УДК 378.184
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАМБОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© Владимир Юрьевич СТРОМОВ
кандидат юридических наук, доцент, ректор Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: vladimir_stromov@mail.ru © Павел Викторович СЫСОЕВ доктор педагогических наук, профессор, начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: psysoyev@yandex.ru
Развитие студенческой науки является одним из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на современном этапе. Способность выпускников реализовывать на практике результаты своей научно-исследовательской или инновационной деятельности находится в прямой зависимости от организации научно-исследовательской работы студентов в вузе. Выделено семь основных векторов организации студенческой науки в университете: 1) выявление талантливой молодежи и ее привлечение к научно-исследовательской деятельности; 2) повышение грантовой активности студентов; 3) повышение публикационной активности студентов; 4) подготовка студентов к инновационной деятельности; 5) расширение контактов и развитие профессиональных коммуникаций между студентами (одного вуза, разных вузов города, области, страны, мира); 6) развитие студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской деятельности; 7) создание общеуниверситетского научного пространства. В работе описаны мероприятия, проводимые в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, направленные на организацию и развитие студенческой науки по каждому из выделенных семи векторов.
Ключевые слова: студенческая наука; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; научно-исследовательская деятельность студентов; студенческое научное общество; инновационная деятельность
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17
Данная статья является продолжением предыдущей работы, в которой была разработана многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов и основные векторы ее развития в вузе [1].
Актуальность
Одной из основных целей деятельности высшего учебного заведения на современном этапе является создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров, способных по окончании вуза заниматься инновационной деятельностью, самостоятельно проводить научно-исследовательскую работу и внедрять ее результаты в наукоемких производствах. Переход на новую парадигму образования от «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни» способствовал широкому внедрению компетентностного подхода в образовании, в рамках которого ожидаемый результат обу-
чения стал формулироваться в терминах компетенций [2-4]. Тем самым произошел перенос акцента в целях обучения от овладения студентами суммой теоретических знаний к формированию компетенций - способностей выпускника реализовывать определенный вид деятельности на практике. Очевидно, что достижение данной цели и формирование ряда профессиональных и общепрофессиональных компетенций возможно исключительно при хорошо спланированной организации образовательной и научно-исследовательской работы студентов в период их обучения в вузе.
Векторы развития студенческой науки в вузе
За последние годы в научной литературе появилось немало работ, в которых авторы обращались к вопросу выделения целей развития студенческой науки в вузе. Анализ ис-
следований свидетельствует о том, что на современном этапе студенческая наука и ее развитие в вузах находятся на стадии становления. Этим можно объяснить тот факт, что в исследованиях ученые акцентировали внимание не на полном комплексе целей и задач, а лишь на отдельных аспектах данной проблемы. Причем нередко аспекты развития студенческой науки рассматривались дискретно и без взаимосвязи друг с другом или другими аспектами образовательной деятельности. В частности, предметом исследования ученых выступали такие вопросы, как: обоснование актуальности развития студенческой науки в российских вузах [5-7], выявление талантливой молодежи и ее вовлечение в научно-исследовательскую и инновационную работу [8], выявление и обоснование психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы обучающихся в вузе [9], необходимость создания студенческого научного общества и его функции [10], рекомендации конкретных российских вузов по организации студенческой науки [11-13]. Подобные результаты свидетельствуют о том, что в каждом конкретном вузе в зависимости от профиля, имеющегося опыта работы, а также сложившихся традиций развиваются разные отдельные аспекты студенческой науки.
В одном из предыдущих исследований нами была предложена многоуровневая модель организации студенческой науки в вузе с системой целей и соответствующих задач [1].
К целям развития студенческой науки в вузе на современном этапе можно отнести:
- «выявление талантливой молодежи и ее привлечение к научно-исследовательской деятельности;
- повышение грантовой активности студентов;
- повышение публикационной активности студентов;
- подготовку студентов к инновационной деятельности;
- расширение контактов и развитие профессиональных коммуникаций между студентами (одного вуза, разных вузов города, области, страны, мира);
- развитие студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской деятельности;
- создание общеуниверситетского научного пространства» [1].
