К 15-летию УНИВЕРСИТЕТА
ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА В.М. ЮРЬЕВЫМ
29 декабря 2009 г. наш университет отмечает свое пятнадцатилетие. В течение этих полутора десятков лет мы продолжаем традиции не только тех вузов, на базе которых созданы - Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры, но и в целом традиции высшего образования Тамбовщины, заложенные еще в XIX в. Алек-сандринским институтом благородных девиц (в здании которого сегодня располагается один из корпусов нашего университета), а затем первым государственным университетом г. Тамбова (1918-1921). Сегодня мы с гордостью носим имя великого русского поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина, чья деятельность связана с Тамбовской землей, а появившийся бренд «державинцы», «державинский университет» свидетельствует о создании «духа университета», его культуры, которые способствуют развитию не только Alma mater, но и всего региона в целом. О пути, который прошел университет, о его современных задачах, планах, стратегиях дальнейшего развития мы попросили рассказать ректора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, профессора, доктора экономических наук, заслуженного деятеля науки РФ Владислава Михайловича Юрьева.
И.В. Налетова: Владислав Михайлович, в эти дни Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина отмечает свое 15-летие. Что университет достиг за эти годы?
В.М. Юрьев: Объединение двух вузов -Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры - в декабре 1994 г. не было безболезненным, но дало синергетический эффект, потому что объединились люди, по-разному воспринимающие образо-
вательный процесс, но стремящиеся к повышению его качества. Пройдя период объединения, университет стал единым целым: мы победили в российской инновационной программе развития образования, выиграли грант на инновационное развитие, о нашем вузе стали говорить, нас узнают и в нашей стране и за границей. Знают наши 12 диссертационных советов, 9 научных журналов, наше телевидение, газеты, издательский дом, специальные выпуски наших периодических изданий. Все это создает бренд, лицо университета. Однако это было бы неправильно, если бы мы успокоились на этом и сказали: у нас все сегодня сложилось, мы построили дом, мы посадили дерево, мы вырастили сына, и теперь можно спокойно доживать свою старость. Этого нельзя делать, потому что университет - организм постоянно развивающийся. Если он хоть на секунду остановится, это будет его гибель, поэтому наше движение - это наша жизнь.
И.Н. : Создание Державинского университета 15 лет назад происходило в сложных условиях и для высшего образования, и для российского общества в целом. Сегодня начинается другой период, куда направлены Ваши устремления в современном обществе?
В.Ю.: Мы не должны замыкаться на существующих проблемах. Высшее образование должно всегда быть ориентировано на будущее. Мы преодолели переходный период и вступаем в новый век постиндустриальной информационной цивилизации, которая создает единое здание знаний, где человек может постигать мир, себя и свое положение в мире. Мы сегодня соприкасаемся с совершенно новой субстанцией познания, новой субстанцией хранения знаний, новой субстанцией расширенного воспроизводства этих знаний. Мы не можем пока гордиться тем уровнем подготовки специалистов, кото-
рый существует, не только в Тамбовском госуниверситете, но и в других университетах, как в нашей стране, так и за рубежом. Ведь даже те хваленые университеты, которые у нас есть, они по-прежнему ориентированы на массовый поток, они не ориентированы на то, чтобы в этом массовом потоке найти алмаз. В новой реальности мы должны признать, что каждый человек обладает своим талантом, у кого-то он более ярко выражен, у кого-то - менее, но это не значит, что человек не обладает талантом. Университет должен найти этот алмаз-талант и огранить его, превратить в бриллиант.
И.Н. : То есть в современном обществе университет должен полностью измениться, изменить свою работу со студентами, свою стратегию, культуру?
