П. А. Продолятченко, канд. экон. наук, доцент, Российский государственный гидрометеорологический университет, филиал в г. Туапсе, г. Туапсе, Россия, [email protected]
О РОЛИ БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Политика коммерческого банка по привлечению финансовых ресурсов является составной частью банковской политики, ее базовым элементом. Причем основные сегменты политики по вовлечению денежных средств юридических и физических лиц в банковский бизнес — депозитная, расчетная, долговая, межбанковская и проч. — должны рассматриваться не изолированно, а с учетом влияния, взаимообусловленности всех элементов банковской политики. При этом процессы привлечения (аккумуляции) денежных средств, трансформации их в банковские финансовые ресурсы и формирования ресурсной базы коммерческого банка, а также дальнейшее их использование (размещение) находятся в безусловной зависимости от процентной и ценовой политики кредитной организации. Следует отметить, что «процентная политика является составляющей ценовой политики коммерческого бан-ка»1. В этом качестве процентная политика выступает в качестве элемента стратегии кредитной организации по установлению и поддержанию конкурентной цены на свои услуги и продукты, связанные, прежде всего, с привлечением и размещением финансовых ресурсов. Основные банковские продукты (депозиты и кредиты) имеют ссудный (заемный) характер и связаны с временным распоряжением «чужими» денежными средствами и их предоставлением во временное пользование. Банковские правоотношения
по поводу посреднической деятельности кредитной организации, в вопросах финансирования, как по привлечению, так и размещению ресурсов, строятся на принципах платности, срочности и возвратности. Своеобразной ценой ссуженной во временное пользование стоимости выступает ссудный процент. Ссудный процент — объективная экономическая категория, представляющая собой «плату, получаемую кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями»2. Точнее, даже не за пользование, а за право пользования, т. к. даже если ссуженные денежные средства или иные материальные ценности заемщиком временно не используются, то это не освобождает последнего от необходимости оплачивать услугу, оказанную ссудодателем.
Надо отметить, что в целом тема изменения роли ссудного процента в условиях рыночных преобразований и особенно вопросы банковского ценообразования в отечественной и мировой специализированной литературе, несмотря на важность данной тематики в теоретическом и практическом планах, разработаны весьма слабо. Современное состояние кредитной сферы в России характеризует наличие нерешенных проблем в области банковского процента за кредит и особенно банковского процента за привлекаемые кредитными организациями денежные средства юридических
и физических лиц. Вместе с тем экономическая роль банковского процента давно вышла за рамки составляющего элемента финансового рынка, а состояние процентных ставок по вкладам (депозитам), наряду с размерами банковских ставок за кредит, рассматривается как важнейший экономический показатель состояния экономики страны и уровня благосостояния населения.
Банковский процент является производной экономической категорией от ссудного процента и опосредует лишь денежные отношения по аккумуляции привлеченных денежных средств и размещению собственных и привлеченных финансовых ресурсов. Банковский процент следует рассматривать как доход кредитной организации, получаемый в результате использования финансовых ресурсов, трансформируемых в капитал, часть которого является платой за возможность использования в банковской деятельности привлеченных средств. Таким образом, банковский процент — это: 1) плата, взимаемая банком за предоставленную в пользование денежную ссуду (кредитный процент, процент за предоставляемые ресурсы); 2) плата, осуществляемая банком за возможность использования привлеченных денежных средств (депозитный процент, процент за получаемые ресурсы). В обоих случаях банковский процент выступает в качестве цены права пользования «чужими» денежными средствами. Можно утверждать, что ставка банковского процента может характеризовать цену кредита или депозита. В этом качестве она уплачивается распорядителю (банку) и собственнику (сберегателю) капитала.
Процент выражает отношения участников банковской сделки, и его содержание меняется в зависимости от рассматриваемой стороны. Субъектами депозитно-кре-дитных отношений выступают получатель и плательщик процента. Банковский процент является обязательным атрибутом кредита и депозита и вне кредитно-депозитных отношений не функционирует. Причем функци-
Если ссуженные денежные средства или иные материальные ценности заемщиком временно не используются, то это не освобождает последнего от необходимости оплачивать услугу, оказанную ссудодателем.
