Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ш
Внедрение проекта «Бережливый офис» в бухгалтерии позволит провести:
1) структурный анализ работы бухгалтера;
2) выявление трудозатрат на выполнение операции;
3) определение факторов влияющих на неравномерность загрузки (переработки);
4) стандартизацию работы бухгалтера.
Главной целью проведения политики бережливого производства в бухгалтерии должно стать:
1. Создание «бережливого мышления» работника.
2. Устранение оторванности от общих целей предприятия.
3. Налаживание стабильной обратной связи между учетом и управлением.
«Бережливое мышление» предполагает использование в работе правил успешных улучшений:
- не соглашайтесь с тем, что «нельзя» улучшить;
- улучшения не имеют границ;
- забудьте «идеи фикс» о том, как «надо» работать;
- идея десяти лучше идеи одного;
- не тратьте большие деньги на улучшение;
- проводите улучшение сразу;
- не стремитесь к совершенству, выполните хотя бы 50 % задачи, но сразу;
- думайте о том, как сделать это, а не о том, почему это сделать нельзя.
Полученное высвободившееся рабочее время бухгалтера надо направить на самосовершенствование, повышение квалификации, непосредственное участие в производственных процессах предприятия.
Хочется верить, что проводимые мероприятия помогут создать из бухгалтера-счетовода и простого регистратора фактов хозяйственной деятельности бухгалтера-универсала, владеющего знаниями по разным участкам учета, и бухгалтера-аналитика, умеющего работать с полученной информацией и принимающего непосредственное участие в построении «бережливого предприятия».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006.
2. Генри Р. Нив. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса/ Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Пер. с англ. - М.: «Олимп-Бизнесс», 2003.
УДК 330.322
Викулова Евгения Юрьевна,
к. э. н., доцент кафедры «Экономика» Забайкальского института железнодорожного транспорта
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
E.Yu. Vikulova
INVESTIVE POTENTIAL OF THE REGION
Аннотация. Рассмотрены понятия «инвестиционный потенциал», «инвестиционная привлекательность», научные подходы к определению инвестиционного потенциала региона. Представлена характеристика инвестиционного потенциала Забайкальского края.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционный проект.
Abstract. Concepts «investment potential», «investment appeal», scientific approaches to definition of investment potential of region are considered. The characteristic of investment potential of the Transbaikalian region is presented.
Keywords: investment potential, the investment project.
Экономика России в настоящее время требует активизации инвестиционных процессов во всех субъектах Российской Федерации, что возможно путем повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов.
В научной экономической литературе зачастую понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный потенциал» являются приблизительно тождественно равными.
Термин «инвестиционная привлекательность» региона (района) трактуется как совокупность объективных и субъективных характеристик региона, влияющих на результаты инвестиционной деятельности и определяющих положение региона для субъекта инвестирования. Инвестици-
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
онныи потенциал - это количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочеИ силой, основными фондами, инфраструктурой), потребительский спрос населения и другие показатели. По нашему мнению, понятие «инвестиционный потенциал» является одной из составляющих инвестиционной привлекательности региона, другой - инвестиционный климат. Таким образом, понятие «инвестиционная привлекательность» рассматривается шире понятия «инвестиционный потенциал».
Региональный инвестиционный потенциал представляет собой упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании. Существует несколько подходов к трактовке данного термина. Отраслевой подход базируется на исследованиях Т.С. Хачатурова и В.П. Красовского, которые проводят аналогию между инвестиционным потенциалом и комплексом фондосоздающих отраслей. По их мнению, в комплекс фондосоздаю-щих отраслей помимо строительной индустрии, осуществляющей строительные работы и монтаж оборудования, входят также производство машин и оборудования для новых, расширяемых и реконструируемых предприятий и производство конструкционных материалов и строительных машин, используемых в капитальном строительстве.
Ресурсный подход к трактовке понятия «инвестиционный потенциал» изложен в работах Ф.С. Тумусова. По его мнению, инвестиционный потенциал - это «совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала».
Результативный подход базируется на оценке экономических результатов текущей и будущей хозяйственной деятельности, а потенциал трактуется как способность к достижению максимального результата.
