УДК 374.1
Медведев Игорь Федорович
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой математики Челябинского института путей сообщения, [email protected], Челябинск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрен актуальный вопрос применения современных технологий в практике самообразования; названы правила реализации дистанционных технологий при организации самообразовательной деятельности. Автор определяет комплекс учебных модулей, обеспечивающих совершенствование средств самообразования, а также виды деятельности преподавателя при их использовании; выделяет типы модулей в соответствии со структурой научных знаний; формулирует рекомендации по организации самообразовательной деятельности студентов на эмпирическом, теоретическом и практическом этапах овладения учебным модулем.
Ключевые слова: дистанционно-модульная технология, средства самообразования, реструктуризация объекта самообразования, модификация форм самообразовательной деятельности.
Medvedev Igor Fedorovich
Candidate ofpedagogical sciences, head of department, Chelyabinsk institute of communication roads, [email protected], Chelyabinsk
USING OF DISTANT-MODULE TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF STUDETS SELF EDUCATIONAL ACTIVITY
In the article actual question about application of modem technologies in practice of selfeducation is considered; rules of realization distant technologies in the process of organization self-educational activity are stated. Author settles complex of training modules, which provide perfection of self-educational means, as well as kinds of instructor's work in the course of their using; chooses types of modules according to structure of scientific knowledge; formulates recommendations for organization of student's self-educational activity on empirical, theoretical and practical stages of mastering training module.
Keywords: distant-module technology, means of self-education, reconstruction self-educational objects, modification of self-educational activity.
В эпоху глобализации, в условиях динамичного развития и мировой интеграции экономики особую важность приобретает направленность образовательного процесса. Дальнейшее совершенствование системы обучения в высшей школе связывают с поиском путей формирования у студентов умений быстрой ориентации в мощном потоке информации, адаптации в динамичной структуре современного производства, творческого применения полученных знаний.
Дистанционное обучение при соответствующем улучшении материально-технической базы (обеспечение компьютерами,
доступом в Интернет и т. п.) позволяет решить несколько важнейших задач самообразования:
получение знаний из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет);
расширение самообразовательной деятельности (одновременное обращение ко многим источникам учебной информации -электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр. - большого количества обучающихся);
свободное использование структурированных учебно-методических материалов, обучающих мультимедийных комплексов
всего университета в любое время и в любом месте;
приобретение навыков самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса (времени, места и продолжительности занятий), что обеспечивает переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего, к самообразованию) по завершении обучения в вузе;
совершенствование технологичности самообразовательной деятельности (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий).
В дистанционном обучении самообразованию следует руководствоваться правилами, вытекающими из общих положений, характеризующих эту технологию, и обеспечивать:
- единство учебно-воспитательной, научно-исследовательской работы и производственной деятельности на основе общенаучных, общетехнических и специальных знаний;
- индивидуализацию процесса и содержания профессионального образования, т. е. индивидуально-творческий характер подготовки целостной личности;
- усвоение знаний, умений и развития качеств личности, необходимых для творческого решения воспитательных задач.
С учетом названных правил дистанционно-модульная технология позволяет в значительной степени усовершенствовать методологию самообразования. Это относится, прежде всего, к средствам самообразования, объекту самообразования и формам самообразования.
1. Что касается совершенствования средств самообразования, то в рамках дистанционно-модульных технологий обучения самообразование обеспечивается целым комплексом учебных модулей, имеющих различное назначение и взаимодополняющих друг друга. О. К. Филатов [1] называет основные учебные модули, применяемые в дистанционном обучении: 1) модуль учебного материала, 2) модуль диагностического материала, 3) модуль формирования стратегии взаимодействия, 4) экспертный модуль, 5) модуль знаний учебно-диагностического материала, 7) модуль визуализации.
Данный перечень следует дополнить, на наш взгляд, проектирующим модулем, кото-
рый задает переход от учебной деятельности к профессиональной, от задач, решаемых в аудитории, к реальным производственным проблемам.
