Учет в некоммерческих организациях
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
и. А. БАРПАЕБА, старший преподаватель кафедры экономического анализа, бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N° 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступит в действие с 2013 г., бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с установленными этим законом требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для определения содержания бухгалтерского учета объектов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности некоммерческих организаций, необходимо понимание терминологии процесса названного вида деятельности хозяйствующего субъекта. При этом инвестиционная деятельность некоммерческих организаций может финансироваться за счет разных источников.
Некоммерческие организации на основании ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) вправе осуществлять виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Деятельность должна соответствовать целям, для которых организация была создана и которые указаны в ее учредительных документах.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей ее создания или для обеспечения дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация
ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, товариществах на вере в качестве вкладчика.
При учете доходов и расходов от предпринимательской деятельности некоммерческая организация должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
Применяя положения Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в учете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и для формирования финансовых результатов по ней некоммерческим организациям следует применять следующие счета бухгалтерского учета:
— счет 90 «Продажи», предназначенный для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности за отчетный период;
— счет 91 «Прочие доходы и расходы», предназначенный для обобщения информации о прочих доходах и расходах (в том числе чрезвычайных) отчетного периода;
— счет 99 «Прибыли и убытки», предназначенный для обобщения информации о формировании
конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Если некоммерческая организация помимо уставной деятельности осуществляет и предпринимательскую, возникает необходимость раздельного учета операций по названным видам деятельности по перечисленным выше счетам в целях формирования налоговой базы по различным налогам (налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций). Применяемые при этом аналитические счета, открываемые в развитие счетов 90, 91, 99 (и их субсчетов), закрепляются в рабочем плане счетов некоммерческой организации и являются элементом учетной политики хозяйствующего субъекта.
Прибыль от предпринимательской деятельности не подлежит перераспределению между членами или участниками некоммерческой организации. Она направляется на достижение целей, ради которых данная организация создавалась. В случае распределения прибыли нарушаются требования действующего законодательства, что влечет значительный риск применения санкций, описанных в ст. 32 Закона № 7-ФЗ.
Для распределения полученной прибыли некоммерческой организации следует составить и утвердить финансовый план, который по сути представляет собой финансовый документ с постатейным структурированием всех видов доходов и расходов организации, с описанием порядка и конкретных направлений использования полученных средств. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана некоммерческой организации является одной из компетенций высшего органа управления названных хозяйствующих субъектов. Одним из направлений использования некоммерческой организации полученной прибыли является ее инвестирование в долгосрочное имущество (внеоборотные активы).
Термин «инвестирование» используется в специальной литературе в области экономической теории, экономики, организации и финансирования инвестиций наряду с понятием «инвестиционная деятельность». Инвестирование рассматривается преимущественно как деятельность, связанная с вложением средств в активы хозяйствующего субъекта, при этом выделяются такие основные признаки этого процесса, как долгосрочность, рискованность, способность приносить доход в будущем.
Определения термина «инвестиционная деятельность», приведенные в основных нормативных пра-
вовых актах, в целом идентичны и ориентированы на практическую реализацию процесса инвестирования. В Законе РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» трактует инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность рассматривается в широком и узком значениях. В широком значении инвестиционная деятельность — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода. В узком смысле — процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения (собственно инвестиционная деятельность, или инвестирование). Все указанное дает основание признать синонимами понятия «инвестирование» и «инвестиционная деятельность».
В целом инвестиции рассматриваются в качестве осуществления деятельности в настоящем с целью получить доходы в будущем, независимо от формы собственности на вкладываемые ресурсы. Для некоммерческих организаций источниками финансирования инвестиций помимо собственных средств выступают привлеченные и государственные средства. Привлечение и аккумулирование средств из различных источников для финансирования деятельности некоммерческих организаций (в том числе для инвестиционной деятельности) обозначают термином «фандрейзинг». По своей сути фандрейзинг схож с поиском инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты долгосрочного характера, для приобретения или создания внеоборотных активов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя значительный временной период. Целью инвестора в данном случае является извлечение прибыли. Фандрейзинг обычно связан с поиском средств под некоммерческие проекты.
В специальной литературе выделяют проектный и оперативный фандрейзинг:
— проектный фандрейзинг — привлечение средств под реализацию конкретных проектов является наиболее удобной формой привлечения средств для некоммерческой организации и для
финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на организацию фандрейзинга, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта;
— оперативный фандрейзинг — привлечение средств на покрытие текущих расходов. При этом поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в текущем бюджете некоммерческой организации. Они могут идти на оплату труда и компенсацию расходов волонтеров, погашение коммунальных платежей и т. п., вследствие чего снижается заинтересованность инвесторов в подобном финансировании.
Таким образом, помимо прибыли от предпринимательской деятельности, для привлечения средств в целях их инвестирования во внеоборотные активы некоммерческая организация может реализовать возможности проектного фандрейзинга, при этом потенциальными инвесторами выступают коммерческие организации, спонсоры, благотворители, контролирующие государственный бюджет административные органы.
Реализация инвестиционной деятельности выражается в инвестиционном процессе — последовательности этапов, работ и операций по ее осуществлению. Правомерно считать, что содержание инвестиционного процесса определяется объектами вложения (инвестирования). В отношении инвестиций во внеоборотные активы объектами вложений выступают материальные инвестиции в основные средства и нематериальные инвестиции в развитие интеллектуального потенциала. По назначению названные инвестиции дифференцируются на производственные и непроизводственные.
В инвестиционном процессе выделяются следующие этапы: прединвестиционный (подготовительный), осуществление инвестиций, эксплуатационный, ликвидационный (см. таблицу).
