В этой связи отметим, что к ключевым преимуществам для предприятий, использующих концепцию маркетинга партнерских взаимоотношений, на наш взгляд, можно отнести:
• снижение трансакционных издержек, особенно связанных с взаимоотношениями с клиентами;
• маркетинг партнерских взаимоотношений, который обеспечивает наличие ключевой группы потребителей, что ведет к снижению риска выведения новых продуктов на рынок и уменьшения неопределенности в целом для предприятия;
• повышение уровня работ по сервисному обслужи -ванию и ремонту выпущенной техники и оборудования, комплексное применение профилактических работ;
• увеличение количества барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур за счет удержания неизменного состава потребителей и в связи с этим уменьшение текучести кадров и удержание квалифицированного персонала на предприятии.
Фактически маркетинг взаимодействия реализуется как концепция управления с учетом согласования интересов взаимодействующих субъектов рыночной деятельности через взаимоотношения вполне конкретных хозяйствующих структур и физических лиц, которые выстраивают, поддерживают и дополняют эти взаимоотношения. На наш взгляд, развитие связи производства и потребления, пропорции выпуска и потребления продукции должны балансировать в рамках маркетинговой
концепции управления, но методы, приемы, инструменты этого приведения в соответствие с пропорциями производства и потребления непрерывно трансформируются по мере того, как появляются новые технологические, экономические, информационные и организационные возможности.
1. Боговиз А.В., Кублин И.М., Тинякова В.И. Перспективы развития малого бизнеса в аграрном секторе // АПК: Экономика, управление. 2014. № 11. С. 33-37.
2. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Практика моделирования товарно-ассортиментной политики на предприятии АПК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 43-48.
3. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений / пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк. СПб., 2001.
4. Качанов М.А., Усов Д.С. Влияние вступления в ВТО на рынок сельскохозяйственной техники // Вестник Челябинского государственного агроинженерного университета. 2009. Т. 55.
5. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание. М., 2010.
6. Кублин И.М., Махметова А.Е. Особенности инвестирования в проекты по управлению информационными бизнес-процессами на предприятиях электронной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 269-271.
7. Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года. и^: ИПр^Лтмм.Боуикад-готаБИ.тЮ.
8. Темпоралл П., Тротт М. Роман с покупателем / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кантуревского. СПб., 2002.
Виолетта Владимировна Варапаева,
аспирантка кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Елена Геннадиевна Жулина,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Производство листового стекла - это уникальный сегмент российской промышленности. Данная отрасль - одна из немногих, которая не понесла количественных потерь в период кризиса. Стекольная промышленность России является инвестиционно привлекательной. Несмотря на это, в Саратовской области за последнее время наблюдается спад производства и сбыта стекла. Цель данной статьи - анализ стекольной промышленности Саратовской области и выявление перспектив развития этой отрасли. Отмечается, что в последнее время открываются новые конкурентоспособные предприятия с иностранным капиталом в соседних областях. А в связи с новой экономической ситуацией необходимо акцентировать направления роста конкурентоспособности предприятий стекольной промышленности Саратовской области на основе реализации стратегии импортозамещения.
Ключевые слова: стекольная промышленность, стекло саратовских производителей, качество, конкурентоспособность, импортозамещение.
УДК 338.45
V.V. Varapayeva, Ye.G. Zhulina
CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF GLASS INDUSTRY IN SARATOV
The paper states that production of flat glass is a unique segment of the Russian industry. That industry is one of the few industries that did not suffer quantitative losses during the crisis. Glass industry in Russia is attractive for investment. Despite this fact in recent years glass industry in the Saratov region has experienced decline in production and sales of glass. The paper aims to analyze glass industry of the Saratov region and identify prospects for the development of the industry. It is noted that new competitive enterprises with foreign capital are opening in the neighboring areas. The authors argue that new economic situation requires changing the focus of increasing competitiveness of the glass industry in the Saratov region on the basis of the strategy of import substitution.
Keywords: glass industry, glass manufacturers in Saratov, quality, competitiveness, import substitution.
