Научная статья на тему 'Масонский ритуал Йорк. 1 степень. Ученическая'

Масонский ритуал Йорк. 1 степень. Ученическая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масонский ритуал Йорк. 1 степень. Ученическая»

Масонский ритуал Йорк.

1 степень. Ученическая

Предисловие

В масонстве под ритуалом (в русском языке используется также термин «обряд») понимается порядок проведения работ в ложе. В настоящее время известно более 60 масонских ритуалов. Реально используются менее десятка: Древний и Принятый Шотландский, Французский, Шотландский Усовершенствованный, Мемфис-Мизраимский, Йорк и некоторые другие. Множественность обрядов связана, прежде всего, с тем, что масонский орден интернационален и в каждой стране вольные каменщики приспосабливали порядок работ к особенностям своей истории, традиций, обычаев, психологии и ментальности.

Ниже впервые на русском языке публикуется перевод одного из масонских ритуалов. Нами выбран ритуал Йорк. Это объясняется тем, что, во-первых, он один из наиболее древних (если не самый древний). Его протоистория восходит к X в., к конституциям английских строительных цехов. Имеются доказательства использования этого ритуала и в спекулятивном масонстве, как минимум, с 1725 г. Во-вторых, по мнению большинства исследователей1, этот ритуал был завезен ирландскими военно-походными ложами в 1750-х гг. XVIII в. в Северную Америку и получил там наибольшее распространение. Поскольку США продолжают оставаться страной с наибольшей численностью масонских братьев (3 млн. чел. в середине ХХ в. и 1,7 млн. чел. в начале XXI в), то смело можно предположить, что ритуал используется наибольшим числом вольных каменщиков мира.

Публикация ритуалов вольных каменщиков откроет возможность исследователям приступить к изучению масонского Ордена, опираясь не только на собственные фантазии, но и на реальные источники, непосредственно показывающие работу лож.

Ритуал Йорк насчитывает 15 степеней. Здесь публикуется обряд 1-го ученического градуса. Публикация представляет собой авторизованный перевод французского издания «Les 10 regulateurs du ma9on. 1-er degree — apprenti». Tome I. / Par Joseph Castelli, Yonnel Ghernaouti et Jean-Marie Auzanneau-Fou-quet. Editions Ma9onniques. - 2006. - P. 301-328.

В связи с ограничением объема журнальной публикации представлен только текст произносимых слов в ритуале без указаний на те или иные передвижения, действия во время его проведения.

ДМ — означает Досточтимый Мастер — руководитель ложи учеников.

Публикацию подготовили М. А. Баженова, С. П. Карпачев

Открытие работ

ДМ: Брат 1-й Страж.

1 Страж: Досточтимый Мастер.

ДМ: Откуда вы пришли?

1 Страж: Из ложи двух Блаженных святых Иоаннов Иерусалимских.

ДМ: Что вы здесь делаете?

1 Страж: Усмиряю свои страсти и совершенствуюсь в искусстве вольных каменщиков.

ДМ: Таким образом, я предполагаю, что вы масон?

1 Страж: Братья признают меня за такового.

ДМ: Что делает из вас масона?

1 Страж: Мое обязательство.

ДМ: Где вы стали масоном?

1 Страж: В ложе истинной и должным образом учрежденной Свободными и Принятыми Масонами, собранными в месте, являющимся преддверьем Храма Соломона, где находятся Святая Библия, Наугольник и Циркуль, а также Устав или Временное разрешение Великой Ложи, под чьей юрисдикцией мы уполномочены работать.

ДМ: Сколько человек составляют ложу Учеников?

1 Страж: Семь или больше.

ДМ: Кто эти семеро?

1 Страж: ДМ, 1-й и 2-й Стражи, Казначей, Секретарь и 1-й и 2-й Дьяконы.

ДМ: Какое место занимает 2-й Дьякон в ложе?

1 Страж: По правую руку от меня.

ДМ: Брат 2-й Дьякон.

2 Дьякон: ДМ.

ДМ: Каковы ваши обязанности?

2 Дьякон: Передавать сообщения 1-го Стража на Западе 2-му Стражу на Юге. Смотреть, кто стучит во внешнюю дверь и докладывать ДМ, что ложа должным образом покрыта.

ДМ: Где место 1-го Дьякона?

2 Дьякон: По правую руку ДМ на Востоке.

ДМ: Брат 1-й Дьякон.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Каковы ваши обязанности?

1 Дьякон: Передавать распоряжения ДМ на Востоке 1-у Стражу на Западе, а также любому брату ложи по указанию ДМ. Принимать и проверять облачения Братьев-посетителей, смотреть, кто стучит во внутреннюю дверь, встречать и сопровождать новопосвящаемых и устанавливать Три Великих Светоча.

ДМ: Где находится место Секретаря?

1 Дьякон: Слева от ДМ на Востоке.

ДМ: Брат Секретарь.

Секретарь: ДМ.

