во-вторых, по причине жестких финансовых ограничений, при которых стала бы очевидной большая разница между планируемым и нормативным уровнем развития села. Список использованной литературы:
1. Бондаренко Л. Сельские территории: состояние и регулирование / Л. Бондаренко // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 1. - С. 69 - 79.
2. Полушкина Т. М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики : дис. ... докт. экон. наук : 08.00.05 / Полушкина Татьяна Михайловна; Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2010. - 394 с.
© Н А. Полушкин, 2015
УДК 336
П.А. Продолятченко
К.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» Российский государственный гидрометеорологический
университет, филиал, г. Туапсе, Российская Федерация
ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы влияния реализации программ повышения уровня финансовой грамотности населения на развитие депозитных отношений и совершенствование депозитного рынка (ранка депозитных продуктов). Акцентируется внимание на необходимость учета ключевых проблем финансового просвещения и переосмысления подходов к раскрытию содержания депозитных отношений. Ключевым термином современной науки о депозитных отношениях определяется экономическая категория «депозитный продукт». Подчеркивается значение консолидированной деятельности субъектов депозитных отношений по индивидуализации депозитных продуктов. Финансовой грамотности населения отводится роль неотъемлемого элемента развития финансовой и депозитной систем России.
Ключевые слова
Депозит, депозитный продукт, депозитный рынок, финансовая грамотность, кредитные организации,
сберегатели, денежные средства.
Развитие депозитной системы и формирование депозитного рынка, как и в целом создание современной банковской системы, зависит от множества субъективных и объективных условий. При этом даже абсолютно надежная и идеально организованная банковская система, предлагающая самый широкий выбор банковских услуг, не будет достаточно эффективной, если хозяйствующие субъекты и население не будут в необходимой степени осведомлены о содержании банковских продуктов. Под осведомленностью следует понимать не просто информированность об условиях получения требуемых банковских услуг. Важно не столько знать о процентных ставках по кредитам или депозитам в различных банках, источником которой является банковская реклама, сколько владеть финансовой грамотностью1 и компетентностью в области содержания банковских продуктов, услуг и операций. Финансовая грамотность - одно из главных условий эффективного потребления банковских услуг и непременное условие развития финансовых
1 Мы рассматриваем финансовую грамотность в широком смысле, считая финансово грамотным того, кто не только компетентен в финансовых вопросах (информирован, умеет высказывать компетентные суждения и способен принимать эффективные решения в отношении использования денег и управления ими), но и знает особенности финансового рынка и его сегментов.
отношений в банковской деятельности. Финансовая компетентность делает акцент на применении знаний на практике, что приводит к приобретению опыта. Важно не только знать, но и применять свои знания на практике.
Влияние финансовой грамотности населения на размеры привлеченных средств в форме банковского депозита не является однозначным. По нашему мнению, не может существовать прямой зависимости, выраженной в том, что чем выше показатель финансовой грамотности, тем масштабней процессы депозитной деятельности банков. Нельзя также утверждать, что чем выше уровень финансовой грамотности населения, тем менее выгодным представляется хранение денежных средств на банковских депозитных счетах. Взаимосвязи финансовой грамотности и депозитования сложны, многофакторны и слабо изучены. Однако безусловно то, что «осмысленное восприятие населением всех преимуществ использования продуктов и услуг финансовых институтов даст возможность ускорить развитие банковского сектора за счет привлечения большего количества клиентов, способных принимать эффективные решения»[1, с. 51].
Процесс вовлечения сбережений в банковский бизнес предполагает наличие доверия собственников денежных средств к кредитным организациям и знание основ данного направления инвестиционной деятельности. Умение правильно выбрать банк и самостоятельно разобраться в специфике предлагаемых банком депозитных продуктах, грамотно сравнить их с предложениями других банков помогает экономическим субъектам делать более осознанный выбор, а значит, более эффективно распоряжаться свободными денежными средствами. Следует отметить, что количество депозитных продуктов, предлагаемых банками, и инвестиционных услуг, предоставляемых другими финансовыми институтами, растет с каждым годом, а сложность их предполагает владение определенными навыками инвестирования. Всем, кто сталкивается с необходимостью управления собственными финансами и вступлением во взаимотношения с институтами, привлекающими финансовые ресурсы, необходимо получать информацию о возможностях грамотного использования заработанных средств и овладевать приемами сохранения и приумножения сбережений. Знание и умение - главный залог успеха в управлении денежными средствами.
Прежде всего, необходимо освоить основные правила грамотного поведения на финансово-инвестиционном рынке, которые одинаково актуальны для всех сфер инвестиционного пространства - рынка ценных бумаг, банковских вкладов, страховых взносов, паев инвестиционных фондов, пенсионных накоплений, недвижимости и проч. Размещение денежных сбережений в финансовых институтах должно быть очень осознанным и взвешенным процессом, который надо изучать поэтапно и осуществлять с соблюдением следующих правил:
• Никогда не вкладывать денежные средства в те инструменты, которые непонятны, и институты, которые неизвестны.