Несмотря на продолжающееся внешнеэкономическое давление на российскую экономику, отечественная стекольная промышленность в целом имеет положительные тенденции развития. Президент «СтеклоСоюза России» В.И. Осипов отмечает: «Мы приступили к реализации программы по импортозамещению в производстве листового стекла, окон, дверей, прозрачных конструкций, медицинского стекла, стеклянной тары для алкогольного рынка, машин, оборудования и др. В феврале 2015 года утвержден антикризисный план по развитию указанных секторов промышленности. Необходимо более тщательно подойти к планированию работы отрасли в 2015 году. Пересмотрены некоторые прогнозные расчеты, в том числе производство изделий из стекла для строительного комплекса, мебельной, транспортной и пищевой промышленности. Наш антикризисный план опирается на правительственную программу. Мы добиваемся поддержки стекольной индустрии государством. Уверен, что мы способны обеспечить все отрасли народного хозяйства продукцией стекольных предприятий в рамках программы по отраслевому импортозамещению» [7].
За последние 20 лет в России сформировалась тенденция, а сегодня уже и реальность полного замещения импортного листового стекла и светопрозрачных кон-
струкций российскими. Данные о концентрации производства продукции стекольной промышленности представлены в табл. 1.
Независимая инвестиционно-консалтинговая компания в промышленности строительных материалов России и стран СНГ (СМПРО) представила ТОП-11 производителей листового стекла в России в 2014 г., которые заняли 97% рынка. Лидером по производству листового стекла в 2014 г. стало ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» в Московской области - 16% рынка; на 2-м месте ОАО «Салаватстекло» - 14% рынка; на 3-м месте ОАО «Саратовстройстекло» и ООО «Гардиан Стекло Ростов» - по 13% [6].
Стекло саратовских производителей применяется в различных отраслях: автомобильной, оконной, мебельной промышленности, производстве зеркал, посуды, светильников, предметов интерьера. Но на данный момент спрос во всем мире ориентирован на листовое стекло, полученное флоат-способом. Саратовские производители поставляют стекло в основном для автомобильной и строительной промышленности. Стекло поставляется на такие предприятия, как ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ПАЗ, КамАЗ для остекления современных моделей отечественных автомобилей. Помимо этого, поставляется более 50 видов ветровых стекол для иномарок.
Таблица 1
Доли российских производителей листового стекла в РФ в 2014 г. [5]
Предприятие Регион Доля, %
ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» Московская область 16
ОАО «Салаватстекло» Республика Башкортостан 14
ОАО «Саратовстройстекло» Саратовская область 13
ООО «Гардиан Стекло Ростов» Ростовская область 13
ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» Нижегородская область 12
ООО «Гардиан Стекло рязань» Рязанская область 9
ООО «Пилкингтон Гласс» Московская область 9
ОАО «Каспийский завод листового стекла» Республика Дагестан 5
ОАО «ЮгРосПродукт» Ставропольский край 3
ОАО «СИС (Саратовский институт стекла) Саратовская область 2
ЗАО «Тракья Гласс Рус» Республика Татарстан 1
Остальные 3
Как уже упоминалось выше, одним из ведущих производителей стекла Саратовской области и России является ОАО «Саратовстройстекло». Это предприятие признано лидером отечественной стекольной промышленности, продукция которого известна как в России, так и за рубежом. Основными принципами предприятия являются постоянное совершенствование и освоение новейших технологий. Начиная с 1971 г. «Саратовстройстекло» заняло лидирующие позиции на рынке стекла, поскольку производило 12% общего объема стекольной промышленности Советского Союза и стало одним из крупнейших заводов в СССР.
В конкурентоспособности предприятия важную роль играет импортное оборудование, с помощью которого предприятие выпускает стекло соответствующее мировому спросу. Одним из первых и основных поставщиков оборудования является Италия. Технологическое оборудование, используемое на предприятии, позволяет широко варьировать размеры выпускаемого стекла, получать стекло различных номиналов (от 2 до 10 мм), а также производить упаковку по мировым стандартам. Одним из первых и немногих «Саратовстройстекло» перешло на выпуск листового стекла флоат-способом. Помимо оборудования «Саратовстройстекло» закупает запасные части и материалы у иностранных поставщиков.