Каждая из поставленных целей представляет отдельный вектор развития студенческой науки в вузе и реализуется на определенном организационном уровне.
Векторы организации студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина
В январе 2016 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина было образовано новое управление научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых, основная деятельность которого направлена на создание условий и организацию студенческой науки в вузе. За полтора года работы сотрудниками управления был проведен ряд крупномасштабных проектов по организации научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрим подробнее основные мероприятия в рамках каждого вектора организации студенческой науки.
1. Выявление талантливой молодежи и ее привлечение к научно-исследовательской деятельности
Сентябрь каждого учебного года объявляется в университете месяцем презентаций в студенческих научных кружках, центрах и лабораториях. В каждом структурном учебном подразделении вуза студенты старших курсов знакомят первокурсников с существующими научными объединениями, объясняют, в чем будет заключаться научно-исследовательская работа, представляют уже имеющиеся научные разработки и достижения. Впоследствии в зависимости от интересов и познавательных потребностей каждый студент под руководством профессора или доцента кафедры может заняться научно-исследовательской деятельностью. За последние годы в вузе сложилась достаточно большая и эффективно-функционирующая сеть студенческих научных кружков, центров и лабораторий. Студенты могут заниматься исследовательской работой по 87 научным направлениям. На специализированных научных семинарах или занятиях в центрах и лабораториях научные руководители обучают студентов основам проведения научно-исследовательской или инновационной деятельности. Студенты определяют тематику предстоящей исследовательской работы, обу-
чаются формулировать цель и задачи, рабочую гипотезу, изучают методы проведения исследовательской работы, определяют этапы теоретических или эмпирических исследований, обучаются обобщать, анализировать, интерпретировать результаты экспериментальной работы, оформлять полученные выводы и представлять свою научную работу в виде публикации или выступления на конференции. При этом большое значение имеет апробация результатов исследовательской работы студентов через участие в конкурсах, конференциях, подготовку публикаций.
В общей сложности в 2016/2017 учебном году в университете было проведено 83 студенческие научные конференции, 40 выставок студенческих работ, 89 конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу студентов различного уровня. Большая часть из них носила узкопрофильный характер, отражая специфику конкретного направления подготовки. На всех этих мероприятиях студенты представляли результаты своей научно-исследовательской деятельности. Наиболее крупными и значимыми из них были: региональный этап Всероссийского фестиваля КЛИКА 0+ (октябрь 2016); Неделя науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, включающая Всероссийскую научную конференцию преподавателей и студентов «XXII Державинские чтения» (апрель 2017); областная выставка «Студенческая наука -обществу» (апрель 2017); выставка экспортной продукции, приуроченной к Дню экспортера (август 2017) и др.
Ежегодно вот уже на протяжении 20 лет в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина проводится конкурс студенческих научных работ. В 2016/2017 учебном году конкурс приобрел статус всероссийского и получил поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Фестиваля студенческой науки Программы развития деятельности студенческих объединений Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. 124 студента представляли Тамбовский университет в различных номинациях.
С 2016 г. в университете зарождается традиция реализации системного подхода к организации студенческой научно-исследо-
вательской деятельности. На смену разовым научным мероприятиям в практику начинают внедряться крупномасштабные проекты, включающие серию мероприятий, объединенных общей проблематикой. Примерами могут служить Неделя науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина 2016 и 2017 гг., научно-практические проекты: Неделя Конституции (Институт права и национальной безопасности), Педагогический марафон (Педагогический институт), серия научных мероприятий, посвященных году экологии (Институт математики, естествознания и информационных технологий) и другие, в рамках которых проходят студенческие научные конференции, «круглые столы», выставки, тренинги и мастер-классы.
