Список литературы / References
1. Болтаев Р.К. «Жанры узбекской народной музыки Хорезмского региона». «Проблемы современной науки и образования». № 3 (136), 2019.
2. Ан А.А. «Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее». «Проблемы современной науки и образования». № 2 (135), 2019.
УЗБЕКСКИЙ ТАНБУР Зуфаров А.М. Email: Zufarov666@scientifictext.ru
Зуфаров Аброр Мухаммадсодикович — старший преподаватель, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: древнейшая история музыкальной культуры народов Центральной Азии всегда связана с музыкальными инструментами, изображения которых были зафиксированы еще в наскальных рисунках, в домашней утвари, предметах роскоши, памятниках изобразительного искусства и архитектуры. И они оказались доступными благодаря археологическим находкам на территории республик Центральной Азии. Соответственно, изображения совершенных музыкальных инструментов - свидетельство большого исторического процесса развития музыкального инструментария и инструментальной музыки, начиная с древнейших веков до наших дней. Одними из древнейших музыкальных инструментов являются струнные, функционирующие как сольные, ансамблевые, любительские, профессиональные, тесно связанные, как и все проявления традиционного музыкального творчества народов региона, с их бытом, семейными и общинными торжествами, всем комплексом хозяйственного уклада жизни. В данной статье речь идёт о традиционном музыкальном инструменте танбур. А также о его создателях и исполнителях.
Ключевые слова: танбур, Средний Восток, Уста Усмон Зуфаров, Тургун Алиматов.
UZBEK TANBUR Zufarov A.M.
Zufarov Abror Mukhammadsadykovich — Senior Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the ancient history of the musical culture of the peoples of Central Asia is always associated with musical instruments, the images of which were recorded in rock paintings, household utensils, luxury goods, monuments of fine art and architecture. And they were available thanks to archaeological finds in the republics of Central Asia. Accordingly, the images of perfect musical instruments - evidence of a great historical process of development of musical instruments and instrumental music, from ancient centuries to the present day.One of the oldest musical instruments are strings that function as solo, ensemble, Amateur, professional, closely related, as well as all manifestations of the traditional musical creativity of the peoples of the region, with their life, family and community celebrations, the whole complex of the economic way of life. In this article we are talking about the traditional musical instrument tanbura. And also, about its creators and performers. Keywords: tanbur, Middle East,Usta Usmon Zufarov, Turgun Alimatov.
УДК 787.8
Наряду с другими группами народных инструментов важное место в музыкальной культуре Узбекистана занимает группа струнно-щипковых инструментов и среди них - танбур, пользующийся большой популярностью в Зерафшанском, Ферганском и Хорезмском базисах, первые изображения которых относятся к III тысячелетию до н.э. Он являлся в прошлом и является в настоящем ведущим музыкальным инструментом в традиции макомного1 исполнительства. Танбур известень сегодня у ряда народов Среднего Востока: (танбур узбекский, таджикский, уйгурский памирский, иранский, бадахшанский, бухарский, индийский и др.) И каждый из них используется в самых различных сферах современной художествешгой культуры - в музыкально-исполнительском творчестве и системы музыкального образования.
По данным источников, слово танбур состоит из двух слов, "тан" и "бур" [1]. Тан -сердце, бур- щекотать, как бы щекотит душу. Танбур относится к числу древнейших инструментов народов Востока. Изображения инструмента с маленьким корпусом и длинной шейкой встречается на рельефах Мессопотамии, относящихся к III тысячелетию до нашей эры. На территории Среднего Востока первые письменные упоминания, известные нам, относятся к III-IV векам до нашей эры и содержатся в памятниках пехлевийской литературы "Дарахт Асурик" "Карнамаг-и Ардашир-и Пабаган". Согласно источникам ГХ-ХП веках танбур достигает совершенства. Аль-Фараби в своем трактате "Китаб ад-мусикий ал-кабир" (X век) упоминает о багдадском и хорасанском танбурах. Позднее Абдулкадыр Марата (XV век) в своих трудах "Макос ал-алхон", "Джами ал-алхон" пишет о нескольких разновидностях танбура -ширванском, тюркском, а так же о его смычковым варианте -"Най танбур"(танбур флейта). О танбуре с смычком писал также Амули (XIV веках) называя его "Каманча". Особая популярность танбура в Центральной Азии растет в XVI-XVII веках. Дарвиш Али Чанги пишет о танбуре как об инструменте, терзающем сердце [2].
Общеизвестно, что качество исполнение мелодий во многом зависит от хорошего звучания инструмента. Для музыканта инструмент "это сокровище, которым он дорог не меньше, чем певец голосом. В народе любят, уважают мастеров-изготовителей музыкальных инструментов, которых в центрально-азиатском регионе почтительно называют "Уста" что означает "Мастер". Они являются носителями многовековой традиции, подобно тому, как мелодии передавались в течение веков от устоза к шягирду /от мастера к ученику/, так и искусство изготовления инструментов переходило от мастера к мастеру. Особенно важную роль в переходе от поколения к поколению классического музыкального наследия играет эта система "наставник и ученик". Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывают свои наилучшие результаты [3].
