УДК 316
Булатов Андрей Александрович
кандидат технических наук, доцент, руководитель управления научных работ, Самарский государственный университет путей сообщения bulatov@samgups.ru
Гнатюк Максим Александрович
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом,
Самарский государственный университет путей сообщения gnatyuk@samgups.ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com
Andrey Ä. Bulatov
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor,
Head of administration of the department
of scientific works,
Samara State Transport University
bulatov@samgups.ru
Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological Sciences, Teacher of the Personnel Management department, Samara State Transport University gnatyuk@samgups.ru
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics, Rostov state economic university darya.maksimovich@gmail.com
Проблемы обеспечения информационной безопасности молодежи в пространстве социальных сетей
Problems of ensuring
information security of youth in the space of social networks internet
Аннотация. В статье отмечается, что национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, а в ходе технического прогресса и развития информационных технологий эта зависимость будет все более возрас-тать.Молодежь является особенно уязвимой группой в условиях интенсивного развития информационных технологий, и эта уязвимость усиливается пробелами в сфере обеспечения информационной безопасности.Обеспечение информационной безопасности с необходимостью предполагает комплексное и активное участие трех субъектов: государства, образовательных организаций и семьи.
Ключевые слова: молодежь, информационная безопасность, социальные сети, риски, информационная культура, медиаграмотность.
Annotation. National security of Russia depends significantly on ensuring information security, and in the course of technological progress and the development of information technology, this dependence will increasingly increase. Young people are a particularly vulnerable group in the context of intensive development of information technologies, and this vulnerability is heightened by gaps in the field of information security. Ensuring information security with the need to involve complex and active participation of three subjects: the state, general education organizations and the family.
Keywords: youth, information security, social networks, risks, information culture, media literacy.
Информационная среда на современном этапе развития цивилизации является системообразующим фактором жизни общества практически во всех социальных группах, но определяющее влияние процессы глобальной информатизации оказывают на молодежь. Ключевое место здесь отводится пространству со-
циальных сетей Интернет, т.к. именно социальные сети становятся новой средой виртуального обитания и важным институтом социализации и развития молодых поколений [1].
В настоящее время повышаются требования к обеспечению информационной безопасности, и
особенно, это касается молодого поколения, которое наиболее уязвимо в условиях интенсивного развития информационныхтехнологий, доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей [2].
Ряд актуальных исследовательских положений для сферы информационной безопасности молодежи представлен в трудах Т.А. Малых, А.А. Родионова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула, Ф.И. Шаркова, Ю.В. Яковца.
Раскрывая тематику данной статьи, необходимо определиться по некоторому ряду понятий, таких как: информационная безопасность, обеспечение информационной безопасности, социальные сети, медиаграмотность, информационная культура.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность молодежи - это состояние ее защищенности, при котором отсутствует риск, связанный спричинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда еездоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию-молодых людей [3].
В рамках данной публикации под информационной безопасностью нами понимается состояние защищенности информационно-коммуникативного пространства на макросоциальном (государственном, общественном) и микросоциальном (семейном, личностном) уровнях, обеспечивающее формирование медиаграмотности и информационной культуры личности, защиту и гармоничное развитие молодежи в условиях распространения посредством социальных сетей техник массово-коммуникативного воздействия, вызывающих возникновение рисков и угроз.
Социальные сети представляют собой интернет-сервис, позволяющий организовать систему связей участников Сети по определенным интересам и потребностям. По мнению зарубежных авторов Д. Бойда и Н. Эллисона, социальные сети выступают как сетевые услуги, не обеспечивающие информационной безопасности, но позволяющие частным лицам строить «общественные и полуобщественные профили, определять список других пользователей, с которыми они могут делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы» [4, с. 210].
В соответствии с Указом Президента РФ от 5.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», обеспечение информационной безопасности предполагает реализацию взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-розыскных, разведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, экономических, социальных и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных
угроз различным слоям населения и ликвидации последствий их проявления [5].
