УДК 334.723:332.1 (470.321)
Д.А. Ломовцев, канд. экон. наук, исполнительный директор (Россия, Тула, ООО «Смартек»)
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ НОВОМОСКОВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Проводится оценка воздействия различных механизмов государственночастного партнерства на промышленное развитие региона на основе изучения опыта реализации комплексного инвестиционного проекта «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области», финансируемого при участии Инвестиционного фонда РФ, администрации Тульской области и крупных частных компаний.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, промышленность региона, Новомосковский промышленный кластер.
Развитие института частной собственности в России, начавшееся в период «перестройки» советской плановой экономики, не способствовало, вопреки ожиданиям экономистов, диверсификации промышленного производства. Напротив, на протяжении 1985-2009 гг. сырьевая зависимость российской экономики неуклонно росла. Так, если в конце восьмидесятых годов прошлого века на реализацию нефти, газа и металлов приходилось 48 % от общего объема экспорта, то через десятилетие соответствующий показатель превысил 62 %, а к 2008 г. — достиг 74 % [1].
Подобная динамика свидетельствует о низкой эффективности российского частного капитала в управлении предприятиями обрабатывающей промышленности, с трудом выдерживающего конкурентную борьбу на мировом рынке со стороны глобальных транснациональных корпораций. Причем, как было доказано в предыдущих исследованиях [2], тенденция сокращения производства продукции с более высокой добавленной стоимостью характерна для большинства регионов России. В настоящее время во всех федеральных округах (ФО) складывается сырьевая структура экспорта. Например, в Северо-Западном ФО высока доля экспорта древесины, апатитового концентрата и низкосортного стального проката, в Южном ФО — сельскохозяйственной продукции, в Приволжском ФО — химической продукции начальных переделов, в Сибирском и Дальневосточном ФО — продукции лесного и деревообрабатывающего производств.
Тем не менее, несмотря на конкуренцию, усиливающуюся в условиях финансового кризиса, в отдельных российских регионах удается сохранять на прежнем уровне объемы промышленного выпуска и достигать значительной рентабельности при глубокой переработке природного сырья и
основных материалов. По данным Росстата, в 2008 г. в обрабатывающей промышленности следует выделить следующие наиболее эффективные регионы (табл. 1) [1].
Таблица 1
Рентабельность активов предприятий обрабатывающей
промышленности
Регион Рентабельность по итогам 2008 г., % Регион Рентабельность по итогам 2008 г., %
Центральный ФО 8,1 Северо-Западный ФО 10,0
Липецкая область 23,5 Республика Коми 16,6
Белгородская область 14,3 г. Санкт-Петербург 12,4
Тульская область 14,1 Ленинградская область 10,8
Южный ФО 13,9 Приволжский ФО 11,2
Волгоградская область 26,7 Пермский край 35,0
Астраханская область 26,3 Саратовская область 16,5
Ставропольский край 16,2 Республика Мордовия 13,9
Дальневосточный ФО 0,6 Сибирский ФО 3,5
Сахалинская область 11,0 Кемеровская область 26,1
Камчатский край 4,3 Республика Бурятия 9,3
Магаданская область 2,5 Омская область 8,3
Уральский ФО 7,0
Свердловская область 9,1
Безусловно, наилучшие экономические результаты удается достичь там, где на базе крупных промышленных предприятий, созданных преимущественно в советские годы, удалось создать эффективную систему государственно-частного партнерства, учитывающую равноправные интересы государства и бизнеса. Например, сохранение социальноэкономического потенциала Липецкой области неразрывно связано с деятельностью Новолипецкого металлургического комбината, промышленный рост в Белгородской области в значительной степени зависит от результатов работы Оскольского машиностроительного комплекса.
В Тульской области вторым по значимости социально-
экономического потенциала является Новомосковский район, обеспечивающий на протяжении последних лет 13-15 % доходов консолидированного областного бюджета [3]. В районе в процессе взаимодействия руководства крупных промышленных предприятий Новомосковского промышленного кластера и региональной администрации заложены многолетние традиции государственно-частного партнерства, обеспечивающие не только устойчивую социально-экономическую ситуацию, но и позволяющие достичь опережающих темпов экономического роста (рис. 1) [1, 3]. Особого внимания заслуживает то, что данная позитивная динамика имеет место
именно в обрабатывающих отраслях экономики: в химической промышленности, производстве строительных материалов и т. д.
im да 120%
ги
ют 8№
60%
г 00} 200(1 20« 20« 2007 2008 20«
—♦— ВчэеднемвРоссин —■— в Н ов о мо сков ско м р а йоне Туль ской о бл а сш
Рис. 1. Динамика темпоероста обрабатывающего производства
Примечание. Данные 2009 г. приведены на основе фактической статистики заянваръ-сентябръ соответствующего года.
