С. ДЬЯКОНОВ, профессор Р. ЗИНУРОВА, профессор
Система высшего профессионального образования, опиравшаяся на советскую политехническую школу и вполне справлявшаяся с задачами индустриального развития, в конце ХХ в. вступила в критическую фазу. Сегодня в ней наблюдаются все основные тенденции и признаки постиндустриального перехода. Среди них:
■ массовое распространение общедоступного высшего профессионального образования;
■ растущая коммерциализация (преобразование вузов в рыночные субъекты);
■ формирование потребности в «гибких» специальностях (переход от квалификации как формально подтвержденного дипломом набора знаний к компетентности);
■ интернационализация ВПО;
■ развитие новых форматов образования (бизнес-школ, корпоративных университетов, тренинговых систем);
■ переход от классно-урочной модели преподавания к подготовке, основанной на использовании практического опыта;
■ развитие дистанционных технологий передачи и освоения информации.
Современная инновационная экономика, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов с различным уровнем компетентностей. Для такой экономики именно двухуровневая система обеспечит требуемый уровень специалистов. Опыт подготовки, накопленный в зарубежных и отечественных вузах, свидетельствует о значительных трудностях внедрения данной системы в инженерное образование. Механическое разделение существующей инженерной подготовки на два этапа не приводит к нужному результату. Введение двухуровневой системы предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания
Концепция перехода к двухуровневой подготовке кадров
образования, дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения.
Более чем 10-летний опыт использования в российских вузах системы «бакалавр - магистр» по направлению «Химическая технология и биотехнология» и анализ характерных тенденций в развитии инженерного образования за рубежом позволяют выявить следующие преимущества двухуровневой системы подготовки кадров.
Ответ на узкопрофильность технической школы. Усложнение миссии высшей школы состоит в том, что подготовка работника к труду должна вестись с учетом возрастающих требований к ответственности выпускника за проектирование, создание и продвижение нового продукта профессиональной деятельности, к компетенциям, исходящим из гражданских и цивилизационных характеристик специалиста. Сегодня ценятся такие каче-
ства, как творческий подход, прогностические умения, находчивость, готовность работать в команде, способность адаптироваться к переменам.
Ответ на требования рынка труда. Разделение на двухуровневую систему больше отвечает потребностям современной экономики, в условиях которой рынок труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы. Такая система открывает возможность сближения процессов обучения и трудовой деятельности, повышения мобильности, гибких подходов к определению продолжительности времени обучения и его оптимального соотношения с рабочим временем, к выбору форм обучения и занятости. Нормой может стать занятость выпускников бакалаврского цикла на производстве и возвращение их 2-3 года спустя на магистерский цикл - обдуманное и взвешенное с точки зрения профессионального выбора.
Ответ на возросший поток информации,. Двухступенчатая система высшего образования более адекватна потребностям управления информационными потоками в обучении. Система генерации и передачи знаний за последние десятилетия усложнилась, а объем существующих знаний и информации возрос многократно. Сегодня нельзя за пять или шесть лет подготовить человека к профессиональной деятельности «на всю жизнь». Решение проблемы видится в переходе к непрерывному образованию, где базовое образование уровня бакалавра вначале дополняется магистерским, а затем программами дополнительного образования с учетом социального заказа.
Ответ на новые образовательные технологии. Двухуровневая система подготовки позволяет диверсифицировать методологию и методики обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. В структуре знаний, получаемых магистрами, вместо «знаний-информации», характерных для программы бакалавров, значитель-
ное место занимают «знания-умения», «знания-трансформации» с весьма значительным творческим компонентом.
Ответ на междисциплинарность. Двухуровневая система подготовки более всего отвечает потребностям развития междисциплинарности, давая возможность студентам комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
Экономическая эффективность. Двухуровневая система подготовки более привлекательна в глазах работодателей, готовых оплачивать специальные магистерские программы. Переход на двухступенчатую систему изменит характер финансирования вузов, более разнообразными станут его источники.
Цель перехода на двухуровневую подготовку ВПО по направлению «Химическая технология» - обеспечение модели образования, структурно, содержательно и технологически адекватной современным требованиям личности, общества и государства по развитию приоритетных направлений науки, техники и технологий в сфере химической, нефтехимической, микробиологической, пищевой промышленности, а также в смежных видах деятельности и в родственных отраслях.
Содержание образования при переходе на двухуровневую подготовку
В двухуровневой системе высшего инженерного образования по направлению «Химическая технология» бакалавриат представляет собой первую ступень высшего образования, по завершении которой большинство студентов могут начинать работать в производственной сфере в качестве младших инженерных работников. В период обучения в бакалавриате студент получает общее ориентированное профессиональное образование, содержание которого интегрирует базовую фундаментальную подготовку по социально-эконо-
мическому и гуманитарному, естественнонаучному и общепрофессиональному блокам дисциплин. Гармоничное сочетание естественно-научного и социально-гуманитарного образования бакалавра способствуют развитию как аналитического, логического мышления, так и способности к видению множественности решений профессиональных задач - способности, основанной на образах и представлениях. Оно плодотворно и прагматично в плане подготовки бакалавра к производственной и социальной жизни.
