ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВО БАХШИ В УЗБЕКИСТАНЕ Матякубов Ш.Б. Email: Matyakubov666@scientifictext.ru
Матякубов Шавкат Батирович — доцент, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: каждый народ имеет своё наследие, искусство. И конечно же каждое из них имеет свою историю создания. Эта история связана с историей народа. Искусство бахши является одним из самых древних искусств Узбекистана. На сегодняшний день бахши является профессиональным исполнителем дастанов. В Узбекистане есть несколько направлений, школ исполнения дастанов, они изучены с точки зрения истории, литератры, филологии и других направлений, но именно музыкальная сторона этой темы изучена очень мало. В данной статье говорится о важности изучения этого вида искусства, а также условиях преподавания и предстоящих проблемах, относяшихся к изучению искусства бахши.
Ключевые слова: бахши, дастан, жиров, Хорезм, Сурхандарья, Кашкадарья, Каракалпакистан, наставник - ученик.
THE ART OF THE BAKHSHI OF UZBEKISTAN Matyakubov Sh.B.
Matyakubov Shavkat Batirovich — Associate Professor, DEPARTMENT TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: еаЛ nation has its own heritage and art. And of course, each of them has its own history of creation. This story is connected with the history of the people. The art of bakhshi is one of the most ancient arts of Uzbekistan. Today bakhshi is a professional performer of dastans. In Uzbekistan there are several directions, schools of performance of dastans, they are studied from the point of view of history, literature, philology and other directions, but the musical side of this topic is studied very little. This article outlines the importance of studying this art form and the conditions of teaching and the challenges that lie ahead to explore the art of the bakhshi.
Keywords: bakhshi, dastan, jirov, Khorezm, Surkhandarya, Kashkadarya, Karakalpakistan, mentor -student.
УДК 78.078 УДК 398.8
Изучение богатого музыкального наследия своей страны - долг каждого народа. Большой вклад в музыкальное искусство, помимо музыкальных жанров, исполнительских стилей, школ, вносят многие певцы, музыканты и композиторы и они не изучены до конца. В настоящее время есть творцы, частично знающие и изучающие это наследие, у которых можно изучать, создавать учебную литературу и внедрять ее в образовательный процесс. Но со временем такой возможности не будет, потому что из-за уменьшения потребности в создателе, знающем это музыкальное наследие, изчезает исполнение. Приведём пример из европейских государств: у них было свое народное творчество, даже исполнение эпоса, были музыкальные жанры, которые исполнялись только для аристократов. Но с появлением современных музыкальных жанров, электронных звуков такие мелодии сами по себе начали расходоваться. В настоящее время нет возможности восстановить даже за большие деньги. Потому что исполнителей этих жанров, людей знающих, не осталось. Только их имена сохранились в древних источниках.
Исполнение дастанов также является таким жанром, что со стороны слушателей много спроса, но исполнителей в этой области не так много, а также не всегда имеется возможность слушать в живом исполнении. Большинство слушателей - взрослое поколение. Есть, конечно, те, кто пользуется этим жанром среди молодежи, но, они составляют меньшее количество. Для разъяснения воспитательного значения этого жанра, описания музыкального наследия, образа жизни наших предков и потомков искусство бахши является тем самым важным фактором. Открытие направления исполнения дастанов в школах музыки и искусства, несомненно, положительно скажется на развитии этого жанра и воспитании молодежи.
Постановление Кабинета министров № 304 от 26.04.2018 г. Начиная с 2018/2019 учебного года в детских школах музыки и искусства Республики Каракалпакстан, Самаркандской, Сурхандарьинской, Хорезмской и Кашкадарьинской областей открываются специальные классы по направлению бахши и искусства исполнительства дастанов. А также вносятся изменения в учебный план и штатное расписание этих школ музыки и искусства, развитие искусства бахши и исполнительства дастанов, дальнейшее повышение роли и значения творчества бахши-поэтов в узбекской культуре и искусстве. Проводимая правительством благородная работа по созданию учебно-методической литературы свидетельствует об актуальности изучения данной сферы.
Для изучения искусства бахши школьник должен обладать прежде всего музыкальным талантом, отличной памятью, актерским мастерством, плавной речью, способностью к исполнению музыкальных инструментов (мальчики "тар", девочки "гармон"). Желательно, чтобы возраст учащихся был 10-12 лет. Потому что, младше школьники тоже могут научиться, но для этого нужно хорошо понимать значение каждого определения, слов, терминов. Слепое запоминание не сработает. Если дети с 6-7 лет интересуются исполнением дастанов, то их сначала в течение 2-3 лет учат исполнять маленькие произведения на инструментах, мальчиков на рубабе, а девочек на аккордеоне. А в десять-двенадцать лет переходят на изучение искусства бахши и халфа. Так как инструмент рубаб близок к тару, ученик легко может усвоить исполнение на нём. А девочки, благодаря тому, что аккордеон близок к "гармон"у, могут начать изучать искусство халфа, получив начальное музыкальное образование.
Как известно, на территории Узбекистана действуют три оазисных исполнения, развиты искусство бахши Самаркандских оазисов Нурота, Сурхандаря-Кашкадарьинских оазисов, направление бахши и жиров Каракалпакстана, а также развита Хорезмская искусство бахши. Хотели бы немножко остановиться на Хорезмской искусстве бахши, так как о других направлениях можно найти множество данных в научных и практических источниках.
