и оформления научных исследований.
Принципиально новую форму изложения теоретического материала в свете возможностей цифровой обработки текстовой и графической информации представляют электронные учебники, справочники, электронные лекции и книги. В современной медиапедагогике понятие «электронный учебник» включает несколько форм. Стандартные электронные учебники представляют собой электронный текст, оглавление которого является системой быстрого перехода на разделы и главы учебника с функциями пролистывания «вперед-назад» и «возврат к оглавлению».
Электронный учебник для аспирантов представляет собой сборник всех основных как теоретических, так и практических материалов, необходимых для самостоятельной подготовки к сдаче вступительных и кандидатских экзаменов. Электронный учебник может содержать не только печатный текст, но и гиперссылки (переходы), иллюстрации и интерактивные демонстрации. В более сложных учебниках при помощи гиперссылок реализована возможность быстрого перемещения на справочный материал или другие параграфы учебника. Их структура предусматривает работу как в автономном режиме (кейс-технология), так и в режиме on-line. Все учебные материалы, размещенные на интернет-сер-
вере, после заключения договора становятся доступны для самостоятельного изучения. Аспирант либо строго следует логике учебника, либо действует в соответствии с указаниями консультанта/научного руководителя, либо сам выбирает себе задания из учебника для изучения. При работе в автономном режиме все задания тестового типа снабжаются «ключами», которые позволяют быстро выявлять правильность усвоения материала. «Ключи» могут содержать комментарии или ссылки на соответствующие теоретические разделы учебника. Работа по электронному учебнику позволяет эффективнее организовать работу аспирантов и обеспечивает их необходимым комплектом материалов для успешного обучения в аспирантуре. Электронные учебники широко используются для самостоятельной работы аспирантов в различных вузах нашей страны (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики; Современный гуманитарный институт, г. Москва и др.).
Инновационные технологии, основанные на самостоятельном изучении аспирантом печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляются в форме кейса. Комплексные кейс-технологии предполагают, что в выдаваемых аспирантам учебно-методических комплексах должно быть все необходимое для изучения одного или нескольких модулей, а следовательно, кроме традиционных носителей информации они органично дополняются комплектом СБ-ИОМ, (дискеты, БУБ), содержащими интерактивные обучающие курсы, тесты для самоконтроля, информационно-справочные и библиографические материалы. Компьютерные сети используются в основном для консультаций, проведения конференций, переписки и получения информации из электронных библиотек и баз данных. Учебно-методические материалы, используемые в этом контексте, отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучающихся. При этом ключевую роль играют научные консультанты и руководители, главная задача которых - помочь молодому ученому сразу же практически применить получаемые знания в его научноисследовательской и профессиональной деятельности. Аспиранты таких известных вузов, как Московская финансово-юридическая академия, Московский институт экономики и права, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, в своей работе используют кейс-технологии. Особого подхода к использованию кейс-технологий придерживается МИМ ЛИНК (эта форма образования была опробована вузом совместно со Школой бизнеса Британского открытого университета).
С учетом высокого уровеня развития информационно-компьютерных технологий становится очевидным, что без них уже сложно представить поиск
нужного материала по специальности, практику чтения электронных иноязычных текстов, их перевода, а также обучение иностранным языкам. Поэтому следующие ресурсы, на наш взгляд, могут помочь аспирантам сделать их работу более эффективной. Речь идет об использовании другой разновидности учебных пособий в электронном формате, а именно компьютерных словарей, энциклопедий, справочных систем.
Электронные энциклопедии включают электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными форматами - это мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, наличие электронных каталогов, поддержка видео и анимации, и, что, несомненно, важно, небольшой физический объем, так как 50 томов книг-энциклопедий умещаются на одном СБ диске. В подготовке аспирантов с использованием компьютерных технологий будет весьма полезным создание специализированной медиатеки для системы послевузовского образования. Иными словами, необходим электронный архив полезных для молодых ученых источников, содержащий аудио-, видео- и текстовую информацию. При этом медиатеки не должны быть ограничены стандартным объемом СБЯ, поскольку предполагается, что они открыты для изменений и обновлений, что почти невозможно на СБ. Для того чтобы уйти от привязки электронных учебных пособий к СБ, можно размещать медиатеки в локальной сети вуза или в Интернете, предоставляя тем самым доступ аспирантам к источникам медиатеки.