Определяющим этапом в развитии государственно-частного партнерства в Новомосковском районе Тульской области стало образование в 2007 г. ОАО «Корпорация Новомосковскинвест» при совместном участии муниципального образования Новомосковский район Тульской области и крупнейших производственных компаний региона: ОАО «Кнауф Гипс Новомосковск», ОАО «Новомосковская ГРЭС», ООО «ГОТЭК - Центр», ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», ОАО «МХК “ЕвроХим”» [4]. Одной из основных задач созданного общества стала организация взаимодействия федеральных и региональных органов власти, крупных инвесторов по развитию инфраструктуры Тульской области и реализации инвестиционных проектов на ее территории. В том же году была подана заявка на представление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ на развитие объектов промышленной инфраструктуры г. Новомосковска Тульской области.
В результате Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. № 1280-р [5] был утвержден комплексный инвестиционный проект «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области» в следующих параметрах: общая сметная стоимость — 46,3 млрд руб., в том числе 8,65 млрд руб. — размер государственной поддержки за
счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ; 600 млн руб.
— финансирование из бюджета Тульской области (рис. 2).
□ Инвестиционный фонд РФ (8650 млн руб.)
□ Бюджет Тульской области (600 млн руб.)
□ ОАО «Корпорация Новомосковскинвест» и прочие частые сопнвесторы (37100 млн руб.)
Рис. 2. Доля инвестиций вразвитие промышленного комплекса г. Новомосковска Тульской области
В соответствии с утвержденным комплексным проектом расширение транспортной и инженерной инфраструктуры Новомосковского района предполагается проводить по следующим направлениям:
- строительство новой железнодорожной грузовой станции «Новая Промгипсовая»;
- строительство (восстановление) железнодорожного соединительного пути ст. «Урванка» - «Б.п. Гипсовый»;
- строительство нового железнодорожного однопутного моста через реку Любовка;
- строительство новой автомобильной дороги 1-й технической категории от автомагистрали «Дон» до г. Новомосковска общей протяженностью 17,73 км.
Наибольшие капитальные вложения (свыше 37 млрд руб.) в развитие территориально-промышленного кластера г. Новомосковск Тульской области будут осуществляться за счет средств частных инвесторов согласно восьми запланированным инвестиционным проектам (см. табл. 2) [3].
Для координации работы по исполнению каждого из инвестиционных проектов и всего проекта в целом постановлением администрации Тульской области была создана комиссия по обеспечению реализации комплексного инвестиционного проекта.
Таблица 2
Основные инвестиционные проекты поразвитию территориально-промышленного кластера г. Новомосковск
Наименование инвестиционного проекта Исполнитель
1. Модернизация производства карбамида в цехе «Карбамид-3» ОАО «НАК “Азот”» с переходом на выпуск гранулированного продукта до 2 000 т/сутки. ОАО «МХК “ЕвроХим”»
2. Модернизация цеха сложных минеральных удобрений на выпуск 420 тыс.т/год кальций-аммиачной селитры (CAN) на ОАО «НАК “Азот”».
3. Увеличение производственной мощности OOO «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск» по производствам синтетических порошкообразных и жидких моющих средств. ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск»
4. Строительство завода по производству детских подгузников «Pampers».
5. Техническое перевооружение шахты с устройством вертикального подъема, предполагающее реконструкцию шахты, создание подземного комплекса дробления гипсового камня, погрузочно-складского хозяйства, устройства современной системы вертикального подъема «POCKETLIFT». ОАО «Кнауф Гипс Новомосковск»
6. Расширение производства Кнауф-листов со строительством третьей конвейерной линии мощностью 60 млн м в год с гипсоварочным отделением и последующим увеличением мощности до 86 млн м в год.
7. Строительство фабрики по производству тестлайнера и макулатурного флютинга. ООО «готэк- Центр»
8. Реконструкция и расширение Новомосковской ГРЭС с установкой угольного энергоблока мощностью 225 МВт. ОАО «ТГК-4»
По состоянию на 1 декабря 2009 г. промышленными предприятиями
— участниками проекта — выполнено и принято работ на сумму 14 051 млн руб., а по строительству объектов транспортной инфраструктуры — на сумму 2059 млн руб.
В рамках рабочей поездки в Центральный ФО 14 сентября 2009 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин посетил г. Новомосковск, где ознакомился с работой химических предприятий ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск» и ОАО «НАК “Азот”», провел совещание по вопросу «Государственно-частное партнерство — основа посткризисного развития регионов» и высоко оценил результаты, достигнутые в ходе реализации комплексного инвестиционного проекта [6].
Работа, проведенная совместными усилиями областной и местной администраций при участии частных инвесторов, способствовала значительному росту инвестиций в Новомосковском районе в 2007-2008 гг. (рис. 3) [1, 3]. В ближайшие годы их результатом станет создание более тысячи новых рабочих мест.
