Для решения проблем, связанных с неэффективным использованием трудовых ресурсов, «СтеклоСоюз» ставит в сфере образования следующие задачи:
- содействовать более органичной связи образования с предприятиями отрасли, чтобы структура подготовки кадров соответствовала потребностям отрасли, гибко реагировала на изменения в промышленности;
- привести в соответствие с запросами отрасли материальную и финансовую базу системы образования и обеспечить контроль за качеством подготовки кадров;
- обеспечить систему социальных гарантий для молодых специалистов;
- образовать единую систему в переподготовке специалистов отрасли.
1. «Саратовстройстекло» жалуется на засилье конкурентов. URL: http://www.business-vector.info/?p=9689.
2. Гримашевич О.Н. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе повышения качества продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 42-45.
3. Кутовая А.С. Тенденции развития стекольной промышленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 2 (46). С. 54-58.
4. СМРго: Обзор российского рынка листового стекла в 2014 году. URL: http://www.ilmenite.ru/news/cmpro-obzor-rossijsk-ogo-rynka-listovogo-stekla-v-2014-godu/.
5. Топ-11 производителей листового стекла в России в 2014 году заняли 97% рынка. URL: http://tybet.ru/content/news/ index.php?SECTI0N_ID=606&ELEMENT_ID=61704.
6. ТОП-11 производителей листового стекла в России в 2014 году. URL: http://www.glassnews.info/?p=6717#more-6717.
7. Что ожидает стекольную отрасль в 2015 году? URL: http:// www.mirstekla-expo.ru/ru/news/index.php?id4=7014/.
8. URL: http://www.glassnews.info/?p=4704.
9. URL: http://www.glassnews.info/?p=4755#more-4755.
ййр [email protected] Александр Дмитриевич Горчаков,
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Сергей Александрович Старинное,
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 339.9 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ
В статье исследован механизм использования аутсорсинговых технологий в транснациональных корпорациях. Обоснованы преимущества и недостатки внедрения использования аутсорсинга в корпоративных образованиях. Представлены примеры использования различных видов аутсорсинга ведущими корпорациями. Выявлены причины и факторы, определяющие выбор потенциального аутсорсера и сервисных компаний, созданных на базе транснациональных корпораций. Обоснована целесообразность использования аутсорсинговых технологий с позиции экономической эффективности, ведущих к созданию сетевых структур, обеспечивающих постоянное взаимодействие с транснациональными корпорациями.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, аутсорсинг, управление, система, технологии.
A.D. Gorchakov, S.A. Starinnov
OUTSOURCING TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS MANAGEMENT
The paper examines the mechanism of using outsourcing technology in transnational corporations. The authors consider advantages and disadvantages of implementing outsourcing methods in corporations, discuss the examples of different types of outsourcing at leading corporations, and identify causes and factors that determine the choice of a potential outsourcer and service company on the basis of transnational corporations. The paper reveals economic feasibility of using outsourcing technology from the perspective of economic efficiency that leads to the creation of networks ensuring constant interaction with transnational corporations.
Keywords: multinational corporations, outsourcing, management, system, technology.
♦
♦
На современном этапе развития транснациональные корпорации (ТНК) развивают стратегию максимизации благосостояния и расширения глобальных экономических преимуществ за счет оптимального размещения дочерних компаний в конкретных странах и отраслях с ориентацией на долгосрочное устойчивое получение прибыли, повышение устойчивости и конкурентоспособности с использованием современных технологий и методов управления, развитие международной торговли и потоков инвестиций с усиливающимися информационными связями.
Современные концепции управления транснациональными корпорациями направлены на повышение конкурентоспособности и эффективности. Так, по мнению Дж.Б. Хейвуда, традиционно руководство крупных компаний использует в рамках реализации одного проекта следующие ключевые элементы, направленные на повышение эффективности [3, с. 53]:
- применение современных методов управления;
- внедрение IT-технологий;
- привлечение высококвалифицированных специалистов и консультантов по вопросам стратегического управления.
Поэтому для ТНК характерна интеграция концепций современной науки и инновационно ориентированного бизнеса, что делает их ведущими генераторами научных идей и их распространителями в соответствии с новыми высокими технологиями.
В ходе глобализации произошла эволюция ТНК: от разработки сырьевых ресурсов и производства военно-технической продукции до появления глобальных ТНК с планетарным видением рынков и процессов конкуренции. Так, к числу наиболее крупных транснациональных корпораций мира можно отнести следующие: в Европе - Nestle, Philips, ВР; в Америке - Microsoft, Google, Boeing; в Азии и Океании - Toyotа; в России - Газпром, Лукойл, Северсталь-групп, реализующие принципы геопланетарной интеграции.
