Научная статья на тему 'Инженерно-технологическое образование для пищевой индустрии: состояние и перспективы'

Инженерно-технологическое образование для пищевой индустрии: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
433
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно-технологическое образование для пищевой индустрии: состояние и перспективы»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

і

С. ХУРШУДЯН, ректор С. ТРАУБЕНБЕРГ, проректор по учебной работе

А. КОЧЕТКОВА, проректор по научной работе Московский государственный университет пищевых производств

Инженернотехнологическое образование для пищевой индустрии: состояние и перспективы

Анализ структуры и содержания ВПО в области продовольственных технологий и менеджмента безопасности пищевых продуктов должен осуществляться с двух позиций:

• с учетом современных тенденций развития науки, техники, технологии, экономики, социальной сферы и рынка труда в пищевой индустрии;

• на основе принципов реформирования системы ВПО России в целом и присоединения РФ к Болонскому процессу.

Содержание инженерно-технологического образования для пищевой индустрии. Требования к содержанию образования в области пищевых технологий связаны, во-первых, с тем, что это - инженерное образование (т.е. подготовка инженеров), а во-вторых, что очень существенно, с особой «природой » объектов их профессиональной деятельности. Современные продукты питания представляют собой сложные системы с единой внутренней структурой и общими физико-химическими свойствами при исключительном разнообразии химического состава пищевых ингредиентов, многие из которых принадлежат к числу весьма лабильных. Получение таких продуктов реализуется через многостадийные технологические процессы, сопровождающиеся различными изменениями химического характера. При этом главными параметрами, определяющими потребительские свойства пищевых продуктов, являются их безопасность и полезность для

здоровья человека. Нормативными ориентирами пищевой индустрии России являются Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Концепция государственной политики в области здорового питания», Федеральный закон «О техническом регулировании», которые задают рамки эволюционных процессов в сфере производства пищевых продуктов. Эти процессы инициируются как инновациями в сфере пищевых технологий, так и пересмотром «формулы пищи » общества на конкретном этапе его развития.

Основная причина преобразования «формулы пищи » сегодня связана с изменениями образа жизни, пищевого статуса и структуры рациона питания современного человека, следствием которых является дефицит витаминов и других биологически активных веществ, выполняющих функции катализаторов и регуляторов биохимичес-кихи физиологических процессов, определяющих все жизненные функции организма. Отсутствие адекватных количеств этих соединений в пище нашего современника превращает ее в фактор риска возникновения и развития основных неинфекционных заболеваний - сердечно-сосудистых, онкологических, остеопороза и др. И наоборот, их наличие делает пищу серьезным фактором профилактики различных хронических заболеваний алиментарной природы, особенно в пожилом возрасте.

Особое место, конечно же, занимает безопасность пищевых продуктов. Цепи питания - один из основных путей поступ-

ления чужеродных химических веществ или контаминантов в организм человека. Ухудшение экологической обстановки (работа промышленных предприятий, применение ядохимикатов, появление неблагоприятных в радиационном отношении зон и т. д.) приводит к загрязнению пищевого сырья; появляются новые технологии и аппаратурные решения, связанные с жесткими видами воздействия на пищевое сырье и полупродукты; широкое распространение получили разнообразные виды пищевых добавок и новые упаковочные материалы. Между тем изучение влияния этих факторов на свойства, пищевую ценность и безопасность продуктов питания зачастую проводится недостаточно глубоко. При этом появилось большое число малых предприятий, на которых технологический процесс и качество выпускаемых продуктов питания плохо контролируются или не контролируются вообще.

В настоящее время общепризнано, что состояние питания населения являются одним из важнейших факторов, определяющих здоровье нации; доказана взаимосвязь между характером питания и здоровьем.