2. Повышение грантовой активности студентов
С целью повышения грантовой активности студентов управлением научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых совместно с управлением фундаментальной и прикладной науки была проведена серия тренингов и семинаров по подготовке заявок на студенческие научные стипендии и гранты. Студенты получили информацию как об объявленных конкурсах на научные стипендии и гранты по направлениям подготовки, так и получили консультации по оформлению заявок, формулированию целей и задач предстоящего научного проекта, обоснованию и составлению сметы расходов. В таблице 1 представлены сведения о полученных студентами грантах и стипендий в 2016/2017 учебном году. Данные таблицы 1 свидетельствуют о наличии определенного положительного задела в области грантовой активности студентов и результативности. По объективным причинам показатели по данному направлению не могут быть массовыми. Тем не менее, поиск новых путей увеличения объемов внешнего финансирования на НИРС будет продолжен. Одним из таких пока еще не распространенных путей может быть более широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе и включение их в авторские коллективы ученых, выполняющих госзадание, гранты известных научных фондов РНФ и т. п.
Таблица 1
Количество победителей конкурсов на соискание студенческих научных стипендий и грантов в 2016/2017 учебном году
№ п/п Название стипендии/гранта Количество стипендиатов (человек)
1 Государственные стипендии Президента РФ студентам 1
2 Государственные стипендии Правительства РФ студентам 4
3 Государственные стипендии Президента РФ по приоритетным направлениям студентам 2
4 Государственные стипендии Правительства РФ по приоритетным направлениям студентам с 1.09.2016 по 31.01.2017 2 с 1.02.2017 по 31.08.2017 2
5 Государственные стипендии Правительства РФ аспирантам 1
6 Государственные стипендии Президента РФ аспирантам 1
7 Государственная стипендия Правительства РФ аспирантам по приоритетным направлениям 1
8 Государственная стипендия Президента РФ аспирантам по приоритетным направлениям 2
9 Стипендии аспирантам (программа подготовки кадров) 22
10 Именные стипендии администрации Тамбовской области и областной думы 11
11 Городские именные стипендии 5 (2016), 7 (2017)
12 Стипендия Ученого совета 5
13 Государственная академическая стипендия в повышенном размере за достижения в научно-исследовательской деятельности 30
14 Победители открытого благотворительного конкурса «Академическая мобильность» 26
15 Гранты аспирантам 2
16 Именные стипендии ГАРАНТ 2
17 Гранты У.М.Н.И.К. 3
3. Повышение публикационной активности студентов
Публикационная активность студентов уже традиционно выступает одним из основных показателей результативности НИРС. При этом в настоящее время особую актуальность наряду с количественным показателем приобретает качество студенческих научных работ. За последние годы в университете были созданы условия для апробации и публикации результатов НИРС в сборниках материалов конференций, сборниках студенческих научных работ, студенческих научных периодических изданиях отдельных структурных подразделений. Согласно данным отчета по науке, за 2016 г. студентами университета было опубликовано 882 статьи, в том числе зарубежных - 63, без соавторства с преподавателями - 486. Среди периодических изданий структурных подразделений университета следует отметить студенческие научные журналы «Герадот» (Факультет истории, мировой политики и социологии), «Альманах студенческой науки факультета филологии и журналистики», «Альманах
теоретических и прикладных исследований рекламы» (Институт экономики, управления и сервиса).
С 2017 г. в университете начал издаваться мультидисциплинарный научный журнал студентов, аспирантов и молодых ученых «Державинский форум» (см. ниже).
Кроме того, в последнее время большее внимание стало уделяться качеству научных письменных работ студентов. С этой целью в феврале-марте 2017 г. управлением по научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых была организована серия общеуниверситетских тренингов «Технология написания научного текста». Лингвистическими особенностями написания научных текстов со студентами поделилась д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка А.С. Щербак. Во время занятий в интерактивной форме слушатели познакомились с такими вопросами, как научная этика, виды научных текстов и их характеристики, правила прямого и косвенного цитирования, способы достижения когезии и когерентности научного текста. Данный тре-
нинг получил положительную оценку среди студентов, и его проведение станет в университете традиционным.