120% 160% 11}0% Зі 120%
2001 200^ 2005 2006 2007 200? 200^
♦ В ср еднем в России ш в Новомосковском р айоне Тульской области
Рис. 3. Изменение темпов роста инвестиций в основной капитал
Примечание. Данные 2009 г. приведены на основе фактической статистики заянваръ-сентябръ соответствующего года
Как видно на диаграмме, финансово-экономический кризис в 2009 г. уже внес свои коррективы в исполнение инвестиционной программы и отразился на снижении объемов капитальных вложений. Однако приостанавливаться в работе по развитию Новомосковского промышленного кластера нельзя. В настоящее время требуется приложить дополнительные усилия в последовательном достижении намеченных целей. А в случае, если соин-весторы испытывают затруднения в исполнении взятых на себя обязательств, рассмотреть возможность применения дополнительных финансовых инструментов (государственные гарантии, поручительства, налоговые льготы и т. д.), необходимых для полномасштабной реализации комплексного инвестиционного проекта [2].
Успешное промышленное развитие Новомосковского района Тульский области соответствует интересам не только основных инвесторов, но и населения муниципального образования, ожидающего повышения уровня жизни вследствие дополнительных налоговых отчислений, создания рабочих мест и роста заработной платы. В результате при наращивании объемов производства и интенсификации производительности труда на предприятиях региона будут решены не только технико-экономические, но и социальные проблемы, что и позволит достичь наибольшего синергетического эффекта от вложенных средств.
Благодаря выработанным механизмам государственно-частного партнерства (деятельность совместной инвестиционной компании, комплексное проектирование и расширение транспортной, инженерной ин-
фраструктуры и т. д.) создаются условия, необходимые для модернизации и расширения производственных мощностей в соответствии с современными требованиями. Это в ближайшие годы обеспечит высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и устойчивое промышленное и социально-экономическое развитие региона.
Опыт Новомосковского района в организации государственночастного партнерства ценен для большинства регионов России, столкнувшихся в связи с финансовым кризисом с потерей темпов промышленного роста и осложнением социальной обстановки. В первую очередь речь идет о моногородах, заинтересованных в своевременной и эффективной диверсификации производства, позволяющей снизить внешние предпринимательские риски и сохранить устойчивость социально-экономического развития не только на региональном уровне, ной в целом в стране.
Принимая во внимание успехи Новомосковского района в развитии обрабатывающей промышленности на основе государственно-частного партнерства, возможно применить данный опыт и в депрессивных промышленных регионах посредством привлечения крупных инвесторов к строительству новых производственных мощностей на основе обновленной промышленной инфраструктуры.
Таким образом, от практики «латания дыр» пора переходить к созданию комплексной системы государственно-частного партнерства, направленной на реализацию инновационных проектов на территориях, имеющих важное народнохозяйственное значение. Это позволит, вопреки внешним кризисным явлениям, последовательно устранять региональные диспропорции в российской экономике, что станет залогом сохранения национальной безопасности России в будущем.
Библиографический список
1. Официальный Интернет сайт Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Федорова Е.А., Ломовцев Д.А. Финансово-экономические аспекты
государственно-частного партнерства в реальном секторе экономики // Финансы и кредит. 2009. № 27. Режим доступа: http://www.fin-
izdat.m/ioumal/fc/detail.php?ID=15726.
3. Официальный Интернет сайт муниципального образования город Новомосковск Тульской области. Режим доступа: http://www.nmosk.ru.
4. Ломовцев Д.А. Анализ влияния крупных промышленных предприятий на развитие региональной экономики // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. «Экономика. Управление. Финансы». Вып. 3. Тула: ТулГУ, 2006. С. 360370.
5. О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. № 1708-р [Электронный ресурс]: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1280-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Эксперт: сетевой журнал. № 39 (676) от 12.10.2009 г. Режим доступа: http://www.expert.ru.
D.A. Lomovcev
Analysis of public private partnership influence on development of regional industry by the example of Novomoskovsk municipality
Public private partnership influence on regional industrial development is appraised in the article on basis of research of the Novomoskovsk municipality experience, associated with the comprehensive investment project, sponsored by the Investment Fund of Russia, the Tula Region administration and the large private enterprises.
Keywords: public private partnership, regional industry, Novomoskovsk industrial
cluster.
УДК [336.143:352]-047.44
В.В. Левина, канд. экон. наук, доцент, (4872) 33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТУ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С «БЮДЖЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ»
Предлагается понятие «бюджетное окружение» в качестве значимого фактора бюджетной политики муниципального образования. Проанализированы различные варианты взаимодействия муниципальных образований и их «бюджетного окружения».
Ключевые слова: бюджетная политика, межбюджетные трансферты, местный бюджет.
Формирование эффективной бюджетной политики большинства муниципальных образований (МО) предполагает реализацию системы целенаправленных мероприятий по привлечению бюджетных доходов, необходимых для финансирования решения вопросов местного значения. Учитывая, что в структуре бюджетных доходов МО явно преобладают трансферты из бюджетов вышестоящих уровней [4], представляется логичным вывод о том, что в бюджетной политике МО большую роль играет его внешняя среда.
Любое МО существует не изолированно. Оно постоянно взаимодействует с субъектом федерации, другими МО, предприятиями и организа-циями-налогоплательщиками, расположенными на его территории, банка-