Основными проблемами в сфере обеспечения информационной безопасности молодежи являются:
- во-первых, недостаточная эффективность и м е ющихся механизмов обеспечения защиты п р а в и интересов молодежи, низкий уровень ме-диаграмотности и информационной культуры молодежи;
- во-вторых, нарастание новых рисков (контент-ных, коммуникационных, электронных, потребительских, а также рисков Интернет-зависимости), связанных с распространением информации в социальных сетях, представляющей опасность для развития личности;
- в-третьих, отсутствие системы в обучении цифровой грамотности молодого поколения и просвещенности об опасностях и сетевых рисках [6];
- в-четвертых, несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности молодежи новым рискам, связанным с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» молодежного сообщества, например, рискам формирования виртуальной аддикции или Интернет-зависимости как формы патологического влечения.
Так, по данным онлайн-опроса 2016 г. на сайте «Дети России онлайн», 40 % респондентов назвали себя зависимыми от виртуального пространства социальных сетей. Потребность в Интернете вышла на второе место, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив физиологической потребности (в пище). В настоящее время, в России дети, подростки и молодежь по степени освоения социальных сетей находятся на уровне самых развитых стран, а по ряду показателей они их даже опережают и в первую очередь по той высокой активности, которую молодые люди проявляют в Интернете. Треть респондентов (порядка 34 %) проводят в Интернете, в частности в социальных сетях, а это - около шести часов в день, причем практически бесконтрольно [7];
- в пятых, исходя из представленных выше данных, по причине проведения столь значительного количества времени в пространстве социальных сетейу молодых людей появляются трудности в повседневной коммуникации [8], возникает проблема нарушения процесса личностной адаптации в социальной реальности и может сформироваться риск ухода из социума, т.е. из реальной среды обитания в виртуальную среду.
Таким образом, проблема обеспечения информационной безопасности молодежи является сегодня наиболее острой и требует формирования медиаграмотности, развития информационной культуры в молодежной среде.
Медиаграмотность представляет собой грамотное, осознанное использование молодежью и образовательной системой инструментов, обеспечивающих доступ к информации, «развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке»молодых людей и преподавателей «в целях позитивного и ответственного использования имиинформационных и коммуникационных технологий и услуг» [9, с. 9]. Т.е. государству необходимо развивать ме-диаобразование в обществе, которое будет способствовать информационно защите молодежи от отрицательного и деструктивного воздействия социальных сетей.
Медиаграмотность молодежи является одним из признаков информационной культуры молодежи, под которой понимается область культуры, связанная с функционированием информации в молодежной среде и образованием информационных качеств личности. Информационная культура - это одна из граней культуры, связанных с информационным аспектом жизни молодых людей, «совокупность материальных и духовных ценностей в области информации» [9, с. 9]. Информационная культура предполагает определенный уровень знаний и умений, который, по нашему мнению, предоставляет возможность молодому человеку безопасно ориентироваться в информационном пространстве социальных сетей.
Обеспечение информационной безопасности молодого поколения возможно исключительно при условии эффективного сочетания усилий со стороны государства, общества (образовательных организаций) при определяющей роли семьи. В связи с этим необходимо налаживание согласованного взаимодействия семьи с общеобразовательными организациями и государством, а также всеми элементами современного медиа рынка - производителями и распространителями контента, экспертными, социальными, психолого-педагогическими сообществами [10].
Один из возможных путей разрешения проблемы информационнойбезопасности - обучение молодых людей с самого детства адекватному восприятию и оценкеинформации, ее критическому осмыслению на основе нравственных икультур-ных ценностей. Для полноценного развития личности нет необходимости создания идеальной информационной среды, что в принципе сложно
осуществить в рамках глобального сетевого сообщества [11]. Более важным и продуктивным является направлениев сфере развитиямедиа-грамотности, информационной культуры, индивидуальной информационной безопасности личности, защиты молодежи от информационных (сетевых) рисков,что напрямую связано с систе-мойобразования. Формирование у учащейся и студенческой молодежи умений и навыков работать с информацией и,следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной-задачей системы образования. Ответственность всякого образовательногоучреждения повопросу обеспечения информационной безопасности молодежи закреплена вФедеральном законе от 9.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Вкомпетенцииобразовательногоучреждениявхо-дит создание необходимых условий для обеспечения, охраны и укрепления здоровья обучающихся, наосновании которых можно выделить задачи социально-педагогического характера дляорганизации мероприятий по информационной безопасности молодежи:
1) формирование в молодежной среде устойчивого убеждения в грамотном и продуманном использовании информационных ресурсов во избежание Интернет-зависимости и других серьезных сетевых рисков;
2) формированиеинформационной культуры и медиаграмотности, устойчивыхповеденче-скихумений и навыков в сфере информационной безопасности;
3) развитие у молодых людей способности распознать и противостоятьнегативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обуче-ниеспособам защиты от вредной информации.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности с необходимостью предполагает комплексное и активное участие трех субъектов: государства, образовательных учреждений и семьи.