онирование процента в данных отношениях имеет свои особенности:
1) если кредит и депозит предполагают движение денежных средств от собственника к временному пользователю (от кредитора к заемщику) и обратно, то уплата процента характеризует движение в одну сторону, в сторону собственника (распорядителя) денежных средств;
2) кредит и депозит переходят от кредитора к заемщику во временное пользование, т. е. право собственности на денежные средства не уступается и по истечении определенного срока осуществляется возврат права собственности к исходной точке, в то время как право владения суммой процента
- переходит к собственнику (распорядителю) денежных средств;
3) в завершающей стадии депозитно-кре-дитных отношений кредит и депозит характеризуют возвращение стоимости (возвратность = средств), а процент — движение приращения стоимости (платность).
Ценообразование в банковской сфере имеет свою специфику, заключающуюся в посреднических функциях кредитной организации, базирующихся на проведении банками операций по удовлетворению потребностей своих клиентов, связанных с движением денежных средств. Оказание банками данных услуг осуществляется как в направлении привлечения средств, так и путем их предоставления. Таким образом, ценообразование банковских услуг и продуктов зависит от особенностей статуса кредитной организации, выступающей на финансовом рынке и в роли специфического «покупателя» возможности пользоваться чужими денежными ресурсами, и в роли «продавца» возможности эти ресурсы использовать, а также как продавца услуг, связанных с организацией определенных денежных операций. Еще один специфический момент связан с самой формой цены, так как она традиционно устанавливается не в абсолютных суммах, а в форме ставки годовых процентов, определяющей, сколько банк платит за привлекаемые им депозиты
или выделяемые денежные средства либо за опосредуемые им денежные обороты.
Ценовая стратегия коммерческого банка является отражением политики по привлечению финансовых ресурсов и политики по их размещению. Взаимосвязи здесь настолько очевидны, что можно говорить в широком смысле о неразрывном единстве «стратегии и тактики банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестировании»3. Однако степень влияния указанных элементов банковской политики на ценообразование банковских услуг и продуктов может существенно различаться. Прежде всего, приоритеты политики по формированию привлеченных финансовых ресурсов и политики по их инвестированию предопределяют выбор метода формирования цен на банковские услуги и продукты. Как подчеркивает профессор И. В. Липсиц: «применительно к банковскому ценообразованию можем говорить о двух основных методах: затратном и ценностном»4.
Затратный метод банковского ценообразования предполагает использование в качестве базовой «первой цены» в ассортименте инструментов банковского маркетинга цены депозитной услуги, что обуславливает в процессе ценообразования движение от депозитного процента к ставке кредитного процента. Следует отметить, что хотя российские кредитные организации привлекают финансовые ресурсы и иными способами, именно депозиты являются приоритетным источником формирования ресурсной базы подавляющего большинства отечественных коммерческих банков. При этом денежные сбережения населения все в большей мере становятся основным источником финансовых ресурсов для банковской деятельности. По состоянию на 01.10.2011 доля депозитов населения в структуре пассивов отечественных кредитных организа-
ций превысила 30 %. У большинства коммерческих банков России в структуре их ресурсной базы депозиты физических лиц составляют 70-90 %. Таким образом, депозитный процент, в конечном итоге, определяет стоимость привлеченных финансовых ресурсов коммерческого банка, выступает ценовым ориентиром для вовлечения денежных средств в банковский бизнес иными способами и из иных источников.
Формирование депозитного процента определяется ранее действовавшей величиной такого процента, прогнозом инфляции, анализом конкурентной ситуации конкретного банка и еще рядом соображений, которые могут быть весьма дифференцированными в различных кредитных организациях и на различных рынках банковских услуг. На размер процента по депозитам влияет: вид депозита, срок привлечения ресурсов, состояние предложения и спроса на депозиты, уровень платежеспособности конкретной кредитной организации, уровень процента по кредитам банка, уровень налогов на доходы банка и налоговые ставки на доходы вкладчиков, размер ставки рефинансирования, учетного процента, степень надежности клиента, характер клиента (предприятия, предприниматели, граждане и др.), значимость клиента (VIP или представители иных страт), размеры привлекаемых ресурсов и другие факторы. Безусловное влияние на размеры депозитного процента оказывает депозитная политика такого основного монополиста, функционирующего на рынке
розничных банковских услуг, как квазигосбанк — Сбербанк России. После кризиса 2008 г. рост размеров депозитного процента стал сдерживаться в результате реализации политики по ограничению ставок по привлекаемым вкладам коммерческих банков, проводимой Банком России и Правительством Российской Федерации.
