С древних времен в этих краях считалось святым неотьемлимая часть музыкального наследия искусство хафиз(певцы классических песен). Хафизы прекрасно знали художественную поэзию и исламские каноны. Поэтому исполняемые ими песни завораживая слушателей имели большую силу воздействия. Символическое название Хафиз данное певцам исполняющих только песни на газели классических поэтов имеет огромное значение.
Именно с творчеством хафизов и народных бастакоров можно связать появление, исполнение макомов и традиционных классических песен узбеков, которые были созвучны со временем.
Особую роль занимало музыкальное искусство и в творчестве великого поэта Алишера Наваи. Возможно лишь отчасти размышлять о деятельности мыслителя связанного с музыкальным искусством как отдельную грань его всестороннего творчества. Сам псевдоним Наваи имеет прямое отношение к музыке т.к. слово «Наво» означает мелодия, звук. Таким образом, жизнь и творчество поэта непосредственно было связано с этим прекрасным искусством.
Исполнителей песен на основе разнообразных жанров узбекской народной музыки в разные времена называли по-разному: хонанда, хафиз, ашулачи, кушикчи, яллачи, катта ашулачи, лапарчи, макомхон, савтхон, бахши, шоир, зокир, муганний, мутриб, йировчи, гуянда.
Вхождение в музыку для публики - будь то собрание избранных слушателей или аудитория более широкого круга, традиционно предваряется исполнением инструментальных мелодий. Этот порядок сохранился и до настоящего времени. Специальное же слушание чисто инструментальных форм в кругу изысканных ценителей и знатоков, есть некая музыкальная медитация, погружение во внутренний мир и постижение смысла музыкальных образов.
Если взглянуть на историю традиционного песенного исполнительства узбеков, то начиная со второй половины XIX века и в начале XX века сформировалась целая плеяда хафизов: Ота Жалол Носиров, Ота Гияс Абдулгани, Хожи Абдулазиз Абдурасулов, Домла Халим Ибодов, Леви Бабаханов, Мадали Хафиз, Мулла Туйчи Ташмухаммедов, Матякуб Харратов и многие другие.
В наше время появилось следующее поколение музыкантов, которые также своим талантом и своеобразным творчеством приумножили богатство классических произведений следуя принцыпам преемственности. В этом ряду песни и мелодии созданные сотнями бастакоров превратились в народное музыкальное достояние.
Традиционное песенное искусство Узбекистана получило свое интенсивное развитие уже в годы независимости. Ежегодное проведение смотров-конкурсов молодых исполнителей названы в честь великих певцов нашего времени: Журахана Султанова, Мамуржана Узакова, Хожи Абдулазиза Абдурасулова, Комилжана Отаниязова, Фаттоххана Мамадалиева, Одилжана Юсупова, Таваккала Кадирова, Отажана Худайшукурова, которые вносят весомый вклад в развитие песенного искусства Узбекистана.
Список литературы / References
1. РажабовИ. "Маком асослари". Т., 1992.
2. Успенский В. Шашмаком / Шесть музыкальных поэм. Москва, 1924.
СТИЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОЛОСОВ В ИСКУССТВЕ БАХШИ Дустмуродов Б. Email: Dustmurodov17143@scientifictext.ru
ДустмуродовБекназар - и.о. профессора, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекское искусство разнообразно и богато, имеет несколько жанров. Одним из таких жанров является искусство бахши, и это искусство имеет свое особое место в сердце узбекского народа. Очень важно, чтобы исполнитель, владеющий искусством бахши, имел свой стиль, отличающийся от других бахши. В то время как искусство бахши имеет свой собственный стиль голособразования, он полностью отличается от других певческих искусств. В этой статье рассказывается о том, как исполнители бахши и жиров образуют голос. Также она затрагивает различные аспекты стилей голособразования жиров и бахши. Ключевые слова: бахши, жиров, голос, голособразования, южная школа бахши, северная школа бахши, эпос, суллиги.
STYLES OF USE VOTES IN THE ART OF THE BAKHSHI Dustmurodov B.
Dustmurodov Beknazar - Acting Professor, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek art is diverse and rich, has several genres. One of these genres is the art of bakhshi, and this art has its special place in the heart of the Uzbek people. It is very important that a performer who knows the art of bakhshi, had his own style, different from other bakhshi. While bakhshi's art has its own style of voice education, it is completely different from other singing arts. This article describes how the performers of bakhshi and jirou form a voice. He also addressed various aspects of the styles of voice education jirou and bakhshi.
Keywords: bakhshi, jirou, voice, voice education, South school of bakhshi, Northern school of bakhshi, epic, sulligi.