Под проектирующим модулем понимается совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих единое основание в рамках замысла проекта. Проектирующий модуль выступает организующим началом по отношению к содержанию учебных дисциплин, ориентируя его на контекст усваиваемой профессии [2].
Чтобы обучающиеся самостоятельно овладели данным курсом, следует разрабатывать электронные учебные пособия, содержащие описание как учебного материала дисциплины с учетом целей и задач ее изучения, так и примеров использования знаний и умений для решения типовых задач, а также задания и упражнения, направляющие познавательную деятельность обучающихся. Используя проектирующий модуль, можно вывести следствия, доступные проверке, в простой и удобной форме откорректировать многие аспекты практической деятельности.
Виды деятельности преподавателя в применении проектирующих модулей:
- обучающая деятельность заключается в предъявлении, объяснении и демонстрации структурированной, целенаправленной и мотивированной информации по данной дисциплине, а также в управлении самообразовательной деятельностью.
- методическая деятельность состоит в использовании дидактических средств обучения способам самообразования, в предъявлении информации, организации и управлении самообразовательной работой студентов.
- контрольно-корректирующая деятельность направлена прежде всего на обучение каждого студента составлению отчета о достигнутых им результатах в сфере познавательной деятельности, на осознание им достоинств и недостатков выполненной работы, а также на понимание обучающимся того, что характер и последовательность его дальнейшей самообразовательной деятельности зависит от результатов усвоения.
Вариативность модуля будет зависеть от степени развития самообразовательной деятельности студентов и опираться на текущий (фактический) уровень готовности к
самообразованию.
При реструктуризации объекта самообразования следует учитывать, что учебные модули имеют различную степень обобщенности, охватывают учебный материал различного содержания и объема. В этой связи универсальным средством модульного деления учебного материала может служить структура научных знаний, лежащих в основе учебной дисциплины.
В качестве основных структурных элементов научных знаний в науковедении рассматривают научные факты, понятия, законы, теории. Они находятся в тесной взаимосвязи, между ними трудно установить резко очерченные границы.
В частных дидактиках определяются требования к изучению отдельных элементов научных знаний:
Требования к изучению эмпирических фактов
Характеристика факта и условий его осуществления.
Критерии установления и проверки достоверности факта.
Способы регистрации и воспроизведения факта.
Требования к изучению понятий
Основание понятия: эмпирические факты, представляющие понятие; внешние признаки понятия (если их можно выделить).
Логические характеристики понятия: содержание понятия; объем понятия; связи и отношения понятия с другими понятиями.
Приложения понятия: способы регистрации феноменов, определяемых понятием; способы воспроизведения явлений и процессов, отраженных в понятии; реализация понятия в практической деятельности.
Требования к изучению законов
Основание закона: экспериментальные данные, иллюстрирующие закон; причинно-следственные связи, лежащие в основе закона.
Сущность закона: формулировка закона; логико-математические доказательства закона.
Применение закона: область действия закона и ее границы; следствия закона; значение закона в жизни человека и общества.
Требования к изучению теорий
Основание теории: эмпирический базис; идеализированный объект; система фундаментальных понятий.
Ядро теории: система общих законов; постулаты и принципы; физические константы и методы их определения.
Использование теории: общая интерпретация теории; объяснение фактов; предсказание новых явлений, предсказание изобретений и открытий.
Формирование учебных модулей в соответствии со структурой научных знаний придаст им завершенность, обеспечит преемственность и последовательность их изучения, будет способствовать развитию умений научно организовывать объект познания, что является непременным атрибутом самообразовательной деятельности.
В этой связи можно выделить учебные модули по изучению научных фактов (модули I типа), учебные модули, направленные на усвоение отдельных понятий (модули II типа), учебные модули, раскрывающие известные законы природы (модули III типа), учебные модули построения теории (модули IV типа).
Названные модули отличаются объемом заложенных в них знаний, уровнем обобщения и сложности учебного материала. Вместе с тем они взаимосвязаны и не могут существовать независимо, как не может быть объясняющей теории без содержащихся в ней законов и понятий.