• Никогда не вкладывать денежные средства на основании только одного мнения и изучения одного варианта вложений.
• Никогда не вкладывать денежные средства, руководствуясь эмоциями и под нажимом.
• Никогда не вкладывать «последние» денежные средства.
• Никогда не вкладывать чужие (взятые в долг) денежные средства.
• Необходимо выработать собственную стратегию вложения и приумножения денежных средств, научиться диверсифицировать инвестиции и управлять рисками.
Обилие и разнообразие финансовых продуктов и услуг, с помощью которых достигаются поставленные задачи в инвестиционной деятельности, вызывают множество затруднений у неспециалистов. Поэтому даже при соблюдении основных правил вложения денежных средств грамотный подход к решению финансовых задач обеспечивается повышением финансовой грамотности и адаптацией потребителей финансовых услуг к новым условиям их оказания финансовыми институтами. При этом следует отметить, что в финансовых вопросах не существует прописных истин для всех групп (страт) населения и на все случаи жизни. Важно не навязывать людям определенные модели поведения и пропагандировать «правильные» образцы финансового поведения, а концентрировать внимание потребителей финансовых услуг на необходимости принятия продуманных, грамотных самостоятельных решений в использовании финансовых инструментов.
Посредством реализации более совершенных поведенческих стратегий потребителей финансовых услуг обеспечивается формирование у них необходимых навыков. Следует отметить, что данные навыки выражаются не только в наличии у потребителей финансовых услуг необходимого опыта, сконцентрированного в информации о существующих финансовых продуктах и услугах, их характеристиках, продавцах, возможностях защиты своих прав и механизмах такой защиты, но и способности потребителей к поиску и использованию имеющейся информации в процессе ее применения. По нашему убеждению, основной задачей проектов повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования является обучение навыкам работы с информацией о финансовых услугах, умение находить ее в обилии информационных сайтов и анализировать данные различных информационных программ.
Информационные потоки отличаются разным содержанием, целями организации, субъективными различиями, иногда включают элементы маркетингового воздействия. Поэтому важно потребителя финансовых услуг научить делать взвешенный самостоятельный информационный выбор. Для этого потребителям необходимо научиться видеть и оценивать риски, уметь отличать информацию от рекламы, знать механизмы защиты своих прав и имущественных интересов.
Следует отметить тот факт, что увеличение потока информации на финансово-экономические темы может привести к возникновению опасного тренда роста излишней уверенности потребителей, чувствующих себя более компетентными в вопросах финансов. Так, например, исследования некоторых параметров финансовой грамотности россиян, проведенные в 2008-2010 гг.2, позволили профессору О.Е. Кузиной сделать следующие заключения: «Выводы исследования свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности россиян невелик. Причем ответы на тестовые вопросы показали, что за время кризиса этот уровень практически не изменился, тогда как динамика ответов на вопрос о субъективной оценке своей финансовой компетентности за тот же период показала положительную тенденцию: если в июне 2008 г. половина людей оценивала свои знания как неудовлетворительные, то в феврале 2010 г. их доля сократилась до трети. Если предположить, что объективные тесты измеряют существенные параметры финансовой грамотности, то такое расхождение в динамике объективных и субъективных показателей свидетельствует об опасном тренде роста излишней уверенности потребителей. Скорее всего, это является результатом того, что во время кризиса средства массовой информации неизбежно чаще писали и рассуждали об экономике. Увеличение потока информации привело к тому, что люди стали чувствовать себя более разбирающимися в этих вопросах, даже несмотря на то, что их финансовые компетенции не изменились. Однако как только объем экономической информации сократился, субъективные оценки уровня финансовой грамотности снова стали снижаться»[2, с. 68].
Поэтому при внедрении механизма повышения финансовой грамотности населения нужно проявлять большую осторожность по отношению к источникам финансовой информации, представляющих обучающие субъекты многочисленных программ повышения уровня финансовой грамотности. Усилия общества по повышению финансовой грамотности должны привести не к иллюзиям роста уверенности потребителей, а к увеличению уровня их финансовой компетентности.
По нашему мнению, определение обучающего сегмента системы повышения уровня финансовой грамотности населения, степень доверия к нему, организация подготовки и переподготовки преподавательского, консультационного, методического состава, т.е. «обучение учителей» являются первоочередными проблемами, взвешенное решение которых в значительной мере повлияет на эффективность усилий по повышению финансовой грамотности населения. При этом следует учесть важность независимости источника финансовой информации. Большинство населения в качестве «учителя» по программам финансовой грамотности отдает предпочтение независимым специалистам или таким же клиентам, как они сами, а не представителям коммерческих структур, разъясняющим свои финансовые продукты.
Безусловно, финансовые учреждения должны обучать потребителей финансовых услуг:
2 Данные опросов Всемирного банка, НАФИ, НИУ ВШЭ.