УДК 784.4
Искусство Бахши является самым древним жанром, происхождение которого восходит к тем временам, когда еще не появилось личностное общество. Наши ученые, изучившие этот жанр и проводившие исследования, утверждают, что эпос начался с того, что сначала было рассказано о событии, а затем пели. Бахши представители южной школы и исполнители жиров из Каракалпакстана почти идентичны по стилю использования голоса, но различаются по звучанию.
Рис. 1. Искусство бахши XX века Рис. 2. Бахши Сурхандарьинской школы
Как известно, на территории Узбекистана действуют три оазисных исполнения, развиты искусство бахши Самаркандских оазисов Нурота, Сурхандаря-Кашкадарьинских оазисов, направление бахши и жиров Каракалпакстана, а также развита Хорезмская искусство бахши [1].
Стиль "суллиги" еще называют "бугызлоу". Почему называется бугызлов? Гортань человека изгибается и растягивается, и по мере возможности может иметь разную форму. Его можно озвучить искусственным изгибанием. Также можно создать "бугызлоу», не изгибая гортань. При этом гортань сжимается через мышцы шеи, а препятствия на звуковом пути увеличиваются. Хриплый звук проникает через эти препятствия и распространяется по воздуху через глотки. Исполнители бахши Южного оазиса Узбекистана Сурхандарьинской, Кашкадарьинской школы а также Самаркандской школы Нурата, не изгибая гортань, делают бугызлоу, что звучит более грубо, и голосовая сила повышается. При этом чаще всего работают резонаторы груди и горла. Из головных резонаторов небо, глотка, щека и гайморовые пазухи помогают направить звук наружу. Поэтому интервал обертонов расширяется, а объем голоса приравнивается к звуку домбры.
Тот голос, звучащий из человеческой гортани - прекрасный голос. Умение издавать звук также зависит от физического строения человека. Голоса даже зависят от расположения и размеров таких органов, как рот, нос, нёба. Например: у певцов, у которых рот относительно большой, имеет широкую нёбу, нос длиннее, голос будет чрезвычайно громким, красочным, насыщенным тембром, без трудностей будет звучать и на высоких нотах. Кроме того, длина шеи, ширина легких также имеют большое значение для получения зрелого звука [2].
Рис. 3. Исполнитель жиров Каракалпакистана
Исполнители жиров Каракалпакистана образуют голос, опуская подбородок вниз и сжимая гортань с передней стороны. При этом гортань физически сжимается, а звук, излучаемый из голосовых связок, соединяется с воздухом. Этот звук очень мягкий и похож на звук инструмента смячковый кубыз. Известно, что голос кубыза очень приятный за счёт смячка. Так как струны кубыза изготавливается из конского хвоста его звук низкий, то есть он имеет объем звуков между маленьким и первым октавным диапазоном. Кроме того богат хриплыми звуками. При этом голос исполнителя жиров и звуки кубыза звучат пропорционально друг другу. Исполнители жиров издают свои голоса так же, как и исполнители южной школы бахши, но так как исполнители жиров стремятся к мягкостю, их голоса становятся относительно слабыми. Еще одна отличительная черта исполнителей жиров от исполнителей других оазисов заключается в том, что они исполняют исключительно героические, ценностные эпосы. Исполнители жиров не причисляют себя к искусству бахши, подчеркивая, что искусство жиров самое древнее.
Рис. 4. Каракалпакский бахши — мужчина Рис. 5. Каракалпакский бахши — женшина
А Каракалпакские бахши - это особый мир, искусство и диалог достойны восхищения. Изучение их голосов и методов использования голоса требует особого подхода. Голоса бахши чрезвычайно привлекательны, и их энтузиазм в рассказе историй вызывает у слушателей огромное впечатление. Кроме того, они исполняют все образы в рассказе, исходя из характера. Например: если женщина-героиня, они исполняют на высоких голосах. Кроме того, голоса мастеров также исполняют на высоких голосах. Стили звучания Каракалпакских бахши-это открытый голос, то есть близкий к узбекскому национальному искусству маком. С древних времен бахши северной школы распространены во всех районах Кухна Ургенч, Ташхауз, Элликкала, Тупроккала, Турткула, Шаббаза, Беруни и Хорезма. Они в основном творятся в двух разных направлениях. Особенности звучания этих двух стилей разнообразны.
Список литературы / References
1. Матякубов Ш.Б. Искусство бахши в Узбекистане. / The art of the bakhshi of Uzbekistan». «Вестник науки и образования». № 12 (66), 2019.
2. Улашева М.А. Роль певческих голосов в мире макомов / The role of singing voices in the world of makoms», «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.