метода может увеличить денежные вливания в проекты на раннем этапе развития, что увеличит их шансы на достижение стадии роста.
Библиографический список
1. Федорова Е.А., Шелопаева И.Ф. Инновационный риск // Вестник ТулГУ. Серия. Экономика. Управление. Финансы: сб. докл. Всерос. науч.-практич. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009.
2. Шелопаева И.Ф. Финансирование инновационной деятельности // Известия ТулГУ. Серия. Экономика. Управление. Финансы. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.
I.F. Shelopaeva
Establishing of portfolio of innovative projects as means of reducing the innovative
risk
It was considered the problems of innovation market development in Russia. It was proposed the method of managing an innovative risk by establishing a portfolio of innovative projects in various stages of the life cycle.
Key words: innovative risk, portfolio of innovative projects, life cycle stages.
УДК 332.146:330.322
Д.А. Ломовцев, канд. экон. наук, зам. директора департамента экономического развития и внешних экономических связей, (Россия, Тула, администрация Тульской области);
Е.В. Скворцов, зам. генерального директора по ценообразованию и учету затрат, (Россия, ЗАО «Газпром инвест Юг»)
ИНВЕСТИЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Изучается влияние финансового кризиса на развитие российских регионов и экономики страны в целом. На основании проведенного исследования даются рекомендации по стимулированию инвестиционной деятельности промышленных предприятий для преодоления кризисных тенденций и обеспеченияустойчивого посткризисногоразвития экономики.
Ключевые слова: инвестиции, промышленность, региональная экономика, финансовый кризис.
Значительный рост российских фондовых индексов, сопровождавший на протяжении последнего десятилетия поступательную динамику отечественного ВВП, имел спекулятивный характер, что подтверждается курсовыми колебаниями фондового рынка во время финансового кризиса. Так, на 01.01.2008 г. индекс RTS достиг 2291 пункта,
а на 01.01.2009 г. уже снизился до 632 пунктов, т. е. более чем в 3,5 раза. Для сравнения: фондовый индекс Б&Р 500 за соответствующий период уменьшился всего в 1,6 раза (с 1468 до 903 пунктов) [1]. Это свидетельствует о преобладании на российском фондовом рынке иностранных игроков с краткосрочной инвестиционной стратегией, не рассматривающих отечественные компании как объекты долговременных вложений.
Напротив, в странах с традиционно сильным участием государства в управлении народным хозяйством в период глобального финансового кризиса отмечаются наиболее устойчивые макроэкономические показатели. Так, Китай, Индия и Бразилия стали примерами успешного преодоления кризисных тенденций благодаря реализации масштабных государственных программ поддержки прямых инвестиций.
Россия так же, как и остальные страны-члены БРИК, имеет высокий потенциал посткризисного роста, но для его реализации требуется значительное привлечение инвестиций в экономику страны не спекулятивного, а долгосрочного характера. В первую очередь речь идет о прямых инвестициях в основной капитал промышленных предприятий, направленных на их модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Очевидно, что многолетние усилия государства и регионов по формированию условий, благоприятных для инвестиционной деятельности, начали приносить результаты. В то же время на современном этапе на фоне последствий мирового финансового кризиса обострились основные проблемы реального сектора экономики предшествующих лет. Проблемы воспроизводства основных фондов промышленных предприятий, необходимость развития транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, замедление темпов развития социальной инфраструктуры обосновывают потребность в формировании новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью промышленных предприятий и государственному стимулированию инвестиций [2].
Несмотря на сложившуюся в двухтысячные годы в России тенденцию прироста инвестиций в основной капитал, наметившихся темпов недостаточно для восстановления экономики до уровня 1991 г. Наибольшие темпы роста инвестиций в основной капитал имели место в 2005-2010 гг. и составили в среднем порядка 108 %. При сохранении наметившейся позитивной тенденции российская экономика лишь к 2026 г. достигнет уровняпрямых инвестиций 1991 г. (рис. 1) [3].
Год
Россия Тульская область
Рис. 1. Индексы динамики инвестиций в основной капитал РФ,
% к 1991 г. (1991 г. = 100 %)
Тульской области в отличие от многих регионов России удается стабильно наращивать инвестиции в основной капитал, несмотря на мировой финансово-экономический кризис. В целом в регионе за период 2005-2010 гг. объем инвестиций в основной капитал вырос в 2,44 раза, тогда как в целом по стране — в 1,45 раза. Столь уверенная тенденция роста инвестиций позволила Тульской области с минимальными потерями преодолеть кризисные явления и сохранить положительную динамику социально-экономического развития [3, 4].
На сегодняшний день в Тульской области работает около 80 предприятий с участием иностранного капитала. Успешно реализуют свои инвестиционные проекты такие компании, как «Проктер энд Гембл» (США), «Каргилл» (США), «Кнауф» (Германия), «Юнилевер»
(Великобритания, Нидерланды), «Авгол-Рос» (Израиль), «ЭсСиЭй
Хайджин Продактс Раша» (Швеция), «Хайдельберг Цемент» (Германия) и другие [4].