- «информируя их о достоинствах и недостатках продуктов;
- предоставляя им ясные и четкие условия, избегая многословных объяснений и дополнительных условий, написанных мелким текстом»[3, с. 31].
Однако в условиях рыночных реалий финансовые учреждения в работе по повышению финансовой грамотности населения должны участвовать дозировано, в силу их заинтересованности в рекламе своих продуктов. Широкое привлечение финансовых структур к образовательному процессу «рано или поздно приведет к неизбежному конфликту интересов: повышение грамотности населения или получение коммерческого результата»[4, с. 1]. Использование в образовательном процессе маркетингового подхода противоречит цели обеспечения финансовой безопасности населения.
Так, например, в результате маркетинговой деятельности коммерческих банков в российском обществе сложилось устойчивое мнение о простоте и надежности депозита. Вследствие этого возникают уверенность в компетентности пользователей депозитных услуг и ценовое восприятие: «надежно - дешево». В результате исказилась суть договорных отношений по поводу банковского депозита: стороны не договариваются об условиях депозитной сделки, вкладчик (депозитор) лишь выбирает один из вариантов срочного договора и зачастую этот выбор не велик (по договорам «до востребования» нет и этого выбора). Возрастающее значение депозитных ресурсов и сокращение количества депозиторов требуют изменения механизмов работы кредитных организаций по формированию депозитной ресурсной базы. В настоящее время депозиторов уже значительно меньше заемщиков, и поэтому работа с ними должна строиться на клиентоориентированных, индивидуализированных, партнерских принципах.
Целью финансового просвещения владельцев свободных денежных средств, по нашему убеждению, должно быть не навязывание людям определенных моделей поведения (пропаганда «правильных» образцов финансового поведения [2, с. 69]), направленных на ограниченный выбор предложенных видов депозитов, а изменение финансового поведения населения в вопросах обеспечения более высокой отдачи от своих сбережений через осмысленный самостоятельный информационный выбор и умение договариваться с банком об условиях депозитной сделки. При этом должно меняться не только финансовое поведений граждан. Должно происходить изменение институтов финансового рынка и прежде всего таких из них, как коммерческие банки.
Депозитные продукты в настоящее время уже не должны восприниматься однозначно как простые, понятные, наиболее надежные. Внедрение современных, динамично развивающихся и зачастую сложных технологий в сфере предоставления депозитных услуг при расширении доступности данных услуг группам, не имеющим соответственного опыта потребления, обостряют проблемы взаимодействия субъектов депозитных отношений и в значительной степени усложняют задачу формирования у населения навыков выбора и потребления депозитных услуг.
Как отмечает известный американский ученый Питер Роуз: «Количество и диапазон предлагаемых банками услуг по ведению депозитов действительно впечатляют и часто приводят в замешательство клиентов банка»[5, с. 360]. В настоящее время количество разнообразный депозитов, предназначенных для привлечения средств клиентов, превышает 70, причем каждый из них имеет свои особенности, наиболее полно отвечающие потребностям хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств при осуществлении сбережений денежных средств и оплаты за товары и услуги. Депозитные услуги постоянно совершенствуются, их предложение носит клиентоориентированный характер, поэтому можно говорить об эволюции депозита и его видов. Российские коммерческие банки за сравнительно короткий срок (10-15 лет) от предложения стандартных депозитов для физических лиц до востребования, срочных до 3-х лет и срочных депозитов для физических лиц с ежеквартальным начислением и выплатой процентов перешли к более 50 видам депозитов с различными модификациями условий депозитного договора.
Вид депозита - это более детальная его характеристика по организационно-правовым признакам, используемая для классификации депозитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране есть свои особенности. В России депозиты классифицируются по срокам и депозиторам в соответствии с «Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 385-П от 16 марта 2012 года. В соответствии с
данными Правилами депозиты можно классифицировать в узком смысле - по виду и характеру депозитных счетов. Однако в современной банковской практике отечественных банков депозитные отношения отличаются значительной широтой и разнообразием условий депозитных сделок. Сущностные характеристики различных видов депозитов проявляются в формах и видах договоров. Исходя из видов и условий договоров банковского вклада (депозитные договоры), можно депозиты классифицировать более широко. В настоящее время существует множество интерпретаций договоров банковского вклада. Они отличаются по условиям взноса и пополнения размера денежных средств во вклад, порядку начисления процентов, приобретению других банковских и сервисных услуг, сроком и порядком выплат, возвратом средств и прочее. С каждым годом банки предлагают все более разнообразные условия оказания своих услуг. В связи с этим необходимо обобщить опыт трансформации депозитных отношений, выявить специфику депозитных договорных отношений, уточнить сущностные характеристики депозита в современных условиях.
Сущность депозитных отношений дает возможность понять классификация депозитов. Следует отметить, что, несмотря на роль депозитов в банковском деле, развернутой классификации депозитов в настоящее время не существует.
