УДК 311:004.9
Определение оценкиэффективности мобилизации сбережений населения региона коммерческими банками (на примере Алтайского
края)
Determining the evaluation of the effectiveness of mobilizing the savings of the population of the region by commercial banks (on the example of the
Altai region)
Зиновьев Аркадий Гавриилович Zinoviev Arkady Gavriilovich
к.э.н., доцент кафедры «Международная экономика, математические методы и бизнес-информатика», ФГБОУ ВПО Алтайский государственный университет, Международный институт экономики, менеджмента и
информационных систем
E-mail: [email protected]
Свердлов Михаил Юрьевич
Sverdlov Mikhail Yurievich
к.ф.м.н., доцент кафедры «Международная экономика, математические методы и бизнес-информатика», ФГБОУ ВПО Алтайский государственный университет, Международный институт экономики, менеджмента и
информационных систем
E-mail: musverdlov@mail. ru
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу оценки эффективности мобилизации сбережений населения коммерческими банками. Банковский
сектор, государство и предприятия ведут активный поиск источников финансирования для реализации своих инвестиционных целей. На сегодняшний день одним из таких внутренних источников мобилизации и вовлечения в инвестиционный процесс государства является финансовый потенциал, сосредоточенный у населения в форме сбережений. В связи с этим возникает необходимость определения оптимальных путей мобилизации накопленных населением сбережений в финансовых учреждениях.
Ключевые слова: сбережения населения,инвестиции, сберегательная активность населения, коммерческий банк, депозитный продукт, вклады населения, доходы населения, финансовые накопления населением, сберегатель,денежные средства, кредитные ресурсы, инфляция.
Abstract: This article is devoted to the issue of assessing the effectiveness of mobilizing savings of the population by commercial banks. The banking sector, the state and enterprises are actively searching for sources of financing to realize their investment goals. To date, one of these internal sources of mobilization and involvement in the investment process of the state is the financial potential, concentrated in the population in the form of savings. In this connection, it becomes necessary to determine the optimal ways of mobilizing savings accumulated by the population in financial institutions.
Key words: savings of the population, investments, savings activity of the population, commercial bank, deposit product, household deposits, household incomes, financial savings by the population, savings bank, cash, credit resources, inflation.
Введение. В настоящее время основная часть сбережений населения тезаврируется в форме наличной национальной и иностранной валюты. Значительное количество свободных денежных средств у российских граждан, с одной стороны, и острая потребность в этих средствах у
производственного сектора экономики - с другой, требуют поиска способов привлечения средств населения, создания эффективного института финансового посредничества в организации инвестиционного процесса. На этапе образования сбережений населения для последующей их трансформации в финансовые активы возникает ряд проблем: барьером в привлечении денежных средств во вклады кредитных организаций является невысокий уровень доходов населения и большая их дифференциация. Другая проблема связана со степенью доверия к финансовым учреждениям: недостаточная уверенность у потенциальных вкладчиков в том, что их средства будут им возвращены, не позволяет развивать денежные отношения с банками. Проблема рассогласования экономических интересов со стороны населения и финансовых организаций тормозит процесс трансформации сбережений населения в инвестиции, тем самымявляясь достаточно актуальной.
Основной раздел. По своему экономическому содержанию сбережения населения представляют собой «отложенное потребление» и нацелены на будущие потребности. Двойственный характер сбережений состоит в том, что это и показатель уровня жизни населения, и один из источников инвестирования. Выделяют две основные формы сбережений: неорганизованные и организованные сбережения. К первой форме относят денежные средства у населения в российской и иностранной валюте, ко второй группе - денежные средства для создания накоплений в виде вкладов в кредитные организации, или для приобретения ценных бумаг [1].
В структуре использования денежных доходов сбережения населения Алтайского края в настоящее время занимают 11,9%. [ 14 ].