Далее при затратном методе банков ского ценообразования к депозитному про центу добавляется надбавка (аналог торговой наценки), призванная покрыть издержки кредитной организации, возместить затраты по неиспользуемой части привлеченных ресурсов (не трансформируемых в банковский капитал, приносящий прибыль) и сформировать достаточный для банковского бизнеса уровень прибыльности операций. Методы идентификации и анализа банковских издержек довольно подробно описаны коллективом авторов под руководством профессора Г. Г. Коробовой, характеризующим процентные расходы банка как плату банка за возможность использования привлеченных средств с решающей ролью в кредитной и инвестиционной деятельности банка5. На этой основе формируется «стартовая» ставка кредитного процента, величина которой затем варьируется для клиентов в зависимости от условий кредитных договоров с ними и оцениваемого банком уровня риска невозврата кредита конкретным заемщиком. Результатом такого метода ценообразования часто оказывается цена кредита, несоразмерная возможной рентабельности использования заемных ресурсов и поэтому отпугивающая клиента. При этом следует учитывать существенную особенность формирования банковских кредитных и депозитных ставок, связанную с тем, что «цены на кредиты устанавливаются в основном в децентрализованном порядке и носят договорной характер, а для цен на депозиты более характерны правила централизованного рынка и торговля готовыми финансовыми инструментами»6. Поэтому использование затратного метода, преобладающего в отечественных банках и широко используемого пока и многими банками развитых стран, не всегда приводит к прямой зависимости уровня кредитного процента от состояния депозитного процента.
В основу ценностного метода банковского ценообразования положена идентификация целевой группы заемщиков, учет их кредитных нужд и платежеспособных
В настоящее время ставки депозитного процента в российских коммерческих банках значительно ниже темпов инфля ции, что делает экономически невыгодной инвестиционную деятельность вкладчиков.
возможностей. После решения вопроса о том, какие типы кредитов и на какие сроки отдельные группы заемщиков хотели бы получить, определяется предельный уровень цены, которую представители кредитных страт могли бы заплатить за предоставляемые им в пользование денежные ресурсы. Далее из такой ставки кредитного процента вычитается требуемая величина доходности по кредитным операциям и величина нормативных издержек по осуществлению собственно банковской деятельности — и таким образом определяется предельно приемлемая для кредитной организации величина депозитного процента, которая далее корректируется с учетом вышеотмеченных факторов, оказывающих влияние на ставку депозитного процента, в первую очередь анализируется прогноз инфляции, условия конкуренции и прогнозная средневзвешенная процентная ставка по привлекаемым вкладам. В результате подобных вычислений может получиться неприемлемый результат для осуществления банковской политики по формированию привлеченных финансовых ресурсов. Такая ситуация приводит к необходимости внесения соответствующих корректировок, способствующих достижению соответствия ставок по депозитам и кредитам:
1) изменения требований к целевой группе потенциальных заемщиков;
2) предложения иного пакета условий кредитных договоров;
3) корректировки требуемого уровня рентабельности кредитных банковских операций;
4) активизации усилий по снижению банковских издержек;
5) изменения банковского менеджмента в сфере управления финансовыми ресурсами, их трансформации в капитал и снижения доли временно неиспользуемых в активных операциях денежных ресурсов.
Ценностный способ банковского ценообразования представляется наиболее целесообразным, так как нацелен на конечного потребителя кредитных банковских
услуг — заемщика и отражает главную цель банковского бизнеса — получение прибыли за счет расширяющегося кредитования. Однако ценностный способ, отражая интересы потребителей финансовых ресурсов и кредитных организаций, в современных российских условиях может привести к нарушению интересов собственников денежных средств. В настоящее время, при отсутствии альтернативных способов размещения денежных средств, ставки депозитного процента в российских коммерческих банках значительно ниже темпов инфляции, что делает экономически невыгодной инвестиционную деятельность вкладчиков. Поэтому не случайны те тревожные тенденции, которые наблюдаются на российском рынке банковских вкладов: прежде всего, это снижение доли долгосрочных вкладов и снижение количества вкладчиков. Имеющий место рост количества банковских счетов по вкладам объясняется в основном необходимостью дробления депозитов исходя из уровня страхового возмещения, предусмотренного системой страхования вкладов физических лиц.