На сегодняшний день география импортных поставок связывает ОАО «Саратовстройстекло» с более чем 10 странами мира, в их числе Франция, Германия, Швейцария, Италия, Бельгия, Чехия, Австрия, Болгария, Турция, Китай и пр. Договоры по импорту заключаются с представителями из Италии (Bottero), Германии (Grenzenbach, Hegla «SdHRAGE ROHRKETTENSYSTEM CONVEYING SYSTEM GmbH»), Франции (Stein Heurtey), Китая (Quinhuangdao), Болгарии (LUBISOL Engineering Co), Венгрии (Special BAU), Чехии (Glass Service), Австрии (Tandako), Швейцарии (Bystronic) и др. Объемы импортных поставок ежегодно увеличиваются.
На предприятии происходит постоянная модернизация оборудования. Например, в 2006 г., когда предприятие перешло на выпуск стекла размера «Джамбо», в 6 раз выросла сумма произведенных затрат. Объемы импортных поставок на ОАО «Саратовстройстекло» за последние годы сильно возросли, что связано с техническим перевооружением производств.
Более 50 наименований включает в себя ассортимент, который поставляет «Саратовстройстекло» на российский рынок. Существуют несколько марок листового стекла, которые представлены в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают, что чем ниже цифра в марке стекла, тем выше его качество, меньше дефектов на единицу поверхности, тем более качественные и габаритные конструкции им можно остеклять, меньше отклонений по толщине. ОАО «Саратовстройстекло» экспортирует стекло марки М1 и М2, которые являются наиболее востребованными и качественными: их используют для производства зеркал, стеклопакетов и автомобильных стекол. Продукция экспортируется не только по России, но и за рубеж, постоянно расширяется география поставок. На данный момент изделия «Саратовстройстекло» экспортируются более чем в 20 стран. После 2003 г. произошла переориентация поставок листового стекла на страны СНГ со стран дальнего зарубежья.
Таблица 2
Виды листового стекла
Марка Толщина Применение
М0 1,0-2,0 мм Изготовление зеркал, стеклопакетов, ветровых автомобильных стекол
М1 2,0-6,0 мм Изготовление высококачественных зеркал, ветровых стекол легковых автомобилей
М2 2,0-6,0 мм Изготовление зеркал массового применения, безопасных стекол, средств транспорта
М3 2,0-6,0 мм Изготовление декоративных зеркал, комплектующих для мебели, безопасных стекол, конструкций для транспорта
М4 2,0-6,0 мм Высококачественное остекление свето-прозрачных конструкций, изготовление изделий для мебели, безопасных стекол для транспортных средств
М5 2,0-6,0 мм Остекление светопрозрачных конструкций, изготовление изделий для мебели, безопасных стекол для сельскохозяйственных машин и тихоходного транспорта
М6 2,0-6,0 мм Остекление теплиц
М7 6,5-12,0 мм Высококачественное остекление витрин и витражей
М8 6,5-12,0 мм Остекление витрин, витражей, фонарей
За декабрь 2012 г. из России было экспортировано флоат-стекла на общую сумму 1 048 330 долл. Поставки осуществлялись в 12 стран мира. Лидером экспортных закупок российского стекла стал Таджикистан. Основным российским регионом-поставщиком является Саратовская область (рисунок).
На данный момент ситуация в стекольной промышленности Саратовской области достаточно тяжелая. В связи с падением цен и обострившейся конкуренцией отгрузка товаров снизилась на 36% при производстве, оставшемся практически на том же уровне - 99% [8]. Что касается ассортимента выпускаемой продукции, то в силу сложившейся ситуации на рынке стекла, появлением новых конкурентов и рухнувшими ценами на листовое стекло ОАО «Саратовстройстекло» в 2014 г. перешло на выпуск новой продукции - зеркального и энергосберегающего стекла.
До декабря 2014 г. на предприятии действовали две производственные линии суммарной мощностью 1000 т стекломассы в сутки. В условиях жесткой конкуренции на рынке стекла завод освоил производство нескольких видов продукции, соответствующей мировым стандартам. В настоящее время на предприятии работает одна линия мощностью 700 т продукции в сутки, вторая законсервирована по причине изношенности оборудования. В настоящее время ОАО «Саратовстройстекло» не может произвести капитальное восстановление линии из-за отсутствия необходимого финансирования.