Самыми простыми модулями являются модули усвоения учебного материала I типа. Они невозможны без определенной понятийной базы, которой должны обладать обучаемые. Вместе с тем большая часть учебно-познавательной деятельности, связанной с ними, носит эмпирический характер.
Учебные модули II типа имеют более сложное содержание и структуру, вбирают в себя ранее изученный эмпирический материал в модулях изучения фактов, но подводят обучаемых к их теоретическому осмыслению.
Еще более информационно насыщенными являются учебные модули III типа, устанавливающие закономерности явлений и процессов. Чтобы иметь прочную теоретическую основу, их содержание должно базироваться на содержании учебных модулей I и II типов.
Наиболее сложные модули IV типа охватывают практически весь материал учебной дисциплины. Поэтому их изучение занимает продолжительный период времени и завершается итоговым контролем знаний. Структурными элементами этого модуля служат учебные модули I, II, III типов.
С точки зрения теории самообразования, выделенные модули соответствуют уровням самообразования, которые отражают возможности обучаемых самостоятельно приобретать научные знания, представленные своими структурными элементами. Таким образом, рассматриваемые учебные модули характеризуют не только содержание объекта самообразования, но и определяют содержание самообразовательной деятельности, проявляясь в ее компонентах и формируя самообразовательные умения и навыки.
Модификация форм самообразовательной деятельности посредством дистанционномодульной технологии проявляется, прежде всего в рекомендациях к ее организации.
Овладение знаниями и умениями, заложенными в учебный модуль, осуществляется в последовательности этапов познания. Системно-деятельностный анализ творческого решения учебных задач показывает, что ему соответствуют этап нахождения закономерностей, свойств и отношений на основе наблюдаемых или известных явлений (эмпирический этап), этап установления внутрипредметных и межпредметных связей (теоретический этап), этап использования полученных знаний в практической деятельности (практический этап).
Преподаватель вуза при внедрении дистанционно-модульной технологии должен организовывать работу студентов с учебным модулем в соответствии с этапами самообразовательной деятельности с опорой на компоненты учебной и обучающей деятельности. При этом целесообразно руководствоваться следующими методическими рекомендациями.
Рекомендации по организации самообразовательной деятельности на эмпирическом этапе овладения учебным модулем
Учебная деятельность:
• Понимание учебных задач - осознание противоречия между имеющимися знания-
ми и реальностью, недостаточности известных абстракций для описания определённых явлений; нацеленность на выделение существенных свойств и отношений, характеризующих изучаемые объекты.
• Осуществление учебных действий - наблюдение и измерение совокупных признаков изучаемых объектов; фиксация повторяющихся, устойчивых признаков; определение новых эмпирических абстракций; систематизация чувственной информации в рациональной, прежде всего понятийной форме
• Выполнение действий контроля и оценки - сопоставление результатов эмпирической деятельности с её задачами; оценка адекватности приобретённых знаний рассматриваемым явлениям; учёт погрешностей измерений.
Обучающая деятельность:
• Конструктивный компонент - определение условий самостоятельного усвоения учебного материала студентами на эмпирическом уровне; указание знаний и умений, которые необходимо сформировать, чувственной информации и приёмов управления, которые нужно использовать в обучающей деятельности.
• Организаторский компонент - организация поисковой учебной деятельности, направленной на понятийное осмысление являющейся стороны действительности; обучение приёмам эмпирического познания; ознакомление с логической структурой изучаемого материала.
• Коммуникативный компонент - Взаимодействие со студентами с целью обеспечения восприятия ими изучаемого явления и последующего усвоения эмпирических знаний.
• Гностический компонент - оценка учебной деятельности в показателях развития эмпирического познания; определение обученности и обучаемости студентов в плане решения задач, соответствующих эмпирикопонятийному типу занятий.
Рекомендации по организации самообразовательной деятельности на теоретическом этапе овладения учебным модулем
Учебная деятельность:
• Понимание учебных задач - осознание противоречия между имеющимися и при-
обретёнными знаниями, проявляющегося в отсутствии систематизации и обобщения последних; установка на теоретическое осмысление содержания рациональных форм, интеграцию его в системе научных знаний.
