УДК 37.017.922: 37.04-053»465.06/.11»
Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста
Е. В. Косолапова
В данной статье рассматриваются проблемы формирования медиаграмотности у детей младшего школьного возраста. Описывается эксперимент по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в виде внеурочных занятий в начальной школе. Намечаются перспективы совершенствования учебной программы данного курса за счет усиления медийной составляющей.
Ключевые слова: информационная культура личности, информационная грамотность, медиаграмотность, младший школьный возраст, начальная общеобразовательная школа, внеурочные занятия.
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники.
Особенно сложно адаптироваться в современном мире детям с их еще не устоявшейся ранимой психикой. В «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа» отмечаются существенные изменения в информированности детей: «Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказывается существенным фактором формирования у детей картины мира. Увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна,
чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию, вызывая информационный шок» [7, с. 3].
В связи с этим становится актуальным формирование медиаграмотности и информационной культуры у детей младшего школьного возраста.
Целью нашей статьи является исследование процесса формирования информационной культуры и медиаграмотности в начальной школе и обоснование практической актуальности внедрения методик выработки медиаграмотности в содержание курса «Основы информационной культуры личности».
Данная цель обусловливает следующие задачи:
1. Провести анализ отечественных публикаций, посвященных проблемам развития медиаграмотности, а также изучить документальный микропоток диссертационных исследований по медиакомпетентности, представленных к защите в 1990—2010 гг.
2. Провести сопоставительный анализ «Примерных образовательных программ. Начальная школа» и тематического плана по курсу «Основы информационной культуры личности» с целью выявления сходств и различий по объему содержания тем, отражающих умение работать с информацией и медиаграмотность.
3. Раскрыть возможности педагогического эксперимента по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» у детей младшего школьного возраста и наметить перспективы по усилению медийной составляющей в процессе формирования медиаграмотности.
Рассмотрим дефиниции понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность».
В «Руководстве по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (2006) председателя Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесуса Лау под информационной грамотностью понимается «способность идентифицировать потребность информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации» [4, с. 36].
Наряду с термином «информационная грамотность» в России используется термин «информационная культура личности». По мнению члена Постоянного комитета секции по информационной грамотности ИФЛА профессора Н. И. Гендиной «информационная культура лич-
ности — это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий» [1, с. 55].
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия референтно соотносятся со сложным, многоуровневым, многоаспектным феноменом взаимодействия человека и информации.
Вместе с тем концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение.
Медиаграмотность, по мнению известного специалиста в области медиаобразования профессора А. В. Федорова, — это умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, являющееся результатом медиаобразования [13]. Проведенный нами анализ отечественных публикаций по медиакомпетентности, который затрагивал авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи, электронные ресурсы, позволил расширить это определение и представить его в следующем виде: медиаграмотность (англ. medialiteracy) — это умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств с целью формирования критического мышления человека.
Общедидактические принципы развития любых навыков предполагают системность и последовательность процесса обучения. Следовательно, формирование навыков работы с информацией и основ медиаграмотности должно также подчиняться этим принципам и реализовываться уже в младших классах общеобразовательной школы.
Однако, как показал проведенный нами анализ авторефератов диссертаций, этой категории уделяется меньше всего внимания.
В процессе исследования нами был рассмотрен микропоток авторефератов диссертаций по медиаобразованию, защищенных в России с 1990 по 2010 гг. Общий объем данного микропотока составил 124 единицы. Объектом анализа явились библиографические описания авторефератов диссертаций.