Данные аспекты развития транснациональных корпораций требуют внедрения эффективных инструментов в управлении при условии оптимизации трансформационных и трансакционных издержек. Важным инструментом регулирования издержек ТНК, по мнению авторов,
выступает аутсорсинг. Аутсорсинг используется различными компаниями в целях снижения издержек на основе передачи части бизнес-функций аутсорсерам, что способствует повышению конкурентоспособности бизнеса в современных условиях и гармонично вписывается в концепцию TQM.
Анализ работ ученых (Н. Gorg and A. Hanley; Vikram Rao; Matilda Alexandrova; Michael Porte и др.) показывает, что аутсорсинг является одним из основных инструментов, позволяющих увеличить международную конкурентоспособность и, соответственно, торговлю. Согласно рейтингам журнала Fortune, более чем 2/3 всех лидирующих корпораций использует аутсорсинг [5, с. 51].
Аутсорсинг в России применяется в различных областях и сферах деятельности крупных предприятий: в частности, международный производственный аутсорсинг, аутсорсинг производственных функций, IT- аутсорсинг, логистический аутсорсинг, PR-аутсорсинг, HR-аут-сорсинг [2, с. 69] (рисунок). Хотелось бы отметить, что корпорация IBM с начала текущего года открыла в Казани первый в России центр по аутсорсингу финансовых процессов с ориентацией на промышленность.
Преимущества аутсорсинга могут быть не достигнуты при реализации конкретного инновационного проекта. В каждом конкретном случае аутсорсинг требует оценки всех факторов и анализа возможностей и рисков. Главным фактором в пользу применения аутсорсинга является глобализация экономики, вовлекающая в процесс производства почти все страны на основе общего взаимодействия и разделения труда.
Исследования в области стратегического управления транснациональных корпораций показали, что наибольшее распространение получил аутсорсинг информационных технологий. Так, ТНК-ВР последовательно выводит собственные информационные технологии на аутсорсинг в целях повышения эффективности бизнеса и снижения совокупных расходов.
Компания ежегодно инвестирует в информационные технологии порядка 200 млн долл., активно применяя новейшие IT-технологии для поддержания необходимого уровня добычи на действующих месторождениях и создания интеллектуальных систем управления, мониторинга и контроля активов [6].
Аутсорсинг производственных функций (ОАО «РЖД», РАО ЕС, РУСАЛ, Северсталь)
IT-аутсорсинг (THK-BP, VDI, Терком)
Международный Логистический аутсорсинг
производственный Виды аутсорсинга
аутсорсинг (Nissan, Ford, Toyota, BP) (ОАО «РЖД»,
ОАО «Газпром»)
PR-аутсорсинг (используется большинством организаций)
HR-аутсорсинг (Procter&Gamble, Анкор)
Основные виды аутсорсинга, применяемые в России
♦
♦
Кроме того, ТНК-ВР выводит на аутсорсинг проведение обеспечивающих работ (регламентные, профилактические и ремонтные), при этом услуги IT-поддержки и обслуживания предприятий, расположенных в различных субъектах РФ (Москва, Рязань, Саратов, Тюмень, Нижневартовск, Нягань, Новосибирск, Новый Уренгой, Оренбурга и т.д.), будут осуществляться фирмой Optima. Наряду с этим ТНК-ВР передала на аутсорсинг учетно-финансовые и сопутствующие услуги дочерней компании ООО «ТНК-ВР Бизнессервис».
Практически все крупные компании-производители (аэрокосмические фирмы, производители микросхем и оборудования) взаимодействуют с офшорными разработчиками систем и приложений. К примеру, IBM, AT&T, Novell, Microsoft, Oracle и Unisys - все они имеют организации-разработчики в Индии [3, с. 173]. Таким образом, офшорный IT-аутсорсинг растет быстрыми темпами, и на сегодняшний день рынок достиг своей зрелости. Практическая ценность офшорного IT-аутсорсинга общепризнанна, несмотря на политическую и экономическую нестабильность отдельных офшорных зон.