Сбережения населения представляют собой своеобразный фонд аккумулированных в определенных формах финансовых ресурсов, который при определенных условиях может быть трансформирован в инвестиции. В пассивах банковской системы удельный вес средств физических лиц,
привлеченных во вклады, в 2009-2016 гг. составлял от 21,1 % до 29,5 %, что свидетельствует о значимости данного источника финансовых ресурсов для банковской системы страны. [15 ].
В инвестиционном механизме сбережения рассматриваются как источник запуска в обращение инвестиций, необходимых для обслуживания процессов перераспределения капитала. Процесс инвестирования связан с механизмом приведения в равновесие сбережений и инвестиций, особенностью которого является превращение кратоксрочных ресурсов в долгосрочные. Процесс трансформации сбережений населения в инвестиции можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов социально-экономической системы и отношений между ними, в результате взаимодействия которых сбережения населения вовлекаются в экономический оборот в качестве инвестиционного ресурса.
Коммерческий банк как институт трансформации сбережений населения в инвестиции способен повлиять на положение реального сектора производства. Выполняя кредитную и депозитную функции, банк обеспечивает аккумулирование свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производств и последующее их перераспределение. В экономической литературе в различных подходах выделяют два или три этапа процесса трансформации сбережений населения в инвестиции в коммерческих банках[10]. На наш взгляд, данный процесс целесообразно представить как четыре этапа, что позволяет более четко выявить проблемы, возникающие в процессе трансформации сбережений в инвестиции (таблица 1).
Таблица 1
Этапы трансформации сбережений населения в инвестиции
1 Образование сбережений населения для последующей их трансформации в организованную форму (финансовые активы)
2 Аккумуляция организованных сбережений в банковском секторе в качестве инвестиционного ресурса коммерческого банка
3 Выдача привлеченных средств банка в форме кредитных ресурсов для юридических предприятий
Проблемы, возникающие на первом этапе трансформации сбережений населения в инвестиции, связанные с недостаточной сберегательной активностью населения, недоверия банковским структурам, решаемы. Коммерческие банки способны их устранить путем совершенствования банковского гарантирования вкладов, повышения качества обслуживания в банковском секторе экономики. Сбережения населения преобразуются в реальные инвестиции после прохождения всех этапов инвестиционного механизма. В условиях стабильного развития экономики большая часть сбережений превращается в инвестиции. Нестабильность же экономического положения порождает противоположные явления - кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции приводят к тому, что значительная часть сбережений не вовлекается в инвестиционный процесс, а используется на товарные запасы или расходуется на приобретение иностранной валюты. Другая часть сбережений направляется в сферы, где ожидается более высокая прибыль и более быстрое ее получение. Значительная часть инвестиций приобретает краткосрочный, спекулятивный характер. Доля долгосрочных производственных инвестиций сокращается. Это приводит к падению темпов роста производства, сокращению занятости, снижению уровня потребления и сбережений
Коммерческие банки, привлекая средства населения, формируют значимый инвестиционный ресурс для развития национальной экономики. Создание прочной системы привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов, которая гарантировала бы их возврат и стимулировала экономический рост, является одной из ключевых задач на пути трансформации сбережений в инвестиции.
Банковский депозит по праву можно назвать наиболее распространенным и востребованным инвестиционным инструментом для российских граждан. Прежде всего, это обусловлено простотой идеи, вы получаете доход (процент) за отказ от использования денег в текущее время.
Банковские депозиты бывают двух видов: срочные и до востребования. Срочные заключаются на определенный срок, вклады до востребования на неопределенный и обычно имеют более низкую ставку. Вместе с тем в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации срочный договор не может содержать положений об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию. Данное обстоятельство, по сути, делает все виды вкладов в нашей стране «до востребования», что не позволяет банкам в полной мере использовать денежные средства. Если обратиться к ставкам по депозитам в Сбербанке России по состоянию на 1 квартал 2016 года, можно заметить, что наибольшая ставка предоставляется при вкладах сроком от 90 до 365 дней. Это демонстрирует, что банкам, во -первых, тяжело спрогнозировать движения ставки рефинансирования, а во-вторых, что в текущей экономической ситуации они не могут гарантировать, что население будет делать такие вклады, а банк сможет их обеспечить. Получается, что в данный момент депозиты в нашей экономике не работают. Обращаясь к статистике можно отметить, что, по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ) за 2016 год, граждане забрали из банков порядка 1,3 трлн рублей[ 5 ].