В посткризисный период «стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность»7. При продуманном, взвешенном подходе, хорошо организованной пропагандистской и разъяснительной работе, совершенствование правовых отношений между сберегателями и банками, расширение линейки депозитных услуг, в том числе введение безотзывных вкладов может способствовать стабилизации ресурсной базы банковского сектора и стать эффективным источником «длинных» денег для отечественной экономики. По мнению автора, проведение данной работы должно сочетаться с реализацией комплекса мер, способствующих развитию сберегательных процессов (развитием системы страхования вкладов, особенно долгосрочных, изменением предельной и необлагаемой налогами
ставки по депозитам, использованием дифференцированной ставки по обязательным нормативам, отказом от политики ограничения ставок по депозитам и проч.). Поэтому важно повышать рациональность банковского ценообразования на основе совершенствования затратного метода определения цены на банковские продукты и услуги, связанные с кредитованием и инвестированием, через оптимизацию депозитного процента, отвечающую чаянием инвесторов и потребностям кредитных организаций.
По мнению автора, в государственной политике в сфере развития банковского сектора экономики забота о сберегателях-вкладчиках должна быть очерчена более «фактурно» в качестве главного приоритета банковской деятельности. Роль и значение вкладчиков в деятельности коммерческих банков значительно выше значимости его собственников, так как сформированный акционерами (пайщиками) капитал банка позволяет лишь обеспечить начало деятельности кредитной организации, а в основе последующей деятельности кредитной организации лежат финансовые ресурсы, принадлежащие сберегателям-вкладчикам. Причем темпы наращивания капитала российских банков не выдерживают никакого сравнения с ростом объемов вовлекаемых в банковский бизнес денежных средств хозяйствующих субъектов и населения. Поэтому из финансовых посредников, довольно вольно распоряжающихся доверенными денежными ресурсами юридических и физических лиц, коммерческие банки должны трансформироваться в коалицию вкладчиков с учетом уникальной роли вкладчиков в деятельности кредитных организаций. Таким образом, может быть обеспечено бесперебойное, стабильное, взаимовыгодное депозитное финансирование банковской деятельности, при упрочении связей банков с их вкладчиками и выгодности размещения свободных денежных средств на банковских счетах. Депозиты должны рассматриваться не только как отложенное потребление (временное размещение денежных средств
В области процентной политики Банка России и Правительства Российской Федерации в посткризисный период прослеживается
четкая линия, направленная на нерыночное регулирование ставки по вкладам.
с целью накопления (сбережения) для последующего потребления), но в значительной степени как инвестиционные вложения на долгосрочной основе с целью получения прибыли на вложенный капитал и его преумножения. Инвестиционная концепция, как ведущая стратегия развития отечественной банковской системы, стержень посреднической деятельности банков, должна предполагать больший учет интересов вкладчиков и более пристальное внимание к вопросам модернизации депозитного финансирования банковской деятельности.
Формирование гибкого механизма регулирования и надзора за деятельностью банков, включающего элементы государственного регулирования процентных ставок по привлекаемым депозитам кредитных организаций, является основой устойчивого функционирования банковской системы и фундаментом ее модернизации. При этом объем и характер требований регулирующего органа должны принимать во внимание фундаментальные экономические последствия и стимулы, порождаемые регулированием, носить объективный, а не спонтанный характер. Однако в области процентной политики Банка России и Правительства Российской Федерации в посткризисный период прослеживается четкая линия, направленная на нерыночное регулирование ставки по вкладам.