Целью подготовки бакалавров по направлению «Химическая технология » является обучение теоретическим основам и основным методам предпроектной оценки отдельных процессов, их аппаратурного оформления, технологических линий и производств предприятий химического и нефтехимического комплекса, с использованием передовых программных специализированных продуктов.
Полученные в процессе обучения знания позволяют решать задачи:
• разработки вариантов технологических решений по производству продукции химической и нефтехимической отраслей;
• оценки основных параметров проведения процессов химической технологии, выбора и определения основных размеров аппаратов;
• оценки возможных вариантов проведения отдельного процесса или технологической линии и выбора оптимального;
• создания системы управления процессом, технологической линией, производством с целью обеспечения требуемого качества продукции и безопасности производства.
Содержание образовательной программы бакалавриата по направлению «Химическая технология» обусловлено качественными изменениями основ организации и проведения процессов химической и нефтехимической технологии, вызванными приоритетным развитием нанотехнологий. Наметились явные тенденции ухода от су-
ществовавшего более 100 лет способа организации производства по принципу разделения процессов по типам и проведения их в отдельных аппаратах. Взамен развивается идея совмещения нескольких процессов в одном аппарате, что во многих случаях позволяет получить значительный экономический эффект. Это значит, что в рассматриваемом аппарате приходится учитывать еще большее многообразие условий протекания процесса и составов рабочих агентов и их влияние на термодинамические и кинетические характеристики. Очевидно, что с изменением принципов построения технологий должны меняться и основы моделирования новых процессов. Этими основами являются фундаментальные законы статистической физики и квантовой механики.
Процесс обучения должен быть поэтому ориентирован на получение знаний и навыков, позволяющих решать поставленные задачи по принципу нанотехнологий, т.е. создания промышленных способов получения продуктов на основе информации о молекулярном строении веществ, участвующих в технологических процессах.
Общее ориентированное профессиональное образование способствует выработке и развитию социально-личностных, общенаучных, широких профессиональных компетенций в выбранной профессиональной отрасли. Основными компетенциями бакалавров по направлению «Химическая технология» являются способности проектирования и реконструкции как отдельных аппаратов, так и технологических схем, отвечающих условиям экологической безопасности и оптимального использования.
Грамотная проектная, научно-исследовательская, производственно-технологическая или организационно-управленческая деятельность возможна лишь при глубоком понимании сути технологических процессов, а также на основе их адекватного математического моделирования и всестороннего анализа. Для этого требуется хорошая теоретическая подготовка. Совре-
менные компьютеры позволяют решать большинство задач с использованием готовых пакетов. Следует предвидеть резкое увеличение этих возможностей в недалеком будущем. Основной задачей бакалавров как пользователей пакетов прикладных программ станет корректная формулировка условий однозначности, которая возможна лишь при глубоком понимании сути происходящих процессов. Образовательная программа бакалавра унифицирована под его дальнейшую подготовку для научной и/ или производственной деятельности. Итоговая аттестация выпускника бакалавриата осуществляется вузом (выдача диплома о высшем образовании государственного образца) с привлечением работодателей в состав государственной аттестационной комиссии.
Таким образом, бакалавр - это профессионал, чья подготовка проходит вне опыта работы на реальном оборудовании. Он подготовлен теоретически и владеет научными принципами химических технологий и представляет ихна математическихи лабораторных моделях. Бакалавр - умелый пользователь программных пакетов, позволяющих рассчитать любые химические процессы (при этом не предполагается исследовательская работа в фундаментальном смысле).
Магистр-инженер - это профессионал, подготовка которого осуществляется в ус-
ловиях опыта работы на реальном оборудовании, использующемся в современной химической промышленности. Он также обладает компетенциями, позволяющими решать задачи исследовательского плана, осуществлять эффективный выбор среди различных вариантов оборудования для решения производственных задач, способен к экономическому и управленческому мышлению. Все это позволяет ему претендовать на роль лидеров проектных команд, формируемых для решения производственнотехнологических и бизнес-проблем.
Поэтому магистратура предлагается на конкурсной основе наиболее способным студентам как следующая образовательная ступень, направленная на углубленную специальную инженерную подготовку и/или развитие склонности студентов к научной работе. Результатом сопряжения общего ориентированного профессионального образования с фундаментальной подготовкой является магистр-исследователь, принципы подготовки которого разрабатываются РХТУ им. Д.И. Менделеева - головным вузом УМО по направлению «Химическая технология ». Результатом сопряжения общего ориентированного профессионального образования со специальной практической производственной подготовкой является магистр-инженер, подготовка которого проводится КГТУ совместно с крупными промышленными предприятиями, а также средним и малым бизнесом (бизнес-сообществом) на основе частно-государственного партнерства.
