Научная статья на тему 'Интернет-ресурсы как источник изучения современного масонства'

Интернет-ресурсы как источник изучения современного масонства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-ресурсы как источник изучения современного масонства»

Источниковедение

С.П. Карпачев

Интернет-ресурсы как источник изучения современного масонства

Интернет-источники все прочнее входят в контекст исторической науки. Изучение же истории современности стало практически невозможно без них. Естественно, что данный вид документации активно подвергается анализу источниковедами, разделы о нем вошли в учебные пособия [3: с. 593-619]. Использовались данные Интернет-сайтов масонове-дами [4] и журналистами [5; 6]. Опирался на них при изучении современного российского масонства и автор данной статьи [1; 2]. Здесь предпринимается попытка привлечь к анализу более широкий круг Интернет-источников, включая сайты зарубежных масонских орденов.

При подготовке публикации было проанализировано 30 сайтов: 15 сайтов французских1, семь бельгийских2, шесть швейцарских3 и два сайта российских масонских объединений4.

1 См.: Великий Восток Франции (www.godf.org); Французская Федерация Международного Масонского Ордена Droit Humain (www.droithumain-france.org); Великая Ложа Франции (www.gldf.org); Великая Национальная ложа Франции (www.glnf.org); Великая Женская Ложа Франции (www.glff. org); Великая Традиционная и Символическая ложа Opera (www.gltso.org); Великая Французская Ложа Мемфис-Мизраим (www.glfmm.org); Национальная Французская Ложа (www.logenationale-francaise.org); Великая Женская Ложа Мемфис-Мизраим (www.glfmm.free.fr.); Великая Независимая и Суверенная Ложа Объединенных Ритуалов (www. glisru.fr); Великая Смешанная Универсальная Ложа (www.grandelogemixteuniversselle); Посвященческий и Традиционный Орден Королевского искусства (www.oitar.org); Великая Французская Ложа Мизраим (www.glfm.org); Великая Смешанная Ложа Франции (www.glmf.org); Великая Объединенная Ложа Франции (www.gluf.org).

2 См.: Великий Восток Бельгии (www.gob.be); Бельгийская Федерация Международного масонского ордена Droit Humain (www.droit-humain.be); Великая Бельгийская Ложа Старинного и Первоначального Ритуала Мемфис — Мизраим (www.memphis-misraim.be); Великая Ложа Бельгии (www.glb.be); Великая Регулярная Ложа Бельгии (www.glrb.org); Великая Женская Ложа Бельгии (www.mason.be/fr/glf/); Конфедерация Лож Каменщиков (www.litos-mason.be).

3 См.: Великая Ложа Швейцарии Альпина (www.freimaurerei.ch); Швейцарская Федерация Международного Масонского Ордена Droit Humain (www.droit-humain.org/ch/); Великий Восток Швейцарии (www.g-o-s.ch); Великая Символическая Ложа Швейцарии (www.glsh.org); Великая Женская Ложа Швейцарии (www.glfs-masonic.ch); Великая Смешанная Ложа Швейцарии (www.masonic.ch).

4 См.: Великая Ложа России (www.freemasonry.ru); Объединенная Великая Ложа России (www. mason.ru).

Несмотря на все разнообразие масонских сайтов, можно попытаться выделить ряд их общих черт.

Заставки сайтов обычно представляют из себя картинку, содержащую эмблему ордена, изображение строительных инструментов, других масонских символов. Иногда — девизы орденов: «Познай самого себя», (Великая Ложа Бельгии, Великая Женская Ложа Франции) «Свобода — равенство — братство» (Великий Восток Франции), «Сила — мудрость — красота» (Великий Восток Бельгии), «Развитие человека для развития человечества» (Великая Независимая и Суверенная Ложа Объединенных Ритуалов), «Жить — это думать, говорить, слушать, меняться» (Великая Смешанная Ложа Франции) и т.д.

Как правило, сайты содержат преамбулу, где излагаются наиболее общие сведения о масонстве. Часто она представляет собой слово руководителя Ордена — Великого Мастера.

Большинство сайтов дают определения масонства. Они разнообразны по форме, но близки по содержанию. Приведем некоторые из них:

«Франкмасонство — международное объединение, ставящее своей целью братство между всеми людьми, совершенствование бытия человечества и прогресс гуманизма». (Бельгийская Федерация Международного Масонского Ордена Droit Humain).

«Франкмасонство — филантропическое и прогрессивное учреждение, ставящее целью поиск истины, изучение морали, наук, искусств и путей совершенствования благотворительности» (Великий Восток Франции).