В этой связи приоритетным направлением науки, технологии и техники пищевой индустрии является создание и производство пищевых продуктов нового поколения, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству продуктов и их безопасности с учетом предельно допустимых концентраций опасных и потенциально опасных концентраций и опасных факторов в полном цикле производства пищевой продукции. Оно должно быть организовано в соответствии с международными стандартами ИСО 15161:2001 «Рекомендации по применению ИСО 9001:2001 в пищевой промышленности и на предприятиях, производящих напитки», ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для использования любой организацией, работающей в цепочке создания пищевой продукции» и принципами НАССР

(«Анализ опасностей и критические контрольные точки») [1].

Именно поэтому в последние годы внимание российских производителей пищевой продукции все больше направлено не только на коренное преобразование технологии получения традиционных продуктов, но и на создание нового поколения пищевых продуктов, учитывающих особенности пищевого статуса и структуры питания современного человека. К ним относятся:

■ пищевые продукты функционального назначения, рекомендованные для систематического регулярного применения в составе обычных пищевых рационов всеми группами здорового населения; они полезны для здоровья, т. е. сохраняют или улучшают его состояние, снижают риск развития связанных с питанием (алиментарных) заболеваний за счет наличия в их составе физиологически функциональных ингредиентов, обладающих способностью оказывать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций и метаболических реакций организма человека; кроме того, они отвечают всем требованиям к безопасности продуктов питания;

■ пищевые продукты специализированного назначения, созданные для удовлетворения определенных требований к режиму питания специфических групп населения (детей грудного и младшего возраста; школьников; людей, использующих низкокалорийные диеты, направленные на снижение веса; кормящих матерей; беременных женщин; людей, работающих в экстремальных условиях труда; населения, проживающего в экологически неблагоприятных зонах; людей с большими физическими нагрузками; малоимущих слоев населения), а также пищевые продукты для специальных медицинских целей; все они должны отвечать требованиям к безопасности продуктов питания.

В этой связи следует отметить, что зарубежный рынок функциональных и специализированных пищевых продуктов ежегодно увеличивается на 15-25%, и по

прогнозам ведущих специалистов мира в области питания и медицины в ближайшие 15-20 лет доля функциональных и специализированных продуктов достигнет 30% от всего продовольственного рынка.

Указанные приоритеты определяют и новые требования к содержанию инженерно-технологического образования, особенно к учебному циклу (УЦ) профессиональной (профилирующей и специализированной) подготовки в основных образовательных программах (ООП) в области пищевых технологий.

Сравнительный анализ реализуемых в настоящее время учебных планов бакалавриата, магистратуры и инженерной подготовки в Московском государственном университете пищевых производств и в наших зарубежных университетах-партне-рах позволил отметить следующее:

• содержание и объем химической (фундаментальной и прикладной) подготовки в учебных планах ориентированы в целом одинаково (рис. 1);

• учебные планы западноевропейских

университетов уже на 1-й ступени образования (бакалавр) в большей степени ориентированы на профессиональную подготовку в области пищевых технологий и обеспечения качества пищевых продуктов, а также на дисциплины специализаций (по сравнению с существующими учебными планами подготовки бакалавров в МГУПП по направлению «Технологияпродуктов питания»);

• в учебных планах МГУПП гораздо шире представлены гуманитарная и социально-экономическая составляющие, а также общие инженерные дисциплины;

• западноевропейские университеты уделяют очень большое внимание микробиологической безопасности пищевых продуктов, пищевой микробиологии и законодательству в области производства пищевых продуктов;

• сильной стороной учебных планов МГУПП является учебный цикл естественно-научных и математических дисциплин;

• зарубежные университеты большое внимание уделяют организации производственной практики;

Рис. 1. Базовая и прикладная химическая подготовка (в % от общей трудоёмкости ООП)

• в университетах-партнерах формирование учебных планов осуществляется с использованием зачетных единиц (ECTS).