Специальное высшее образование в магистратуре представляет собой учебнопроизводственную деятельность, организованную в образовательных центрах под руководством одного из руководителей (главного инженера, главного технолога, главного механика и др.) на базе предприятий отрасли. Будущий работодатель, заинтересованный в качестве подготовки кадров и уверенный в профессиональной мотивации будущих работников, предоставляет производственные площади, учебные
пункты, материально-технические ресурсы, современное оборудование (в перспективе и образовательные кредиты) и участвует в разработке содержания образовательной программы магистра и требований к результатам обучения - компетенциям. Организационной формой такого сотрудничества могут выступать учебно-научнопроизводственные комплексы и корпоративный университет на правах института КГТУ, в основе деятельности которого лежит проектно-деятельностное образование. Уже сегодня КГТУ располагает сетью из 56 филиалов кафедр, базирующихся на предприятиях Республики Татарстан. Организационное оформление совместной подготовки по магистерским программам позволит систематизировать социальное партнерство вуза и бизнес-сообщества.
Обучение в магистратуре обеспечивается государственным заказом Министерства образования и науки РФ, а также через социальный заказ региональных структур и работодателей (бизнес-сообщества).
Для исключения потери статуса престижного и многими ценимого диплома инженера предлагается разработать образовательные критерии, в соответствии с которыми магистратура будет обеспечивать уровень инженерной подготовки не ниже уровня дипломированного специалиста. Условием получения звания профессионального инженера становится совместная оценка квалификации выпускника образовательным и профессиональным сообществом.
Для сертификации профессиональной инженерной деятельности участники всероссийского семинара «Формирование профессиональных стандартов по направлению «Химическая технология» в компетентно-стном формате», прошедшем в КГТУ в октябре 2007 г., предложили создание Российской национальной инженерной ассоциации, определяющей условия получения статуса профессионального инженера на основе требований к специалистам - профессионалам в области техники и технологий, совместно разработанных образова-
тельным и профессиональным сообществом.
Технологии образования при переходе на двухуровневую подготовку
Требования к содержанию и структуре образования при переходе на двухуровневую подготовку связаны с адекватными технологиями обучения. Исходя из опыта своей образовательной деятельности и разработок отечественных и зарубежных специалистов в области «образования через действие », КГТУ предлагает в качестве таковой «проектно-деятельностное» образование, сущность которого заключается в освоении студентами способов профессиональной деятельности через их активное участие в разработке и реализации научно-технических, социально-экономических проектов на основе стратегического партнерства вуза, государства, промышленности, научных организаций, малого и среднего бизнеса. Проектно-деятельностное образование предполагает выполнение студентами реальных проектов в рамках коллективных стратегических программ в течение всего периода обучения в вузе, включая различные формы организации учебного процесса, в том числе традиционные лабораторно-практические занятия, многофункциональные стажировки, производственную практику.
Сокращение сроков обучения бакалавра по сравнению с образовательной программой специалиста (5-5,5 лет), а также требования к мониторингу степени готовности бакалавров к производственной деятельности определяют поиск образовательных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс без ущерба для его качества. В качестве таковых могут быть применены информационные технологии в форме виртуальных химических лабораторий, компьютерного мониторинга знаний студентов, тестирования уровня готовности выпускников, электронных учебно-методических комплексов, компьютерного моделирования
научных экспериментов, информационных и учебных сайтов, виртуальных кабинетов преподавателя, дистанционных образовательных услуг, самостоятельной работы студента над электронными рабочими тетрадями и пр.
Реализация идеи проектно-деятельностного образования решает проблему сопряжения социального заказа и содержания образования, обеспечивает студентам надлежащую профессиональную компетентность при сохранении фундаментального характера подготовки, ориентирует выпускника на максимальное развитие способностей по решению конкретных задач в областях профессиональной деятельности. Т акой
подход органично сочетается с традиционной установкой высшего технического образования на фундаментальность подготовки и приобретение навыков самообучения и задает возможности дальнейшей специализации в целях последующей эффективной профессиональной деятельности.
Инновационная модель В.ИВАН0В, профессор, первыи непрерывного образования
проректор по учебной работе гг г
хроника десятилетия
еализация национального проекта «Образование» показала актуальность исследований, направленных на обобщение опыта передовых российских вузов в плане анализа многообразия подходов к организации современного образования. В свете возрастающих требований бизнес-сообщества к профессиональному образованию представляется важным интегрировать в вузе как центре образования, науки и культуры образовательные программы и учреждения различного уровня, создать инновационные формы взаимодействия образования, науки и производства для построения целостной системы непрерывного образования. Ин-
тегрированные образовательные системы имеют по сравнению с соответствующими автономными образовательными структурами более высокие социально-экономические характеристики. Особенно наглядно проявляются их преимущества при интеграции общего среднего, многоступенчатого высшего и профессионального образования разных квалификационных ступеней. Подобная трансформация вуза предъявляет особые требования к кадровому обеспечению его деятельности. Решение этих задач требует разработки методических подходов и соответствующей нормативной поддержки, в том числе в виде разнообразных локальных правовых