Анализ заглавий авторефератов диссертаций позволил выявить категории обучающихся, на которые направлено медиаобразование. Наибольшее количество диссертаций посвящено медиапообразова-нию в системе общего и вузовского образования. Распределение авторефератов, соотнесенное со ступенями образования, представлено в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Распределение авторефератов диссертаций по ступеням образования
Ступень образования Количество диссертаций по медиаобразованию
Дошкольное образование 1
Общее образование (в целом, без дифференциации) 17
Начальное общее образование 3
Основное общее образование 9
Среднее (полное) общее образование 6
Высшее профессиональное образование 20
Среднее специальное образование 0
Всего 56
Как видно из приведенной таблицы, интересующей нас ступени об -разования (начальное общее образование) посвящено всего 3 диссертации. В данных работах рассматриваются вопросы развития речевой культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации [10], становления творческих способностей младших школьников посредством компьютерной графики и мультипликации [8], а также педагогические условия формирования информационной безопасности детей данной возрастной группы [6].
В России проблемами медиаобразования занимались и занимаются многие ученые (Ю. Н. Усов, А. В. Шариков, Л. С. Зазнобина, К. М. Тихомирова, Г. А. Поличко, С. Н. Пензин, Н. Ф. Хилько и др.) Широкую известность в стране получила научная школа под руководством профессора А. В. Федорова [11; 12]. Он же является президентом Ассоциации медиапедагогики России (http://www.mediagram.ru/), выпускающей журнал «Медиаобразование. С декабря 2011 года стал
выходить в свет электронный научно-педагогический и культурно-просветительный журнал «Начальная медиашкола» на базе Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина, посвященный актуальным проблемам медиаобразования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В задачи медиаграмотности входит формирование критического мышления, воспитание творческой личности на основе работы с медиатекстом, используемым в СМИ, рекламе, художественных произведениях. Для осуществления анализа такого текста, как отмечают
А. В. Федоров, И. В. Челышева, Н. В. Чичерина, Л. С. Зазнобина, необходима специальная подготовка и выделение новой специальности — «медиапедагог». Это требует значительных временных затрат, технического обеспечения, специальных знаний и умений.
Исследование публикаций в сфере образования позволило выявить востребованность у педагогов-практиков методических разработок по формированию медиаграмотности младших школьников, а также попытки внедрения в работу проекта «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», предложенного Л. С. Зазнобиной [3].
Так, в работе Н. М. Маевой в рамках внедрения вышеупомянутого стандарта предлагается с первого класса формировать умение работать с видеозаписями, телепередачами, со словарями различных типов, прививать «любовь к чтению через видеофильмы, театр, работу с куклой «бибабо» [5, с. 103].
Л. А. Хамрилова, анализируя проводимый в ее школе педагогический эксперимент по внедрению стандарта медиаобразования, предлагает следующие усовершенствования: создание школьной медиатеки, оформление стенда для учителей «Словарь медиаобразовательных терминов», создание «портфеля по медиаобразованию для каждого учителя», ведение каждым учащимся экспериментальных классов в течение года тетради, «в которую необходимо <...> записывать все услышанные или прочитанные непонятные слова, а затем находить их в дополнительной литературе (словарях)» [14].
О. С. Шаманаева для формирования умений работы с медиаисточниками информации предлагает «задания по умению вербальную информацию переводить в визуальную, визуальную информацию переводить в вербальную, составлять рецензии и анонсы информаци-
онных сообщений и понимать задания в различных формулировках»
[15].
Другие педагоги по собственной инициативе разрабатывают авторские методики с целью внедрения в образовательный процесс элементов медиаграмотности. Так С. Ю. Евстратова использует видеоматериал в ходе проведения уроков по определенной теме, активно привлекая обучающихся к созданию собственных небольших видеороликов [2].
О. А. Седова предлагает учащимся первого класса на основе учебника
В. Г. Горецкого и В. А. Кирюшкина «Русская азбука» c использованием фрагментов мультипликационных или художественных фильмов назвать слова из просмотренного видеосюжета, где прозвучал новый изучаемый звук [9].
Таким образом, проведенный анализ публикаций, отражающих вопросы внедрения медиаграмотности в начальной школе, показал существование значительных проблем в данной области, важнейшей из которых является отсутствие теоретической базы. В проекте Л. С. Зазнобиной «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами» этому возрастному периоду уделяется недостаточно внимания. Применение видеосредств в рамках отдельных общеобразовательных уроков лишь при изучении отдельных тем не позволяет осуществлять системный подход к формированию медиаграмотности. Проведенный анализ выявил также отсутствие целенаправленности и последовательности в формировании у учащихся начальной школы медиаграмотности и критического мышления.
