УДК 37.012(091)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н.В. Зенина, канд. пед. наук,
Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены эффективные методы формирования экономического мышления будущих специалистов в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: экономическое мышление, активные методы обучения, деловая игра, модернизация учебного процесса.
Abstract. The article presents effective methods of formation of economic thinking of the future specialists in the conditions of market economy.
Keywords: economic thinking, active methods of education, business game, the modernization of the educational process.
Экономическое развитие страны во многом зависит от уровня развития и формирования экономического сознания и мышления персонала хозяйствующих субъектов.
Главные отличительные черты современного экономического мышления - усиление его новаторского, творческого характера, разработка инновационных проектов и т.д. Через свои познавательную, научную и инновационную составляющие экономическое мышление осуществляет оценку, прогнозирование состояния экономической системы общества, вырабатывает представления, предложения по совершенствованию, изменению экономических отношений.
В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности [1]. Выработка современного эко-
номического мышления требует серьезного улучшения экономического образования. В отличие от простой совокупности знаний, экономическое мышление выступает как активная сторона сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению.
Сложившаяся ситуация в экономике, безусловно, оказывает огромное влияние и на другие сферы жизнедеятельности общества. Педагогическая наука тоже переживает кризисные явления, обусловленные социально-экономическими факторами, интенсивно изыскивая пути выхода из создавшейся ситуации. Это широко находит свое отражение в дискуссиях, проводимых на страницах периодической печати, и в выступлениях деятелей науки, молодых ученых на конференциях, симпозиумах и собраниях.
В связи с этим условия рыночной экономики, в которых находится современная Россия, придают особую актуальность вопросам формирования экономического мышления.
Для современного экономического мышления характерны научность, реализм в определении задач и путей их решения, нацеленность на повышение эффективности производства, учет растущего взаимодействия экономических, социальных, научно-технических и других процессов. Экономическое мышление проявляется в умении правильно оценивать тенденции развития производства, принимать эффективные решения, прогнозировать последствия и перспективы.
В условиях динамичного экономического роста, наметившегося в последние годы в России, особую актуальность для высшей школы приобретает задача такой модернизации учебного процесса, который обеспечил бы формирование у будущих экономистов качеств, позволяющих им с учетом потребностей рынка труда составлять достойную конкуренцию, а также реализовать собственный профессиональный и творческий потенциал.
Одним из условий решения данной проблемы является использование в образовательном процессе активных методов обучения (АМО), позволяющих студентам проявлять интеллектуальную и творческую активность через самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Использование АМО повышает продуктивность обучения за счет интенсификации усвоения учебного материала, повышения эффективности самостоятельной работы, возможности построения системы
контроля с ярко выраженной развивающей функцией. Известно, что наиболее эффективное восприятие информации достигается при максимальной вовлеченности обучаемого в процесс.
Особый интерес и творческий подъем у студентов вызывают деловые игры, поскольку они воссоздают предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности. Для принятия оптимальных решений в ситуациях нужны специальные знания. При этом знания и умения усваиваются студентами не абстрактно, а в контексте выбранной профессии. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий специалист приобретает частицу таких знаний.
Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес студентов к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма. Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры и представляет собой сложную научно-техническую задачу.
Важным аспектом деловых игр является принятие решений, которое можно рассматривать как процесс самовыражения участника игры. В результате ее проведения «у игроков снижаются эгоцентрические тенденции в поведении и обостряется мышление, социальная чувствительность, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки зрения другого, расширяются стереотипы, активизируется творческий потенциал, повышается адекватность само- и взаимооценок» [3].
Опираясь на исследования Х.Е. Майхнера, отмечавшего, что человек при пассивном восприятии запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 50% увиденного и услышанного, а при активном восприятии обучаемые сохраняют в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что создавали самостоятельно, можно заключить, что использование деловых игр резко улучшает запоминание материала. В отличие от традиционных форм обучения, внедрение их в учебный процесс позволяет формировать профессиональные умения и деятельную реализацию приобретенных знаний, моделировать целостное содержание самостоятельной работы, при этом смещается центр значимости с процесса передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельную творческую деятельность [2].
Таким образом, преимущество использования деловых игр в обра-
зовательном процессе будущих экономистов состоит в том, что студенты побуждаются к активной мыслительной деятельности. Активное участие в деловой игре способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Сущность данного активного метода обучения заключается в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучающихся.
Так, например, применение дидактических игр в процессе профессионального становления обучаемых готовит их к реальной трудовой деятельности в существующих на сегодняшний день социально-экономических условиях, приобщает к фонду накопленного знания, дает возможность наиболее быстрого поиска необходимой информации, позволяет ознакомиться с библиографией по той или иной проблеме, выбрать материал по интересующему аспекту, в целом научиться ориентироваться в познавательном пространстве изучаемого вопроса, обеспечивает визуализацию изучаемого материала и в этом смысле является эффективным наглядным пособием для успешного формирования экономического мышления будущего специалиста.
Использование в образовательном процессе деловой игры позволяет устранить основные недостатки современного обучения:
■ трудности в усвоении материала в режиме самостоятельной работы (несформированность навыков самостоятельного добывания знаний);
■ различный входной уровень знаний, умений и навыков;
■ отсутствие непосредственного контакта обучаемого и преподавателя, а также взаимодействия между студентами;
■ разный уровень способности обучающихся к самостоятельному обучению;
■ ограниченность способов педагогического воздействия.
Деловые игры могут быть применимы как на лекционных занятиях,
так и на практических или лабораторных занятиях на закрепление или обобщение изученного материала. Кроме того, игровые элементы могут быть использованы как в течение всего занятия, так и применяться на конкретном его этапе.
Таким образом, использование деловых игр в образовательном процессе способствует успешному формированию экономического мышления, эффективному развитию имеющихся у студентов способностей
и формированию навыков исследовательской деятельности, системности мышления, умению перестраиваться в современном стремительно меняющемся обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кобяк О.В. Экономический человек: закономерности формирования мышления и механизмы управления поведением. - Минск, 2006.
2. Майхнер Х.Е. Корпоративные тренинги. - М., 2002.
3. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. - М., 1994.