Тем не менее саратовская стекольная промышленность на протяжении многих лет занимает передовые позиции по России. ОАО «Саратовстройстекло» известно как одно из первых предприятий, перешедших на выпуск стекла флоат-способом, и отличается объемами экспортных поставок наиболее востребованных и качественных марок стекла не только по России, но и за рубеж. Стекло, выпускаемое предприятием «Саратов-
ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клинт»
ОАО «Саратовстройстекло»
Другие
ОАО «Салаватстекло»
Экспорт флоат-стекла из РФ в 2012 г. по производителям [9]
стройстекло», известно во всем мире и соответствует высшим международным стандартам. Но на данный период серьезную конкуренцию составляют предприятия с иностранными капиталами в России. Одним из главных зарубежных конкурентов является Киргизия, предприятия которой поставляют стекло на рынки центральной и средней Азии. В последнее время отгрузка товаров значительно снизилась, что обусловлено следующими факторами: выросли тарифы на железнодорожные перевозки, рыночные условия стали более жесткими, конкуренция обострилась.
В целом производство листового стекла в России за 2014 г. выросло на 5% - с 249 млн м2 до 262 млн м2. Импорт сократился на 26% - до 28 млн м2, экспорт увеличился на 56% - до 45 млн м2. Потребление листового стекла в 2014 г. сократилось на 5% - до 245 млн м2 по сравнению с 2013 г. [4].
По итогам девяти месяцев 2014 г. выпуск продукции ОАО «Саратовстройстекло» снизился на 4%. Причина - в обострении конкуренции. В Ростове был введен второй завод «Гардиан Стекло», вышедший в сентябре 2013 г. на полную мощность - 900 т стекла в сутки. В ноябре осуществило первый выпуск продукции ОАО «Каспийский завод листового стекла» в Дагестане. А в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан) достраивается совместное предприятие компаний Sisecam (Турция) и Saint Gobain (Франция) - ЗАО «Тра-кья Гласс Рус» мощностью 600 т стекла в сутки [1].
Острой остается проблема сбыта продукции:
1) мощности работают более чем на 80%, снизить их без больших финансовых потерь не представляется возможным ввиду технологического аспекта (остановка печи и повторный ее розжиг);
2) основные отрасли потребления - строительство и автомобилестроение - в настоящее время не испытывают большой потребности в листовом стекле. Точнее, потребность есть, но увеличиваться темпами расширения мощностей она не может.
В итоге возникает кризис перепроизводства и, как следствие, обострение конкурентной борьбы.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, ОАО «Саратовстройстекло» последовательно реализует стратегию развития, направленную на укрепление лидерских позиций группы ОАО «Саратовстройстекло» - ОАО «Салаватстекло» в области производства высококачественного листового стекла.
Основными приоритетами в стратегии развития предприятия являются:
- расширение производства и оптимизация продуктовой линейки;
- укрепление позиций на ключевых рынках, диверсификация рынков сбыта, оптимизация транспортных расходов;
- контроль издержек и снижение финансовых рисков;
- повышение стандартов в области кадровой, социальной и экологической политики;
- совершенствование системы менеджмента.
На наш взгляд, перспективы развития предприятий стекольной промышленности в целом, в том числе ОАО «Саратовстройстекло», заложены в выявлении и реализации внутрихозяйственных резервов. Ни для кого не секрет, что энергозатраты предприятий отрасли превышают западные аналогичные предприятия на 20-30% и более, а производительность труда ниже на те же 20-30%. Поэтому совершенствование управления энергетическими и трудовыми ресурсами должно лечь в основу нового подхода к повышению конкурентоспособности российских предприятий стекольной промышленности.
Однако неблагоприятные тенденции изменения курса рубля приводят к росту цен на энергоносители, а стекольная отрасль, являясь энергоемким производством, может не выдержать такой нагрузки и в результате будет проигрывать в ценовой конкуренции западным производителям. В этой связи считаем целесообразным на государственном уровне для поддержки развития отрасли усилить государственное регулирование цен (например, заморозить рост цен на 1-2 года либо установить максимальный предел роста) на энергоносители для данной отрасли.
Для решения проблем, связанных с неэффективным использованием трудовых ресурсов, «СтеклоСоюз» ставит в сфере образования следующие задачи:
- содействовать более органичной связи образования с предприятиями отрасли, чтобы структура подготовки кадров соответствовала потребностям отрасли, гибко реагировала на изменения в промышленности;
- привести в соответствие с запросами отрасли материальную и финансовую базу системы образования и обеспечить контроль за качеством подготовки кадров;
- обеспечить систему социальных гарантий для молодых специалистов;
- образовать единую систему в переподготовке специалистов отрасли.