В «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа» выделяется специальный раздел «Информационная грамотность в начальной школе», в котором перечислена совокупность умений работы с информацией в рамках метапредметных знаний. В соответствии с данными программами, выпускник начальной школы должен уметь:
• работать с учебными, научно-популярными и другими видами текстов, определять главную мысль текста, разделять текст на части по смыслу, определять тему каждой части текста, выделять из текста опорные слова;
• осуществлять краткий и подробный пересказ текста;
• формулировать выводы и оценочные суждения;
• работать с книгой, знать ее структуру, уметь составить аннотацию на книгу;
• работать в библиотеке и пользоваться различными видами библиотечных каталогов;
• осуществлять поиск информации в различных традиционных и электронных источниках;
• анализировать и структурировать информацию;
• использовать информацию для построения умозаключений, принятия решений;
• работать в Интернет;
• критически относиться к информации и выбору ее источника.
Однако знания и умения по медиаграмотности упоминаются в
разделе «Информационная грамотность» только косвенно и связаны с критическим отношением к рекламной информации, без какого-либо упоминания о роли СМИ в общественной жизни.
В связи с проблемами формирования информационной и медиаграмотности у обучающихся младшего школьного возраста в 2011 г. нами была предпринята попытка проведения педагогического эксперимента на базе детской библиотеки им. А. М. Береснева и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Кемерово. Данный эксперимент, рассчитанный на 2011—2012 учебный год, предполагает проведение внеурочных занятий у учащихся 4 класса. За основу разработки тематического плана занятий была взята учебная программа курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся начальных классов, разработанная сотрудниками НИИ ИТ СС под руководством Н. И. Гендиной [16]. Каждая тема предусматривает 1 академический час занятий. Всего на изучение курса отводится 18 часов внеурочных занятий.
Было проведено сравнение предлагаемого тематического плана занятий с содержанием «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа». За основу сравнения были взяты знания, умения и навыки, изложенные в «Примерных программах по учебным предметам. Начальная школа». Они были сопоставлены со знаниями, умениями и навыками по курсу «Основы информационной культуры личности». Такой подход позволил не только систематизировать сведения из разных учебных предметов, но и сопоставить их с темами наших занятий. Результаты сравнения представлены в таблице (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение тематического плана по курсу «Основы информационной культуры личности» с «примерными программами по учебным предметам. Начальная школа»
№ п.п. Тема занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» Тема занятий по «Примерным программам по учебным предметам. Начальная школа»
Раздел ¡. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1. Понятие «информация» и виды информации по способу восприятия органами чувств -
2. Источники информации -
3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества Знакомство с периодическими изданиями, словарями и справочниками.
4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетиче-ской переработки информации Отбор, анализ, систематизация и свертывание информации
5. Библиотеки как источник информационных ресурсов общества Знакомство с библиотекой
6. Интернет как источник информационных ресурсов общества. Информационная безопасность школьника Использование информационнокоммуникационных технологий. Проверка достоверности получаемой информации
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
7. Адресный поиск и алгоритм его выполнения Алфавитный каталог
8. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения Поиск информации в словарях, справочниках и энциклопедиях. Нахождение фактов, заданных в тексте в явном виде
9. Тематический поиск и алгоритм его выполнения Тематический каталог. Систематический каталог.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
10. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки Знакомство с книгой. Аннотация книги.
11. Текст как объект аналитико-синтетической переработки Работа с текстом. Виды текста. Структура текста.
12. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами Выделение признаков текста и их значения.
13. Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки -
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
14. Технология подготовки планов Составление плана текста
15. Технология подготовки учебных рефератов -
16. Технология подготовки писем (традиционных и электронных) -
17. Технология подготовки отзывов (на книгу, на мультфильм, на телевизионную передачу) Отзыв на книгу
18. Технология подготовки автобиографий и биографий -
Данное сравнение позволило выявить, что предлагаемый специализированный курс «Основы информационной культуры личности» не только включает все метапредметные знания, предусмотренные разделом «Информационная грамотность» «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа», но и содержит в себе отсутствующие в программах темы по формированию медиаграмотности и критического мышления.
В основу каждого занятия положен процесс визуализации инфор -мации посредством создания зрительных образов, отражающих суть определений понятий курса. Использование визуальных образов позволяет в адаптированной наглядной форме с элементами игры облегчить понимание, усвоение и активное применение детьми знаний, полученных в процессе изучения курса «Основы информационной
культуры личности». По ходу освоения курса визуальные образы усложняются, используются ассоциации разной степени сложности. Программа предполагает подробный разбор структуры медиатекста, интеллектуальный анализ продуктов средств массовой информации на уровне, соответствующем психофизиологическим возможностям младших школьников. Все это делает разработку предлагаемого курса обоснованной и перспективной.
В перспективе в ходе эксперимента планируется разработать новый вариант тематического плана с усилением его медийной составляющей. В настоящее время неразработанными остаются темы по поиску, аналитико-синтетической переработке медиатекстов и созданию обучающимися собственных медиатекстов. Предполагается сделать методические разработки уроков по данным темам.
Таким образом, проводимый нами педагогический эксперимент позволит разработать медийную составляющую курса «Основы информационной культуры личности» и внедрить его в начальную школу в рамках внеурочных занятий.
Литература
1. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина. Библиосфера. № 1. 2005. С. 55-62.
2. Евстратова С. Ю. Видеофильмы — один из элементов в формировании картины окружающего мира у младших школьников /
С. Ю. Евстратова // Образовательные технологии XXI века. Москва: ТИССО, 2004. С. 271—274.
3. Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами / Л. С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. № 3. 1998. C. 26—34.
4. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 45 с.
5. Маева Н. М. Содержание медиаобразовательной работы в школе / Н. М. Маева // Образовательные технологии XXI века: сб. трудов. Москва: ТИССО, 2004. С. 97—105.
6. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. А. Малых. Иркутск, 2008. 23 с.
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2011. 400 с. (Стандарты второго поколения).
8. Самойлов В. А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего возраста: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В. А. Самойлов. Санкт-Петербург, 1999. 22 с.
9. Седова О. А. Методика использования мультипликационных фильмов на уроках в первых классах (2001) [Электронный ресурс] / О. А. Седова. Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/publ/mo/sedova.htm.
10. Серегина Д. А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Д. А. Серегина. Москва, 2008. 16 с.
11. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А. В. Федоров. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
12. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учебное пособие для вузов / А. В. Федоров. Таганрог: Кучма, 2004. 319 с.
13. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
14. Хамрилова Л. А. Медиаобразование, интегрированное с базовым с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве [Электронный ресурс] / Л. А. Хамрилова. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/40324.doc
15. Шаманаева О. С. Экспериментальная работа СОШ №24 по внедрению технологии медиаобразования в учебно-воспитательный процесс [Электронный ресурс] / О. С. Шаманаева. Режим доступа: http://www. mediaeducation.ru/publ/vsp/vsp-ner3.htm.
16. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.]. Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 352 с.
© Косолапова Е. В., 2012
Medialiteracy as a component of information culture of primary school pupils
E. Kosolapova
The problems of forming of primary school pupils' media literacy are considered. The experiment to introduce the course "Basics of Personal Information Culture" in the form of extra-curricular activities in primary school is described. The prospects for improving the curriculum of the course "Basics of Personal Information Culture" by increasing media components are planned.
Key words: Personal Information Culture, information literacy, media literacy, primary school pupils, primary schools, extra-curricular activities.
Косолапова E. В., аспирант, кафедра технологии автоматизированной обработки информации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (Кемерово), [email protected]
Kosolapova E., postgraduate, department of Technology of automated data processing, Kemerovo State University of Culture and the Arts, [email protected]