ДМ: Каковы ваши обязанности?

Секретарь: Уделять внимание работам ложи, составлять достоверный отчет о них, получать все деньги, собираемые в ложе, передавать их Казначею и исполнять другие обязанности, предписанные Конституцией Великой Ложи.

ДМ: Где находится место Казначея?

Секретарь: По правую руку ДМ на Востоке.

ДМ: Брат Казначей.

Казначей: ДМ.

ДМ: Каковы ваши обязанности?

Казначей: Принимать платежи от Секретаря, хранить их, предоставлять точный отчет о них, платить по счетам ложи, и подписанными ДМ и исполнять другие обязанности, предписанные Конституцией Великой Ложи.

ДМ: Где находится 2-й Страж?

Казначей: на Юге.

ДМ: Брат 2-й Страж.

2 Страж: ДМ.

ДМ: Какие ваши обязанности на Юге?

2 Страж: Наблюдать солнце в меридиане, который составляет славу и красоту дня, призывать рабочих к труду и отдыху, руководить ими, направлять их, заботиться о том, чтобы их отдых не сопровождался невоздержанностью и излишками, убеждаться в том, что они приступят к работе во время, чтобы воздать почести ДМ и получить удовольствие и выгоду.

ДМ: Где находится 1Страж?

2 Страж: На Западе.

ДМ: Брат 1 Страж.

1 Страж: ДМ.

ДМ: Почему вы находитесь на Западе?

1 Страж: Как солнце находится на Западе в конце дня, так и 1 Страж находится на Западе, чтобы помогать ДМ открывать и закрывать ложу и выплачивать заработную плату рабочим, следить, чтобы все было по справедливости, чтобы никто не был недоволен, чтобы гармония составляла основу наших работ.

ДМ: Где находится ДМ?

1 Страж: на Востоке.

ДМ: Почему на Востоке?

1 Страж: Так же как солнце встает на Востоке, чтобы открывать и освещать день, так и ДМ находится на Востоке, чтобы открывать и управлять ложей, призывать рабочих к труду и давать им инструкцию, соответствующую их задаче.

ДМ: Брат 1 Страж.

1 Страж: ДМ.

ДМ: Я объявляю, что данная ложа будет сейчас открыта в первом градусе для работы и инструкций. Передайте 2 Стражу на Юге, чтобы он сообщил

братьям там пребывающим, чтобы они должным образом проинформированные могли вести себя соответствующим образом.

1 Страж: Брат 2 Страж

2 Страж: Брат 1 Страж.

1 Страж: Досточтимый Мастер объявляет, что сия ложа будет сейчас открыта в первом градусе для работы и инструкции. Сделайте объявление присутствующим братьям, чтобы они, должным образом проинформированные могли вести себя соответствующим образом.

2 Страж: Братья. Досточтимый Мастер объявляет через 1 Стража на Западе, что сия ложа сейчас будет открыта в первом градусе для работы и инструкции. Я сообщаю вам об этом, чтобы вы могли вести себя должным образом.

ДМ: Братья, приготовьтесь сделать знаки, смотря на Восток.

ДМ: Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: Досточтимый Мастер.

ДМ: Брат 1 Дьякон приблизьтесь к Престолу.

ДМ: Я объявляю, что ложа открыта в первом градусе.

ДМ: Брат Внутренний Страж.

Внутренний Страж: ДМ.

ДМ: Проинформируйте Кровельщика.

Внутренний Страж (открывая дверь): Брат Кровельщик.

Кровельщик: Брат Внутренний Страж.

Внутренний Страж: Ложа открыта в первом градусе.

Внутренний Страж: Кровельщик проинформирован.

Инициация ученика

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Брат 1-й Дьякон.

1 Дьякон: Стучат во внутреннюю дверь.

ДМ: Посмотрите, кто стучит и по какой причине.

1 Дьякон: Кто там?

1 Интендант: Это господин ... бедный кандидат в посвящение, блуждающий в сумерках, который желает быть освещенным светом и получить часть прав и привилегий этой достопочтенной ложи, работающей во славу Божью и созданную в память двух Блаженных святых Иоаннов, так как это делали все Братья, прошедшие этот путь до него.

1 Дьякон: Господин. Является ли это вашим добровольным желанием и даете ли вы на это личное согласие?

Кандидат: Да.

1 Дьякон: Брат 1-й Интендант, является ли Кандидат достойным и обладает ли он требуемыми качествами?

1 Интендант: Да.

1 Дьякон: Приготовлен ли он должным образом?

1 Интендант: Да.

1 Дьякон: По какому праву он надеется получить наши привилегии?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Интендант: Потому что он человек свободный, должного возраста и хорошо себя зарекомендовавший.

1 Дьякон: Так как кандидат обладает всеми необходимыми качествами, пусть он ждет пока ДМ будет проинформирован о нем и даст свой ответ.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Брат 1-й Дьякон.