• Осуществление учебных действий - целенаправленное обобщение эмпирически полученных закономерностей и связей в системе научных знаний; экспериментальное обоснование её элементов; обогащение рациональных форм новым теоретическим содержанием; овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно.
• Выполнение действий контроля и оценки - сопоставление результатов теоретикопознавательной деятельности с её задачами; анализ применения знаний на этапе обобщения; коррекция теоретических выводов с учётом итогов эксперимента.
Обучающая деятельность:
• Конструктивный компонент - определение условий осуществления обобщающей учебной деятельности в приложении к конкретному дидактическому материалу; указание знаний и умений, уровней их обобщения, которые необходимо сформировать на теоретическом этапе познания; композиция учебной информации, деятельности студентов и своей в соответствии с выделенными условиями.
• Организаторский компонент - организация учебной деятельности, связанной с теоретическим обобщением; обучение приёмам переноса знаний; углубление изучаемого содержания в сознании обучаемых, расширение его объёма, установление внутрипред-метных и межпредметных связей с элементами системы научных знаний
• Коммуникативный компонент - взаимодействие со студентами с целью актуализации, осмысления и обобщения ими учебного материала.
• Гностический компонент - оценка учебной деятельности в показателях развития теоретического познания; определение обученности и обучаемости студентов в плане решения задач, соответствующих понятийно-обобщающему типу занятий.
Рекомендации по организации
самообразовательной деятельности на практическом этапе овладения учебным модулем
Учебная деятельность:
• Понимание учебных задач - осознание практической значимости теоретических знаний.
• Осуществление учебных действий - моделирование теоретических выводов в приложении к материально области; структурное и функциональное изучение полученной модели; реализация модели на практике и работа с ней.
• Выполнение действий контроля и оценки - оценка реальности используемой модели и объективности получаемых на её основе результатов; контроль соответствия экспериментально установки исходной модели; определение достоверности результатов эксперимента
Обучающая деятельность:
• Конструктивный компонент - Определение условий применения знаний студентов в практической деятельности в приложении к конкретному дидактическому материалу; указание знаний и умений прикладного характера, которые необходимо сформировать; проектирование учебной и обучающей деятельности в соответствии с выделенными условиями.
• Организаторский компонент - организация учебной деятельности, связанной с поиском практического применения теоретических выводов; обучение моделированию в создании прибора или технологического устройства; обеспечение материальной деятельности студентов.
• Коммуникативный компонент - взаимодействие со студентами с целью превращения полученных ими знаний в средства преобразования окружающей действительности.
• Гностический компонент - оценка учебной деятельности в показателях развития творческих возможностей студентов; определение обученности и обучаемости студентов в плане решения задач, соответствующих обобщающе-практическому типу занятий.
Формирование самообразовательной деятельности студентов носит поэтапный характер и предусматривает постепенное
продвижение от эпизодических самообразовательных проб до устойчивой системы самообразовательной деятельности [3]. В основе этого процесса лежит моделирование учебных ситуаций, в которых студент обретает умение ставить цель, планировать собственное образование, ориентироваться в информации, моделировать профессиональное саморазвитие [4].
Таким образом, дистанционно-модульная технология опирается на дидактические условия и требования к развитию самообразовательной деятельности, учитывает содержательную, деятельностную и организационную стороны развития самообразования; с другой стороны, данная технология ведет к усовершенствованию применяемых дидактических средств, обосновывает методические рекомендации и руководство самостоятельной познавательной деятельностью студентов на разных ступенях обучения.
Библиографический список
1. Филатов О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов н/Д: Б. и., 1997. - 212 с.
2. Медведев И. Ф. Теоретические основы самообразования в условиях дистанционного обучения: монография. - Челябинск: Челяб. ин-т путей сообщения, 2010. - 311 с.
3. Демьяненко Д. Г. Проблема организации самостоятельной работы студентов технических вузов по математике // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11. - С. 110-116.
4. Матвеева О. С., Найн А. Я. Моделирование процесса развития культуры профессионального мышления студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 102-108.