Основываясь на ресурсном подходе, на наш взгляд, инвестиционный потенциал представлен
- ресурсно-сырьевым потенциалом (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- производственным потенциалом (совокупный результат хозяйственной деятельности);
- инфраструктурным (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- интеллектуальным или кадровым (образовательный уровень населения или наличие и качество трудовых ресурсов в регионе);
- институциональным (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационным (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
В большинстве методик определения инвестиционного потенциала авторы стремятся увеличить количество его частных потенциалов с тем, чтобы более точно учесть все региональные особенности и дать его количественную характеристику. В данных исследованиях мало внимания уделяется специфике самих инвестиционных ресурсов, их значимости в будущем развитии региона и страны в целом. Таким образом, инвестиционный потенциал региона сегодня не будет равен инвестиционному потенциалу в будущем. Это зависит не только от инвестиционной привлекательности региона и развитости инвестиционной инфраструктуры, но и от исчерпаемости некоторых инвестиционных ресурсов, в частности ресурсно -сырьевых и частично кадровых. Внешняя политика государства также может быть переориентирована на иных политических партнеров, что коренным образом изменяет инфраструктурный потенциал региона и его роль во внешнеэкономических связях.
На сегодняшний день многие приграничные регионы, имеющие по этой позиции инвестиционных потенциалов преимущество, относятся к наиболее бедным и социально неблагополучным субъектам Российской Федерации. Кроме того, многие регионы Сибири и Дальнего Востока относятся к дотационным субъектам Российской Федерации, обладая богатейшими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому при рассмотрении инвестиционного потенциала региона необходимо рассматривать специфику инвестиционных ресурсов как в настоящем, так и в перспективном развитии, а также в сравнении с другими регионами, обладающими аналогичными особенностями инвестиционного потенциала. Разница между инвестиционным потенциалом региона сегодня и инвестиционным потенциалом в будущем может характеризовать перспективу его динамики движения.
Оценивая инвестиционный потенциал Забайкальского края, можно сделать следующие выводы. Забайкальский край имеет приграничное положение. На юго-востоке регион граничит с Китайской Народной республикой, на юге с Монголией. Население региона составляет 1117 тыс. человек, из них городского населения - 712,5 млн чел., сельского - 404,5 млн чел.
Забайкальский край богат разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами и перспективными транспортными выходами на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. По природно-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ш
ресурсному рангу инвестиционного потенциала Забайкальский край занимает первое место среди всех регионов России, второе место занимает Республика Саха (Якутия). В недрах края содержится 42 % разведанных запасов плавикового шпата России, 31 % циркония; 28 % молибдена, 21 % меди; 18 % титана, 13 % серебра и 12 % свинца. В числе крупнейших месторождений Забайкальского края Удоканское, Быстринское, Лугоканское, Кул-туминское (медь), Тасеевское (золото), Ново-Широкинское (полиметаллы с золотом и серебром), Чинейское (железо, ванадий, медь, никель, платина). Для преобразования природно-ресурсного потенциала в производственный необходимо развивать инвестиционную инфраструктуру в регионе, в том числе транспортную, особенного на юго-востоке края для скорейшего освоения минерально-сырьевых ресурсов.
В 2010 году объем валового регионального продукта, по оценке, составит 172018,1 млн руб, что практически на 12 % выше показателя 2009 года. В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес занимают другие виды деятельности, затем транспорт и связь, далее оптовая и розничная торговля.
В общем объеме промышленного производства ведущее место занимает добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии и газа. В структуре обрабатывающих производств наиболее развитыми видами деятельности являются пищевая промышленность, производство строительных материалов, металлургическое производство и машиностроение.
Во внешнеэкономической деятельности за период 2008-2010 гг. прослеживается динамика снижения внешнеторгового оборота, в частности сокращения экспортных поставок древесины в КНР, а также импорта. Основу товарной структуры экспорта до 2009 года составляла древесина и изделия из неё, в настоящий момент времени это металл, изделия из него, природно-сырьевые ресурсы. Основу импорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них.
Транспортная составляющая в крае представлена автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта, а также пассажирским речным транспортом. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 16 тыс. км. Основные автомобильные дороги проходят в центральных и юго-восточных районах Забайкальского края, обеспечивая выход на Транссибирскую магистраль. Железнодорожный транспорт является ведущим по объему грузооборота. Протяженность железных дорог региона составляет 2,4 тыс. км. Железнодорожная сеть представлена Забайкальским участком Трансси-
бирской магистрали и Байкало-Амурской магистралью. В краевом центре, г. Чите, расположен международный аэропорт. Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать все типы воздушных судов. Через территорию края проходят кросспо-лярные воздушные трассы (над акваторией Северного Ледовитого океана). В период навигации осуществляются пассажирские перевозки по р. Шилка, протяженность маршрута составляет 134 км.
Продолжается развитие транспортных путей региона. С 2007 года на территории региона реализуется проект создания транспортной инфраструктуры для освоения полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края, в его рамках идет строительство железнодорожной ветки Нарын-Лугокан протяженностью 375 км. В 2007-2009 гг. производилась реконструкция участка железной дороги Карымская-Забайкальск, строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск и строительство участков автомобильной дороги Чита-Забайкальск.