Наличие в ГОС ВПО (и, соответственно, в учебных планах) вариативной части (региональный или вузовский компонент и курсы по выбору студента) является, безусловно, прогрессивным шагом в формировании содержания образования, т. к. существенно увеличивает уровень академических свобод вуза и позволяет учитывать мнение заказчика (промышленности) при формировании образовательных программ, дает возможность гибко менять учебные планы с учетом современных направлений научно-технического прогресса в пищевой индустрии, реализовывать вариативные модели обучения наиболее талантливых и одаренных студентов на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Говоря о фундаментальной подготовке инженеров-технологов для пищевого комплекса экономики страны, необходимо отметить особое место, которое занимает химическая фундаментальная (в цикле ЕН) и химическая прикладная подготовка (в базовой составляющей профессионального блока), поскольку в основе технологий пищевых продуктов лежат химические, физико-химические, биохимические, микробиологические и коллоидные процессы.

Все это выдержано в программах моно-уровневой подготовки инженеров-техноло-гов пищевого профиля МГУПП и соответствует мировым тенденциям в области содержания образования по направлению «Food Technology» в части фундаментальными прикладных химических дисциплин и в дисцип-линахпрофессиональной направленности, основанныхна этиххимических знаниях, что видно из сравнения ООП ВПО для МГУПП и ряда известных зарубежных университетов, осуществляющих подготовкуспециали-стов для пищевой индустрии (рис. 1). И это должно сохраниться в новых учебных планах, то есть при переходе от моноуровневой кдвухуровневой подготовке инженеров-тех-нологов для пищевой индустрии.

В нашем университете разработана и реализуется концепция химического образования инженера-технолога для пищевой индустрии.

Анализ требований к содержанию образования по блоку специальных дисциплин показал, что 17-20% от общей трудоемкости образовательной программы приходится на курсы, основанные на химичес-кихзнаниях (фундаментальных и прикладных): биотехнологические основы хлебопекарного производства; химия вина; биохимия бродильных производств; физико-химические основы сахарного производства; химия жиров; методы исследования свойств сырья и готовой продукции; эмульсионные системы для косметической и пищевой промышленности.

Фундаментальная (базовая) химическая подготовка составляет 16-17% от общей трудоемкости программы, прикладная химическая подготовка (в цикле ОПД) - 56% (около 30% от трудоемкости цикла ОПД) (рис. 2). Безусловно, сами по себе цифры по трудоемкости еще ни о чем не говорят, т. к. главное наше достижение -это наполнение выделенных на химическую подготовку часов и взаимосвязь химических и профессиональных дисциплин. При разработке новых курсов особое внимание уделено вопросам, касающимся изучения сложных процессов, протекающих при переработке пищевого сырья в готовые продукты, факторам, определяющим их качество, пищевую и биологическую ценность и безопасность, а также экологическим аспектам пищевых технологий и новым направлениям межотраслевой индустрии продуктов питания.

Профессиональный цикл учебных планов, во-первых, включает ряд дисциплин общей инженерной подготовки (хотя, конечно же, он не может быть таким же, как для чисто технических специальностей): это начертательная геометрия, прикладная механика, тепло- и хладотехника, автоматизированные системы управления технологическим процессом, информационные

□ 16-17 %

□ 5-6 %

□ 17-20 %

□ 2,5-5,0 %

- цикл ЕН (базовая химическая подготовка)

- цикл ОПД (дисциплины, связанные с химическими)

- цикл СД (дисциплины, связанные с химическими)

-курсы по выбору студента

Рис. 2. Химическая подготовка в образовательных программах МГУПП

технологии. Во-вторых, он имеет базовую составляющую как основу перехода к профилирующей подготовке для будущей профессиональной деятельности. По мнению специалистов нашего университета, в базовой части профессионального цикла необходимо выделить ряд ключевых дисциплин: пищевая химия; пищевая микробиология; процессы и аппараты пищевых производств (по направлению подготовки); общие принципы переработки сельхозсырья и основы технологии пищевых продуктов (по направлению подготовки); безопасность сырья и пищевых продуктов; методы контроля качества сырья и пищевых продуктов (по направлению подготовки). Вариативная часть профессиональной подготовки в рамках одного направления подготовки инженеров формируется в зависимости от профиля подготовки. Например: «Технология отрасли I» (с учетом профиля); «Технология отрасли II» (с учетом специализации); «Технологическое оборудование» (по профилю подготовки); «Технохимический контроль » (с учетом профиля и специализации) и т. д.

