10 ЛЕТ РЕКЛАМНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ТАМБОВЩИНЕ
А.В. Прохоров, Т.Г. Пядышева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Статья посвящена 10-летию рекламному образованию на Тамбовщине. Охарактеризована учебная и научная деятельность студентов специальности «Реклама». Особое внимание уделено конкурсной деятельности студентов-рекламистов, участию в профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях.
Ключевые слова: реклама, образование, ТГУ имени Г.Р. Державина, кафедра рекламы и связей с общественностью.
The article is dedicated to the 10th anniversary of advertising education in Tambov region. It deals with academic and research activities of students majoring in advertising. Particular attention is paid to competitive activities of students, participation in professional competitions, festivals and conferences.
Keywords: advertising, education, TSU named after G.R. Derzhavin, department of advertising and public relations.
В 2013 г. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина празднует 10-летие рекламному образованию в Тамбовской области. Именно 10 лет назад в Державинском университете был осуществлен первый набор студентов на специальность 032401 - «Реклама». В рамках нашей статьи хотелось бы сделать отдельные «штрихи к портрету» рекламного образования на Тамбовщине.
Наша жизнь меняется стремительно. Вектор развития страны имеет явное направление в сторону рыночной экономики, современных информационных технологий и коммуника-
ций, социальной инноватики. За последние 15 лет структура специальностей в системе высшего образования значительно изменилась. Новые профессии стимулировали открытие новых специальностей в вузах. Запросы современного общества не могли не отразиться на высшем образовании. Обществу потребовались специалисты по рекламе и пиару. Специалист по рекламе - это универсальное образование с широким диапазоном, дающее возможность реализовать себя в самых разных областях - от креатива до руководства серьезными рекламными проектами, а также применять свои знания в смежных сферах.
Подготовку рекламистов в России, начиная с первой половины 1990-х годов, вели столичные вузы, к которым присоединились отдельные университеты крупных городов. В провинциальных городах для многих такая специальность могла показаться ненужной или просто непонятной, несмотря на то, что сам феномен рекламы всем был хорошо знаком по рекламе финансовых пирамид, средств гигиены, жевательной резинки и шоколадных батончиков. Появление новой для Тамбовского региона специальности было вызвано становлением регионального рынка рекламы и, соответственно, острой потребностью в высококвалифицированных специалистах в области рекламы. Тогда этот шаг, возможно, казался смелым, но со временем он себя полностью оправдал, что подтверждают работодатели, да и сами выпускники, которые нашли свою профессию. С тех пор состоялось уже 6 выпусков специалистов по рекламе, а география выпускников давно преодолела границы Тамбова и области и, в ритме глобализации, готова перешагнуть национальные границы.
Становление новой специальности в разное время проходило на базе кафедр маркетинга, сервиса и рекламы; сервиса и рекламы; дизайна и рекламы. С 2010 г. выпускающей является кафедра рекламы и связей с общественностью Института филологии ТГУ.
В настоящее время подготовку студентов наряду с профессорами и доцентами кафедры рекламы и связей с общественностью (А.В. Прохоров, Л.Н. Макарова, Т.Г. Пядышева, Т.О. Маликова, М.В. Новикова и др.) осуществляют специалисты-практики - руководители рекламных агентств, пресс-служб
государственных и коммерческих структуры (В.А. Шуняев -начальник управления пресс-службы и информации Администрации Тамбовской области; Е.А. Крупинина - председатель комитета по информационной политике Администрации г. Тамбова; П.Н. Серегин - директор рекламного агентства «Арт-Мастер»).
Свою лепту в развитие специальности на разных этапах внесли профессора ТГУ имени Г.Р. Державина И.В. Грошев, В.Ю. Лапшин, М.И. Долженкова, доценты Н.А. Зелепукина, И.В. Татаринцева, Е.В. Плотникова, Л.А. Любимова и др.
С 2011 г. на кафедре рекламы и связей с общественностью ТГУ имени Г.Р. Державина ведется подготовка бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью», а с 2012 г. - магистров по магистерской программе «Брендинг в рекламе и связях с общественностью».
Кафедра рекламы и связей с общественностью поддерживает научные и образовательные контакты с научно-педагогическими коллективами российских вузов (Дальневосточный федеральный университет, Омский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Пензенский государственный университет, Мичуринский государственный аграрный университет и др.), университетами ближнего и дальнего зарубежья (Университет Лиссабона, Португалия; Университет штата Флорида, США; Актюбин-ский государственный университет, Казахстан и др.).
Научные разработки преподавателей кафедры рекламы и связей с общественностью, а также студентов-рекламистов, находят отражение в публикациях в журналах, научных сборниках. С 2010 г. на базе Лаборатории теоретических и прикладных исследований рекламы, функционирующей при кафедре, издается журнал Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы (ISSN 2218-7375). В 2013 г. журнал был зарегистрирован в системе Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Одна из традиционных рубрик журнала «Проблемы рекламы глазами молодых исследователей» посвящена разработкам студентов и магистрантов кафедры.
Студенты специальности «Реклама» успешно совмещают учебную деятельность с научными и инновационными разра-
ботками, которые неоднократно получали высокую экспертную оценку на университетских, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, конференциях. Студенты специальности «Реклама» становились победителями и призерами конкурса студенческих инновационных проектов ТГУ имени Г.Р. Державина (А.В. Терехов, Е.С. Янина, 2012-2013 гг.), призерами университетского конкурса научных работа (И.А. Комарова, 2011- 2012 гг.).