Хорезмское искусство бахши является очень древним искусством и оно связано с появлением человечества, общением друг с другом, рассказыванием различных историй, развитием языка. С точки зрения логики, значение слова бахши определяется словами учитель-наставник. В Хорезме исполнителей дастанов называют бахши. Слово «бахши» близко к персидскому слову «бахшидан». Персидское слово «бахшидан» в переводе на узбекский язык означает «посвящать», «дать», «предоставлять». Действительно, бахши мастерски исполняли дастаны, быдто бы сами были свидетелями этих событий. Бахши исполняли тексты под аккомпанемент дутара и знали их наизусть. На свадьбах в основном пели дастаны на любовную тему, на других праздниках и гуляньях исполнялись дастаны на героическую тему [1].
Люди общаются друг с другом и рассказывают разные истории, язык развивается во время повествования. Новые слова в языке были добавлены и обогащены. Развивается культура общения, а это значит, что через рассказы человек учится жить. В свою очередь, учителя (бахши) используют различные тона, актерские навыки, словесные игры, такие, как рифмование слов и поэтическое литье, чтобы увеличить влияние рассказов. Со временем сложились определенные правила в рассказе. С появлением музыкальных инструментов они стали помогать бахши, то есть появились ритмы, тона, соответствующие характеру каждого героя в рассказах. По мере увеличения слушателей бахши исполнение дастанов повысился до уровня искусства. Каждый Бахши имеет свой путь исполнения, стиль, школу, достигает уровня наставника и оставляет свое наследие через своих учеников. Исполнение дастанов дошло до наших дней через традицию наставник-ученика. В словаре XVIII века «Гияс-ул лугат» слово устод-мастер имеет следующее толкование: устод происходит от древнеперсидского слова «уставад», что значит основа, книга. И книга эта не написанная, а «живая». Следовательно, мастер - это носитель традиций, «живая книга». Именно в такой устной форме дошли традиции классической музыки до нашей обозримой живой памяти. И сегодня она функционирует как незыблемая традиция, несущая в себе вековые потоки музыкальной науки и практики в неразрывном единстве [2].
Но музыкальные особенности дастанов изучены очень мало. Некоторые из них являются "Достон наволари" профессор Б.Матякубов (2009), "Алпомиш" народный бахши Узбекистана А. Поёнов (2019). Остальные авторы в своих книгах или изданиях изучали дастаны с точки зрения истории, литературы, но изучение музыкальных особенностей не проведено.
Список литературы / References
1. Болтаев Р.К. «Жанры узбекской народной музыки Хорезмского региона». «Проблемы современной науки и образования». № 3 (136), 2019.
2. Ан А.А. «Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее». «Проблемы современной науки и образования». № 2 (135), 2019.
УЗБЕКСКИЙ ТАНБУР Зуфаров А.М. Email: Zufarov666@scientifictext.ru
Зуфаров Аброр Мухаммадсодикович — старший преподаватель, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: древнейшая история музыкальной культуры народов Центральной Азии всегда связана с музыкальными инструментами, изображения которых были зафиксированы еще в наскальных рисунках, в домашней утвари, предметах роскоши, памятниках изобразительного искусства и архитектуры. И они оказались доступными благодаря археологическим находкам на территории республик Центральной Азии. Соответственно, изображения совершенных музыкальных инструментов - свидетельство большого исторического процесса развития музыкального инструментария и инструментальной музыки, начиная с древнейших веков до наших дней. Одними из древнейших музыкальных инструментов являются струнные, функционирующие как сольные, ансамблевые, любительские, профессиональные, тесно связанные, как и все проявления традиционного музыкального творчества народов региона, с их бытом, семейными и общинными торжествами, всем комплексом хозяйственного уклада жизни. В данной статье речь идёт о традиционном музыкальном инструменте танбур. А также о его создателях и исполнителях.
Ключевые слова: танбур, Средний Восток, Уста Усмон Зуфаров, Тургун Алиматов.
UZBEK TANBUR Zufarov A.M.
Zufarov Abror Mukhammadsadykovich — Senior Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the ancient history of the musical culture of the peoples of Central Asia is always associated with musical instruments, the images of which were recorded in rock paintings, household utensils, luxury goods, monuments of fine art and architecture. And they were available thanks to archaeological finds in the republics of Central Asia. Accordingly, the images of perfect musical instruments - evidence of a great historical process of development of musical instruments and instrumental music, from ancient centuries to the present day.One of the oldest musical instruments are strings that function as solo, ensemble, Amateur, professional, closely related, as well as all manifestations of the traditional musical creativity of the peoples of the region, with their life, family and community celebrations, the whole complex of the economic way of life. In this article we are talking about the traditional musical instrument tanbura. And also, about its creators and performers. Keywords: tanbur, Middle East,Usta Usmon Zufarov, Turgun Alimatov.
УДК 787.8
Наряду с другими группами народных инструментов важное место в музыкальной культуре Узбекистана занимает группа струнно-щипковых инструментов и среди них - танбур, пользующийся большой популярностью в Зерафшанском, Ферганском и Хорезмском базисах, первые изображения которых относятся к III тысячелетию до н.э. Он являлся в прошлом и является в настоящем ведущим музыкальным инструментом в традиции макомного1 исполнительства. Танбур известень сегодня у ряда народов Среднего Востока: (танбур узбекский, таджикский, уйгурский памирский, иранский, бадахшанский, бухарский, индийский и др.) И каждый из них используется в самых различных сферах современной художествешгой культуры - в музыкально-исполнительском творчестве и системы музыкального образования.