По нашему мнению, депозиты коммерческих банков можно классифицировать по следующим критериям:
• источниками формирования;
• категориям клиентов;
• фиксированности срока привлечения;
• длительности срока привлечения;
• начислению процентов;
• местоположению клиентов;
• условиям внесения, использования и изъятия;
• чуткости реагирования на изменение процентных ставок;
• степени риска;
• стабильности;
• сложности управления;
• валюте депозита;
• степени гарантирования возврата (страхования);
• указанию получателя средств.
Конечно, приведенная классификация депозитов и договоров банковского вклада (депозита) не является исчерпывающей и не охватывает всех возможных их видов, которые могут встречаться в практике. Рынок банковских услуг постоянно расширяется, появляются новые его продукты и, естественно, новые виды и формы договоров банковского вклада (депозита).
На практике коммерческие банки широко используют различные комбинации условий депозитной сделки, все больше учитывая потребности различных групп клиентов. В качестве примера банковских депозитных продуктов для физических лиц можно рассмотреть несколько срочных депозитов, предлагаемых для населения банком ВТБ 24. В 2015 году банк предлагает 11 основных видов депозита: «Активный», «Ваш бонус», «Двойной», «Доходный - Банкомат», «Доходный - Телебанк», «Комфортный - Телебанк», «Максимум», «Оптимальный выбор», «Свобода выбора», «Специальный», «Целевой - Телебанк».
Депозит «Активный» предполагает выплату процентов ежемесячно, капитализацию процентов по выбору клиента ежемесячно, возможность частичного снятия и возможность пополнения счета. Денежные средства привлекаются на срок до 1100 дней с дифференциацией ставок по валютам (максимальная ставка по рублевым вкладам). Размер процентной ставки дифференцируется в зависимости от срока депозита и его суммы. Выплата процентов ежемесячно может осуществляться на текущий счет в банке или на счет банковской карты. При этом банк предоставляет возможность оформления дебетовой карты без платы за годовое обслуживание на весь срок действия депозита: при любой депозитной сумме на любой срок - Visa
Classic Unembossed; от 400000 рублей, 13000 долларов или 10000 евро на срок от 12 месяцев - Visa Gold/ Master Card Gold. Возможность пополнения депозита ограничена минимальной суммой: 10000 рублей и 500 долларов/евро. Частичное снятие возможно при оставлении на счете неснижаемого остатка, равного минимальной сумме депозита. Досрочное расторжение договора возможно на льготных условиях при сроке нахождения средств на депозите более 181 дня - исходя из 0,6 процентной ставки, действующей по депозиту на момент открытия (пролонгации) депозита. Автопролонгация возможна для депозитов, открытых на срок 181 день, - не более 4-х раз, на сроки 395, 732 либо 1100 дней - не более 2-х раз.
Депозит «Ваш бонус» является только рублевым, предполагает выплату процентов в конце срока. Депозитные суммы делятся по двум параметрам: от 250000 рублей и от 700000 рублей. Сроки вклада - 181 день и 395 дней. Проценты дифференцируются в зависимости от срока и суммы вклада. Возможности пополнения, частичного снятия, капитализации нет. Досрочное расторжение осуществляется с выплатой процентов по ставке до востребования. Данный депозит является сезонным, вводится, как правило, на летний период.
Депозит «Двойной», рублевый, на срок 181 день, с выплатой процентов в конце срока и установлением депозитной ставки в зависимости от депозитной суммы. Депозит специальный, страховой: оформляется только в день оформления и оплаты договора инвестиционного страхования жизни (по программе «Альянс Прайм», «Инвестор», «Управления капиталом+»; сумма депозита равна сумме страховой премии; открыть депозит возможно только в определенных отделениях банка.
Депозит «Доходный - банкомат» предоставляет возможность открытия вклада через банкомат ВТБ 24, online, выплата процентов осуществляется в конце срока, сроки устанавливаются: 91 день, 181 день, 395 дней. Минимальная депозитная сумма: в рублях - от 5000, в долларах и евро - от 200. Процентная ставка дифференцируется только в зависимости от вида валюты и срока.
Депозит «Доходный - Телебанк» открывается дистанционно в системе банковского обслуживания «Телебанк» с возможностью открытия online через интернет-банк или через мобильный банк. Выплата процентов осуществляется в конце срока депозитного договора, автопролонгация возможна два раза. Суммы депозита категорируется: в рублях - от 10000, от 100000, от 300000, от 1000000; в долларах и евро - от 500, от 10000, от 50000, от 100000. Депозит открывается на сроки: от 31 дня до 90 дней; от 91 дня до 180 дней; от 181дня до 394 дней; от 395 дней до 545 дней; от 546 дней до 731 дня; от 732 дней до 1101 дня; от 1102 дней до 1830 дней. Процентная ставка дифференцируется в зависимости от размера депозита, вида валюты и срока.