В.Ю.: Конечно! Современный университет интегрирует в себе не только процесс обучения, но и научные исследования, инновационные разработки, осуществляет постоянную связь с гражданским обществом. Старая гумбольдтовская модель университета давно отошла в прошлое. Современный университет - инновационный университет, который является кластером, позволяющим объединить воспитание молодежи и формирование облика настоящего гражданина России, научно-исследовательскую, инновационно-предпринимательскую деятельность,
международные контакты и т. д. Университет должен становиться станцией технического обслуживания, поддерживать связи с выпускниками, работодателями. Информация и знания обновляются настолько интенсивно, что успеть за ними, работая, например, сельским учителем или врачом, или занимаясь предпринимательской деятельностью очень трудно. Но выпускник не должен терять свою квалификацию, должен постоянно воспроизводить свои знания, причем воспроизводить их в расширенном объеме. А это уже задача университета, который через курсы повышения квалификации, через дистанционное обучение, через оказание услуг консультационного характера, через рассылку подписных изданий, литературы и целый ряд других мероприятий будет обеспечивать это постоянное обновление знаний. У нас уже существуют традиции слета, конференций, на которых выпускники обмениваются между собой информацией, знаниями, по-
вышают свой уровень квалификации. Формирование гибкого специалиста, с одной стороны, и формирование патриота - с другой, делает университет мультиструктурой современного общества.
И.Н.: Гибкий специалист сегодня должен обязательно найти себя на рынке труда, т. е. университет должен обеспечить такое качество образования, которое востребовано обществом.
В.Ю.: Мы сегодня направляем все свои усилия на улучшение качества подготовки наших студентов, а через него - и на преподавателя, заставляя его тоже повышать свою квалификацию, повышать свое качество. Мы стремимся к тому, чтобы студент не просто вызубрил предмет, но и постоянно эти знания использовал. Мы сегодня должны готовить студента, который по своим знаниям превышает нас, потому что он будет жить и работать в новом обществе, где уже требуется большее количество знаний, большая адаптация, больше информации. И вот это самое сложное, мы должны выпустить студента, который умеет мыслить, не «знать», а «мыслить». Очень важно под конец нашей работы, как бы на завершающем этапе подготовки студентов, наиболее выгодно его трудоустроить. Мы хотим, чтобы он получил ту работу, которая позволит ему более полно проявить свой талант, получить достойное вознаграждение, чтобы он мог существовать сам, содержать семью, чтобы у него были не только ожидания, но и результаты, которые дают покой и стабильность. В этом направлении мы меняем нашу стратегию взаимоотношений с работодателями, областью в целом. Например, мы готовим сегодня медицинские кадры. Область нам заказала 70 человек в год, мы 70 человек берем и готовим. Если область, например, закажет нам учителей, юристов, экономистов, социологов, политологов - мы также готовы работать.
И.Н.: Владислав Михайлович, чтобы
подготовить нового специалиста для нового общества должен измениться и преподаватель. Что в этом направлении предпринимает Державинский университет?
В.Ю.: Во-первых, работая со студентами в рамках инновационной модульно-рейтинговой системы, преподаватель вынужден изменяться, изменять подачу материала, а не просто выходить на аудиторию с многолет-
ним затертым конспектом. Ему нужно составить задания, нужно правильно задать вопросы, чтобы они были и понятны студенту, и отражали основные содержательные моменты изученных дисциплин. Мы не требуем, чтобы это был обязательно тест. Есть специальности, например, журналистика, искусство балета, где в принципе теста быть не может, должно быть творческое задание. А есть предметы, которые сами по себе формализованы: физика, математика. Поэтому мы говорим, что модульно-рейтинговая система предполагает различные формы, которые позволяют проверить не только уровень знаний студентов по конкретной специальности, но и умение преподавателя адаптироваться к новым требованиям. Во-вторых, это, конечно, требование к преподавателям обязательно иметь ученую степень и звание. Мы прекрасно понимаем, что не каждая кандидатская и докторская работа являются научным достижением, не в каждой диссертации сделано какое-то научное открытие. Чаще всего эти работы являются квалификационными, они показывают уровень знаний, умения научной работы, изложения собственной точки зрения. На сегодняшний день у нас почти 85 % имеют ученое звание, степень, более 150 человек имеют степень доктора наук и звание профессора, все управления университета, бухгалтерию возглавляют люди с ученой степенью и званием. У нас уже на кафедрах есть не один заведующий, доктор наук, а 3-4 доктора-профессора. Сегодня нельзя прийти со студенческой скамьи или с предприятия и начать читать лекции, защита диссертации - это именно качественное повышение кадрового потенциала вуза. В-третьих, конкретным повышением квалификации наших преподавателей и достижением иной субстанции качества университета является участие в различных научно-исследовательских программах, в программах по получению грантов, стипендий, как российских, так и зарубежных. Это показывает уровень подготовки нашего преподавателя, степень его конкурентоспособности в общеобразовательном пространстве. Безусловно, мы уделяем внимание публикациям наших преподавателей. Каждый преподаватель должен в течение года обязательно подготовить хотя бы одну научную статью и хотя бы одно методическое пособие или работу, или задание
и т. д. Преподаватель должен выразить свое собственное «я», показать уровень своей подготовленности к работе, к умению управлять теми знаниями, которыми он обладает.