Инвестиционный проект включает комплект документов, содержащих обоснование эконо-
мической целесообразности, объема и сроков о существления инвестиций, необходимую про-ектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в установленном законами, стандартами, нормами и правилами порядке, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. В силу того, что основной целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации носит существенную специфику.
Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации включает две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, социальная — на оценке социальных результатов от его воплощения. Анализ экономической выгодности инвестиционных проектов некоммерческой организации базируется на тех же широко известных показателях, что и для коммерческих предприятий (коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли).
К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.
Коэффициент социальной рентабельности SR рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта Ж к затратам на производство 2Р данного социального эффекта:
Ж = —.
2Р
Однако в отличие от показателя экономической рентабельности указанный показатель не всегда поддается денежному исчислению и, как правило,
Этапы реализации инвестиционного процесса
Этап инвестиционного процесса Название этапа инвестиционного процесса Содержание работ
Первый Прединвестиционный Разрабатывается инвестиционный проект, проводится его обоснование и оценка
Второй Инвестиционный Осуществляются непосредственные капиталовложения
Третий Эксплуатационный Подготовленные объекты вводят в действие
Четвертый Ликвидационный Производится ликвидация (выбытие) объектов в связи с нормальными или катастрофическими условиями прекращения проекта
используется в сферах, где процессы и результаты оказания услуг поддаются количественной оценке (например, в здравоохранении).
Поскольку коэффициент социальной рентабельности не учитывает временной стоимости поступлений от проекта (что особенно существенно в случае его долгосрочности), обоснованным является расчет показателя чистой приведенной социальной стоимости ЫРБУ. Он определяется по аналогии с чистым приведенным денежным потоком следующим образом:
- PI
п (?С
ЫРБУ = £
t=1 (1+к, )
где — социальная ценность в году ^
ks — ставка дисконта;
Р1 — первоначальные инвестиции.
Показатели социальной ценности проекта (программы) в году (, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных вложений, связанных с реализацией проекта. Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение социального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания медицинских, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказываемых услуг или разницей между полной и льготной ценой.
Ставка дисконта с точки зрения некоммерческой организации отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым долговым ценным бумагам. С точки зрения инвесторов, коэффициент дисконтирования отражает альтернативную доходность вложений.
Для общей оценки инвестиционных проектов некоммерческих организаций используется коэффициент общей чистой приведенной стоимости ТЫРУ, который определяется следующим образом:
ТЫРУ = ЫРУ + ЫР8У,
TNPV = +
tr (1+kd ) t=r (1+ks )
- PI,
где ЫРУ — коэффициент чистой приведенной стоимости (чистой текущей стоимости, чистого дисконтированного дохода); FDt — финансовый доход в году t.
Проект считается приемлемым, если TNPV > 0. Однако с учетом некоммерческого характера деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов это не означает, что каждая составляющая формулы NPV, NPSV также должна быть положительной. Некоммерческая организация в силу наличия высокой социальной ценности проекта может реализовывать экономически убыточные проекты, в которых NPV < 0. Как правило, это проекты, финансируемые за счет собственных источников.
Для оценки инвестиционных проектов активно используется индекс социальной доходности БР1, который рассчитывается как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций:
spi = (х-
SC
-SC^ ) / PI.
'(1 + к) J
Поскольку индекс социальной доходности является относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости NPSV, то он признается более применимым для анализа социальной значимости различных проектов.
Сводный индекс доходности инвестиционных проектов некоммерческих организаций TPI рассчитывается по формуле
TPI =(
t=1 £ + kd )
n
t +1-
t=1
SCt
) / PI.
«=' (1 + ^ )
Сводный индекс доходности можно использовать не только для сравнительной оценки, но и в качестве критерия принятия проектов к реализации. К воплощению принимаются проекты, когда этот индекс больше единицы.
Зачастую некоммерческая организация занимается реализацией сразу нескольких проектов. Тогда особую актуальность приобретают вопросы формирования и использования бюджета (сметы) капиталовложений. Для оптимизации такого бюджета большое значение приобретает расчет коэффициента внутренней нормы социальной доходности проекта /ЛЖ. Он характеризует уровень социальной доходности инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости вложенных средств.
Внутренняя норма социальной доходности определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость будущих социальных выгод равна настоящей стоимости затрат на реализацию
проекта, т. е. чистая приведенная социальная стоимость ЫРБУ равна нулю:
ШЯ = к при ЫР8У = 0 .
Очевидно, чем выше рассчитанный показатель, тем более привлекательным является тот или иной проект с социальной точки зрения. Проекты с высокой нормой социальной доходности имеют больше оснований для привлечения дополнительных внешних инвестиций.
Однако для комплексной оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации целесообразно применять коэффициент внутренней нормы общей доходности Т1ЯЯ, определяемый сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость будущих финансовых и социальных доходов равна стоимости первоначальных инвестиций:
Т1ЯЯ = к при ТЫРУ = 0 .
Для оптимального инвестиционного портфеля некоммерческой организации отбираются проекты с максимальным значением нормы доходности.
Таким образом, оценка инвестиционных проектов некоммерческих организаций включает анализ финансовых и социальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной в силу противоречивости экономических и социальных результатов инвестици-
онных проектов некоммерческих организаций и сложности денежного исчисления социальных показателей.
Список литературы
1. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрей-зинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб: Лань. 2010. С.288.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.
5. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
8. Шекова Е. П. Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации // Финансовый менеджмент. 2002. № 6.