1. «Саратовстройстекло» жалуется на засилье конкурентов. URL: http://www.business-vector.info/?p=9689.
2. Гримашевич О.Н. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе повышения качества продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 42-45.
3. Кутовая А.С. Тенденции развития стекольной промышленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 2 (46). С. 54-58.
4. СМРго: Обзор российского рынка листового стекла в 2014 году. URL: http://www.ilmenite.ru/news/cmpro-obzor-rossijsk-ogo-rynka-listovogo-stekla-v-2014-godu/.
5. Топ-11 производителей листового стекла в России в 2014 году заняли 97% рынка. URL: http://tybet.ru/content/news/ index.php?SECTI0N_ID=606&ELEMENT_ID=61704.
6. ТОП-11 производителей листового стекла в России в 2014 году. URL: http://www.glassnews.info/?p=6717#more-6717.
7. Что ожидает стекольную отрасль в 2015 году? URL: http:// www.mirstekla-expo.ru/ru/news/index.php?id4=7014/.
8. URL: http://www.glassnews.info/?p=4704.
9. URL: http://www.glassnews.info/?p=4755#more-4755.
ййр [email protected] Александр Дмитриевич Горчаков,
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Сергей Александрович Старинное,
аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 339.9 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ
В статье исследован механизм использования аутсорсинговых технологий в транснациональных корпорациях. Обоснованы преимущества и недостатки внедрения использования аутсорсинга в корпоративных образованиях. Представлены примеры использования различных видов аутсорсинга ведущими корпорациями. Выявлены причины и факторы, определяющие выбор потенциального аутсорсера и сервисных компаний, созданных на базе транснациональных корпораций. Обоснована целесообразность использования аутсорсинговых технологий с позиции экономической эффективности, ведущих к созданию сетевых структур, обеспечивающих постоянное взаимодействие с транснациональными корпорациями.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, аутсорсинг, управление, система, технологии.
A.D. Gorchakov, S.A. Starinnov
OUTSOURCING TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS MANAGEMENT
The paper examines the mechanism of using outsourcing technology in transnational corporations. The authors consider advantages and disadvantages of implementing outsourcing methods in corporations, discuss the examples of different types of outsourcing at leading corporations, and identify causes and factors that determine the choice of a potential outsourcer and service company on the basis of transnational corporations. The paper reveals economic feasibility of using outsourcing technology from the perspective of economic efficiency that leads to the creation of networks ensuring constant interaction with transnational corporations.
Keywords: multinational corporations, outsourcing, management, system, technology.
На современном этапе развития транснациональные корпорации (ТНК) развивают стратегию максимизации благосостояния и расширения глобальных экономических преимуществ за счет оптимального размещения дочерних компаний в конкретных странах и отраслях с ориентацией на долгосрочное устойчивое получение прибыли, повышение устойчивости и конкурентоспособности с использованием современных технологий и методов управления, развитие международной торговли и потоков инвестиций с усиливающимися информационными связями.
Современные концепции управления транснациональными корпорациями направлены на повышение конкурентоспособности и эффективности. Так, по мнению Дж.Б. Хейвуда, традиционно руководство крупных компаний использует в рамках реализации одного проекта следующие ключевые элементы, направленные на повышение эффективности [3, с. 53]:
- применение современных методов управления;
- внедрение IT-технологий;
- привлечение высококвалифицированных специалистов и консультантов по вопросам стратегического управления.
Поэтому для ТНК характерна интеграция концепций современной науки и инновационно ориентированного бизнеса, что делает их ведущими генераторами научных идей и их распространителями в соответствии с новыми высокими технологиями.
В ходе глобализации произошла эволюция ТНК: от разработки сырьевых ресурсов и производства военно-технической продукции до появления глобальных ТНК с планетарным видением рынков и процессов конкуренции. Так, к числу наиболее крупных транснациональных корпораций мира можно отнести следующие: в Европе - Nestle, Philips, ВР; в Америке - Microsoft, Google, Boeing; в Азии и Океании - Toyotа; в России - Газпром, Лукойл, Северсталь-групп, реализующие принципы геопланетарной интеграции.
