8. Ильенков Э. В. О специфике искусства // Вопросы эстетики. - М., 1960. - Вып. 4.
9. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный: Чеч.-Ингуш. книж. изд-во, 1976.
10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика,
1971.
11. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения в 2-х тт. - М., 1983. - Т. 2.
13. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства //Избранные психологические произведения в 2-х тт. - М., 1983. - Т. 2.
14. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. - М., 1993.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2003.
16. Тхагапсоев Х. Г. О новой парадигме образования // Педагогика. -1999. - № 1. - С. 103-110.
17. Щедровицкий П. Г. Пространство свободы // Народное образование. - 1997. - № 1. - С. 46-51.
УДК 371.64 ББК Ч 421.27
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
И. Г. Захарова
Ключевые слова: информатизация образования; образовательная среда; электронный учебник; 1п1егпе1
Резюме: В статье предложены подходы к организации активной познавательной деятельности учащихся в условиях широкого использования в образовательном процессе современных информационных технологий: ресурсов глобальной сети тегпе1;, электронных учебников и мультимедийных энциклопедий.
За последние десятилетия окружающий нас мир очень изменился во многих отношениях благодаря широкому использованию все новых и новых технологий получения информации. Дети XXI века, которым трудно представить жизнь без телевидения, а в материально благополучных семьях - и без компьютера, мобильной связи, дети, отдающие свое предпочтение не книгам, а компьютерным играм, ставят перед педагогами очень сложные задачи. Это поколение «информационных акселератов» [1, с. 3] трудно чем-то удивить. Поэтому все более острым становится вопрос о готовности педагогов, психологов, всей системы образования не просто к информатизации, а к обогащению образовательной среды возможностями информационных технологий, решению с их помощью тех проблем, которые несет информационный бум.
Что несет 1п1егпе1 — информацию или знание?
Во многих ситуациях достаточно интуитивного понимания таких категорий, как «информация» и «знание». Сложность определения соответствующих терминов заключается в их кажущейся синонимичности, граница между ними многим кажется весьма условной.
Словарь определяет информацию как 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи [3]. То есть информация является некоторым исходным материалом, который еще предстоит обработать для принятия решения, постижения окружающего мира и т. п.
Знание же - это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. И далее, знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта [3].
Таким образом, для формирования знания на основе полученной информации требуется активная познавательная деятельность самого человека -получателя информации.
Ребенку от природы присуще любопытство, он стремится именно к знанию, задавая свои бесконечные как, что, почему. Очевидно, что любопытство может приобретать различные формы. Все зависит от того, что является основным мотивом. Так, оно может быть основано на прагматизме, и тогда человек стремится изучить то, что может быть полезно. В другом случае это стремление к самоутверждению, желание знать то, чего не знают другие и т. д.
Любопыгство является необходимым условием обучения. Успешное освоение знаний приносит удовлетворение, порождая еще большее любопытство. Чем больше человек узнает, тем больше хочет узнать, и тем больше уверен в своей способности к познанию. Однако только одного любопытства для формирования знаний недостаточно.
Первый шаг в удовлетворении любопытства - получение интересной информации. Первый шаг в познании - получение достоверной информации. Таким образом, успешность обучения - процесса преобразования информации в знания на уровне отдельного человека - зависит от результатов отбора в огромном информационном потоке именно той, как интересной, так и достоверной информации, служащей основой для формирования новых знаний, пересмотра прежних представлений, достижения или углубления понимания.
В наше время информация надвигается на человека практически неконтролируемой лавиной. При этом больше информации не значит больше знаний. Объем информации имеет намного меньшее значение, чем принципы ее организации и способы доступа к ней. Именно они определяют возможность ее использования при формировании знаний. Знания - это информация, прошедшая обработку разумом. Получение информации - всего лишь небольшой этап на пути познания. Для получения знаний информацию еще нужно осмыслить
и здесь без должной систематизации не обойтись. Нагляднейший пример - периодическая система элементов Менделеева. Благодаря использованному в ней гениальному принципу организации информации о химических элементах она уже становится способом представления знаний, позволяя глубже понять многие фундаментальные законы естествознания.