Переход от моноуровневой подготовки инженеров-технологов к подготовке по системе бакалавр-инженер/ магистр-инженер, безусловно, вносит свои коррективы в формирование содержания инженерно-технологического образования (по каждой ступени) с учетом видов профессиональной деятель-

ности выпускников и их профессиональных компетенций. Это мы обсудим ниже.

Новый профиль инженерно-технологического образования для пищевой индустрии «Технология и применение пищевых ингредиентов» - требование времени. Инновации в сфере пищевых технологий подчинены поиску способов и средств, обеспечивающих экономичное получение и максимальную безопасность и качество пищевых продуктов. Совокупность полезных для здоровья свойств непосредственно зависит от ингредиентного состава пищевого продукта. При этом модификация состава любого продукта (снижение его энергетической ценности путем сокращения содержания или полной замены жира или сахара, обогащение физиологически функциональными ингредиентами), естественно, отражается не только на его пищевой ценности, но и на всей совокупности характеристик продукта, включая органолептические свойства, реологию и сроки хранения. Поэтому и восстановление традиционных, и формирование новых потребительских свойств пищевого продукта требуют использования различных технологическихпищевых добавок.

Все это в целом указывает на то, что характерной особенностью современных пищевых продуктов является сложность их

рецептурных составов, т.е. наличие в составе продукта большого числа пищевых ингредиентов различной химической природы, проявление свойств и взаимодействий которых в ходе технологического процесса и обеспечивает получение пищевого продукта определенной пищевой ценности с заданной совокупностью потребительских характеристик.

В настоящее время поставщиками пищевых ингредиентов и технологических пищевых добавок в нашу страну являются более 250 крупных фирм, свыше 100 из них имеют свои представительства и филиалы в разных городах, где трудятся российские специалисты. Быстро растет число отечественных производителей пищевых ингредиентов. Сегодня Союз производителей пищевыхингредиентов объединяет 46 предприятий и фирм. В издательстве «Пищевая промышленность» с 2000 г. выходит журнал «Пищевые ингредиенты: сырье и добавки». Все это указывает на то, что в пищевой промышленности формируется новое направление, связанное с производством пищевых продуктов функционального и специализированного назначения на основе использования нетрадиционных видов сырья, физиологически функциональных пищевых ингредиентов и технологических пищевых добавок, - специальная отрасль пищевых ингредиентов (их разработка, производство, реализация и промышленное использование). Она развивается сегодня в двух направлениях: ингредиенты для продуктов здорового питания и пищевые добавки и ароматизаторы.

Производство и применение физиологически функциональных ингредиентов и технологических пищевых добавок - это новый уровень развития пищевых технологий, с одной стороны, и новые составы и свойства пищевых систем и, следовательно, новый ассортимент пищевых продуктов, с другой [2].

Развитие новой отрасли промышленности требует соответствующего кадрового обеспечения, что предполагает создание

двух принципиально новых направлений подготовки:

■ подготовка инженеров, способных создавать и обеспечивать российские высокотехнологичные производства пищевых функциональных ингредиентов и пищевых продуктов функционального и специализированного назначения, являющихся основным компонентом структуры здорового питания;

■ подготовка инженеров (инженеров-менеджеров) в области пищевых добавок и ароматизаторов (производство, реализация и обеспечение безопасности продуктов питания).

Специфика кадрового обеспечения индустрии пищевых ингредиентов связана с подготовкой специалистов нового типа, способных, с одной стороны, глубоко разбираться в объектах пищевых производств, научно обосновывать и управлять стадиями жизненного цикла пищевой продукции (с учетом потенциально опасных факторов, которые могут проявляться на всех этапах этого жизненного цикла), с другой стороны, в полном объеме обладать знаниями и умениями менеджера.