Вместе с тем на начало 2017 года вклады населения в банках подросли на 9,4% и составили 18,55 трлн рублей, но рост был обеспечен изменением стоимости курса валют, таким образом, банки наоборот потеряли 1,5% средств населения, а если учитывать капитализацию процентов, влияние которой оценивается в 6,1% и, по сути, является просто увеличением обязательств банка, а не новыми деньгами, то реальные потери банков составляют за 2016 год порядка 7,6%[ 14 ].
В Алтайском крае проявляется яркая тенденция в 2015 году - переход от потребительской к сберегательной модели. Этому, с одной стороны, способствовали высокие ставки привлечения - 7,2 - 12,6% в зависимости от вида вклада, с другой - неясные экономические перспективы. Суммарно банки привлекли дополнительно на территории края 32 млрд рублей,
увеличив совокупный депозитный портфель на 20%, до 193 млрд. А в «Россельхозбанке» он вырос на 64%. При этом 31 млрд рублей пришелся на вклады населения. Динамика вкладов в Алтайском крае лучше, чем в СФО и России. Цифры прироста соответственно такие: 26,7, 25 и 24,5%[ 20 ]. Это может означать, что в Алтайском крае население кризиса боится чуть больше, откладывая на черный день.
Отсюда возникает задача максимального вовлечения сбережения населения в банковский и парабанковский оборот для обеспечения их устойчивости.
Устойчивость коммерческих банков обеспечивается вовлечением в оборот преимущественно средств физических лиц. Выгода банка заключается в данном случае в том, что само по себе население, если имеет излишки денег, стремится не просто их сберегать, но и получать доход. Население олицетворяет денежный ресурс, а коммерческий банк берет на себя обязанности по обеспечению оборота этого ресурса.
Население России располагает значительными объемами денежных средств (по словам главы Министерства финансов А.Г. Силуанова, доля наличных денег в России составляет 25% от общей денежной массы; в развивающихся странах - 15%, а в развитых - 7-10 %) [ 19 ]. В целом же, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, объем наличных средств на руках у населения превышает 6 трлн. рублей[ 14 ]. Однако в настоящее время существует проблема, связанная с тем фактом, что население большую часть денежных средств предпочитает хранить в наличной форме («в чулке») в домашних условиях. Таким образом, на первый план выходит задача стимулирования населения к предпочтению организованных форм сбережений (преимущественно вкладов в коммерческих банках), в отличие от неорганизованных (хранение наличных денежных средств). По-видимому, должен быть создан определенный механизм привлечения средств (сбережений) населения в коммерческие банки. В связи с этим, по нашему мнению, в рамках рассмотрения и дальнейшего анализа отношений в связке «коммерческий банк - сберегатель», необходимым является
выдвижение комплекса современных требований, которые в свою очередь должны стать стимулом для успешной мобилизации сбережений населения во вклады.
Ввиду вышеизложенного, в первую очередь, речь должна идти о системе гарантирования средств, размещенных населением во вклады.
Так, в России с 2004 г. действует система обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ), реализуемая в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» №2 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г.
Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В целях управления системой страхования вкладов Российской Федерацией создана государственная корпорация — «Агентство по страхованию вкладов».
В настоящее время в соответствии с законом о страховании вкладов возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 тысяч рублей[ 5 ].