Так, после того как многим банкам удалось преодолеть в 2008 г. кризис банковской ликвидности в основном за счет повышения процентных ставок по привлекаемым вкладам населения, Правительство РФ и Банк России предприняли действия по ограничению процентных ставок по депозитам, привлекаемым коммерческими банками. Очевидно, монетарные власти посчитали принятые меры по повышению пороговой суммы гарантирования вкладов достаточными для удовлетворения интересов сберегателей и перенесли центр тяжести на стимулирование развития кредитования и снижения процентов по выдаваемым ссудам, осуществив привязку процентных ставок по депозитам к постоянно снижающейся став-
Изменение ставок рефинансирования Центрального банка и лимитирование процентных ставок по банковским вкладам является традиционным, административным методом регулирования.
ке рефинансирования. Безусловно, благодаря ограничению размеров выплат по депозитам удалось добиться снижения ставок по кредитованию как хозяйствующих субъектов, так и населения, но это не привело к достижению докризисных объемов предоставления коммерческими банками кредитов. Следует отметить, что изменение ставок рефинансирования Центрального банка и лимитирование процентных ставок по банковским вкладам является традиционным, административным методом регулирования. По классической схеме «повышение официальной ставки уменьшает возможности банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что приводит к сокращению их кредитов, а значит денежной массы, и к увеличению рыночных процентных ставок»8 и, наоборот, снижение ставки должно приводить к активизации кредитной деятельности банков, хозяйствующих субъектов и населения. Однако в условиях российской действительности доступ к кредитным ресурсам Центрального банка имеет весьма ограниченное количество кредитных организаций, как правило, системообразующих квазигосбанков, а размеры данной формы кредитования в составе пассивов коммерческих банков незначительны и возрастают лишь в условиях кризиса ликвидности (в рамках антикризисных мер). На состояние рынка сбережений оказывают значительное влияние не ставка рефинансирования, а применяемые ставки по вкладам, используемые банками-монополистами розничного бизнеса (Сбербанк, ВТБ-24). До недавнего времени размеры ставки рефинансирования в большей мере были важны при налогообложении доходов физических лиц и в процессе отнесения расходов на себестоимость продукции для юридических лиц, а также в определении компенсации по отдельным финансовым спорам. Ставка рефинансирования ЦБ РФ не в полной мере выполняет функции реального экономического инструмента и лишь косвенно отражает состояние кре-= дитного рынка.
С 1 октября 2008 г. во исполнение Федерального закона от 13.10. 2008 № 174-ФЗ
«О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц"» в банках Российской Федерации были введены ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада. При осуществлении надзорных действий в вопросе об ограничении уровня процентных ставок по вкладам физических лиц Банк России исходил из следующего: «Обеспечение доступа субъектов экономики к кредитным ресурсам банков является одним из важнейших условий оживления экономики страны. При этом решение данной задачи в существенной степени обеспечивается снижением стоимости кредитов. В свою очередь, стоимость кредитов зависит, в том числе, от стоимости привлекаемых банками ресурсов, включая вклады населения. В этих условиях сохранение отдельными банками высоких процентных ставок по вкладам является фактором формирования повышенного процентного риска и негативно влияет на их устойчивость, поскольку при этом, как правило, получаемые доходы не обеспечивают покрытия расходов банков по привлеченным вкладам. В результате снижается уровень защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов банков» (письма ЦБ РФ от 5 февраля 2010 г. № 15-6-1/465 и от 22 апреля 2010 г. № 04-15-2/1868 «Об ограничении процентных ставок по вкладам физических лиц»). В основу политики ограничения ставок по депозитам положен расчет рыночного уровня средней процентной ставки по данным мониторинга десяти крупнейших кредитных организаций страны, в которых сосредоточено около 70 % всех вкладов. В десятку банков, которые отслеживает Банк России, вошли Сбербанк, «ВТБ-24», «Банк Москвы», «Райффайзенбанк», «Газпромбанк», «Росбанк», «Альфа-банк», банк «Уралсиб», «Промсвязьбанк» и «МДМ банк». По мнению Банка России, средняя про центная ставка, рассчитанная по указан
Когда есть проблемы с ликвидностью в банковском секторе, у некоторых банков, не всегда добросовестных, возникает стимул получить денежную наличность. Самое простое и самое быстрое - поднять ставки по депозитам физлиц значительно выше рыночных существующая система страхования вкладов «провоцирует население идти в худшие банки».