Депозит «Комфортный - Телебанк» открывается аналогично депозиту «Доходный-Телебанк», автопролонгация договора также возможна дважды. Однако выплата процентов производится ежемесячно, капитализация процентов по выбору клиента ежемесячно, возможно частичное снятие (не ниже неснижаемого остатка, равного минимальной сумме вклада) и пополнение депозитной суммы. Максимальная ставка ниже условий депозита «Доходный-Телебанк». Депозиты открываются на сроки: 181 день, 395 дней, 732 дня, 1100 дней. Депозитные суммы категорируются: в рублях - от 50000, от 100000, от 500000, от 1500000, от 10000000; в долларах - от 3000, от 10000, от 75000, от 150000, от 40000; в евро - от 3000, от 10000, от 75000, от 150000, от 300000. Процентная ставка дифференцируется в зависимости от размера депозита, вида валюты и срока.
Депозит «Целевой - Телебанк» в основном аналогичен депозиту «Комфортный - Телебанк». Однако по данному депозиту возможно увеличение процентной ставки при превышении границ депозитной суммы, а при досрочном расторжении договора выплаченные проценты перерасчету и возврату банку не подлежат.
Депозит «Максимум» принимается в суммах: от 250000 рублей на 91 день, на 181 день, на 395 дней, на 732 дня, на 1100 дней с дифференциацией процентной ставки; от 700000 рублей на аналогичные сроки с увеличением ставки депозитного процента на 0,2 пункта. Выплата вознаграждения в конце срока на текущий счет или на счет банковской карты. Возможно оформление дебетовой карты без платы за годовое обслуживание на весь срок действия депозита: при любой депозитной сумме на любой срок - Visa Classic Unembossed; от 400000 рублей, 13000 долларов или 10000 евро на срок от 12 месяцев - Visa Gold/ Master Card
Gold. Возможности пополнения, частичного снятия, капитализации, автопролонгации нет. Досрочное расторжение осуществляется с выплатой процентов по ставке до востребования.
Депозит «Оптимальный выбор» принимается в суммах от 30000 рублей, от 300000 рублей, от 1000000 рублей, от 3000000 рублей на 18 месяцев. Проценты начисляются по возрастающей шкале. Выплата процентов может осуществляться в конце срока, ежемесячно, ежеквартально на текущий счет или на счет банковской карты. Капитализация может производиться по выбору клиента ежемесячно или ежеквартально. Пополнение возможно выше минимальной суммы 1000 рублей. Частичное снятие возможно в сумме капитализированных процентов, но до минимальной границы суммарного диапазона, к которому относится вклад на момент совершения операции. Досрочное расторжение договора возможно на льготных условиях при сроке нахождения средств на депозите более 181 дня - исходя из 0,6 процентной ставки, действующей по депозиту на момент открытия (пролонгации) депозита. Автопролонгация возможна два раза. Увеличение ставки возможно при предъявлении пенсионного удостоверения или удостоверения судьи в отставке - на 0,25%.
Депозит «Свобода выбора» открывается на сроки, аналогичные депозиту «Комфортный - Телебанк» с категорированием депозитных сумм: в рублях - от 15000, от 150000, от 350000, от 700000, от 2000000, от 3500000; в долларах США и евро - от 3000, от 30000, от 100000. Процентная ставка дифференцируется в зависимости от размера депозита, вида валюты и срока. Выплата процентов, капитализация, досрочное расторжение, увеличение ставки для льготных категорий депозиторов производится аналогично депозиту «Оптимальный выбор». Оформление дебетовой карты производится аналогично депозитам «Активный» и «Максимум». Пополнение депозитной суммы возможно выше 1000 рублей, 100 долларов/евро. Автопролонгация возможна для депозитов, открытых на срок от 31 дня по 181 день, - не более 4-х раз, для депозитов, открытых на срок от 181 дня по 1830 дней, - не более 2-х раз.
Депозит «Специальный», рублевый, принимается на сроки и категорируется по суммам аналогично рублевому депозиту «Свобода выбора». Также производится выплата процентов, оформление дебетовой карты, капитализация, пополнение, автопролонгация. Однако это зарплатный вклад, предназначен для клиентов, получающих свою зарплату на банковскую карту ВТБ 24. Частичное снятие по данному депозиту не допускается, досрочное расторжение осуществляется при нахождении средств на депозите 181 день и менее - по ставке до востребования, более 181 дня - в размере 0,7 процентной ставки, действующей по депозиту на момент открытия. Возможно увеличение ставки при превышении границ депозитной суммы.
Депозиты банка ВТБ 24 предназначены для различных категорий депозиторов и характеризуются специфическими условиями: одни ориентированы на представителей среднего класса, имеющих в течение года различные возможности по накапливанию и расходованию денежных средств, другие рассчитаны на сберегателей, накапливающих денежные средства, или имеют социальную ориентацию - открываются только при предъявлении пенсионного удостоверения (удостоверения судьи в отставке). Следует отметить, что, как правило, чем шире перечень услуг по депозиту, тем ниже процентная ставка по данному продукту.