По оценкам компании Oracle (разработчик ПО для IT-организаций), крупные компании, использующие услуги аутсорсинга, могут снизить свои затраты на оплату труда примерно на 75% [1]. В частности, ряд крупных компаний использовали в своей деятельности IT-аутсор-синг по следующим причинам [3, с. 121] (оценка важности осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 - неважно, 5 - очень важно):
• привлечение специалистов с определенными знаниями и навыками - 4;
• необходимость осуществления проекта в сжатые сроки - 3,9;
• сокращение сроков реализации проекта - 3,7;
• высвобождение внутренних ресурсов - 3,6;
• дефицит собственных ресурсов - 3,5;
• повышение качества реализации проекта - 3,5;
• быстрое внедрение новых IT - 3,3;
• применение современных методологий и средств поддержки - 3,2;
• экономический эффект - 3,1;
• контроль за бюджетом - 2,5;
• разделение рисков - 2,1.
Согласно данным AMR Research, исследовавшим 13 промышленных отраслей промышленности в США, насчитывающих более 800 компаний, выяснилось, что компании тратят свои ресурсы на следующие корпоративные информационные системы: ERP - 43%, CRM - 17%, SCM - 13%, прочие системы - 27% [3, с. 176]. Следует отметить, что высокотехнологичные компании используют примерно 1/3 бюджета на КИС (корпоративные информационные системы), в то время как финансовые - всего 15%. Для примера: системы управления ресурсами предприятия SAP используют порядка 60% ТНК в мире.
Применение аутсорсинговых технологий на принципиально новой основе в системе управления активно осуществляется ведущими корпорациями. Так, крупнейшие корпорации (Ford, BP, Procter&Gamble, Exel, Dell и др.) в результате эффективного использования аутсорсинга добились высоких экономических результатов: вдвое увеличилась прибыль за счет сокращения организационно-производственных и иных издержек, повысилась общая эффективность функционирования дочерних компаний.
Безусловно, одним из ярких примеров глобализации и транснационализации промышленного сектора экономики выступает мировое автомобилестроение. Автомобильный бизнес в современных условиях базируется на функциональной специализации и интеграции фирм-производителей, реструктуризации организационных и экономических отношений между ними, аутсорсинге основного и вспомогательного производства и дилерских сетей.
Следует отметить, что в процессе использования аутсорсинговых технологий произошел процесс реорганизации бизнес-систем транснациональных корпораций автомобильной индустрии на основе реструктуризации организационных и экономических отношений среди всех участников цепочки формирования стоимости и с поставщиками комплектующих. Положение и состояние крупных производителей автоиндустрии на мировом рынке можно оценить индексом аутсорсинга (сопоставление зависимостей степени кооперации и комбинирования бизнес-процессов) и индексом транснационализации (транснационализация в комплексе с объемами мировой торговли). Так, индекс аутсорсинга составляет в автомобильной индустрии до 90% (для производителей высокотехнологичной продукции - от 30 до 100%). Учет данных показателей крайне важен в условиях роста иностранной валюты и спада объема сбыта автомобилей на российском рынке.
Безусловно, важным в ходе использования аутсорсинговых технологий в управлении ТНК является выбор поставщика аутсорсинг-услуг (аутсорсера). Так, по данным проведенных опросов, среди факторов, определяющих выбор аутсорсера, отмечаются опыт и качество в реализации аналогичных проектов и стоимость услуг (оценка важности осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 - неважно, 5 - очень важно) [3, с. 139]:
• наличие опыта реализации проектов - 4,7;
• качество услуг, наличие сертификатов у поставщика - 4;
• стоимость услуг - 4;
• гибкие условия контракта - 3,5;
• репутация - 3,2;
• спектр предоставляемых IT-услуг - 3;
• существующие связи с данным поставщиком услуг - 2,8;
• размер компании - 2,5.
К примеру, крупнейший сервисный центр Orange Business Services, принадлежащий группе France Telecom, предоставляет IT-услуги в 166 странах 29 000 международных фирм. При этом доля OBS на мировом рынке корпоративных телекоммуникационных услуг составляет 12% [6]. То есть транснациональные сервисные фирмы, осуществляя услуги аутсорсинга, конкурируют с национальными аутсорсинговыми компаниями, предлагая низкую стоимость на предоставляемые услуги в целях охвата большего сегмента рынков. Однако данная стратегия опосредована огромными издержками, поскольку происходит значительный рост зарплат специалистам, переманиваемым из национальных аутсорсин-говых компаний.
Итак, с позиции экономической теории аутсорсинг можно рассматривать как особую форму производственной геопланетарной интеграции, а также в качестве проекта эффективного управления ТНК, механизма эффективного распределения ресурсов, инструмента