Осмысление полученной информации невозможно без серьезных умственных и душевных усилий (и ум, и душа обязаны трудиться!). К сожалению, благодаря именно современным коммуникациям (телевидение, Іпїегпеї) многие нелепицы легко принимаются на веру миллионами людей. Однако здесь есть один очень существенный момент: если телевидение предлагает нам готовые решения, то Іпїегпеї оставляет право выбора, предоставляя множество альтернативных источников информации.
Как отмечает известный писатель и культуролог Умберто Эко, наше общество практически расщепилось на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера [2], имея возможность отбирать информацию. Но одной только возможности недостаточно.
Если говорить о внешкольном общении с глобальной сетью, то, как показывает практика, большинство детей и подростков видят в Іпїегпеї, в лучшем случае, только коммуникационную технологию и с помощью электронной почты и чатов восполняют дефицит общения. А всему многообразию электронных ресурсов, имеющих большое культурное значение (полнотекстовые библиотеки, виртуальные музеи, медиа-энциклопедии и др.), дети зачастую предпочитают те же компьютерные игры-«стрелялки», чтение анекдотов и т. п. О каких уж образовательных возможностях Іпїегпеї тут говорить! Однако в этом нельзя винить Іпїегпеї, поскольку проблема состоит в том, какие задачи поставлены перед ребенком. Часто родители бывают очень довольны и даже горды тем, что ребенок помногу сидит за компьютером, чем он при этом занимается - их не очень-то интересует.
Именно учитель может заинтересовать ученика интересным заданием по поиску информации, помочь ему научиться отделять правду от вымысла, различать форму и содержание, взвешивать мнения из разных источников и делать собственные заключения. Без помощи педагога ребенок не сможет решить эту задачу.
Электронные учебники — основа для творчества педагога и ученика
Современную образовательную среду изменило не только появление Іпїегпеї (тем более что это пока не самая доступная технология). Гораздо большие потенциальные возможности у широко тиражируемых мультимедийных энциклопедий, электронных учебников, разработанных по многим учебным дисциплинам. Среди электронных учебников нужно выделить те, которые позволяют учащимся не просто получать готовую информацию, но вовлекают их
в проведение виртуальных опытов, развивают исследовательские, творческие способности. Речь идет о моделирующих программах.
Одна из важнейших причин использования моделирующих программ в учебно-воспитательном процессе - это потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые трудно или просто невозможно воспроизвести в классе. Такие программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации, используются для активизации поисковой деятельности обучаемых и в качестве отдельных программных средств, и в составе электронных учебников по физике, химии, биологии. В моделирующих программах может широко использоваться интерактивная графика, дающая возможность не только наблюдать особенности изучаемого процесса, но и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на получаемые результаты, «поворачивая» с помощью мышки рукоятки приборов, «смешивая» растворы и т. д. Например, в электронном учебнике «Открытая физика» изучение теоретического материала, решение задач поддерживается работой с моделирующими программами, которые не только дают ученику целостное представление об изучаемом процессе, но и пробуждают любопытство, позволяют стать настоящим экспериментатором. В учебнике создается особая образовательная среда, в которой помимо математической модели, позволяющей изучить влияние всех числовых параметров «в числах», можно увидеть происходящие изменения и на графиках, и в видеоизображении физического процесса. К сожалению, пока круг широко тиражируемых моделирующих программ, предназначенных для общеобразовательных учебных заведений, в основном ограничивается разработками по физике, химии, биологии, астрономии. Все эти программы очень качественны, но ориентированы на изучение отдельных тем конкретных дисциплин. Они не позволяют целостно изучить какое-то природное явление с учетом различных факторов. Интересным направлением компьютерного моделирования является работа с программой, совмещенная с реальной предметной деятельностью (раскрой материалов, дизайн, сборка устройств и т. п.). В этих программах предлагается привлекательная среда для индивидуального и коллективного творчества, результаты которого можно воплотить в жизнь.
Однако как бы ни был объемен и информативен электронный учебник, его трудно использовать в «готовом» виде». Именно из-за своей информационной избыточности он (учебник) чаще всего только основа для творчества - как педагога, так и ученика. Электронный учебник - это не просто последовательность сменяющих друг друга картинок, текстов, анимаций. Это система тесно переплетенных информационных блоков. Их выстраивание в цепочку для представления на экране во многом зависит от автора учебника. Наиболее серьезный недостаток установленных связей состоит в том, что сама последовательность изложения может быть приемлемой для одного ученика и совершенно не подходить для другого. Интересы и уровень развития детей различ-
ны. Оптимальным было бы разработать индивидуальную последовательность обучения, максимально эффективную для конкретного ученика - с учетом того, что ему уже известно и что требуется усвоить. То есть опять возникает задача для педагога: планирование для используемого электронного учебника хотя бы нескольких образовательных траекторий с учетом разных возможностей учащихся. Тем более это важно при работе с электронными энциклопедиями.