Данные аспекты развития транснациональных корпораций требуют внедрения эффективных инструментов в управлении при условии оптимизации трансформационных и трансакционных издержек. Важным инструментом регулирования издержек ТНК, по мнению авторов,
выступает аутсорсинг. Аутсорсинг используется различными компаниями в целях снижения издержек на основе передачи части бизнес-функций аутсорсерам, что способствует повышению конкурентоспособности бизнеса в современных условиях и гармонично вписывается в концепцию TQM.
Анализ работ ученых (Н. Gorg and A. Hanley; Vikram Rao; Matilda Alexandrova; Michael Porte и др.) показывает, что аутсорсинг является одним из основных инструментов, позволяющих увеличить международную конкурентоспособность и, соответственно, торговлю. Согласно рейтингам журнала Fortune, более чем 2/Э всех лидирующих корпораций использует аутсорсинг [5, с. 51].
Аутсорсинг в России применяется в различных областях и сферах деятельности крупных предприятий: в частности, международный производственный аутсорсинг, аутсорсинг производственных функций, IT- аутсорсинг, логистический аутсорсинг, PR-аутсорсинг, HR-аут-сорсинг [2, с. б9] (рисунок). Хотелось бы отметить, что корпорация IBM с начала текущего года открыла в Казани первый в России центр по аутсорсингу финансовых процессов с ориентацией на промышленность.
Преимущества аутсорсинга могут быть не достигнуты при реализации конкретного инновационного проекта. В каждом конкретном случае аутсорсинг требует оценки всех факторов и анализа возможностей и рисков. Главным фактором в пользу применения аутсорсинга является глобализация экономики, вовлекающая в процесс производства почти все страны на основе общего взаимодействия и разделения труда.
Исследования в области стратегического управления транснациональных корпораций показали, что наибольшее распространение получил аутсорсинг информационных технологий. Так, ТНК-ВР последовательно выводит собственные информационные технологии на аутсорсинг в целях повышения эффективности бизнеса и снижения совокупных расходов.
Компания ежегодно инвестирует в информационные технологии порядка 2GG млн долл., активно применяя новейшие IT-технологии для поддержания необходимого уровня добычи на действующих месторождениях и создания интеллектуальных систем управления, мониторинга и контроля активов [б].
Аутсорсинг производственных функций (ОАО «РЖД», РАО ЕС, РУСАЛ, Северсталь)
IT-аутсорсинг (THK-BP, VDI, Терком)
Международный Логистический аутсорсинг
производственный Виды аутсорсинга
аутсорсинг (Nissan, Ford, Toyota, BP) (ОАО «РЖД»,
ОАО «Газпром»)
PR-аутсорсинг (используется большинством организаций)
HR-аутсорсинг (Procter&Gamble, Анкор)
Основные виды аутсорсинга, применяемые в России
Кроме того, ТНК-ВР выводит на аутсорсинг проведение обеспечивающих работ (регламентные, профилактические и ремонтные), при этом услуги IT-поддержки и обслуживания предприятий, расположенных в различных субъектах РФ (Москва, Рязань, Саратов, Тюмень, Нижневартовск, Нягань, Новосибирск, Новый Уренгой, Оренбурга и т.д.), будут осуществляться фирмой Optima. Наряду с этим ТНК-ВР передала на аутсорсинг учетно-финансовые и сопутствующие услуги дочерней компании ООО «ТНК-ВР Бизнессервис».
Практически все крупные компании-производители (аэрокосмические фирмы, производители микросхем и оборудования) взаимодействуют с офшорными разработчиками систем и приложений. К примеру, IBM, AT&T, Novell, Microsoft, Oracle и Unisys - все они имеют организации-разработчики в Индии [3, с. 173]. Таким образом, офшорный IT-аутсорсинг растет быстрыми темпами, и на сегодняшний день рынок достиг своей зрелости. Практическая ценность офшорного IT-аутсорсинга общепризнанна, несмотря на политическую и экономическую нестабильность отдельных офшорных зон.