Следующим важным требованием к связке «коммерческий банк -сберегатель» является обеспечение банками приемлемой процентной ставки по привлеченным средствам. В этой связи заметим, что в настоящее время ставка процента по депозитам не покрывает потери от инфляции, другими словами, не выполняет функции сохранения стоимости (сберегательной функции).
Однако в течение всего анализируемого периода объемы вкладов населения в банках имели положительную динамику. Так, за 2012 г. совокупный размер депозитов физических лиц в банках России составил 5 907,0 млрд. руб., за 2013 г. - 7 485,0 млрд. руб., за 2014г. - 9 818,0 млрд. руб., за 2015 г. - 11 871,4 млрд. руб., за 2016 г. - 14 251,0 млрд. руб[ 20 ].В Алтайском крае размер депозитов населения составил 31 млрд. руб[ 14 ].
Возникает закономерный вопрос: если уровень депозитной ставки, предлагаемый банками, не покрывает текущую инфляцию, т.е. происходит фактическое обесценение вложенных средств, то в силу каких обстоятельств население не изменяет свою сберегательную стратегию?
Во-первых, большая часть населения страны, особенно старшее поколение, не являются рыночно продвинутыми людьми, считая, что за счет полученных процентов по ранее размещенным вкладам можно получить существенный доход.
Во-вторых, люди незначительно осведомлены о существовании иных (альтернативных) способов размещения свободных денежных средств и технологиях их функционирования. Ранее отмеченная проблема финансовой грамотности, так остро стоящая в современных условиях, лишь подтверждает выдвинутые позиции.
По нашему мнению, установление ставки по привлеченным депозитам должно иметь под собой объективную основу. И в этой связи уровень процентной ставки следует связывать не столько со ставкой рефинансирования, сколько с конкуренцией имеющихся у населения альтернативных направлений размещения денежных средств. Если население достаточно активно в этом отношении и находится в поиске дополнительных способов извлечения доходов на основе размещения свободных денежных средств, то коммерческие банки в силу увеличивающейся конкуренции неизбежно будут вынуждены поднимать процентную ставку по вкладам.
В обратной ситуации, характеризующейся достаточной степенью пассивности населения в поиске и конечном выборе альтернативного источника получения дополнительного дохода, слабой степенью конкурентной борьбы, позиция банка в отношении потенциального сберегателя выглядит более выигрышной, таким образом, изменения процентной ставки в сторону повышения по привлеченным во вклады средствам населения не последует.
Третьим необходимым элементом-требованием к связке «коммерческий банк - сберегатель», по нашему мнению, является необходимость проведения сегментирования рынка клиентов - вкладчиков банка и дальнейшая разработка депозитных продуктов, адресованных каждому сегменту. В этом отношении, могут быть выделены определенные группы клиентов - физических лиц, различающиеся как по уровню дохода, так и в профессиональном плане. Целесообразным является
также выделение отдельных групп категорий студентов и пенсионеров. Для каждой такой группы необходимо разработать определенный набор банковских продуктов -вкладов с учетом ее специфики. Следует отметить, что большинство крупных коммерческих банков России в настоящее время проводят политику сегментирования клиентов - вкладчиков, выделяя определенные их группы и формируя предложения по вкладам, адресованные каждому сегменту.
Например, в линейке вкладов Сбербанка представлены определенные вкладные продукты для пенсионеров, характеризующиеся более выгодными условиями (более высокими процентными ставками, дополнительными возможностями снятия и пополнения), по сравнению с базовой продуктовой линейкой. Кроме того, Сбербанк предлагает отдельные виды «праздничных вкладов», приуроченных к определенной дате (например, вклад «Победитель», связанный с годовщиной победы в Великой Отечественной войне).
И в этой связи банк, во-первых, позиционирует себя как социально направленный институт, придерживающийся сложившихся традиций; во-вторых, обеспечивает формирование и поддержание ресурсной базы на соответствующем уровне.
