УДК 330.322 (470+571)
Вукович Галина Григорьевна Vukovich Galina Grigoryevna
доктор экономических наук, D.Phil. in Economics,
профессор кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета [email protected]
Кравцова Кристина Викторовна
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РФ:
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Аннотация:
В работе рассмотрены наиболее важные проблемы и перспективы реализации инвестиционной политики России. Подробно изучен механизм реализации инвестиционной политики РФ.
Ключевые слова:
инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная политика, государственное регулирование инвестиционной деятельности, экономический рост, государственное законодательство, иностранные инвестиции.
Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность [1, с. 135], а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта. В более общем виде инвестиции -это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Professor of the Applied Economy and Human Resources Department, Kuban State University [email protected]
Kravtsova Kristina Victotovna
Student of the Economy Department, Kuban State University [email protected]
INVESTMENT CLIMATE IN THE RUSSIAN FEDERATION: RESEARCH OF THE IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT POLICY
The summary:
The article considers the principle issues and prospects of the investment policy of the Russian Federation. The authors research implementation of the investment policy in the Russian Federation.
Keywords:
investments, investment climate, investment policy, state regulation of investment activity, economic growth, state legislation, foreign investments.
Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относиться:
- обеспечение структурной перестройки экономики;
- стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;
- создание дополнительных рабочих мест;
- привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
- поддержка развития малого и среднего бизнеса.
Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народно-хозяйственных доходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.
Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.
Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т. д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому прави-
тельство России [2, с. 7] оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что обусловлено в основном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:
- кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
- стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике;
- реструктуризацию естественных монополий;
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
- создание условий для интеграции России в мировую экономику.
Таким образом, все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Проблема инвестиций в нашей стране [3, с. 6] настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и в то же время не потерять свои деньги. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций [4, с. 116]. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений, - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 40-50 млрд долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т. д.
Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности [5, с. 88] понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как известно, инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.
Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.
Методы улучшения инвестиционного климата со стороны государства можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического регулирования. Его задачей является создание условий, способствующих развитию инвестиционной деятельности, путем совершенствования системы налогообложения и амортизационной политики; установления для инвесторов налоговых льгот; разработки механизма защиты инвестиций; расширения использования средств населения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, производящих систематическое проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности и их публикацию; обеспечения антимонопольных мер; предоставления субъектам инвестиционной деятельности полномочий по формированию собственных инвестиционных фондов в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет бюджетных средств капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами. Конкретными формами такого участия являются: финансирование инвестиционных проектов; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам; размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов [6].
Таким образом, инвестиционный климат в значительной степени формируется воздействием государства на гарантии прав собственности и характер правового регулирования. При этом применение тех или иных методов определяется в зависимости от экономической ситуации в стране.
В условиях активной интеграции и всеобщей глобализации при определении приоритетных направлений поддержки инвестиционных проектов следует уделять внимание инвестициям в конкурентоспособные товары на мировом рынке, а также капиталовложениям, способствующим повышению конкурентоспособности производства. Для макроэкономики важно, чтобы инвестиции направлялись в приоритетные инвестиционные проекты, повышающие конкурентоспособность российских предприятий и решающие социально-экономические вопросы, предусмотренные государственными программами стратегического развития. В первую очередь конкурентные преимущества обеспечивают высоко-
технологичные разработки. На сегодняшний день к отраслям, обладающим потенциалом в этой области, можно отнести авиастроение, металлургию, биотехнологии и другие отрасли, в которых обеспечивается создание значительной прибавочной стоимости [7].
В экономике России традиционно основными конкурентными преимуществами обладали крупные производственные предприятия, обладающие значительным научнотехническим потенциалом.
Целью государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики является недопущение кризисных явлений, а также защита и стимулирование данных процессов в определенных отраслях и секторах.
Для привлечения иностранных инвестиций [8, с. 132] государство должно активизировать борьбу с коррупцией, заботиться о повышении имиджа и международного рейтинга страны, признании зарубежными экспертами благоприятности инвестиционного климата в России и проводить активную работу по привлечению иностранных инвестиций. Государственное регулирование инвестиций может достигнуть успеха только в том случае, когда стратегические цели государства совпадают с естественной целью инвестора получить максимальную прибыль при минимальных рисках.
Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. На наш взгляд, активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.
Необходимо рассматривать различные сценарии дальнейшего развития и анализировать приемлемость того или иного варианта проводимых в экономике России преобразований. В зависимости от того, какие будут применяться в дальнейшем меры государственного воздействия, какая будет складываться общая ситуация в экономике, получит приоритетное распространение тот или иной путь мобилизации инвестиций. Создание в России благоприятного инвестиционного климата, построение эффективной модели функционирования финансовых рынков, обеспечение условий для трансформации сбережений в инвестиции и перетока капиталов в реальный сектор экономики должны рассматриваться как те слагаемые, которые позволят переломить негативные тенденции в развитии экономики России.
В субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению инвестиционная стратегия. Стратегия должна содержать:
1. Параметры разработки инвестиционной стратегии:
- рамки стратегии - затрагиваемые ею аспекты совершенствования нормативной базы и правоприменения, а также направления развития территории;
- временной горизонт стратегического планирования - период времени, на который составляется Стратегия.
2. Исходные посылки формирования Стратегии:
- оценка стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона на момент принятия Стратегии, доступных ресурсов ее развития (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие), а также прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики, исходя из которого осуществляется стратегическое планирование;
- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон региона (относительно других регионов) с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- оценка интересов и влияния различных групп интересов.
Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Основным направлением государственной инвестиционной политики должно стать формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности частных отечественных и иностранных инвесторов.
России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Правительство России стремится создать действительно открытую и привилегированную инвестиционную экономику - с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.
Ссылки:
1. Каллаганов Б.Р., Сокаева Б.Б. Инвестиции и инвестиционная деятельность в Российской Федерации. Владикавказ, 2010. 189 с. : ил.
2. Савенкова Е.В. Современное состояние инвестиционных процессов в России. М., 2004. 17 с.
3. Сухарев О. Инвестиционные проблемы макроразвития России // Инвестиции в России. М., 2008. № 10. С. 3-11.
4. Современные проблемы инвестиционной деятельности в России и странах СНГ : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (5 окт. 2009 г., г. Москва) / Междунар. акад. инвестиций и экономики стр-ва и др. ; ред-кол.: А.Н. Ларионов и др. М., 2009. 202 с.
5. Караваев Д.С. Государственное регулирование инвестиционных процессов в условиях рыночных отношений. М., 2009. 185 с.
6. Вукович Г.Г. Качество рабочей силы: компетентностный подход // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 32-37.
7. Вукович Г.Г., Марусенко И.А. Совершенствование модели управления процессом экономической диагностики // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 53-57.
8. Литвиненко В.А. Направления и механизмы совершенствования государственной инвестиционной политики России. М., 2007. 156 с.
References (transliterated):
1. Kallaganov B.R., Sokaeva B.B. Investitsii i investitsionnaya deyatel'nost' v Rossiyskoy Federatsii. Vladikavkaz, 2010. 189 p. : ill.
2. Savenkova E.V. Sovremennoe sostoyanie investitsionnykh protsessov v Rossii. M., 2004. 17 p.
3. Sukharev O. Investitsionnie problemy makrorazvitiya Rossii // Investitsii v Rossii. M., 2008. № 10. P. 3-11.
4. Sovremennie problemy investitsionnoy deyatel'nosti v Rossii i stranakh SNG : materialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (5 okt. 2009 g., g. Moskva) / Mezhdunar. akad. investitsiy i ekonomiki str-va, et al. ; ed. board: A.N. Larionov, et al. M., 2009. 202 p.
5. Karavaev D.S. Gosudarstvennoe regulirovanie investitsionnykh protsessov v usloviyakh rynochnykh otnosheniy. M., 2009. 185 p.
6. Vukovich G.G. Kachestvo rabochey sily: kompetentnostniy podkhod // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2011. № 8. P. 32-37.
7. Vukovich G.G., Marusenko I.A. Sovershenstvovanie modeli upravleniya protsessom ekonomicheskoy diagnostiki // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2012. № 9. P. 53-57.
8. Litvinenko V.A. Napravleniya i mekhanizmy sovershenstvovaniya gosudarstvennoy investitsionnoy politiki Rossii. M., 2007. 156 p.