Уровень знаний специалистов, профессиональные обязанности которых сфокусированы на этой реальности, выходит за рамки подготовки традиционных инжене-ров-технологов по какой-либо специальности в рамках направления «Пищевые продукты из растительного сырья ». Это - межотраслевой уровень. В области производства продуктов питания без профессиональных знаний в области химических и функционально-технологических свойств пищевых и биологически активных добавок, технологических аспектов их использования с учетом особенностей состава и технологий пищевых продуктов, переход на современный уровень развития пищевых технологий будет затруднителен.

Подготовка специалистов для данной отрасли требует соответствующихподходов к формированию профессионального цикла дисциплин. Это могут быть такие дисцип-

лины, как «Медико-биологические аспекты конструирования пищевых продуктов функционального назначения», «Общие принципы создания и производства пищевых продуктов функционального назначения», «Химия пищевых структурообразователей, эмульгаторов и дисперсных систем », «Основы пищевого законодательства», «Функционально-технологические свойства пищевых добавок», «Нутрициология и «формула пищи » для специфических групп населения», «Менеджмент и маркетинг на рынке пищевых ингредиентов».

В образовательных программах пищевого профиля нашего университета эволюция подготовки в области пищевых и биологически активных добавок очевидна: 1996 г.

- раздел «Пищевые и биологические активные добавки» в курсе «Пищевая химия»; 1998 г. - дисциплина по выбору студента в учебных планах подготовки инженеров-технологов; 1999 г. - магистерская программа «Пищевые и биологически активные добавки»; 2000 г. - теоретический курс в блоке «Химия пищи» федерального компонента инженеров-технологов в соответствии с ГОС ВПО (2000); 2003 г. - теоретический курс учебного плана, который дополняют практические занятия.

В свете нового направления развития пищевой индустрии на создание и производство функциональных пищевых продуктов и пищевых продуктов специализированного назначения (для специфических групп населения) и с учетом выполненных в МГУПП разработок и накопленного опыта сегодня уместно ставить вопрос о целесообразности реализации подготовки по новой специальности (или новому профилю, в соответствии с проектом ФГОС) «Технология и применение пищевых ингредиентов ». Это отвечает и целям государственной политики в области обеспечения здорового питания населения России, и интересам развития как новой отрасли производства пищевых ингредиентов, так и научно-промышленного потенциала пищевой индустрии в целом. И это не прогноз, а

объективная реальность, о чем мы можем судить по заявкам фирм на проведение мастер-классов на тему «Пищевые и биологически активные добавки», которые проводят преподаватели университета в течение последних пяти лет для специалистов промышленности в рамках научной школы «Пищевая химия».

Двухступенчатая структура инженерно-технологического образования для пищевой индустрии: реальный подход. Функционирование системы ВПО в настоящее время основано на государственных образовательных стандартах (2000 г.), в соответствии с которыми подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется по моно-уровневой системе (5-6 лет обучения в вузе) с присвоением выпускникам квалификации дипломированного специалиста (инженера) и по двухуровневой системе (4 + 2 года обучения) с присвоением академической степени (квалификации) бакалавра и магистра (по направлению подготовки). Однако на практике основная масса студентов обучается по программам моноуровне-вой инженерной подготовки. Среди выпускников вузов пищевого профиля на долю бакалавров сейчас приходится всего 6-9 %, на долю магистров - 1-2%.

Анализ низкой эффективности внедрения двухуровневой подготовки в технических и технологических вузах, в том числе и в области пищевых технологий, выявил целый ряд причин такой ситуации. Одной из самых существенных является то, что выпускники, получающие степень бакалавра, практически не подготовлены к профессиональной деятельности из-за почти отсутствующей в учебных планах профилирующей подготовки (цикл специальных дисциплин в программах 5-летней моноуров-невой подготовки инженеров больше по трудоемкости в 4 раза, производственная практика - в 2 раза, итоговая государственная аттестация, включающая и выполнение дипломной работы, - в 3 раза) (см.: [3, 4]).