4. Подготовка студентов к инновационной деятельности
Инновационная деятельность тесным образом связана с научной работой и заключается в последовательном воплощении теории в реальных продуктах, практических разработках или готовых к внедрению технологий для дальнейшей коммерциализации. В университете создана целая инфраструктура для инновационного развития студентов, включающая научные центры и лаборатории, занимающиеся инновационной деятельностью, центр коллективного пользования «Нанохимия и экология», 13 малых инновационных предприятий, студенческое конструкторское бюро, студенческий бизнес-инкубатор. На их базе студенты вместе со своими научными руководителями могут создавать опытные образцы, а затем осуществлять производство и коммерциализацию новой продукции.
На протяжении ряда лет в университете проводятся внутривузовский конкурс «Инновационные идеи и разработки» и межвузовский конкурс инновационных студенческих проектов, целью которых является выявление и поддержка талантливой молодежи, которая достигает высоких результатов в инновационной деятельности, и которой нужна помощь в создании и регистрации объектов интеллектуальной собственности. В дальнейшем университет также оказывает содействие в производстве, продвижении и коммерциализации конкретных продуктов.
Победители внутривузовских конкурсов традиционно представляют Державинский университет на ежегодном Тамбовском молодежном инновационном конвенте, соревнуясь с молодыми инноваторами из Тамбовского государственного технического университета и Мичуринского государственного аграрного университета.
Среди последних инновационных разработок, которые уже прошли стадию регистрации интеллектуальной собственности и находятся на этапе коммерциализации, можно выделить следующие:
- органическое удобрение «Микула» (ООО «Эко-Держава») (исполнители: О.А. Суздальцева (заместитель директора
ЭНОЦ), Е. Коньшина (3 курс), М. Дрогунова (1 курс магистратуры); научный руководитель к. с-х. н., доцент, заведующий кафедрой природопользования и землеустройства Е.В. Скрипникова), обеспечивающее увеличение скорости первичного компостирования в четыре раза, разнообразие и сбалансированность по составу полезных веществ и элементов, отсутствие факторов гельминтологической угрозы и патогенной микрофлоры, повышение сопротивляемости различным заболеваниям, повышение урожайности культурных растений, продолжительность цветения декоративных растений;
- линейка антикоррозийных присадок и составов для защиты сельскохозяйственной и военной техники от коррозии, а также использование адсорбционных свойств глуако-нита для очистки сточных вод и в других областях (ООО «Пионер») (исполнители: А.А. Урядников (к. х. н., доцент кафедры химии и экологической безопасности), И. Кичигина (магистрант 1 курса), М. Верещагина (2 курс магистратуры), И. Петерс (1 курс магистратуры), М. Омутков (2 курс магистратуры); научный руководитель: д. х. н., профессор, профессор кафедры химии и экологической безопасности Л.Е. Цыганкова);
- линейка приборов, генерирующих переменное магнитное поле, воздействующее на магнитные наночастицы, для разработки новой концепции борьбы с онкологическими заболеваниями (ООО «Наноматериалы») (исполнители: А.В. Шуклинов (к. ф-м. н., руководитель ООО «Наноматериалы»), А. Жигачев (аспирант 2 года обучения); научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, д. ф-м. н., профессор, директор НИИ «Нанотехнологии и наноматериалы» Ю.И. Головин.
Студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина традиционно принимают участие в конкурсе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (У.М.Н.И.К.), целью которого является выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. Победители конкурса получают финан-
сирование объемом до 500 млн руб. в год на выполнение проектов, направленных на проведение исследований в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
В 2016 г. победителями программы УМНИК. стали:
- по направлению «Биотехнологии»: студентка 3 курса Института математики, естествознания и информационных технологий Ю.В. Алтабаева с проектом «Разработка экспресс-системы для молекулярной диагностики фитопатологий». Научный руководитель: к. г. н., доцент М.Е. Буковский;
- по направлению «Медицина будущего»: студентка 6 курса Медицинского института Н.С. Троянова с проектом «Разработка нового поколения гемостатических губок для остановки назальных кровотечений на основе карбоксиметилцеллюлозы». Научный руководитель: д. м. н., профессор С.Н. Симонов;
- по направлению «Современные материалы и технологии их создания»: магистрант 2 года обучения Института математики, естествознания и информационных технологий А.В. Дорохов с проектом «Разработка экологически чистых летучих ингибиторов для защиты от коррозии сельскохозяйственного и промышленного оборудования». Научный руководитель: к. х. н., ст. преподаватель А.А. Урядников.