Разнообразие депозитных продуктов служит важным показателем уровня развития депозитного рынка, который является ведущим индикатором, характеризующим масштабы и направления свободных от потребления денежных фондов и денежных потоков, оказывающих существенное воздействие на уровень и темпы социально-экономического развития. Именно для раскрытия потенциала российского депозитного рынка, усиления его инвестиционной функции имеет принципиальное значение повышение финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность населения является частью механизма формирования устойчивой депозитной базы кредитных организаций. Как отмечает Г.Э. Шахназарян: «Повышение уровня финансовых знаний способствует позитивному финансовому поведению и использованию большего ассортимента финансовых продуктов и услуг. Высокий уровень финансовой грамотности позволяет эффективнее управлять денежной наличностью, способствует формированию активного сберегательного и инвестиционного поведения» [6, с. 19]. Приведенные факторы можно считать импульсом для развития отечественного финансового рынка, прежде всего, его составной части - депозитного рынка, и создают основу для роста благосостояния населения. По мере того как депозиторы будут повышать уровень финансовых знаний о характере и сущности депозитного рынка и депозитных продуктов, будет расти их уверенность в надежности вложений сбережений в депозиты, будет разрастаться спектр используемых ими видов депозитов, будет увеличиваться эффективность совершаемых вкладчиками депозитных сделок. Опыт
инвестиционной деятельности, приобретенный на депозитном рынке, позволит некоторым владельцам свободных денежных средств осуществлять операции с иными финансовыми инструментами, сочетающими возможность увеличения доходности с возрастающими рисками. Однако из этого не следует делать вывод о том, что благодаря повышению уровня финансовой грамотности произойдет значительный переток ресурсов из депозитных инструментов в более доходные финансовые инструменты.
Следует отметить, что в настоящее время задачи в области финансового образования, стоящие перед Россией, отличаются от задач, решаемых, например, в США, Канаде, Великобритании и других развитых странах. Там население уже имеет огромный опыт инвестиционной деятельности, развитую финансовую инфраструктуру, достаточно прозрачную информационную среду, а также разветвленный финансовый рынок, где права рядового инвестора надежно защищены, и благодаря этим условиям именно розничный инвестор является основой и опорой рынка. Этот рынок не гарантирует процветания и благополучия для всех, но он является объектом пристального внимания правительств, которые наряду с мерами по обеспечению стабильности общественного развития (забота о малообеспеченных и особых группах населения, забота о безбедной старости, снижение рисков в инвестиционной деятельности, предупреждение задолженности и прочее) немаловажное значение придают активизации участия населения в инвестиционных процессах. Для России такой уровень развития финансовых рынков и подобное государственное регулирование сберегательных и инвестиционных процессов - задача будущего. Хотя за последние десятилетия в становлении и развитии финансовых рынков России произошли кардинальные изменения. Тем не менее отечественный финансовый рынок в настоящее время не изобилует финансовыми инструментами, доступными, понятными и привлекательными для значительной части населения, да и уровень достатка большинства россиян не позволяет думать о создании значительных финансовых резервов на будущее. Поэтому на современном этапе формирования и развития отечественного финансового рынка складываются существенные ограничения в возможности применения зарубежного опыта инвестиционной деятельности населения.
Однако ситуация, сложившаяся на российском финансовом рынке в конце 2014 года и в начале текущего года, связанная с существенным дефицитом финансовых ресурсов, обусловленным резким сокращением возможности внешнего заимствования средств российскими компаниями и банками, действием финансовых и торговых санкций, масштабным оттоком капитала из страны, обвалом национальной валюты и обесценением рублевых депозитов, заставила отечественные финансовые институты осуществлять свою деятельность на качественно новой основе. Прежде всего это проявляется в повышенном внимании к поиску финансовых ресурсов внутри страны, к вовлечению в финансовую сферу денежных накоплений населения, к выстраиванию партнерских отношений между поставщиками и потребителями денежных средств. Что в свою очередь обострило внимание государства и бизнеса к проблемам финансовой грамотности. Вескими основаниями для этого в части мобилизации денежных средств населения являются:
• ограниченность финансовых ресурсов государства, субъектов хозяйствования и населения и осознание необходимости более эффективного их использования;
• усиление конкуренции за привлечение денежных средств населения, в том числе небольших размеров сбережений и от самых консервативных сберегателей, проникновение в самые отдаленные местности (с помощью Интернета, мобильной связи);
• расширение и усложнение спектра предлагаемых финансовых инструментов и услуг;
• прогрессирующее старение основной массы сберегателей, сокращение их количества и легкость перехода из данной категории в разряд заемщиков.