Необходимо учитывать, что в настоящее время информационная безопасность - важнейший компонент национальной безопасности; информационная безопасность становится одним из важнейших элементов национальной, общественной и личной безопасности.
Литература:
1. Volkov Yu.G. Network Communities in the Institutional System of the Russian Society: Theoretical and Methodological Aspect / Yu.G Volkov, M.A. Gnatyuk, A.M. Kumykov, S.A. Dyuzhikov,
1.V. Pechkurov // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. № 17. P. 4453-4460.
2. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х.
Literature:
1. Volkov Yu.G. Network Communities in the Institutional System of the Russian Society: Theoretical and Methodological Aspect / Yu.G Volkov, M.A. Gnatyuk, A.M. Kumykov, S.A. Dyuzhikov,
1.V. Pechkurov // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. № 17. P. 4453-4460.
2. Gafiatulina N.Kh. Informational Network Environment as a Factor of Influence on the Social Health of Russian Student Youth / N.Kh. Gafiatulina,
Гафиатулина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.
3. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию».
4. Boyd D.M. Social Network Sites: Definition, History and Scholarship / D.M. Boyd, B. Ellison // Journal Nicole of Computer-Mediated Communication. 2008. № 13. P. 210-230.
5. Указ Президента РФ от 5.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
6. Кротов Д.В. Социальные сети как фактор проявления экстремизма в среде российской молодежи / Д.В. Кротов, М.А. Гнатюк, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 79-82.
7. Сайт фонда развития Интернет. Дети России онлайн. URL : http://www.detionline.com
8. Гафиатулина НХ. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов : учебно-методическое пособие / Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин. М. : РУСАЙНС, 2016. 164 с.
9. Малых Т.А. Информационная безопасность несовершеннолетних / Т.А. Малых, С.В. Кирдян-кина, Г. А. Стародубцева. Иркутск, 2015. 60 с.
10. Концепция информационной безопасности детей: утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-р.
11. Верещагина А.В. Роль социального здоровья российской молодежи в обеспечении социальной безопасности / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 196-206.
A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, SocioEconomic and Social Sciences. 2018. № 1. P. 23-27.
3. Federal Law № 436-FZ of 29 December 2010 «On the protection of children from information that is harmful to their health and development».
4. Boyd D.M. Social Network Sites: Definition, History and Scholarship / D.M. Boyd, B. Ellison // Journal Nicole of Computer-Mediated Communication. 2008. № 13. P. 210-230.
5. Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 № 646 «On Approving the Doctrine of Information Security of the Russian Federation».
6. Krotov D. V. Social networks as a manifestation of extremism among Russian youth / D.V. Krotov, M.A. Gnatyuk, S.I. Samygin // Humanitarian, SocioEconomic and Social Sciences. 2017. № 8-9. P. 79-82.
7. The site of the Internet Development Fund. Children of Russia online. URL : http://www. de-tionline.com
8. Gafiatulina N.Kh. Social communication in conflict prevention : a teaching tool / N.Kh. Gafiatulina, S.I.Samygin. M. : Rusayns, 2016. 164 p.
9. Malykh T.A. Information security of minors / T.A. Malykh, S.V. Kirdyankina, G.A. Starodubtseva. Irkutsk, 2015. 60 p.
10. The concept of information security of children: approved. by the order of the Government of the Russian Federation of 02.12.2015. № 2471^.
11. Vereshchagina A. V. The role of social health of Russian youth in ensuring social security / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // National Health. 2015. № 3-4. P. 196-206.