УДК 336 (470+571)
Вукович Галина Григорьевна
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной экономики
и управления персоналом
Кубанского государственного университета
Терихов Максим Сергеевич
студент 2-го курса экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Vukovich Galina Grigoryevna
D.Phil. in Economics, Professor of the Applied Economy and Human Resources Subdepartment, Kuban State University [email protected]
Terikhov Maxim Sergeevich
2nd year student of Economic Department, Kuban State University [email protected]
FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье рассматривается проблема финансирования инновационной деятельности в России, ее виды и формы. Актуальность темы обусловлена возрастанием роли финансирования инновационных проектов в связи с отставанием от ведущих стран в развитии инноваций. Именно нарастающее использование новейших знаний и навыков является основой сбалансированного развития России.
Ключевые слова:
инновационная деятельность, инновации, венчурный капитал, финансовый источник, государственные инвестиционные ресурсы, финансовая поддержка, инновационная политика.
The summary:
The article considers a problem of financing the innovation activity in the Russian Federation, its types and forms. The timeliness of the topic is conditioned upon expansion of financing of innovation projects due to innovation development lag from the leading countries. It is precisely growing use of updated knowledge and skills that form the basis for balanced development of Russia.
Keywords:
innovative activity, innovations, venture capital, financial resource, state investment resources, financial support, innovation policy.
В нынешнее время инновационная деятельность является основой успешного и быстрого развития для каждого предприятия любой сферы экономики. Инновационная деятельность предприятия определяется как разработка и реализация научнотехнических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях максимизации прибыли [1]. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации», инновация - конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [1]. В условиях нынешней экономики практически невозможно без применения инноваций создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних [2].
Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы
местного самоуправления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и так или иначе способствуют развитию инноваций [3]. Принципы организации финансирования должны быть направлены на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей значительный рост финансовой отдачи от разного рода вложений.
В Российской Федерации проблема внедрения и развития инновационной деятельности появилась в годы начала переориентации экономики на рыночный путь развития. Многие предприниматели и частные компании получили реальный шанс поднять свой бизнес на более высокий уровень, а высокий потенциал эффективности инноваций обеспечил такой спрос на нововведения, что сформировал рынок научно-технических, экономических и социальных новшеств [4]. Но, несмотря на это, к сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. Сегодня сокращение объема государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала [5].
В России система финансирования инновационной деятельности состоит из двух основных видов источников инвестиций [6]:
- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
- инвестиционные (частные), в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т. д. Это частные инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. К ним же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков [7].
Венчурный капитал - один из наиболее подходящих источников инвестиций инновационных компаний. Фонды венчурного капитала покупают акции или обратимые облигации компаний. Они не инвестируют средства с целью немедленного получения дивидендов, они дают компании возможность начать эффективно функционировать, что в конечном счете позволяет получить прибыль от вложенных ими инвестиций [8].
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций [9].
Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет очень важное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них имеют возможность самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью [10]. Также необходимо принять во внимание резкую дифференциацию регионов с точки зрения инвестиционной ситуации.
Несмотря на малый объем бюджетного финансирования предприятий России, государство регулирует инновационную деятельность не только на законодательном уровне - существует несколько проектов самофинансирования.
Для решения всех проблем, связанных с финансированием, на наш взгляд, нужно использовать следующие меры:
- освободить от НДС реализацию любыми организациями научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;
- включить в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
- установить к основной норме амортизации повышающий коэффициент в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;
- совместить все виды и источники финансирования.
Всем известный мировой лидер в сфере инноваций Япония обычно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:
- возможность применения ускоренной амортизации для научноисследовательского оборудования;
- налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;
- налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий;
- налоговую льготу на научно-исследовательские затраты.
На наш взгляд, нужно руководствоваться опытом ведущих стран. Для обеспечения регулирующего влияния государства на инновационную сферу через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере. Без решения этой первоочередной задачи невозможно создание финансовой базы для построения инновационной экономики в России.
Ссылки:
1. Инвестиции и инновации : словарь-справочник / под ред. М.З. Бора. М., 1998.
2. Калинин М.Я. Инвестиции в инновации : учебник. М., 2002. 356 с.
3. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. № 6. С. 5-8.
4. Вукович Г.Г., Марусенко И.А. Совершенствование модели управления процессом экономической диагно-
стики // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 53-57.
5. Региональная экономика / под ред. проф. Н.Г. Кузнецова, проф. С.Г. Тяглова. Ростов н/Д, 2003. 320 с.
6. Евдокимова Е.Н. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов. М., 2003. 197 с.
7. Калинин М.Я. Указ. соч.
8. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление : учеб. пособие. СПб., 2008. 288 с.
9. Инвестиции и инновации...
10. Астапов К. Указ. соч.
11. Региональная экономика.
References (transliterated):
1. Investitsii i innovatsii : slovar'-spravochnik / ed. by M.Z. Bor. M., 1998.
2. Kalinin M.Y. Investitsii v innovatsii : textbook. M., 2002. 356 p.
3. Astapov K. Innovatsii promyshlennykh predpriyatiy i ekonomicheskiy rost // Ekonomist. 2002. № 6. P. 5-8.
4. Vukovich G.G., Marusenko I.A. Sovershenstvovanie modeli upravleniya protsessom ekonomicheskoy diagnostiki // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2012. № 9. P. 53-57.
5. Regional'naya ekonomika / ed. by prof. N.G. Kuznetsov, prof. S.G. Tyaglov. Rostov n/D, 2003. 320 p.
6. Evdokimova E.N. Maloe innovatsionnoe predprinimatel'stvo i promyshlennaya politika monoprofil'nykh i malykh gorodov. M., 2003. 197 p.
7. Kalinin M.Y. Op .cit.
8. Kovalenko E., Zinchuk G. Regional'naya ekonomika i upravlenie : textbook. SPb., 2008. 288 p.
9. Investitsii i innovatsii.
10. Astapov K. Op. cit.
11. Regional'naya ekonomika.