При обучении по учебным планам мо-ноуровневой (5-летней) подготовки студенты (и талантливые, и не очень) учатся по одним программам, их способности и мотивация не учитываются. Между тем ясно, что некоторые (может быть, даже значительная часть) хотят как можно быстрее получить диплом и начать работать, а другие видят свое будущее в наукоемкой профессиональной деятельности. Мы много говорим сегодня об индивидуализации обучения, но не секрет, что осуществить ее в рамках больших студенческих потоков очень трудно - все зависит от энтузиазма преподавателей.

В этой связи разумная реализация двухступенчатого инженерно-технологического образования (бакалавр/магистр) в области пищевых технологий представляется достаточно целесообразной. Главная задача, которую надо решить, - это построение реальной, признанной работодателем двухступенчатой структуры ВПО. Следует сразу оговориться: дело не только в присоединении России к Болонскому процессу. Введение двух циклов обучения в российской высшей школе отвечает социально-экономическим потребностям страны, нуждающейся в специалистах разного уровня: с одной стороны, в инженерах, которые эксплуатируют, поддерживают, модернизируют созданные объекты, с другой

- в элитных специалистах (разработчиках и исследователях) [5].

В преддверии перехода на двухступенчатую структуру инженерно-технологического образования для пищевой промышленности нами разработано свое видение структуры ООП и учебных планов подготовки бакалавров-инженеров (4 года) и магистров-инженеров (2 года на основе бакалавриата), определен широкий круг вопросов и рассмотрены пути их решения. Среди них:

• какова должна быть структура ООП подготовки бакалавров-инженеров и маги-стров-инженеров для пищевой индустрии с учетом имеющегося проекта ФГОС и вы-

ражения трудоемкости образовательных программ в зачетных единицах [6-8];

• что нужно сделать, чтобы и бакалавр-инженер, и магистр-инженер были признаны на рынке труда;

• что будет отличать будущих бакалав-ра-инженера и магистра-инженера по тому или иному направлению (и профилю) подготовки от сегодняшнего инженера (при мо-ноуровневой реализации образовательной программы по той или иной специальности);

• как должен быть организован процесс обучения и формирования содержания образования, чтобы переход на двухступенчатую подготовку не оказался формальным (как уже было в рамках ГОС ВПО (1994; 2000), особенно для направлений подготовки технического и технологического профиля), чтобы обе ступени высшего инженерного образования были понятны и работодателю, и выпускникам школ, и их родителям.

Когда в течение нескольких последних лет в образовательном сообществе обсуждались проблемы перехода, широко дискутировался вопрос, можно ли в принципе подготовить инженера за 4 года. Сравнение программ моноуровневой и двухуровневой подготовки инженеров-технологов показывает, что ответ может быть утвердительным. В предлагаемом нами варианте (рис. 3) существенно усиливается профессиональный аспект в подготовке бакалавров при некотором сокращении трудоемкости цикла ЕН. Это возможно за счет нового подхода кфор-мированию фундаментальной подготовки, которая частично на более высоком, «продвинутом » уровне переносится на магистерскую подготовку. На двух уровнях формируются и дисциплины гуманитарного, социального и экономического циклов.

Цикл специальных дисциплин (СД), естественно, несколько меньше по трудоемкости, чем при традиционной инженерной подготовке (~500 час.), поскольку наукоемкие спецкурсы (специализация) переносятся на более продвинутый уровень в программу подготовки магистров.

Проект

Бакалавр* -инженер (квалификация)

(4 года) — 240 зач.ед.

Каникулы

(34 нед.]

Итоговая аттестация 17 нед. (24 зач.ед.)

Практика

12 нед. (18 зач. ед.)

Факультативы 450 час

Профессиональный цикл 3492 час. (97 зач. ед.)

СД 1764 час (вариативная часть)

ОПД 1728 час (базовая часть)

2376 час. ЕН (66 зач. ед.)