В сфере инвестиционной деятельности Забайкальский край среди других регионов России занимает лишь 46 место из 83 субъектов. В 2008 году объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования составил 47445,2 млн руб., в 2009 г. - 39794,1 млн руб., в 2010 г. по оценке составит 39429,29 млн руб. Динамика снижения объясняется экономическим кризисом, нехваткой финансовых средств у инвесторов и «замораживанием» инвестиционных проектов. В отраслевой структуре инвестиций преобладают инвестиции в транспорт и связь, далее в строительство, что формирует инвестиционную инфраструктуру, способствующую росту инвестиционной привлекательности региона.
Несмотря на богатейшие запасы природно-сырьевых ресурсов Забайкальский край имеет инвестиционный рейтинг ЗС1, что означает пониженный потенциал - высокий риск. По инвестиционному потенциалу регион в 2008 году занимал 51-е место, по факту 2009 года - 46-е, поднявшись на 5 позиций. При этом по показателю инвестиционного риска край занимает только 74-е место. Наименьший инвестиционный риск - законодательный, наибольший - управленческий.
Рассматривая инвестиционный потенциал Забайкальского края по составляющим, финансовые аналитики «8&Р» и журнал «Эксперт» по итогам 2009 года присвоили следующие ранги: трудовой потенциал - 56-е место; потребительский потенциал - 52-е; производственный потенциал -67-е; финансовый потенциал региона - 54-е; институциональный - 65-е; инновационный потенциал - 40-е место; инфраструктурный - 67-е; при-родно-ресурсный потенциал - 1-е место; туристический - 30-е место.
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости - к группе умеренного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости - к группе умеренного спада.
В 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил пять приоритетных направлений в развитии Забайкальского края:
1) развитие транспортной инфраструктуры за счет создания системы транспортных коридоров и улучшение логистических возможностей, создание системы логистических центров;
2) комплексное освоение минерально-сырьевой базы;
3) развитие строительной индустрии и жилищного строительства;
4) развитие малого и среднего бизнеса;
5) развитие социальной инфраструктуры.
Основным документом, регулирующим вопросы государственной поддержки инвесторов в регионе, является Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Данный документ является одним из основных нормативно-правовых актов, формирующих благоприятный инвестиционный климат на территории края. Законом определены основные формы государственной поддержки:
- предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации;
- предоставление льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью субъекта РФ;
- субсидирование за счет средств регионального бюджета части процентной ставки за пользование кредитом;
- субсидирование за счет средств регионального бюджета лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;
- субсидирование за счет средств регионального бюджета части вознаграждения за предоставление банковской гарантии;
- субсидирование за счет средств регионального бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам;
- предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств регионального бюджета;
- предоставление инвестиций в уставной капитал.
В настоящее время на территории края реализуются следующие инвестиционные проекты, которым присвоен статус регионального значения:
- проект освоения Верхне-Чинейского участка Чинейского месторождения комплексных руд;
- проект освоения Голевского месторождения сынныритов, добыча сынныритов для производства калиевых бесхлорных удобрений;
- проект освоения участка «Контактовый» Чинейского месторождения комплексных руд;
- проект освоения Кручининского месторождения апатит-титаномагнетитовых руд;
- проект освоения Зашулакского месторождения каменного угля;
- проект освоения Нижне-Сакуканского участка Чарского месторождения железных руд;
- проект освоения участка «Сквозной» Чи-нейского месторождения комплексных руд;
- проект освоения Читкандинского месторождения каменного угля;
- проект освоения Южно-Сулуматского участка Чарского месторождения железных руд;
- проект комплексного освоения месторождений юго-востока Забайкальского края;
- проект создания Могойтуйской промышленной зоны на территории Агинского Бурятского округа.
Таким образом, инвестиционный потенциал региона, его будущее развитие связаны с освоением природных и минерально-сырьевых ресурсов, что в дальнейшем должно стать катализатором для развития таких составляющих инвестиционного потенциала, как трудовой, производственный, потребительский и финансовый потенциалы. Для чего сегодня необходимо в крае развивать транспортную и инвестиционную инфраструктуру, делая регион инвестиционно привлекательным для потенциальных инвесторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Климова, Н.И. Инвестиционный потенциал региона / РАН. - Екатеринбург, 1999.
2. Прогноз социально-экономического развития Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Одобрен распоряжением Правительства Забайкальского края 26 октября 2010 года № 597-р.
3. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. - М. : Экономика, 1999. - 272 с.
4. Хачатуров, Т.С. Эффективность капитальных вложений. - М. : Экономика, 1979. - 336 с.