Росбанк предлагает специальные вклады для категории VIP - клиентов, характеризующихся высокими доходами. Данные вклады отличаются начислением больших процентов при условии первоначального размещения значительных объемов денежных средств (минимальный размер первоначального взноса по такими вкладам составляет 1 млн. руб.).
Сбербанк с 2009 года также ввел новую линейку вкладов для состоятельных клиентов («Премиум Доверительный Сбербанка России», «Премиум Пополняемый депозит Сбербанка России», «Премиум Накопительный Сбербанка России», «Премиум Особый Сбербанка России»). Цель нововведения сводилась к привлечению новых и сохранению действующих клиентов категории VIP. Вклады категории «Премиум» открываются на условиях, аналогичных соответствующим вкладам стандартной линейки, за исключением суммовых градаций и установленных процентных ставок.
В этом случае депозитная политика банка сосредоточена на выделении клиентов с высокими доходами и обеспечении им наиболее комфортных условий обслуживания. Кроме того, многие банки в настоящее время предлагают благотворительные вклады, при этом часть суммы процентного дохода перечисляется в благотворительные фонды.
Например, в продуктовой линейке вкладов Альфа-банка присутствует депозит «Линия жизни», предполагающий ежемесячное перечисление процентов, выплаченных по депозиту в размере 0,05% от суммы депозита, в Благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
В этом случае коммерческий банк позиционирует себя не только как коммерческую организацию, единственной целью деятельности которой является извлечение прибыли, но и как общественный институт, тем самым проявляющий двойственный характер своего функционирования.
Кроме того, предложение банками такого рода благотворительных депозитов может рассматриваться и как имиджевый ход. Заметим также, что коммерческие банки, продуктовые предложения которых рассмотрены выше, входят в тройку лидеров по критерию их узнаваемости среди клиентов.
Также проводя анализ возможных направлений совершенствования линейки депозитных продуктов, заметим, что по оценкам специалистов, будущее рынка вкладов - за комплексными банковскими продуктами, сочетающими в себе и привлекательность, и доходность. Следовательно, ориентиром в деятельности коммерческих банков России должны стать следующие инструменты:
- Универсальная платежная карта, сочетающая в себе основные преимущества как депозитных, так и карточных продуктов — свободный доступ к сбережениям и начисление высоких процентов на остаток средств. Эти факторы создадут у клиентов ощущение психологического комфорта и спокойствия - с одной стороны, люди имеют круглосуточный свободный доступ к своим средствам, и в то же время на остаток средств начисляются высокие проценты.
- Индексируемый депозит (депозит с плавающей процентной ставкой) - это вклад, процентная ставка которого привязана к определенному рыночному
индикатору, например, к учетной ставке Центрального банка, LIBOR, РТС, ценам на золото, нефть, стоимости продуктовой корзины, валютной паре и т.д.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» «возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб.» [15]. Вместе с тем индексируемый вклад позволяетполучитьсущественно большуюдоходность, нежели классические вклады.
- «Срочный депозит + Инвестиционный продукт» (инвестиционный депозит) предусматривает распределение вложенных клиентом средств по разным активам, основная часть которых направляется в классический безрисковый инструмент (банковский вклад), а оставшаяся используется для покупки высокорисковых активов (например, производных финансовых инструментов).
- «Срочный депозит + Накопительный страховой продукт» предполагает распределение средств клиента по разным активам, одна часть которых направляется в классический безрисковый инструмент (банковский вклад), а оставшаяся часть используется для приобретения программы накопительного страхования жизни. При этом, с одной стороны, данный комплексный продукт позволяет с выгодой использовать временно свободные денежные средства, а с другой - сформировать целевой капитал для решения различных долгосрочных задач в будущем: обеспечение финансовой независимости в зрелом возрасте, оплата образования детей и решение других важных задач.