И.Н. : Сегодня мы говорим, что должны меняться требования к студенту, к преподавателю, но меняется сама модель университета, модель высшего образования. Как бы Вы определили для университета его стратегию дальнейшего развития?
В.Ю.: Сегодня много говорится о федеральных университетах, о создании национальных университетов. Мы понимаем прекрасно, что размер нашего вуза не позволяет претендовать на какие-то национальные названия. Мы - региональный вуз, мы в первую очередь направлены на обслуживание интересов Тамбовской области и близлежащих территорий. Мы - вуз, который выполняет роль регионального генератора идей, кластера регионального образовательного пространства, который позволяет объединить и производственные интересы, и интересы науки, и интересы регионального сообщества в целом. Мы работаем для того, чтобы на нас замыкались основные векторы развития не только образовательного пространства, но и пространства сферы здравоохранения, культуры, гражданского общества. В нашем университете сконцентрированы специалисты самых разных специальностей: и правоведы, и политологи, и историки, и физики, математики, химики, биологи, ученые-нанотехнологи. Мы объединяем в себе те специальности, которые олицетворяют не техническую сторону прогресса, а именно гуманитарную; и мы берем на себя задачу социального сопровождения инновационного развития, прежде всего в регионе. Вот это наша главная задача. А как мы будем называться, региональноисследовательский институт или национальный университет, или федеральный университет, или мы останемся с тем названием, которое сегодня есть, это уже форма, в конце концов, не мундир определяет качество солдата, а та подготовка, которой обладает этот солдат.
И.Н. : Мы вернулись к тому, с чего начали - к качеству подготовки студентов. Как меняется сам университет, чтобы эта подготовка отвечала требованиям сегодняшнего дня?
В.Ю.: Дмитрий Анатольевич Медведев не раз и не два высказывал мысль, что сегодня мы должны не руководить, куда идти человеку, а создать условия, которые позволяли бы ему идти туда, где он наиболее полно проявит себя. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы создать такую инфраструктуру университета, которая позволяла бы в одинаковой мере каждому студенту проявить свой талант. Что составляет эту инфраструктуру? Это библиотека. Чем больше библиотека, чем она более современна, чем больше в ней компьютерной начинки, тем она активнее влияет на облик студента и позволяет ему наиболее полно проявить себя. Причем библиотека доступна каждому, за нее не надо платить. Это различные кабинеты, которые работают в университете, где стоят компьютеры (компьютерные классы, как их раньше называли) и в каждом из них компьютеры должны работать не только во время учебно-
го процесса, но обслуживать студента и вне этого процесса. Это интернет-классы, конференц-залы, центры тестирования и др. Мы стремимся к тому, чтобы эти инфраструктурные элементы постоянно работали, чтобы не нам нужно было искать Ломоносова, а он сам должен найтись. И Ломоносовым, по идее, должен быть каждый. Это наш девиз, наше кредо.
И.Н.: Спасибо, Владислав Михайлович! Еще раз хочется поздравить наш университет с юбилеем и пожелать, чтобы таких радостных событий было как можно больше.
Поступила в редакцию 8.10.2009 г.
Interview with Rector of Tambov State University named after G.R. Derzhavin V.M. Yuryev.