Достигнуты успехи на всероссийской и международной арене. В 2011 г. научный доклад И.А. Комаровой признан лучшим в своем направлении на Международном студенческом форуме «Ломоносов-2011», который традиционно проходит в МГУ имени М.В. Ломоносова [1].
В 2012 г. Е.С. Янина с авторскими проектами социальной рекламы по проблеме чистоты русского языка стала победителем Фестиваля русского языка в МГГУ имени М.А. Шолохова «Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Социальная реклама».
В апреле 2013 г. команда студентов-рекламистов (Е.И. Попова, А.А. Николаева, О.И. Демина, Т.В. Жилина) представляла Державинский университет на XIII Всероссийском фестивале студентов с международным участием «PR - профессия третьего тысячелетия» (ЛЭТИ, Санкт-Петербург) и была отмечена среди победителей в номинации «PR-Квест» за «Лучший сценарий флешмоба».
Студенты-рекламисты ведут активную грантовую деятельность. Работа и настойчивость дают хорошие результаты. В ноябре 2013 г. студенты 4 курса специальности «Реклама» О.И. Демина, Т.В. Жилина и Е.И. Попова получили тревел-гранты от Фонда Михаила Прохорова на участие в научной конференции.
Студенты специальности «Реклама» и направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» демонстрируют социальную активность в сочетании с реализаций профессиональных навыков. В 2013 г. студенты кафедры рекламы и связей с общественностью стали участниками крупномасштабного PR-проекта «Антимат», который стартовал в ТГУ имени Г.Р. Державина. Будущие специалисты в сфере рекламы и связей обще-
ственностью приняли участие в ток-шоу «Инвективная лексика (русский мат): За и Против», представили социальные проекты, посвященные борьбе за чистоту русского языка, разработали комплекс рекламно-информационных материалов и визуальных средств, сопровождающих РЯ-проект.
На протяжении 10 лет студенты специальности «Реклама» доказывают, что они, как люди креативные, активные и веселые, даже серые студенческие будни могут превратить в праздник. Например, 12 апреля 2013 г. на отделении массовых коммуникаций Института филологии ТГУ имени Г.Р. Державина состоялся флешмоб, посвященный Всемирному дню рок-н-ролла. Зажигательные танцы под аккомпанемент классических рок-н-рольных стандартов придали лозунгу «Рок-н-ролл жив» новое звучание.
За 10 лет развития специальности сформировались традиции, которые активно поддерживаются преподавателями и студентами. Так, для сообщества рекламистов Державинского университета особым месяцем является октябрь, когда в университете проходит «Неделя рекламы», приуроченная к празднованию профессионального праздника рекламистов, специалистов в сфере РЯ и маркетинга - Дня работника рекламы. В проведение «Недели рекламы» вовлечены студенты, преподаватели, школьники города и области. В рамках «Недель....» проводятся конкурсы, мастер-классы, капустники, устраиваются флешмобы.
23 октября 2013 г. на базе кафедры рекламы и связей с общественностью ТГУ имени Г.Р. Державина состоялся круглый стол «Современные технологии формирования имиджа», на котором обсуждались теоретические и прикладные аспекты имиджелогии. Различные аспекты формирования имиджа получили освещение в докладах исследователей и студентов Держа-винского и представителей практической сферы - администрации Тамбовской области, администрации города Тамбова, рекламных и маркетинговых агентств города. Круглый стол «Современные технологии формирования имиджа» проводится кафедрой ежегодно с 2010 г. [2].
«Неделя рекламы» охватывает не только университетское сообщество, но и выходит за его пределы. Особое внимание на «Неделе рекламы» уделяется школьникам, которые принимаю
участие в конкурсе эссе профессиональной направленности. В последнюю субботу октября для учащихся школ Тамбова и области свои двери традиционно открывает «Школа молодого рекламиста». Мастер-классы и семинары «Школы молодого рекламиста» призваны познакомить будущих абитуриентов с захватывающим миром рекламы, предоставляет им возможность попрактиковаться в разработке рекламных продуктов. Работу «Школы молодого рекламиста» в 2012-2013 учебном году можно смело считать эффективной: большая часть сегодняшних первокурсников - «выпускники» Школы. В октябре 2013 г. «Школа молодого рекламиста» приняла новых учащихся, которые также сильно интересуются секретами рекламы и ПР, а некоторые - наверняка в следующем году пополнят семью рекламистов Державинского университета.
Реклама и связи с общественностью - наиболее динамично развивающиеся современные профессии. Их особая популярность заключается в универсальности полученных в ходе обучения знаний - выпускники данного направления смогут реализовать себя практически в любой сфере деятельности.
В наших выпускниках заинтересованы государственные и коммерческие структуры, международные организации, политические партии и движения, организации культуры, туризма и спорта. Именно поэтому бакалавры и магистры по данному профилю становятся незаменимой фигурой современного бизнеса и политики. Благодаря отличной подготовке, высокопрофессиональному кадровому составу преподавателей выпускники нашего института значатся среди лучших специалистов данного направления. Убедиться в этом Вы можете сами!
Список литературы
1. Прохоров А.В. Студенты специальности «Реклама» на международном научном форуме «Ломоносов-2011» // Молодежь и социум. 2011. №4. С.42-43.
2. Прохоров А.В. Круглый стол «Современные технологии формирования имиджа» (Тамбов, 23 октября 2012 г.) // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2013. №1. С. 80-82.