Самым известным мастером прошлого века является Уста Усмон Зуфаров из Ташкента /1892 -1980/. Он оказал большое влияние на искусство изготовления танбуров и других национальних инструментов Узбекистана. Уста Усмон придерживаясь в целом старой узбекской традиции
изготовления музыкальных инструментов, смог подойти по новому, способствуя совершенствованию традиции. Усман Зуфаров всегда проявлял живой интерес к развитию узбекской музыки, произвел опыты реконструкции народного инструментария. Он в первые сделал альтовые, теноровые разновидности танбура.
Работав в экспериментальной лаборатории при Научно-исследовательском институте искусствознания произвол ряд опытов по усовершенствованию народных инструментов. Сконструктированные Усманом Зуфаровым танбуры и другие инструменты получили широкое признание среди музыкантов. В настоящее время эту традицию стали продолжать его сыновья ученики-мастера. Мастера изготовители начинают свою работу с подбора материала. Для многих инструментов, в том числе танбура, главным образом, применяются тутовые, ореховые и урюковые /абрикосовые/ деревья. Считается, что когда дерево срезают в конце осени или в начале зимы, т.е. во время его "отдыха", то материал получается крепким и качественным. Отсюда и музыкальный инструмент надолго сохранит хорошую звучность. Причем подбираются только такие деревья, которые дают вкусные плоды - тутовник со сладкими ягодами, а если урюковое дерево, то урюк со сладкими косточками и т. д. Древесина, предназначенная для изготовления музыкального инструмента, обычно выдерживается от 5 до 40 и больше лет.
Каждая конструкция танбуров придает им специфические, индивидуальные особенности, определяя их тембровые и исполнительские (игровые) возможности. Исходя из этих качеств танбур используются для получения только им присущих и соответствующих тембровых оттенков. Однако самые разнообразные конструкции инструментов объединены наличием определенных элементов, обеспечивающих характерные им свойства.
Звукоизвлечение на танбуровидных инструментах зависит от использования акустического аппарата, включающего в себя корпус с декой, струнную "одежду" и устройство фиксации струн /гриф, колковая доска с механизмом натяжения струн/. Кроме того, звукоизвлечение производится способами игры нохуном /металлическим плектором/ и смычком (сато). Инструмент на грифе имеет подвижные (надвязанные) или неподвижные лады, перемещаемые исполнителями в соответствии с используемым звукорядом. В настоящее время существуют разные види школы исполнительства на танбуре. Но среди них самой популярной мы можем назвать школой мастера Тургуна Алиматова.
Тургуна Алиматов является одним из наиболее ярких представителей в узбекской классической исполнительской музыке. Его музыкальный потенциал был очень большой и разнообразный. Со своими непрерывными исследованием, исполнительских искусством он создал новый стиль и обогащал исполнительство танбура. Неспроста его признают как великий мастер, совершенный музыкант.
Трудовая деятельность Т. Алиматова была неразрывно связана с ансамблем макомистов при Государственном теле-радио. В составе этого творческого коллектива он проявил особую самоотверженность в деле записи образцов уникальных макомов - бесценного духовного наследия узбекского народа - «Шашмаком», макомов фергано-ташкентского стиля, вошедших в национальную музыкальную сокровищницу.
Мастерское исполнение Тургуном Алиматовым таких, как «Напевы дутара», «Тановар», «Чоргох», «Муножот», «Наврузи Ажам», «Бузрук», «Куйгай», по праву завоевало сердца узбекского народа. Тургун Алиматов играя на танбуре "Наврузи Ажам" покорил весь народ [4]. Известный мастер четверть века преподавал в Государственной консерватории Узбекистана и подготовил десятки талантливых учеников. Т. Алиматов внес большой вклад в широкую популяризацию узбекского музыкального искусства и за рубежом. Сегодня эту традицию стали продолжать его ученики.
Во времена Советского Союза под влиянием коммунистической идеялогии национальная музыка в каком то мере пришла в упадок. Национальные инструменты, в том числе и танбур стали невостребованным особенно при государтвенных музыкальных сферах. Танбур еле продолжал свое бытование только в узких кругах слушателей и исполнителей. В те времена в Ташкентскую консерваторию официально был сокращен прием танбуристов, два танбуриста -раз в четыре года.
В условиях современности танбур со своей спецификой и способом звукоизвлечения нашел широкое применение в музыкально-исполнительской практике и в учебном процессе. Сегодня танбур с его богатыми тембровыми возможностями используются и в профессиональной концертной среде, и в художественной самодеятельности для удовлетворения широкого спектра эстетических потребностей. Среди музыкантов немало таких, исполнительское искусство которых высоко ценится во всех уголках Узбекистана.
Список литературы / References
1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком». «Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.
2. Фитрат «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи». «Фан». Ташкент, 1993.
3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.
4. Абдуазимов Р.А. «Наследия исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб». «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.