Четвертым необходимым требованием к связке «коммерческий банк -сберегатель» является, на наш взгляд, возможность активного использования банковских интернет-технологий, а также мобильных систем при осуществлении операций открытия вкладов, их пополнения, частичного снятия и прочее. Вообще заметим, что развитие каналов дистанционного банковского обслуживания позволяет банкам значительно снижать издержки и расширять круг пользователей банковских услуг. По данным MForum Analytics, количество пользователей сервисов интернет-банкинга в России превысило 9,4 млн. человек, что составляет
6,7% от числа пользователей Интернетом, однако по данному показателю Россия значительно отстает от развитых стран[ 19 ]. В свою очередь, используя интернет-системы, вкладчик значительно сокращает временные затраты на посещение офиса банка и ожидание, а коммерческий банк значительно снижает свои операционные и трансакционные издержки.
Возможности использования мобильных устройств в процессе банковского обслуживания также являются актуальными ввиду повсеместного их использования.
Пятым необходимым требованием к связке «коммерческий банк -сберегатель», по нашему мнению, является повышение качества банковского обслуживания, включающее в себя ряд направлений: сокращение очередей, профессионализм персонала банка, доброжелательное отношение сотрудников к клиенту, возможность получения консультационной поддержки, удобный режим работы и ряд других. В общем, можно заметить, что при достижении должного уровня вышеназванных показателей степень лояльности, т.е. благоприятного отношения клиентов к банку, будет неизменно повышаться. В этой связи заметим, что в настоящее время большинство банков пытаются укрепить свои позиции по данным направлениям, в том числе за счет проведения на постоянной основе анкетирования клиентов с точки зрения их удовлетворенности обслуживанием, анализа поступивших жалоб и обращений и выявления группы наиболее существенных проблем. Так, Сбербанк в стратегии своего развития объявляет повышение качества обслуживания клиентов одной из основных задач, включающей в себя следующее: развитие и совершенствование организации работы с обращениями клиентов; сокращение очередей; реализация новой модели развития точек обслуживания клиентов. По каждому из направлений проводятся соответствующие исследования, строятся выводы и разрабатываются перспективные пути решения проблем. Данную методику можно считать эффективным проектом, примером для поиска способов устранения претензионных обращений населения для других банков.
Кроме выше предложенных направлений особую роль играет также сформированная коммерческим банком система предоставления бонусов, подарков, различного рода скидок.
В общем, можно отметить, что большая часть населения достаточно «внушаема». Так, проводя различного рода акции рекламного и PR-харакгера, предлагая вкладчикам дополнительные выгоды и льготы, банки могут оказывать существенное влияние на поведение сберегателей, как бы «заставляя» размещать свои средства на депозитах.
Данное направление представляется возможным также определить как одно из требований к связке «коммерческий банк - сберегатель».
Завершающим, седьмым элементом - требованием в системе отношений «банк - сберегатель», однако, также играющим важную роль, по нашему мнению, является разработка основного регламентирующего документа, лежащего в основе определения особенностей формирования и управления депозитным портфелем любого коммерческого банка - «Положения о депозитной политике банка». Несомненно, важным моментом является то, что депозитная политика крупного многофилиального банка должна разрабатываться на уровне Центрального Аппарата банка, но одновременно необходима ее адаптация к условиям, непосредственно складывающимся в каждом конкретном регионе страны. Следовательно, данное направление совершенствования должно опираться на основы депозитной политики с учетом условий выбранного региона.
Заключение. Таким образом, банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать временно свободные денежные средства, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств, которые формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков, приведения в соответствие ставки доходности по депозитам уровню инфляции. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, высоких гарантий надежности помещения накопленных ресурсов в банк, важное значение имеет для вкладчиков доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях,
которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся средств, вкладчик должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. Задача банков - создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересовали бы клиентов в накоплении ресурсов и формировали у них привычку к сбережению, определяющую инвестиционные возможности рыночной экономики. Именно предложенный комплекс современных принципов - требований, включающий в себя семь обозначенных выше направлений, будет способствовать, на наш взгляд, эффективной мобилизации денежных средств населения на банковских депозитах. С учетом того, что в 2016 году было привлечено банками Алтайского края 31 млрд. рублей за счет сбережений населения, можно спрогнозировать что комплекс мероприятий позволит увеличить эту сумму на 10%, то есть 3,1 млрд. руб.