Следует заметить, что ряд масонских объединений отрицают филантропический характер масонства. Например, Великая ложа Бельгии подходит к этому вопросу так: масоны часто занимаются благотворительностью, но само франкмасонство — не филантропическое общество наподобие Ротари-клуба.

Что касается современного российского масонства, то оно определяет себя как «свободное сообщество независимых людей... стремящихся к осуществлению идеалов мира, любви и братства. полагающее своими целями нравственное усовершенствование человечества и практику истинной благотворительности» (Великая Ложа России).

Практически обязателен на сайтах исторический раздел. Он содержит обычно общеизвестные факты по реальной и мифологической истории масонства. Информация отличается друг от друга степенью проникновения в глубь веков. Ордена, склонные к мистицизму (прежде всего, Мемфис-Мизраимского ритуала), начинают историю «королевского искусства» (одно из самоназваний масонства) от Адама, которому «господь вложил в сердце» знание геометрии и строительного дела, древнеегипетских строителей пирамид и древнеримских строительных ассоциаций. Продолжает держаться легенда о связях масонства с орденом тамплиеров, отвергнутая большей частью масонства еще на Вильгельмсбаден-ском конгрессе 1782 г. Ордена, основывающие свою предисторию на более рационалистических формах и способах мышления, выводят ее из средневековых гильдий ремесленников-строителей. Общей для всех вехой выступает основание

Великой Ложи Англии в 1717 г., что кладет начало современному масонству. Разделы по истории конкретного ордена более разнообразны, как по форме, так и по содержанию. Здесь можно получить конкретные, подчас, эксклюзивные сведения по истории того или иного ордена, времени его возникновения, историческом пути, организаторах, современном положении: количестве лож, адептов, связях с другими масонскими объединениями.

Ряд сайтов содержат Конституции орденов. Они четко подразделяются на два вида: Конституции регулярного масонства (Великой Ложи России, Великой Национальной Ложи Франции, Великой Регулярной Ложи Бельгии, Великой Ложи Швейцарии «Альпина») и Конституции нерегулярного масонства (все остальные ордена рассматриваемые здесь). Первые жестко базируются на основополагающем масонском документе «Книга уставов» Дж. Андерсона 1723 г., требующего от вольного каменщика обязательной веры в бога, обязательного наличия в ложе наряду с Циркулем и Наугольником Книги Священного Закона (Библии для христиан, Корана для мусульман и т.д.), запрещающего принимать в орден женщин и устанавливать какие-либо масонские связи с ложами, имеющими смешанное или женское членство.

Нерегулярные Ордена в Основополагающих документах подчеркивают свой антидогматический характер, исповедование принципов толерантности, лаицизма, свободы совести, солидарности. Ряд объединений (Великая Традиционная и Символическая Ложа OPERA, Великая Независимая и Суверенная Ложа Объединенных Ритуалов) отмечают несовместимость масонства с расистскими, сектантскими, тоталитарными организациями.

Некоторые масонские ордена (как регулярные, например, Великая Ложа России, так и нерегулярные, например, Великая Объединенная Ложа Франции) подчеркивают свой посвященческий характер.

Объединяет все масонские Конституции — строгий запрет на обсуждение в ложах политических и религиозных вопросов.

Большинство Конституций содержат разделы об обязанностях вольных каменщиков. Среди них соблюдение и хранение таинств Ордена, любовь и уважение к братьям, духовное и интеллектуальное совершенствование, терпимость и безупречное поведение как в масонской, так и «профанской» жизни.

Практически все Конституции декларируют необходимость самосовершенствования адептов масонства с целью совершенствования всего человечества на основе идеалов мира, просвещения, солидарности, братской любви, благотворительности.

Весьма интересны разделы рассматриваемых сайтов, где даются ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые масонам. Они разнообразны по форме, но практически идентичны по смыслу.

Почему масонство—закрытая организация? Если масонам нечего скрывать, то они должны превратиться в открытое общество. — Гражданские свободы включают в себя и свободу молчания. Современное общество понимает и признает необходимость сохранения государственных, коммерческих, профессио-

нальных, личных тайн, тайну религиозной или политической принадлежности, сексуальных предпочтений. Масонское молчание определяется стремлением сохранить свою посвященческую традицию, оградить свой символический метод познания действительности от вульгаризации и «профанизации».

Что такое символический метод познания? — Это постижение мира, себя и человечества через все более глубокое размышление над масонскими символами.

Какие символы использует масонство? — Масонство использует множество символов, восходящих к глубокой древности, существующие во многих культах и религиях: четыре основных элемента мироздания (земля, воздух, огонь, вода), звезды и планеты, геометрические фигуры, животные, химические элементы. Особо активно используется символика строительных инструментов: циркуль, наугольник, молот, уровень, отвес и проч.