Для стимулирования инновационной деятельности студентов в 2017/2018 учебном году управлением по научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых планируется проведение семинаров и тренингов для студентов по бизнес-планированию, правовым основам открытия и ведения малого бизнеса, регистрации объектов интеллектуальной собственности, основам интернет-маркетинга, оформлению и подготовке конкурсной документации.
5. Расширение контактов и развитие профессиональных коммуникаций между студентами
При планировании и организации студенческой науки в вузе важно не ограничивать, а, наоборот, создавать условия для максимального расширения научного пространства студентов. Это достигается при апробации результатов научных исследований студентов путем проведения и участия студентов не в локальных «круглых столах» и кон-
ференциях, а мероприятиях общеуниверситетского, городского, областного, всероссийского и международного уровней. Во-первых, это позволяет студентам познакомиться с опытом, а также образовательными и научными традициями других вузов и научных школ. Во-вторых, это позволяет студентам представлять свой университет и его научные традиции на разных научных площадках. В-третьих, встречи с другими студентами и учеными на мероприятиях областного, всероссийского и международного уровня позволяют студентам приобрести и расширить профессиональные контакты, которые они смогут использовать в дальнейшем как во время продолжения обучения в вузе, так и по его завершению в своей профессиональной деятельности.
В течение 2016-2017 гг. подразделениями университета было проведено немало студенческих научных мероприятий различного уровня, в которых принимали участие студенты разных вузов из различных городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Кроме того, студенты университета регулярно участвуют в выездных научных конференциях и конкурсах, проводимых на территории России и за ее пределами.
6. Развитие студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской деятельности
В последнее время большое внимание уделяется созданию в вузах условий для развития добровольчества и студенческого самоуправления. Научно-исследовательская деятельность выступает одной из сфер организации студенческого самоуправления. В июне 2016 г. в университете был создан Студенческий научный совет, объединивший наиболее талантливых и способных студентов различных направлений подготовки, активно занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. В феврале 2017 г. Совет вышел с предложением о создании в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина общеуниверситетского студенческого научного общества, целью которого стала популяризация науки и ее роли в будущей профессиональной деятельности среди студентов, выявление талантливой молодежи и инициация, проведение и участие в студенческих научных мероприятиях. В тече-
ние последнего года Студенческий научный совет как координирующий орган общеуниверситетского студенческого научного сообщества вышел с предложениями об организации и проведении ряда крупных мероприятий и проектов, большая часть которых получили поддержку ректората университета и в настоящий момент реализуются в вузе. К ним можно отнести: «Месяц открытых занятий в студенческих научных кружках, центрах и лабораториях» (октябрь, февраль); Декаду профессиональной грамотности для обучающихся 10-11 классов (октябрь, март); Областной конкурс научных работ среди обучающихся «Постигая науку» (сентябрь-декабрь); Областную выставку «Студенческая наука -обществу» (апрель) и Неделю науки в Держа-винском университете (апрель); Тамбовский молодежный инновационный конвент (май).
Развитие студенческого самоуправления в области науки и инновационной деятельности позволяет привлечь большее число студентов к участию в научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также способствует воспитанию будущих лидеров в области науки и образования.
7. Создание общеуниверситетского научного пространства
Создание общеуниверситетского научного пространства не является традиционной целью развития студенческой науки в вузе, однако, на наш взгляд, ее реализация обладает значительным воспитательным потенциалом.
Для достижения поставленной цели в 2016/2017 учебном году в университете был реализован целый ряд проектов.