По оценкам компании Oracle (разработчик ПО для IT-организаций), крупные компании, использующие услуги аутсорсинга, могут снизить свои затраты на оплату труда примерно на 75% [1]. В частности, ряд крупных компаний использовали в своей деятельности IT-аутсор-синг по следующим причинам [3, с. 121] (оценка важности осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 - неважно, 5 - очень важно):
• привлечение специалистов с определенными знаниями и навыками - 4;
• необходимость осуществления проекта в сжатые сроки - 3,9;
• сокращение сроков реализации проекта - 3,7;
• высвобождение внутренних ресурсов - 3,6;
• дефицит собственных ресурсов - 3,5;
• повышение качества реализации проекта - 3,5;
• быстрое внедрение новых IT - 3,3;
• применение современных методологий и средств поддержки - 3,2;
• экономический эффект - 3,1;
• контроль за бюджетом - 2,5;
• разделение рисков - 2,1.
Согласно данным AMR Research, исследовавшим 13 промышленных отраслей промышленности в США, насчитывающих более 800 компаний, выяснилось, что компании тратят свои ресурсы на следующие корпоративные информационные системы: ERP - 43%, CRM - 17%, SCM - 13%, прочие системы - 27% [3, с. 176]. Следует отметить, что высокотехнологичные компании используют примерно 1/3 бюджета на КИС (корпоративные информационные системы), в то время как финансовые - всего 15%. Для примера: системы управления ресурсами предприятия SAP используют порядка 60% ТНК в мире.
Применение аутсорсинговых технологий на принципиально новой основе в системе управления активно осуществляется ведущими корпорациями. Так, крупнейшие корпорации (Ford, BP, Procter&Gamble, Exel, Dell и др.) в результате эффективного использования аутсорсинга добились высоких экономических результатов: вдвое увеличилась прибыль за счет сокращения организационно-производственных и иных издержек, повысилась общая эффективность функционирования дочерних компаний.
Безусловно, одним из ярких примеров глобализации и транснационализации промышленного сектора экономики выступает мировое автомобилестроение. Автомобильный бизнес в современных условиях базируется на функциональной специализации и интеграции фирм-производителей, реструктуризации организационных и экономических отношений между ними, аутсорсинге основного и вспомогательного производства и дилерских сетей.
Следует отметить, что в процессе использования аутсорсинговых технологий произошел процесс реорганизации бизнес-систем транснациональных корпораций автомобильной индустрии на основе реструктуризации организационных и экономических отношений среди всех участников цепочки формирования стоимости и с поставщиками комплектующих. Положение и состояние крупных производителей автоиндустрии на мировом рынке можно оценить индексом аутсорсинга (сопоставление зависимостей степени кооперации и комбинирования бизнес-процессов) и индексом транснационализации (транснационализация в комплексе с объемами мировой торговли). Так, индекс аутсорсинга составляет в автомобильной индустрии до 90% (для производителей высокотехнологичной продукции - от 30 до 100%). Учет данных показателей крайне важен в условиях роста иностранной валюты и спада объема сбыта автомобилей на российском рынке.
Безусловно, важным в ходе использования аутсорсинговых технологий в управлении ТНК является выбор поставщика аутсорсинг-услуг (аутсорсера). Так, по данным проведенных опросов, среди факторов, определяющих выбор аутсорсера, отмечаются опыт и качество в реализации аналогичных проектов и стоимость услуг (оценка важности осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 - неважно, 5 - очень важно) [3, с. 139]:
• наличие опыта реализации проектов - 4,7;
• качество услуг, наличие сертификатов у поставщика - 4;
• стоимость услуг - 4;
• гибкие условия контракта - 3,5;
• репутация - 3,2;
• спектр предоставляемых IT-услуг - 3;
• существующие связи с данным поставщиком услуг - 2,8;
• размер компании - 2,5.
К примеру, крупнейший сервисный центр Orange Business Services, принадлежащий группе France Telecom, предоставляет IT-услуги в 166 странах 29 000 международных фирм. При этом доля OBS на мировом рынке корпоративных телекоммуникационных услуг составляет 12% [6]. То есть транснациональные сервисные фирмы, осуществляя услуги аутсорсинга, конкурируют с национальными аутсорсинговыми компаниями, предлагая низкую стоимость на предоставляемые услуги в целях охвата большего сегмента рынков. Однако данная стратегия опосредована огромными издержками, поскольку происходит значительный рост зарплат специалистам, переманиваемым из национальных аутсорсин-говых компаний.
Итак, с позиции экономической теории аутсорсинг можно рассматривать как особую форму производственной геопланетарной интеграции, а также в качестве проекта эффективного управления ТНК, механизма эффективного распределения ресурсов, инструмента