Для чего служит ритуал? — Масонство использует ритуал для более глубокого пробуждения чувств, эмоций, интуиции каждого брата, участвующего в собрании ложи.

Что такое ложа? — Ложа или мастерская представляет собой первичную структурную ячейку масонства. Масоны обязательно состоят членами ложи. Они собираются в них, как правило, раз в месяц, чтобы вместе проводит масонскую работу. Руководит ложей регулярно (раз в год или в два) избираемый Досточтимый Мастер с помощью коллегии офицеров, назначаемых им или избираемых братьями.

Что такое Великая Ложа? — Это объединение лож, которые добровольно приняли свою Конституцию и Генеральный Регламент. Она руководит ложами и координирует их работу, занимается исследовательской и публикаторской деятельностью, формирует библиотеку и архив, устраивает выставки, ведет веб сайт, содержит или помогает содержать масонские храмы, осуществляет международные связи. Высшим органом Великой Ложи выступает Ассамблея (или Конвент), на которой демократическим путем избирается Великий Мастер и в соответствии с Регламентом назначаются или избираются Великие Офицеры.

Что такое масонский Орден? — Под масонским Орденом обычно понимается объединение всех вольных каменщиков. Правда, в не устоявшейся российской масонской терминологии под Орденом иногда понимается также непосредственно Великая Ложа или объединение высших масонских степеней.

Что такое инициация? — Инициация, или посвящение, представляет собой обряд приема в масонство, проводимый по определенным правилам. После этой процедуры «профан», то есть не масон, становится вольным каменщиком и может начать символическую работу по «обтесыванию дикого камня собственной души», то есть моральному самосовершенствованию.

Какая связь между масонством и религией? — Современное масонство зарождалось в XVII веке в условиях религиозной нетерпимости. В него с самого начала вступали люди разных вероисповеданий, которые хотели установить

связи с теми, кто думал иначе. Поэтому уже с самого начала своего существования оно вбирало в себя различные религиозные концепции. В ложах работают люди различных религиозных конфессий (в большинстве нерегулярных объединений и атеисты). Франкмасонство всегда толерантно к различным мнениям. Оно находится в поиске истины, которая для него релятивна. Следовательно, масонство — это не религия, для которой характерна убежденность в собственном исключительном владении истиной. Оно не имеет собственного священного писания, клира, таинств и не конкурирует с религиозными или философскими учениями, оставляя своим адептам свободу выбора.

Какова связь между масонством и политикой? — Масонство не занимается политикой, в ложах существует запрет на обсуждение политических тем, оно не принимает ни политических, ни других решений от своего имени. Но масонство не запрещает своим членам адептам заниматься политической деятельностью. Каждый вольный каменщик волен принадлежать или не принадлежать к той или иной политической партии. Среди масонов были и есть главы государств, министры, парламентарии, которые при принятии политических решений руководствуются своей политической доктриной и собственным индивидуальным мнением.

Каковы обязанности масона? — Почитать, уважать свободу и индивидуальность Человека. Стремиться к всемирному братству и равенству людей. Работать во имя блага человечества (нерегулярное масонство), во Славу Великого Архитектора Вселенной (регулярное масонство). Терпимо относиться к религиозным, философским, политическим, социальным, взглядам и мнениям, если они не противоречат принципам франкмасонства.

Кто может стать масоном? — «Человек свободный и добрых нравов», разделяющий основные масонские принципы, как правило, достигший 21 года. Мужчина — в сугубо мужских или смешанных масонских объединениях, женщина — в женских или смешанных масонских организациях.

В соответствующих разделах даются также ответы на специфические вопросы: особенности того или иного объединения, отношения масонства с католической церковью, как стать масоном, можно ли выйти из масонства и др.

Информация о филантропической деятельности характерна для крупных Орденов: Великого Востока Франции, Великой Ложи Франции, Великой Национальной Ложи Франции и отсутствует на русскоязычных сайтах.

Отсутствует на франкоязычных сайтах внутренняя жизнь лож. Здесь не представлены «зодческие работы» вольных каменщиков, теоретические размышления и всякого рода эссе. Это — прерогатива специальных журналов. Русскоязычные сайты содержат тексты масонских работ братьев.

Все разделы сайтов чаще всего небольшие, объемом примерно на одну страницу текста, что вполне оправдано: user, случайно забредшей на сайт не будет читать объемные тексты, заинтересованный — найдет дополнительную информацию путем переписки, общения на форумах (последнее, более характерно для русскоязычных сайтов) или в других источниках.

В целом, можно констатировать, что содержание сайтов адекватно передает принципы, позиции, основы деятельности современного масонства.