Во-первых, октябрь и февраль каждого учебного года в университете объявляются месяцами открытых занятий в студенческих научных кружках, центрах и лабораториях. Любой желающий, независимо от направления подготовки, может прийти на открытое занятие и познакомиться с работой студенческого научного кружка или центра, а также с проблематикой проводимых исследований.
Во-вторых, с 2017 г. в вузе издается новое научное периодическое издание «Держа-винкий форум» [14]. Это новый мультидис-циплинарный научный журнал студентов, аспирантом и молодых ученых, целью которого является создание единого общеуниверситетского студенческого научного пространства. Отличительной особенностью
журнала является то, что в его подготовке принимают участие как маститые ученые университета, так и студенты, активно занимающиеся наукой. Для студентов работа по рецензированию, редактированию и выпуску научной продукции станет школой научного лидерства и профессионального становления. Междисциплинарный студенческий научный журнал - это также платформа для открытого диалога между студентами разных направлений подготовки и основа для междисциплинарных исследований. В апреле 2017 г. «Державинский форум» был представлен в Москве на VI международной научно -практической конференции «Научное издание международного уровня - 2017: Мировая практика подготовки и продвижения публикаций» и вызвал интерес у наших коллег из других вузов страны.
В-третьих, в марте 2017 г. в университете стартовал новый крупномасштабный просветительский проект «Державинский университет - открытый университет», целью которого является и реализация просветительской миссии университета как самого крупного научно-образовательного учреждения области (как по численности студентов, так и по предлагаемому спектру направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). В рамках этого проекта ведущие ученые университета, основоположники научных школ и направлений, руководители научных центров читают открытые научно-популярные лекции по проблематике своих научных исследований. В первую очередь, проект адресован студентам университета, чтобы каждый обучающийся вуза знал имена людей и мог получить возможность услышать ученых университета, благодаря исследованиям которых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина узнаваем в различных уголках страны и мира. Кроме того, университет является открытой площадкой для научного диалога. Поэтому на публичные лекции ведущих ученых университета приглашаются все желающие жители города и области. В 2017 г. уже состоялось пять публичных лекций профессоров Е.С. Жуковского, В.Д. Мамонтова, А.С. Щербак, доцентов В.Л. Дьячкова, А.В. Прохорова. В 2017/2018 учебном году проект будет продолжен. Будет организовано около 30 встреч с учеными университета.
В-четвертых, в 2016 г. в университете зародилась новая традиция проводить ежегодно в апреле Неделю науки в Державин-ском университете, включающую в себя Всероссийскую научную конференцию преподавателей и студентов «Державинские чтения» и серию научных мероприятий в рамках научных школ и направлений университета, участниками которых выступают, в первую очередь, студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и вузов-партнеров.
В-пятых, с 2016 г. в университете на ежегодной основе стала проводиться областная выставка студенческих научных работ «Студенческая наука - обществу», на которой студенты представляют результаты своей научной и инновационной деятельности, проводимой в студенческих научных кружках, центрах и лабораториях. Выставка открыта как для студентов и преподавателей университета, так и для всех желающих. Для многих студентов участие в областной выставке со своими разработками - это возможность заявить о себе и поделиться своими открытиями с окружающими.
В-шестых, с осени 2016 г. по инициативе студенческого научного совета два раза в год для учащихся средних общеобразовательных школ г. Тамбова и области студенты проводят Декаду профессиональной грамотности. Каждый день Декады посвящен одной из сфер повседневной жизни человека, в которой современный гражданин страны должен хорошо разбираться (например, в рамках Декады выделяются «День правовой грамотности», «День медицинской грамотности», «День исторической грамотности», «День экономической грамотности» и т. п.). Программа каждого дня включает несколько этапов творческих мастерских длительностью 40 минут. Студенты в интерактивной форме рассказывают учащимся о том, как достижения науки оказывают влияние на повседневную жизнь. В качестве мест проведения державинцы выбирают площадки партнеров Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина - будущих работодателей. Проект «Декада профессиональной грамотности» - это популяризация высшего образования среди обучающихся.