ГСЭ 1188 час(33 зач. ед.)

Физкультура 400 час.( 2 зач. ед.)

ГОС ВПО 2000

Каникулы (44 нед)

Экзамены (31 нед.)

Итоговая аттестация 17 нед. г-. о

Практика 14 нед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факультативы 450 час

<5 X о о

СД 1618 час її

X го ш

ОПД 2094 час

ЕН 2300 час

ГСЭ 1800 час

в т.ч. физкультура

* трудоемкость промежуточной аттестации (экзаменов) включена в трудоемкость УЦ ООП

Рис. 3. Структура образовательных программ подготовки бакалавра-инженера (проект) и инженера (ГОС ВПО 2000) по специальности (направление 260200 «Пищевые продукты из растительного сырья»)

Говоря о переходе на две ступени инженерной подготовки, было бы неправильно делать акцент только на сравнении трудоемкости образовательных программ. При формировании требований к содержанию образования по всем циклам дисциплин, включая и специальную подготовку, необходимо определить (обязательно с учетом мнения работодателя) требования к бака-лавру-инженеру, к магистру-инженеру со стороны промышленности, экономики, бизнеса. Также должна обеспечиваться преемственность образовательных программ этих ступеней.

Причем абсолютно неправильно считать, что появление двух ступеней в ВПО предполагает простое разделение содержания моноуровневой инженерной подготовки на бакалавриат и магистратуру. Каждая ступень должна быть наполнена соответствующим содержанием, чтобы обеспечивать выпускнику возможность дальнейшей профессиональной деятельности.

При этом категорически неправомерно пытаться «втиснуть» все дисциплины мо-ноуровневой инженерной подготовки в ба-

калавриат; магистр же по своим компетенциям (в т.ч. профессиональным) должен быть, безусловно, выше нынешнего моно-уровневого инженера. Это должно учитываться при разработке содержания образования при реализации схемы подготовки «бакалавр - магистр». При этом необходимо исходить из компетентностного подхода, составляющего основу ФГОС ВПО [8, 9], а также иметь в виду уровневую дифференциацию между бакалавром и магистром («Дублинские дескрипторы »):

«В области «знаний и понимания»: от «уровня учебников» (бакалавр) к «расширенным и углубленным знаниям и пониманию, которые создают фундамент для проявления оригинальности в выдвижении и/ или применении идей, часто в исследовательском контексте »(магистр);

В области применения знаний и понимания: «от умения выдвигать и защищать аргументы» (бакалавр) к «способности решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте» (магистр);

В области формирования суждений: от

«умения собирать и интерпретировать необходимые данные» (бакалавр) к «способности интегрировать знания, справляться со сложностями и формировать суждения на основе неполной или ограниченной информации» (магистр);

В области коммуникации: от умения «передавать информацию, идеи, проблемы и решения» (бакалавр) к способности «делать свои выводы и аргументировать лежащие в их основе знания и соображения» (магистр);

В области навыков обучения: от «навыков, которые необходимы, чтобы осуществлять его с определенной долей самостоятельности »(бакалавр) к «обладанию навыками обучения, позволяющими реализовать дальнейшее самообразование с большой степенью самостоятельности» (магистр)» (цит. по [9]).

Главное в двухуровневой системе - декомпозиция фундаментальной и профессиональной подготовки на двух уровнях (бакалавриат/магистратура) и реализация магистерских программ в тесном сотрудничестве с предприятиями и фирмами, что способствует трудоустройству выпускников еще на стадии обучения. Магистр-инженер в области пищевых технологий по уровню своих общенаучных и профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций должен превосходить сегодняшнего инженера-технолога. Для магистерских программ в учебные планы должны быть включены наукоемкие спецкурсы, обеспечивающие формирование способностей выпускников разрабатывать новые принципы функционирования технологических систем от переработки сырья до выпуска пищевых продуктов (в том числе нового поколения - функционального и специализированного назначения); создавать новые продукты заданного состава и свойств, предлагать новые физические, физико-химические, коллоидные, биохимические и микробиологические процессы для их производства; предлагать методы идентификации продуктов питания и вы-

явления фальсификаций пищевых продуктов; осуществлять информационное моделирование пищевых продуктов на протяжении их жизненного цикла; применять методы определения критических контрольных точек на протяжении жизненного цикла пищевых продуктов и др.