Электронная библиотека — основа современной образовательной среды школы
В истории образования было несколько революционных преобразований, связанных с изменением технологической основы образовательного процесса. Наиболее важные и принципиальные из них связаны с переходом от устного диалога учителя и ученика времен Сократа к образовательным формам, которые включили чтение и письмо, а также с появлением образовательной структуры, объединившей организованнъх. педагогов и учащихся - в противоположность независимым учителям, контактировавшим с независимыми учениками в произвольном режиме.
Появление библиотек дало новый толчок к развитию образования, которое получило новое качество, поскольку интеллектуальные ресурсы были не просто собраны, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению структуры, благоприятствующие не только обучению, но и творчеству.
В последние десятилетия изменение технологической основы образовательного процесса определяется широким использованием информационных технологий (ИТ). Появились новые формы представления информации, когда уже не сухие тексты, а непосредственная, «живая» мультимедийная информация передается с помощью телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски. 1п1егпе1 в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.
На смену обычной школьной библиотеке приходит электронная библио-тека-медиатека. Однако она должна предлагать учащимся не только мультимедийные электронные учебники, но и наглядно структурированные методические материалы для работы с ними. Если рабочие места в такой библиотеке имеют выход в 1п1егпе1:, то, конечно, требуется и методическое сопровождение, облегчающее педагогам и учащимся поиск в сети, формирование собственных образовательных ресурсов на основе найденных в библиотеке источников ^еЬ-страницы, компьютерные презентации, рефераты, отчеты по выполненным проектам и др.). Поэтому для эффективной работы библиотеки очень важно подготовить (возможно, в форме вспомогательных web-страниц) специальные разработки, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (1п1егпе1:-ссылок) по данной предметной области. Безусловно, полезно привлечение не только учителей, но и са-
мих учащихся к подготовке таких 1п1егпе1:-страниц. Для этой работы требуется определенная подготовка в области создания web-страниц.
В Тюменской области решению проблемы помогает то, что педагоги получают необходимые знания на базе Тюменского регионального центра интернет-образования, где прошли подготовку уже более 7000 слушателей (педагогов, школьных психологов, руководителей). Для учащихся такое обучение может быть реализовано, например, в курсе информатики при изучении технологий 1п1егпе1 Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть достаточно универсальными и позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией для педагогов и учащихся.
Заключение
Задачи, сформулированные в данной статье, успешно решаются во многих школах Тюменской области. Например, в МОУ № 88 Тюмени сформирована полноценная медиатека. Педагогами и учащимися (под руководством учителей) разработаны сотни компьютерных презентаций для большинства предметов, учителями проделана огромная работа по подготовке методического сопровождения электронных учебников. Педагогами постоянно внедряются все новые и новые компьютерные моделирующие программы, позволяющие активизировать творчество учащихся - от программы, поддерживающей эксперименты с помощью электронного микроскопа, - до моделирующей программы ландшафтного дизайна (на ее основе дети строят реальные проекты благоустройства школьной территории). Многие школы города планомерно формируют информационную образовательную среду на основе современного программного комплекса Ые1:-школа. Перечень можно продолжить, но, думается, будет более полезно познакомиться с опытом информатизации непосредственно из статей педагогов и руководителей образования.
Ситуация, сложившаяся в области информатизации образования, говорит о том, что необходимо изучать опыт педагогов, сформировав банк педагогического опыта. Это позволит обобщить и научно осмыслить полученные результаты, а затем и распространять достижения в организации образовательного процесса.
В чем особая привлекательность современных информационных технологий? Наверное, в первую очередь в том, что не требуется многолетней дополнительной подготовки для их эффективного использования. Эти технологии открывают самые широкие возможности и тем, кого интересует принцип работы компьютеров, и тем, кто хочет разрабатывать свои собственные программы, и, наконец, тому подавляющему большинству, которое ищет в информационных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.