При изучении молодыми учеными иностранных языков большим преимуществом по сравнению с печатными аналогами обладают компьютерные словари. Они предоставляют пользователю множество дополнительных возможностей: увеличение скорости поиска в двуязычных словарях при прямом и обратном переводе полнотекстовый поиск не только в словнике, но и в текстах всех словарных статей. Применение средств мультимедиа очень значимо для се-мантизации лексики. В большинстве современных электронных словарей озвучиваются заголовочные слова, что в определенной степени облегчает поиск нужной информации и ее восприятие. В словарях и энциклопедиях в качестве иллюстрированного материала используется графика, фотографии, анимация, видеофрагменты. При работе с иноязычными текстами важным является наличие системы гиперссылок, перекрестных ссылок ко всем словам, содержащимся в словаре, включение в структуру компьютерного словаря нескольких словарей разных типов и жанров, самостоятельное пополнение словаря пользователем, предоставление дополнительной справочной
информации по фонетике, грамматике, стилям и другим аспектам языка. Компьютерные словари и энциклопедии разрабатываются в виде автономных и сетевых программных продуктов. Одним из примеров предоставления многих возможностей может служить система электронных словарей ABBYY LINGVO, которая включает 8 переводных словарей общелитературной лексики: англо-, немецко-, италь-янско-, французско-русский, а также более 30 словарей по различным областям знаний: экономический, компьютерный, научно-технический, политехнический, нефтегазовый и др. Аспиранту предоставляется возможность выбора словарей, одновременного поиска в нескольких словарях, прослушивания заголовочной единицы, обращения к информации об устойчивых словосочетаниях и получение дополнительных сведений по грамматике. Разновидностью электронных словарей, получивших в последнее время очень широкое распространение, являются терминологические словари. Они представляют собой электронную базу данных определений из некоторой предметной области. Разнообразные системы быстрого поиска основной и дополнительной информации значительно облегчают работу с любым текстом. Терминологический словарь может быть как отдельным модулем, к примеру словарь по педагогике, так и быть интегрирован в другие мультимедийные ресурсы. Создание сетевых словарей и информационно-справочных порталов помимо поиска слов в одноязычных и двуязычных словарях предоставляют целый ряд дополнительных возможностей. Ряд сетевых словарей позволяет задавать специалистам вопросы по проблемам языка, обратиться к банку вопросов пользователей и задать в нем поиск по ключевым словам. Одной из отечественных версий сетевых словарей является «Сетевой мультисловарь-справочник» (Glossword. Ru), который представляет собой постоянно обновляемую коллекцию словарей, справочников, энциклопедий. Каждый словарь включает не только страницы с текстом, а позиционирует целый механизм, созданный по самым современным технологиям интернет-дизайна и верстки, в котором есть все необходимое для удобного просмотра. Найти интересующий термин или определение аспиранту поможет форма поиска, расположенная на каждой странице словаря, а также на главной странице сайта. Наиболее известными зарубежными электронными энциклопедиями являются «Encarta», «World Book», «Britannica», которые ежегодно обновляются и процесс их разработки и совершенствования продолжается.
Более эффективному обучению аспирантов будет способствовать использование электронных комплексов справочной информации по определенному разделу знания, оснащенных программными алгоритмами с различными схемами поиска, например, по оглавлению, ключевым словам и др.
Большую помощь в подготовке диссертационных исследований оказывает создание информационно-образовательных порталов и специальных сайтов для аспирантов в сети Интернет, где нет ограничений во времени и пространстве.
Веб-портал - это сайт, выполняющий роль отправной точки для своей аудитории, дающий возможность поиска, рубрикатор, сервисы библиотек, правовой базы и др. Одна из главных задач портала - объединять на своих электронных страницах ссылки на сайты, связанные с конкретной аудиторией [4]. Веб-портал для аспирантов призван свести в единую систему все сайты научных, образовательных и исследовательских структур вуза, региона, страны или нескольких вузов, регионов, стран. Тем, кто недавно поступил в аспирантуру и не знает, с чего лучше начать обучение, будет полезно почитать руководство для аспирантов. В файловых архивах можно найти примеры документов, оформляемых диссертантами. Порталы для аспирантов содержат обзоры полезных при обучении книг, а также перечень изданий, в которых ВАК рекомендует публиковать свои научные статьи. В некоторых порталах, помимо издательской аннотации, каждая информация может быть снабжена комментариями читателей. В порталах собраны ссылки на защищенные диссертационные работы, опубликованные в Интернете, а также рекомендации, как искать диссертации по интересующей специальности. В разделе диссертаций аспирант имеет возможность поместить свою работу. В содержании порталов могут быть собраны законы и нормативные акты, определяющие права и обязанности аспирантов, регламентирующие их деятельность, анонсы о тех, кто готовится к прохождению предзащиты и защиты диссертации. Более того, в электронном форуме порталов предоставляется возможность молодым исследователям обменяться информацией, а также задать различные вопросы ведущим ученым вуза по обучению в аспирантуре, по технологиям подготовки диссертации.