Внутренние проблемы, субъективные моменты жизни лож благоразумно остаются за кадром открытой информации, хотя достаточно хорошо известно, каким подчас, жестким противостоянием различных группировок отличаются Конвенты или Ассамблеи (высшие органы управления) масонских объединений. Например, на открытых страницах русскоязычных масонских сайтов практически не нашла отражения проблема внутренней борьбы в отечественном «королевском искусстве». За первое десятилетие XXI века из Великой Ложи России выделилась Русская Великая Регулярная Ложа (2001 г.), превратившись в «дикую» ложу, то есть непризнанную какими-либо мировыми орденами. Затем первая организация снова раскололась и из нее выделилась непризнанная нерегулярная организация (2006 г.), которая пыталась перехватить старый бренд и тоже обозначила себя как «Великая Ложа России». Затем к ней присоединилась Русская Великая Регулярная Ложа и эта объединенная парамасонская организация продолжила борьбу с Великой Ложей России. И только потом, переименовавшись в Объединенную Великую Ложу России (ОВЛР), она получила признание со стороны достаточно авторитетной в международном нерегулярном масонстве Великой Ложи Франции и прекратила борьбу с ВЛР за место в консервативном «королевском искусстве». С огромной долей уверенности можно предположить, что все эти перипетии сопровождались острыми групповыми и личностными схватками. Впрочем, подобная закрытость внутренней жизни характерна и для других общественных, политических, государственных и коммерческих организаций.

Не подтверждаются распространенные в российском массовом сознании выводы о заговорщической деятельности, о работе по установлению своего миропорядка и прочих конспирологиях. Понятно, что, если такая работа ведется, то она не для веб-сайтов. Может ли она иметь место? Теоретически, скорее, мифологически — да. Практически — нет. В масонстве за время его существования перебывали десятки миллионов людей. Среди них были разочарованные, обиженные, «засланные казачки» от антимасонских организаций. Так или иначе, вышеназванная деятельность проявилась бы в тех или иных источниках. Да и сама организационная структура масонских организаций плохо совместима с конспиративной деятельностью. Толерантность, релятивизм и независимость мнений и суждений, наличие в организации людей различных религиозных, философских, социальных, политических взглядов делает ее явно не приспособленной к любым конспирологическим изыскам.

Понятно, что к материалам сайта следует относиться критически, ибо его цель — формирование положительного образа ордена. Тем не менее, многие его материалы носят чисто информативный, объективный характер и заслуживают доверия. Тем более, что достаточно часто они подтверждаются другими источниками [1].

Литература

1. Карпачев С. П. Начало формирования корпуса источников по истории современного масонства в России / С.П. Карпачев // Вопросы отечественной истории и историографии: Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 9. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - С. 52-63.

2. Карпачев С. П. Зарождение и развитие масонства в современной России / С.П. Карпачев // Вестник МГПУ: Серия «Исторические науки». - 2008. - № 2 (30). -С.45-53.

3. Мухин М. Ю. Историк и Интернет // Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / Под ред. А.К. Соколова / М.Ю. Мухин. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 593-619.

4. Сахаров В. И. Масоны в Интернете / В.И. Сахаров // Общая газета. - 2000. -№ 50. - 14-20 декабря.

5. Трещанская М. Тайное становится виртуальным. В Сети можно вступить в настоящую масонскую ложу / М. Трещанская // Известия. - 2001. - 12 июля.

6. [email protected] Сонм масонов // Известия. - 2003. - 29 июля.

Literatura

1. Karpachev S. P. Nachalo formirovaniya korpusa istochnikov po istorii sovremen-nogo masonstva v Rossii / S.P. Karpachev // Voprosy otechestvennoy istorii i istoriografii: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov. - Vyp. 9. - M., MGOPU im. M.A. Sholohova, 2006.- S. 52-63.

2. Karpachev S. P. Zarozhdenie i razvitie masonstva v sovremennoy Rossii / S.P. Karpachev // Vestnik MGPU: Seriya «Istoricheskie nauki». - 2008. - № 2 (30). -S. 45-53.

3. Muhin M. Yu. Istorik i Internet // Istochnikovedenie noveyshey istorii Rossii: teo-riya, metodologiya, praktika: Uchebnik / Pod red. A.K. Sokolova / M.Yu. Muhin. - M.: Vysshaya shkola, 2004. - S. 593-619.

4. Saharov V. I. Masony v Internete // Obschaya gazeta. - 2000. - № 50. -14-20 dekabrya.

5. Treschanskaya M. Taynoe stanovitsya virtual’nym. V Seti mozhno vstupit’ v nas-toyaschuyu masonskuyu lozhu // Izvestiya. - 2001. - 12 iyulya.

6. [email protected] Sonm masonov // Izvestiya. - 2003. - 29 iyulya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.