В то же время нельзя не замечать множества отрицательных моментов в том, что касается деятельности на основе этих технологий. Информационные
технологии, расширяя наши возможности, в то же время и сужают, и стандартизируют многие наши представления. Нельзя сказать, что предоставление доступа к большим объемам информации делает человека более информированным без каких-либо дополнительных усилий, тем более нельзя говорить о его большей образованности и культуре.
Эффективность любых технологий зависит от того, как мы их используем. В свое время от кино, телевидения, разнообразных технических средств обучения ожидали значительного влияния на систему образования, но опыт показал, что все зависит не столько от средств, сколько от способов и форм применения этих технологий. В образовании результаты зависят не столько от взаимодействия обучаемого и компьютера, сколько от взаимодействия учащихся и педагога, учащихся между собой. И если информационные технологии будут делать более эффективным именно это взаимодействие, то только тогда можно будет говорить об их влиянии на систему образования.
Прекрасные возможности в этом плане дает совместная деятельность по формированию образовательной среды на основе ИТ. Эта среда только складывается, ее содержательное наполнение зависит, в основном, от личной инициативы учителей. Но именно поэтому создаются очень благоприятные условия для сотрудничества учителя и ученика, поскольку учащиеся с большим желанием реализуют, по меньшей мере, техническую сторону подобных проектов. При этом даже самые отъявленные «технари» неизбежно проникаются содержательной стороной выполняемого задания, учатся работать в коллективе. Это очень наглядно продемонстрировали творческие работы, представленные на проводящемся в Тюмени конкурсе web-проектов, посвященном в этом году 60-летию Победы. И если на первых таких конкурсах учащиеся делали акцент на технической стороне своих личных достижений, то к настоящему времени произошел явный перелом: представляя свои проекты, дети рассказывают о работе всей авторской группы, о содержательном наполнении, увязывая основные идеи своей работы со средствами воплощения - современными информационными технологиями.
Чем больше будет вкладываться в образовательную среду (и педагогами, и учащимися), тем меньше останется формального отношения (изложение материала «от и до», проверка выученного «от и до»), повысится мотивация педагогов к творчеству, а учащихся - к самостоятельной познавательной деятельности.
Знание и использование педагогами всего спектра возможностей ИТ, их деятельное участие в формировании информационной образовательной среды, в том числе и на основе авторских электронных образовательных ресурсов, -вот что, в конечном счете, будет способствовать предоставлению новых возможностей для образования, ставящего своей целью личностное и социально ориентированное развитие учащихся.
Литература
1. Асмолов А. Г. Образование России в эпоху коммуникаций: от культуры полезности - к культуре достоинства / / Российская школа и Интернет: Сборник пленарных докладов Всероссийской научно-практической конференции. -СПб., 2001.
2. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст: Отрывки из лекции Умберто Эко в МГУ // Интернет. - 1998. - № 6-7. - С. 91-92.
3. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. glossary. ru.
УДК 371.036 ББК Ч 421.355
ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. Г. Куприна
Ключевые слова: экологическая эстетика; экологическая красота; экологическая культура личности; эстетическое воспитание.
Резюме: В статье освещается проблема экологического воспитания как проблема формирования нового социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социоприродной средой. В качестве оптимальной рассматривается эколого-эстети-ческая концепция воспитания личности, в рамках которой осуществляется взаимодействие естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры в решении экологических проблем общества. Синтез естественно-научных и духовно-практических способов освоения действительности в экоэстетике способствует формированию эстетического опыта личности сообразно эколого-гуманистическим ценностям, воспитанию нравственных чувств через специфические механизмы эмоционального переживания мировоззренческих ценностей.
Понятие «экология» стремительно вошло в жизнь современного человека и охватило все сферы его бытия. Угроза экологической катастрофы, которая вплотную встала перед человечеством, ускорила процессы осмысления экологической проблемы как глобальной, связанной со сложным комплексом социальных, культурных, природных явлений. Ученые и философы ХХ века единодушны в выводе, что причиной и следствием глобального экологического кризиса на планете является духовный кризис цивилизации. Духовная составляющая осознается в качестве основы современной экологической науки. На современном этапе развития цивилизации экологическая культура личности предстает как социальное явление, как образ жизни человека, соответствующий новой нравственности и отвечающий новым идеологическим установкам.