Все эти мероприятия направлены на тесное взаимодействие студентов разных на-
правлений подготовки, обмен мнениями, популяризацию науки среди обучающихся средних общеобразовательных школ и студентов и создание общеуниверситетского научного пространства.
Заключение
В данной работе мы представили опыт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в области организации научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве приоритетных были выделены семь основных векторов: 1) выявление талантливой молодежи и ее привлечение к научно-исследовательской деятельности; 2) повышение грантовой активности студентов; 3) повышение публикационной активности студентов; 4) подготовка студентов к инновационной деятельности; 5) расширение контактов и развитие профессиональных коммуникаций между студентами (одного вуза, разных вузов города, области, страны, мира); 6) развитие студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской деятельности; 7) создание общеуниверситетского научного пространства. Нами приведены примеры мероприятий, направленных на развитие студенческой науки в рамках каждого из семи выделенных векторов.
Список литературы
1. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218).
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
5. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как системообразующая ценность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 102-108.
6. Улямаева Ф.И. Научно-исследовательская деятельность студента - условие обеспечения профессионально-личностной активно-
сти будущего специалиста // Мир детства и образование: сборник материалов 6 Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного университета, 2012. С. 320-324.
7. Царева И.А., Пядина Т.И. Научно-исследовательская деятельность как профессиональное совершенствование студента // Молодежный научный вестник. 2017. № 2 (14). С. 242-244.
8. Фазлыева А.А. Научно-исследовательская деятельность как фактор наращивания студентами конкурентных преимуществ // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2017. № 47. С. 12-15.
9. Клименко Е.В. От научно-исследовательской деятельности студента к инновационной профессиональной деятельности специалиста // Технические науки - от теории к практике. 2013. № 27-1. С. 25-29.
10. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95-100.
11. Кочемасова Л.А. Научно-исследовательская деятельность студента: риски и тенденции инновационного развития науки // Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА-САЙНС, 2016. С. 130-133.
12. Гаврин А.С., Ребышева Л.В. Развитие студенческой науки в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. C. 1487.
13. Морозов Г.Б., Лобут А.А. Об одной эффективной форме активизации научно -исследовательской и проектной деятельности студентов неюридической специальности // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 241-249.
14. Стромов В.Ю., Завьялов В.В. Роль университетского студенческого научного журнала в формировании общеуниверситетского студенческого научного пространства: на примере периодического издания «Державинский форум» // Державинский форум. 2017. № 3.
References
1. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Model' orga-nizatsii nauchno-issledovatel'skoy deya-tel'nosti studentov v vuze [Model of scientific-research activity organization of students in higher educational institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 10 (218). (In Russian).
2. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentno-stnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competence model: from the idea to educational program]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 10, pp. 8-14. (In Russian).
3. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k problemam obrazovaniya? [Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education?]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2006, no. 8, pp. 2026. (In Russian).
4. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competences as a component of personally-oriented education]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2003, no. 2, pp. 58-64. (In Russian).
5. Demchenko Z.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov sovremennogo vuza kak sistemoobrazuyushchaya tsennost' [Scientific-research activity of students of modern higher educational institution as a system-forming value]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazova-tel'naya mysl' [Historical and Social-Educational Ideas], 2012, no. 4, pp. 102-108. (In Russian).
6. Ulyamaeva F.I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studenta - uslovie obespecheniya professional'no-lichnostnoy aktivnosti budu-shchego spetsialista [Scientific-research activity of a student - condition of professional-personal activity of future specialist]. Sbornik materialov 6 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Mir detstva i obrazovanie» [Proceedings of the 6th All-Russian Scientific-Practical Conference "The World of Childhood and Education"]. Magnitogorsk, Magnitogorsk State University Publ., 2012, pp. 320-324. (In Russian).
7. Tsareva I.A., Pyadina T.I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak pro-fessional'noe sovershenstvovanie studenta [Scientific-research activity as professional improvement of a student]. Molodezhnyy nauchnyy vestnik [Youth Scientific Herald], 2017, no. 2 (14), pp. 242-244. (In Russian).