Следовательно, население будет иметь не только определенные сбережения, но и возможность в их накоплении. У домашних хозяйств появляется доверие к банкам и государству, что увеличивает долю организованных инвестиций. Тем самым осуществляются инвестиции в производство, создаются условия для дальнейшего экономического подъема Алтайского края.
Библиографический список:
1. Астапов, А. Структура сбережений населения / А. Астапов // Авторский блог. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http ://blogs. investfunds. ru/po st/33269/#- Дата обращения 16.05.2016.
2. Бокарев, А. Проблемы финансовой безграмотности населения и финансовые пирамиды [Электронный ресурс] / А. Бокарев, П. Медведев, О. Кузина // НАФИ. Национальное агентство финансовых исследований. - М., 2015.
3. Галимова А. Ш. Денежные сбережения населения как источник
инвестиций // Диссертация на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. - Уфа, 2012.
4. Глухов, В.В. Сбережения и инвестиции домашних хозяйств / В.
B. Глухов // Финансы и кредит.- 2014. - №19.- С. 59-63
5. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Обзор рынка вкладов физических лиц за I полугодие 2015 года. -[Электрон. текстовые дан.] - Режим доступа: http://www.asv.org.ru /insurance/analytics/obzor/ - Дата обращения 16.05.2016.
6. Григорьева, Ю.В. Факторы сберегательного поведения российских домашних хозяйств / Ю.В. Григорьева // Вестник ОГУ. - 2014. -№ 8. - С. 14-19.
7. Кашин, Ю.О мониторинге сберегательного процесса / Ю.О. Кашин // Вопросы экономики. - 2015. - № 6. - С. 54.
8. Каврук, Е.С. Факторы, влияющие на сберегательное поведение населения и снижение сбережений населения в условиях кризиса / Е.С. Каврук // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №56(02). - С. 43-45.
9. Красильникова, М. Личные сбережения / М. Красильникова // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. -2013. -№ 1. - С. 6
10. Лапаев, А.С. Стимулирование сбережений населения и их трансформации в инвестиции / А. С. Лапаев // Вестник ОГУ. - 2014. - № 8. -
C. 161-165.
11. Логунов, В.В. Эволюция сберегательного поведения россиян в период рыночных реформ. Социологический анализ. / В.В. Логунов. - М.: АМИ, 2014. - С. 215.
12. Мельникова, Е.И. Доверие основа инвестирования сбережений населения/ Е.И. Мельникова // Страховое дело. - 2013. - № 4. - С. 10
13. Николаенко, С.А. Личные сбережения населения / С.А. Николаенко // Экономический журнал ВШЭ. - 2012. - №4.- С. 500-507.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.gks .ru
15. Сберегательное поведение россиян и их информированность о системе страхования вкладов [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. М., 2014. - Прессвыпуск №1481. - Режим доступа: http:wciom.ru/ arkhiv/tematicheskii arkhiv/item/single13429. html. -Дата обращения 16.05.2016.
16. Стребков, Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России / Д. Стребков // Вопросы экономики. - 2014. - № 2.
17. Соколинский, В. Психология доходов и сбережений / В. Соколинский // Финансовый бизнес. - 2014. - № 8.
18. Ускова, Т.В. Сберегательное поведение населения и финансы домохозяйств как инвестиционные ресурсы экономики / Т.В. Ускова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - С. 27-32.
19. Трансформация инвестиционных стратегий населения России // Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 1. -М.: ГУ ВШЭ, 2012. - С. 294-309
20. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2016. - С. 435.