Следует констатировать наличие огромного международного опыта по разработке и внедрению эффективных программ финансового просвещения. Этот передовой опыт, безусловно, должен быть изучен и использован в российской практике. При этом необходимо очень взвешенно решать вопросы целесообразности, масштабов, адаптации форм и специфики использования зарубежных наработок, перерабатывать с учетом национальных особенностей существующие методики и продукты, разрабатывать собственные методики и формировать национальные ресурсы для финансового образования населения. В связи с этим, по мнению профессора Д.С. Темирова [7, с. 47-49], можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие развитию системы финансового просвещения населения, в том числе с
применением зарубежного опыта по реализации программ повышения уровня финансовой грамотности населения в российских условиях:
1. Проблемы социально-экономического характера, связанные с:
- низким уровнем жизни основной массы населения России (особенно отдельных ее регионов);
- отсутствием потребительских и сберегательных навыков;
- необоснованно завышенной надеждой на помощь государства и ожиданием государственной финансовой поддержки в случаях финансовых потерь (например, в решении проблемы «валютной ипотеки»);
- низкой активностью и способностью граждан к обеспечению личного (семейного) устойчивого финансового здоровья на основе индивидуальных финансовых решений;
- слабым знанием (незнанием) базовых принципов и инструментов финансового рынка;
- низким уровнем грамотности, образованности и культуры отдельных слоев (страт) населения.
2. Проблемы институционального характера, связанные с:
- низким уровнем институционального обеспечения взаимодействия государства и граждан как экономических субъектов;
- отсутствием системного подхода к регулированию рисков инвестирования, к организации и стимулированию сберегательного поведения населения;
- слабой защитой прав потребителей финансовых продуктов и услуг;
- игнорированием вопросов ростовщичества и существования теневого рынка финансовых услуг;
- провалами в проведении пенсионной реформы;
- недоступностью финансовых услуг в области жилищной ипотеки;
- отсутствием мотивационных и стимулирующих механизмов работы государства с населением в области страхования, инвестирования денежных сбережений в ценные бумаги и иных финансовых сферах;
- низким уровнем доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а также к государственным органам, осуществляющим регулирования и контроль в данной сфере
3. Проблемы информационного характера, связанные с:
- отсутствием общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг;
- ограниченным доступом к Интернету и другим информационно-коммуникационным средствам значительной части населения; отсутствием продавцов финансовых услуг и их представителей на значительной части территории страны (особенно в сельской местности);
- сосредоточением организаций (обществ), занимающихся вопросами повышения финансовой грамотности населения в крупных городах (как правило, региональных центрах);
- низким качеством информационного материала, учебных пособий, буклетов, статей, обусловленным уровнем финансовой грамотности авторов, в том числе журналистов, пишущих на финансовые темы;
- отсутствием системы подготовки преподавательского состава и повышения квалификации тех, кто ведет программы обучения финансовой грамотности с учетом специфики состава аудитории.
4. Проблемы методологического характера, связанные с:
- недостаточной координацией деятельности финансовых, государственных, общественных, образовательных организаций, осуществляющих отдельные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения;
- разнообразием восприятия самого понятия «финансовая грамотность» и определения приоритетов в образовательной и консультационной деятельности в сфере финансовых услуг;
- хаотичностью планирования и осуществления мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности;
- разным уровнем разработки методов и методик практического изучения финансовой грамотности населения;
- терминологической путаницей и сложностью профессионального языка встречающихся в ряде работ по вопросам финансовой грамотности;
- недостаточным уровнем адаптации приемов, форм, подходов, примеров, используемых зарубежными специалистами, при применении в российских условиях.
Значительная часть перечисленных проблем в той или иной мере отражается на состоянии депозитного рынка (рынка депозитных продуктов) и перспективах его развития. Решение большинства проблем в области развития депозитных отношений, по нашему убеждению, связано с двумя взаимосвязанными направлениями изменения финансового поведения населения: финансовое просвещение и изменение институтов финансового рынка (в том числе депозитно-кредитных организаций). Для решения накопившихся проблем, связанных с недостатками действующего механизма банковского депозитования, требуется переосмысление подходов к изучению и раскрытию сущности депозитных отношений. Цель программ повышения финансовой грамотности населения - не только повлиять на установки и поведение людей в области финансов, но изменить и развить финансовые отношения в обществе. В этом отношении в депозитно-сберегательной сфере более правильным в целях совершенствования отношений депозитного рынка является его анализ не просто как рынка движения стоимости на основе возвратности, срочности и платности или как рынка предложений со стороны институтов, привлекающих финансовые ресурсы (при таком подходе депозитный рынок мало чем отличается от кредитного), а как рынка депозитных продуктов. Поэтому раскрытие содержания депозитных отношений следует проводить с позиции анализа потребительских свойств депозита через депозитные продукты, их соответствие развитию потребностей клиентов.
По нашему мнению, ключевым термином современной науки о депозитных отношениях становится категория «депозитный продукт». Депозитный продукт следует рассматривать как базу системы отношений между банком и клиентами, которая состоит из ряда взаимосвязанных элементов и объединена в единый процесс депозитования, осуществляемый определенными этапами, в соответствии с характерными принципами. Депозит представляет собой специфическую экономическую категорию в российских условиях хозяйствования, свойственную банковским правоотношениям, возникающим по поводу передачи кредитной организации от депозитора определенной суммы денежных средств и получения депозитной услуги посредством совершения по определенной технологии комплекса депозитных операций и оформления ряда документов.