8. Fazlyeva A.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak faktor narashchivaniya studentami konkurentnykh preimushchestv [Scientific-research activity as a factor of competitive information increasing]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and Prospects of Education Development in Russia], 2017, no. 47, pp. 12-15. (In Russian).
9. Klimenko E.V. Ot nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studenta k innovatsionnoy
professional'noy deyatel'nosti spetsialista [From scientific-research activity of a student to innovative professional activity of a specialist]. Tekhnicheskie nauki - ot teorii kpraktike [Technics - from Theory to Practice], 2013, no. 27-1, pp. 25-29. (In Russian).
10. Baranov A.A., Malashenko V.N., Murashova N.A. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo: proshloe, nastoyashchee, perspektivy [Students' scientific society: the past, the present, prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii -Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).
11. Kochemasova L.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studenta: riski i tendentsii innovatsionnogo razvitiya nauki [Scientific-research activity of a student: risks and tendencies of innovative development of science]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennye problemy innovatsionnogo razvitiya nauki» [Collection of Articles of International Scientific-Practical Conference "Modern Problems of Innovative Development of Science"]. Ufa, OMEGA-SAYNS Publ., 2016, pp. 130-133. (In Russian).
12. Gavrin A.S., Rebysheva L.V. Razvitie stu-dencheskoy nauki v sovremennykh usloviyakh
[The development of students' science in modern conditions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-1, p. 1487. (In Russian).
13. Morozov G.B., Lobut A.A. Ob odnoy effek-tivnoy forme aktivizatsii nauchno-issledo-vatel'skoy i proektnoy deyatel'nosti studentov neyuridicheskoy spetsial'nosti [About one effective form of activation of scientific-research and project activity of students of non-legal specialty]. Pedagogiche-skoe obrazovanie v Rossii - Pedagogic Education in Russia, 2015, no. 7, pp. 241-249. (In Russian).
14. Stromov V.Y., Zavyalov V.V. Rol' universitetskogo studencheskogo nauchnogo zhurnala v formirovanii obshcheuniver-sitetskogo studencheskogo nauchnogo pro-stranstva: na primere periodicheskogo izdaniya «Derzhavinskiy forum» [The role of students' university space of scientific journal: basing on the example of periodical "Derzhavin Forum"]. Derzhavinskiy forum - Derzhavin Forum, 2017, no. 3. (In Russian).
Поступила в редакцию 31.08.2017 г.
Received 31 August 2017
UDC 378.184
MAIN VECTORS OF ORGANIZATION OF STUDENTS' SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY AT TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN Vladimir Yurevich STROMOV
Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Rector Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: vladimir_stromov@mail.ru Pavel Viktorovich SYSOYEV
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Students and Scholars Research Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: psysoyev@yandex.ru
The development of students' research is currently one of the priority activities at Tambov State University named after G.R. Derzhavin. The ability of graduates to implement in practice the results of their research or innovation activities is directly dependent on the organization of students' research work in the university. In the article the authors point out seven main vectors of the organization of student research at the university: 1) identification of talented youth and its involvement in research activities; 2) increase of students' grant activity; 3) increase of students' publication activity; 4) students' preparation for innovative activities; 5) networking and development of professional communication between students (university, different universities of the city, region, country, world); 6) development of student's self-government, volunteerism and leadership in the field of research and development; 7) creation of a university-wide scientific environment. The work describes the events held at Tambov State University named after G.R. Derzhavin aimed at organizing and developing student science for each of the seven selected vectors.
Key words: students' research; Tambov State University named after G.R. Derzhavin; students' research activity; students' research society; innovative activity
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17
Для цитирования: Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Основные векторы развития студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17.
For citation: Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Osnovnye vektory razvitiya studencheskoy nauki v Tambovskom gosudarstvennom universitete im. G.R. Derzhavina na sovremennom etape [Main vectors of organization of students' scientific and research activity at Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17. (In Russian).