ным банкам (многие из которых являются «квазигосбанками», имеющими доступ к дешевым кредитным ресурсам Центрального банка и государства), вполне адекватно отражает величину рыночной процентной ставки. Центральный банк Российской Федерации настоятельно советует (рекомендует) руководству кредитных организаций рассматривать уровень процентных ставок по депозитам физических лиц в размере на 1,5 процентных пункта выше средних в качестве ставок, при установлении которых процентный риск банка минимален. И хотя превышение рекомендуемого уровня процентных ставок по вкладам рассматривается «лишь как индикатор повышения уровня процентных рисков» и якобы не приводит к введению каких-либо санкций, невыполнение подобных «рекомендаций» влечет за собой проведение серьезной надзорной работы с банком. Несмотря на то, что срок действия мер по введению ограничения на величину процентной ставки по договорам банковского вклада, установленных пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 13.10.2008 № 174-ФЗ, формально истек 31 декабря 2010 года, надзорный блок Банка России продолжает работу, направленную на обеспечение эффективного управления банками процентными рисками, на основе сдерживания роста процентов по вкладам. В результате данной работы средняя максимальная ставка по депозитам в рублях остается на уровне 9 % (в июне 2009 — 14,85 %, на начало сентября 2011 года — 7,88 %, на 01.10.2011 - 8,93).
В настоящее время Минфин подготовил поправки в законодательство, которые наделяют Центральный банк РФ правом регулировать размер ставок по вкладам (депозитам). Изменения планируется внести в ст. 74 и 76 Закона о Центральном Банке, они будут направлены на предоставление Банку России права принимать индивидуальные решения по каждому банку, ограничивая максимальные ставки по вкла-
дам физических лиц, при обязательном условии, что эта ставка не должна быть выше двух третей ставки рефинансирования по вкладам в рублях (в настоящее время ставка рефинансирования — 8 %, следовательно, предполагаемый максимальный процент по привлекаемым вкладам — 5,5 %) или ставки LIBOR по вкладам в валюте на срок до одного года. В целях усиления контроля за формированием депозитной составляющей ресурсной базы российских коммерческих банков, пролонгируется право Банка России направлять своих уполномоченных в кредитные организации, которые носят системный характер, т. е. входят в первую сотню банков по активам или размеру вкладов, а также кредитные организации, занимающие более 5 % на рынке вкладов юридических и физических лиц. По мнению представителей Минфина, подобная инициатива «призвана снизить риски, которые могут возникнуть из-за поведения отдельных недобросовестных банков». Такую позицию заместитель министра финансов РФ А. Саватюгин поясняет следующим образом: «Когда есть проблемы с ликвидностью в банковском секторе, у некоторых банков, не всегда добросовестных, возникает стимул получить денежную наличность. Самое простое и самое быстрое — поднять ставки по депозитам физлиц значительно выше рыночных для того, чтобы привлечь тех граждан, которые не очень умеют просчитать рыночные риски. И получить хороший пассив...». По мнению депутата Госдумы (теперь уже бывшей) П. Медведева, существующая система страхования вкладов «провоцирует население идти в худшие банки». По его мнению, вкладчики уже не ориентируются на надежность кредитной организации, а смотрят лишь на предполагаемую доходность. Отсюда и вывод: «Банк России должен иметь возможность регулировать ставки»9.
Одновременно Минфином активизируется работа по принятию законодательства в области так называемых «безотзывных» вкладов, выступая с инициативой
внесения изменений в часть вторую ГК РФ, ст. 36. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ст. 10, 12 закона «О страховании вкладов физических лиц» (проект закона уже вносился в Госдуму в декабре 2008 г. и получил отрицательные отзывы Правительства; в феврале 2011 г. Совет при Президенте России отклонил инициативу Минфина по введению безотзывных вкладов как имеющую существенные недоработки). В конце текущего года Минфин вновь намеревался до 4 декабря провести через Госдуму закон, препятствующий дроблению вкладов накануне отзыва у банка лицензий и вернуться к вопросу о введении безотзывных вкладов. Следует отметить, что само по себе законодательное предоставление банкам возможности заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада или ее части, или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата, носит прогрессивный характер и не несет каких либо принудительных ограничений интересов вкладчиков. Однако предоставление этих возможностей должно быть продуманным, выверенным и не преждевременным.