Интернет-сайты для аспирантов обеспечивают доступ к образовательным информационным материалам, адресованным соискателям ученых степеней кандидатов и докторов наук. Например, сайты для аспирантов содержат статьи, посвященные общим вопросам организации научной работы, подготовки рукописей и т.п., а также можно получить информацию о предстоящих научных форумах и узнать контактные адреса их организаторов. Некоторые сайты могут содержать Интернет-магазины, где можно приобрести необходимые для работы книги и СБ-диски. Так, Международный фонд GrantsNet (http://wwwgrantne.org) и Российский фонд фундаментальных исследований (http://www.rfbr.ru) предоставляют адреса
грантодателей, финансирующих научные исследования.
Кроме вышеупомянутых возможностей, система компьютерных сетевых технологий содержит следующие инструменты: доску объявлений; электронные семинары, которые проводятся в виде форумов и дискуссий в режиме реального времени, которые, в отличие от конференций, функционируют постоянно и позволяют оперативно обсуждать проблемы в любое время суток; электронную почту, с помощью которой проводятся консультации по соответствующим научным темам, а также другие формы организации обсуждений, совещаний и конференций [4].
После проведения краткого экскурса в существующие сегодня аналоги электронных ресурсов при работе с информацией явно вырисовываются новые перспективы модернизации системы подготовки научных кадров высшей квалификации, основанные на органичном включении в традиционную систему послевузовского российского образования новейших компьютерных технологий, что, вне всяких сомнений, обеспечит большую эффективность деятельности института аспирантуры и высокое качество подготовки высококвалифицированных научных кадров, адекватных мировым образовательным стандартам.
Литература
1. Инновации в образовании. 2001. № 2, 3.
2. Бездушный А.А., Бездушный А.Н., Нестеренко А.К. и др. Возможности технологий ИСИР в поддержке Единого научного информационного пространства РАН // Сб. докл. VI Всерос. конф. «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» RCDL'2004. Пущино, 2004.
3. Лавренова О.А., Литвинова Н.Н.Электронная библиотека диссертаций в РГБ // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. междунар. конф. «Крым 2002». Т. 1. М., 2002.
4. Andrews C. (2000). Project-oriented use of the World Wide Web for teaching and learning culture // ComputerAssistedLanguageLearning, 13(4-5), 357-376.
Е.Л. Богданова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Томский государственный университет
Становление глобального информационного общества как нового этапа эволюции человечества находит своеобразное отражение в сфере образовательных интересов современного человека. Содержательное и обоснованное увлечение идеей дистанционного образования в разных формах и степени ее проявления можно рассматривать как своевременный ответ на реальный запрос рынка образовательных услуг. В то же время многие исследователи отмечают опасность того, что в условиях тотальной информатизации человек может стать самым слабым звеном информационной цепочки.
Особую значимость в перенасыщенном информационном поле приобретает способность человека критически и творчески отбирать, обрабатывать необходимую информацию и использовать ее для решения жизненных и профессионально значимых задач. Данные требования определяют и необходимость направленности высшего образования на когнитивное развитие и овладение человеком основными когнитивными стратегиями, позволяющими более эффективно работать с информационным по-
лем. Определяя этот специфический вид компетентности как метакогнитивную компетентность [1], рассмотрим далее возможности организации педагогических условий, способствующих ее развитию.
Работая второй год в логике реализации образовательной технологии дистанционного обучения в Томском филиале Современной гуманитарной академии, мы, видя все преимущества и потенциальные возможности этого подхода, в то же время фиксируем проблемные моменты, которые связаны прежде всего с трудностями перехода от уже устоявшихся образовательных стереотипов у участников образовательного процесса к принципиально иным образовательным ценностям и установкам.
Образовательная технология СГА интересна тем, что дистанционные формы обучения органично дополняются общением с преподавателями в режиме коллективных тренингов и консультаций. Таким образом, с преподавателей снимается функция трансляции информации, и актуализируется необходимость переосмысления содержания педагогической деятельности. В такой логике технология дистанци-