По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2007-2008 гг., Тульская область заняла второе место за наибольший прогресс в улучшении инвестиционного климата. По данным «Эксперт РА», регион занимает 34 место среди субъектов РФ по инвестиционному потенциалу и 16 место — по инвестиционному риску. При этом в 2009-
2010 гг. Тульская область отнесена к регионам, продемонстрировавших лучшую динамику снижения управленческого риска, что агентство непосредственно связывает с активностью региональной власти [5].
На протяжении последних лет Тульская область устойчиво входит в пятерку регионов-лидеров Центрального федерального округа (ФО) по темпам роста прямых инвестиций. В частности, в 2009 г. общий объем инвестиций в основной капитал в России сократился на 21,1 %, в ЦФО это сокращение составило 21,3 %, при этом в Тульской области он возрос на 4,9 % (рис. 2) [3].
Реализуемая в последние годы инвестиционная политика Тульской области направлена на эффективное использование естественных преимуществ региона как базовых факторов экономического роста, а также большого набора инструментов стимулирования инвестиций в промышленное производство: снижение уровня регионального
налогообложения, содействие в подборе площадок для размещения производств и обеспечение их необходимой инфраструктурой, административная поддержка в прохождении согласительных процедур и т. д.
^—Тульская область -----------Московская область -------Рязанская область
Липецкая область ---------Орловская область --------Калужская область
----Центральный ФО -----------Российская Федерация
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в отдельныхрегионах Центрального ФО в 2007-2010 гг.
В целях создания благоприятных условий для развития промышленного потенциала области на основе привлечения инвестиций 10 декабря 2008 г. принят Закон Тульской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» [4]. Законом
установлена система мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, притоку дополнительных ресурсов в производственный сектор экономики области, снижению административных барьеров и активизации капитализации региональной экономики.
Существенную роль в работе по формированию привлекательного имиджа региона играет проведение ежегодного Тульского экономического форума. Именно на форумах введена практика заключения соглашений о сотрудничестве между администрацией области и инвесторами при реализации инвестиционных проектов. В ходе исполнения обязательств по заключенным соглашениям уже создано более 8000 новых рабочих мест [4]. Традиция проведения Тульского экономического форума продолжается. Так, в 2011 г. будет проведен IV Тульский экономический форум.
На протяжении нескольких лет на территории Тульской области инвесторам оказывается государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот в соответствии с законом Тульской области от 16 августа 2005 г. № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области». С 2007 по 2010 гг. инвесторы в Тульской области воспользовались налоговыми льготами на общую сумму 711,86 млн руб.
[4].
С 01 января 2011 г. вступил в силу закон Тульской области от 06 февраля 2010 г. № 1Э90-ЗТ0 «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области», в соответствии с которым организации, осуществившие капитальные вложения в объеме более 50 млн руб., вправе применять пониженные налоговые ставки для исчисления налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет области [4]. Данный закон Тульской области является правовым актом прямого действия, и получение частным инвестором налоговой льготы не требует дополнительного согласования с органами исполнительной власти.
В регионе реализована система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Рабочим органом данного механизма является Межведомственная комиссия (МВК) по рациональному размещению производительных сил на территории Тульской области, положение и состав которой утверждены Постановлением администрации Тульской области от 26 апреля 2004 г. № 243 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по рациональному размещению производительных сил на территории Тульской области и ее состава по должностям».
Благодаря работе МВК существенно сокращены сроки согласования всех стадий инвестиционных проектов, сняты административные и технологические риски размещения, строительства и функционирования новых предприятий.
Создавая условия для динамичного развития инвестиционной деятельности, администрация Тульской области уделяет особое внимание качеству привлекаемых инвестиций, характеру создаваемых производств, их социальной значимости, уровню инновационности, что позволит в дальнейшем повысить конкурентоспособность региона и добиться высоких темпов социально-экономического развития региона.
Положительный опыт Тульской области в стимулировании промышленных инвестиций ценен для большинства, регионов России, столкнувшихся с инфраструктурными ограничениями при реализации инвестиционных проектов. При этом перечисленные механизмы поддержки инвестиционной деятельности заслуживают дальнейшего тиражирования как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.
Библиографический список
1. Международная информационная группа «Интерфакс»: официальный Интернет-сайт. Режим доступа: http://www.group.interfax.ru.
2. Ломовцев Д. А., Федорова Т.А. Государственно-частное партнерство в реальном секторе на современном этапе развития экономики России: монография. Тула: ООО РИФ «ИНФРА», 2010. 151 с.
3. Росстат: официальный Интернет-сайт. Режим доступа:
http://www.gks.ru.
4. Органы исполнительной власти Тульской области: официальный Интернет-сайт. Режим доступа: http://www.admportal.tula.ru.
5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: официальный Интернет-сайт. Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
D.A.Lomovtsev, E.V.Starling
Industry investments as background of a regional after-crisis development
There the financial crisis effect on development of the regions and Russia in whole is researched in the article. Based on the analysis the authors recommend to induce investments of the industrial enterprises for meeting the financial crisis and ensuring stable after-crisis development of the economy.
Keywords: investments, industry, regional economy, financial crisis.