Очевидные минусы проведения государственной политики регулирования процентных ставок по привлекаемым депозитам кредитных организаций: свертывание работы по стимулированию сберегательного поведения населения; создание условий по увеличению угрозы возникновения кризиса банковской ликвидности у большинства кредитных организаций. Все менее привлекательными становятся условия привлечения долгосрочных депозитов, доля которых в структуре депозитной базы отечественных кредитных организаций и без того ничтожно мала. Рост объемов привлеченных средств не сопровождается улучшением их качественных характеристик. Темпы роста привлеченных средств в целом, вкладов (депозитов) и средств до востребования опе-
режают показатели притока в банки сбережений со сроками хранения свыше 3-х лет (они составляют менее 10 % объема банковских вкладов физических и юридических лиц и лишь 4 % пассивов кредитных организаций). В текущем году депозиты населения, составляя основу ресурсной базы российских коммерческих банков, достигли рубежа 11 триллионов рублей (на 01.10.2011 прирост вкладов с начала года составлял 10,8 %). Однако с сентября 2011 г. происходит снижение объема вкладов физических лиц ежемесячно на 0,4-0,6 %. Кроме того, изменения структуры социальной стратификации также оказывают негативное влияние на количественный и качественный состав сберегателей и вкладчиков. Вкладчиками в основном являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Чуть более четверти россиян по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и ВЦИОМ сейчас имеют вклады в банках. Бурные темпы развития потребительского кредитования населения также приводят к «вымыванию» вкладчиков коммерческих банков. Весьма опасным является увлечение некоторых кредитных организаций приоритетным обслуживанием VIP-клиентов банка, обладающих значительными денежными средствами и являющихся основным сегментом для банковского обслуживания (с основной суммой вкладов, не охваченной системой страхования депозитов). Потеря даже единичного такого вкладчика зачастую приводит к серьезным проблемам, связанным с платежеспособностью банка.
По мнению автора, сложившаяся ситуация в значительной мере предопределена снижением стимулирующей роли банковского процента при формировании ресурсной базы отечественных коммерческих банков, как в результате действий регулирующих органов, так и из-за недостатков в финансовом менеджменте самих кредитных организаций. В настоящее время практически нет альтернативы депозитам, они по-прежнему остаются одним из наиболее оптимальных механизмов сбережения, учитывая как доходную и рисковую составляющую, так и наличие системы страхования вкладов, хотя даже максимальные ставки по банковским вкладам не поспевают за инфляцией. Однако планируемое ограничение
банковской ставки по привлекаемым вкладам 2/3 размера ставки рефинансирования заставит вкладчиков «бежать» из банков и окончательно «добьет» сберегателей, а, следовательно, и отечественную банковскую систему и экономику. Игнорирование законов рыночного ценообразования и уничтожение (или существенное занижение) стимулов осуществления сберегательных процессов, в настоящее время может привести к необратимым последствиям в изменении потоков использования (расходования или инвестирования) денежных средств населения (достаточно и того, что отток капиталов в текущем году достиг небывалых размеров — 85 млрд. $, в какой-то мере это были потенциальные вклады). Совокупные сбережения должны превращаться в инвестиции, а ключом для запуска механизма такой трансформации должен служить банковский процент ^
1. Богомолов С. М. Процентная и ценовая политика коммерческого банка // Современная банковская политика России: Сб. науч. тр. СГСЭУ, Саратов, 2002. С. 43.
2. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. Н. Белоглазо-вой: учебник. М.: Высшее образование, 2008. С. 220.; Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Вру-блевской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 396.
3. Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. С. 21.
4. Липсиц И. В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке: Учеб. пособие. М.: Экономиста, 2004. С. 18.
5. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. изд. с изм. М.: Экономиста, 2006. С. 186.
6. Банковский кредитно-инвестиционный механизм в современных условиях / под ред. проф. В. С. Бы-линкиной. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2008. С. 49.
7. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года // Деньги и кредит. 2011. № 5. С. 4.
8. Казимагомедов А. А., Ильясов С. М. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 19.
9. Владимирова Л. Центробанк сможет регулировать ставки по вкладам // Экономика и жизнь. 18.11.2011. № 45 (9411).