Естественно, что обеспечение качества образования при переходе на двухступенчатую подготовку(учитывая, что степень (квалификация) бакалавра присваивается через 4 года обучения) требует интенсификации процесса обучения. Это может быть достигнуто только на основе применения современных образовательных технологий (педагогических, информационных, телекоммуникационных, интеллектуальных, инновационных), которые в реальной деятельности преподавателя взаимно пересекаются. Необходимым условием качественного скачка в подготовке инженеров-пищевиков является их обучение на базе современных научно-технических средств (аналитических приборов, технологического оборудования) с использованием компьютерных и других прогрессивных методов обучения, что требует соответствующей технической поддержки.

Реализация новых подходов в подготовке инженеров-технологов является требованием времени, и главным критерием при переходе на двухступенчатую структуру должно стать обеспечение качества подготовки как инженеров-бакалавров, так и ин-женеров-магистров. Только в этом случае мы не утратим того авторитета, который наше высшее профессиональное образование имеет сегодня.

Литература

1. См.: Тужилкин В.И., Траубенберг С.Е., Ко-

четкова А.А. Реализация новых подходов к подготовке специалистов в области пищевых технологий // Пищевая промышленность. - 2007. - № 7.

2. См.: Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А.

МГУПП сегодня: специальность «Пищевые и биологически активные добавки» -

требование времени // Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. - 2005. - № 2.

3. Траубенберг С.Е. Переход на двухступен-

чатую подготовку инженеров-технологов по специальностям пищевого профиля: проблемы и перспективы // Инженерная педагогика. Вып. 6, ч. 2. - М., 2005.

4. Траубенберг С.Е., Попова З.В. Новый виток

в эволюции перехода на двухступенчатую структуру инженерного образования в области пищевых технологий // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 19.

5. См.: Федоров И.Б., Коршунов С.В. О ходе

разработки проектов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования. - М., 2004.

6. Методика расчета трудоемкости основных

образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 1452-988 ин/13).

7. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуаль-

ные вопросы модернизации российского высшего образования: Метод. пособие. -М., 2007.

8. Федеральный государственный стандарт

ВПО (бакалавр/магистр). Макет. 2007.

9. Методические рекомендации по разработ-

ке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (проект). - М., 2007.

Системные инновационные процессы - основа динамичного развития классического университета

Л. ДЯТЧЕНКО, профессор, ректор

В. ТАРАБАЕВА, доцент, декан Белгородский государственный университет

Вузовское образование по своему содержанию является отражением текущего и укоренившегося состояния науки и производства, отбирая проверенные практикой гипотезы и теории. Однако в условиях глобализации такой консерватизм может снижать скорость и эффективность реагирования университетов на изменения во внешней среде, поэтому в настоящее время у них появляются принципиально новые функции, прежде всего инновационная, проявляющаяся в активном влиянии на жизнь людей через инновационную деятельность.

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. отмечается, что современные университеты обязаны не только вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их финансирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и

студентов и обеспечивать передачу готовой продукции потребителю.

В основе инновационного процесса в вузах - новые идеи и возможности, которые возникают, с одной стороны, как результат неудовлетворенной потребности общества, с другой - как следствие лоббирования новых достижений в сфере науки и технологии.

Для того чтобы в вузе можно было реализовать инновации, необходимо наличие комплекса условий (организационных, методических, ресурсных), обеспечивающих:

1) генерацию идей, проведение функциональных и поисковых исследований, получение патентов;

2) организационное обеспечение прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии;

3) производство инновационной продукции, проведение маркетинговых исследований, передачу готовой продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.