Исследования, ориентированные на изучение содержания отношений между депозитодержателями (коммерческими банками) и депозиторами (сберегателями), и просветительская деятельность в сфере раскрытия содержания депозитных отношений должны перемещаться в плоскость оценки депозитных продуктов. Подобная трансформация депозита в депозитный продукт, а депозитного рынка в рынок депозитных продуктов позволяет более рельефно выразить сущность депозитного рынка как самостоятельного сегмента финансового рынка (рынка финансовых продуктов) и отразить его современную бизнес-модель, в которой эффект рынка определяется полезностью депозита для государства, банков и сберегателей. При этом главным условием эффективности депозитного рынка становится обеспечение коммерческими банками индивидуального подхода к каждому депозитору на основе разработки широкой «линейки» депозитных продуктов.
Депозитная деятельность, как и в целом современный банковский бизнес, является сверхспециализированной и клиентоориентировенной, что подразумевает разработку банками индивидуализированных депозитных продуктов с учетом специфики конкретного клиента. Более того, кредитные организации должны постоянно инициировать новые депозитные продукты, изучая, а затем и предопределяя потребности клиентов. В современных условиях развития финансового рынка коммерческие банки не могут занимать пассивную позицию, ожидая, когда клиенты обратятся к ним за депозитной услугой, поскольку денежные средства клиентов могут быть привлечены и другими финансовыми институтами. Денежные сбережения для многих банков являются основным источником наращивания ресурсной базы. Причем рыночные условия деятельности определяют необходимость не просто привлечения ресурсов для дальнейшего использования с целью получения прибыли, а формирования устойчивой депозитной базы с качественными показателями, снижающими риски оттока средств и обеспечивающими повышение эффективности использования депозитных денег по каждой сделке. В конечном счете, депозитные продукты должны обеспечивать банкам и их клиентам прирост стоимости бизнеса и повышение благосостояния.
Депозитный продукт в качестве ключевой категории депозитных отношений позволяет более четко отделить схожие понятия в депозитованиии и кредитовании. Как маркетинговая категория, депозитный продукт более точно выражает сущность взаимодействия участников депозитного рынка и тем самым
позволяет сформировать теоретическую базу для изучения и дальнейшего совершенствования депозитных отношений. Эффективность депозитного рынка (рынка депозитных продуктов) определяется нацеленностью кредитных организаций на инициирование спроса владельцев свободных денежных средств на реализацию инновационных приемов вовлечения сбережений в банковский бизнес путем предложения комплексных депозитных продуктов, сочетающих депозитные услуги и прочие сопутствующие услуги для разных категорий депозиторов.
Таким образом, реализация программ по повышению уровня финансовой грамотности населения в сфере развития и совершенствования депозитных отношений должна осуществляться по принципу:
Просвещая - Совершенствуй Существенные изменения в финансовом поведении населения в области депозитных отношений с коммерческими банками могут произойти лишь на основе консолидации действий субъектов депозитных отношений по совместному созданию депозитных продуктов, ориентированных на учет интересов различных категорий депозиторов-сберегателей, развитие партнерских отношений между собственниками денежных средств и кредитными организациями, разрешение конфликтов интересов сторон депозитных сделок. Достижение этой цели является главным приоритетом повышения финансовой грамотности населения для развития депозитного рынка России. Список использованной литературы:
1. Федорова Е.А., Нехаенко В.В., Довженко С.Е. Влияние финансовой грамотности населения на просроченную задолженность по кредитам // Деньги и кредит №4, 2014. с. 47-51.
2. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит №1. 2012. с. 68-72.
3. Регги де Феникс, Роджер Певерелли. Финансовые услуги: перезагрузка. Пер с англ. П. Миронова.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 384 с.
4. Материалы круглого стола: «Финансовая грамотность населения - ключ к модернизации экономики. Социальные проекты по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения России». Москва 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/info/infopartner/ 359849/, (дата обращения 6.03.2015).
5. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1997.
6. Шахназарян Г.Э. Повышение финансовой грамотности населения - важный приоритет государственной политики // Финансы № 5, 2010. с.18-21.
7. Темиров Д.С. Ключевые проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности населения // Дискуссия №3, 2015. с. 45-51.
© П.А. Продолятченко, 2015
УДК 336.14
М.И. Росенко, кандидат наук государственного управления,
профессор кафедры управления Севастопольского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Севастополь, РФ
Н.В. Алтухова, к.э.н., доцент кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Севастополь, РФ М.М. Балахничева, к.э.н., доцент кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Севастополь, РФ
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Аннотация
Анализ межбюджетных трансфертов, направляемых из государственного бюджета в бюджет Севастополя и сравнение их структуры с трансфертами регионам, географически и климатически близким