1 Дьякон: Это господин ... бедный кандидат в посвящение, блуждающий в сумерках, который желает быть освещенным светом и получить часть прав и привилегий этой достопочтенной ложи, работающей во славу Божью и созданную в память двух Блаженных святых Иоаннов, так как это делали все Братья, прошедшие этот путь до него.

ДМ: Является ли это его добровольным желанием и дает ли он на это личное согласие?

1 Дьякон: Да.

ДМ: Является ли Кандидат достойным и обладает ли он требуемыми качествами?

1 Дьякон: Да.

ДМ: Приготовлен ли он должным образом?

Дьякон: Да.

ДМ: По какому праву он надеется получить наши привилегии?

1 Дьякон: Потому что он человек свободный, должного возраста и хорошо себя зарекомендовавший.

ДМ: Поскольку Кандидат обладает всеми необходимыми качествами, пусть он войдет в эту достопочтенную ложу Учеников под Божьим благослов-лением и пусть он будет встречен согласно старинным и принятым обычаям.

1 Дьякон: пусть он войдет в эту достопочтенную ложу Учеников под Божьим благословлением и пусть он будет встречен согласно старинным и принятым обычаям.

1 Дьякон: Господин N мне приказано встретить вас острием, направленным на вашу левую обнаженную грудь, что должно показать вам, что этот предмет, являющийся предметом пытки для тела, также будет терзать вашу душу и совесть, если вы когда-нибудь выдадите тайны масонства.

ДМ: Брат 1-й Дьякон.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Никто не должен приступать к великому или важному событию, не испросив благословления божьего. Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Сопроводите кандидата в центр ложи, поставьте его на колени, чтобы совершить благодетельную молитву.

Молитва

Капеллан: О, Ты, Всемогущий Отец Вселенной ниспошли свою помощь на наше собрание и сделай так, чтобы этот кандидат в масоны мог посвятить свою жизнь на службу тебе и стать верным и преданным нашим Братом. Дай ему часть твоей мудрости, чтобы под влиянием чистых и светлых принципов нашего Братства он смог стать лучше и подняться к красотам святой жизни в честь твоего святого имени. Аминь.

Братья: Пусть будет так.

ДМ: Господин N в кого вы верите?

Кандидат: В Бога.

ДМ: Так как вы верите в Бога, ваша чистосердечность установлена. Поднимитесь, следуйте за вашим сопровождающим и ничего не опасайтесь.

Капеллан: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!»

Капеллан: «Это как драгоценный елей на голове , стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его».

Капеллан: «Это как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедовал Господь благословение и жизнь на веки» (Псалом 132).

2 Страж: Кто идет?

1 Дьякон: Это господин N. бедный кандидат в посвящение, блуждающий в потемках, который желает быть приведенным к свету и получить часть прав и привилегий этой достопочтенной ложи, работающей во славу Божью и созданную в память двух Блаженных святых Иоаннов, так как это делали все Братья, прошедшие этот путь до него.

2 Страж: Господин N является ли это вашим добровольным желанием и даете ли вы на это личное согласие?

Кандидат: Да.

2 Страж: Брат 1-й Дьякон, является ли Кандидат достойным и обладает ли он требуемыми качествами?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: Приготовлен ли он должным образом?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: По какому праву он надеется получить наши привилегии?

1 Дьякон: Потому что он человек свободный, должного возраста и хорошо себя зарекомендовавший.

2 Страж: Так как кандидат обладает всеми необходимыми качествами, сопроводите его к 1 Стражу на Западе, чтобы он был опрошен там.

1 Страж: Кто идет?

1 Дьякон: Это господин N бедный кандидат в посвящение, блуждающий в потемках, который желает быть приведенным к свету и получить часть прав и привилегий этой достопочтенной ложи, работающей во славу Божью и созданную в память двух Блаженных святых Иоаннов, так как это делали все Братья, прошедшие этот путь до него.

1 Страж: Господин N является ли это вашим добровольным желанием и даете ли вы на это личное согласие?

Кандидат: Да.

1 Страж: Брат 1-й Дьякон, является ли Кандидат достойным и обладает ли он требуемыми качествами?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: Приготовлен ли он должным образом?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: По какому праву он надеется получить наши привилегии?

1 Дьякон: Потому что он человек свободный, должного возраста и хорошо себя зарекомендовавший.

2 Страж: Так как кандидат обладает всеми необходимыми качествами, сопроводите его к ДМ, чтобы он был опрошен там.

М: Кто идет?

1 Дьякон: Это господин N бедный кандидат в посвящение, блуждающий в потемках, который желает быть приведенным к свету и получить часть прав и привилегий этой достопочтенной ложи, работающей во славу Божью и созданную в память двух Блаженных святых Иоаннов, так как это делали все Братья, прошедшие этот путь до него.

ДМ: Господин N является ли это вашим добровольным желанием и даете ли вы на это личное согласие?

Кандидат: Да.

ДМ: Брат 1-й Дьякон, является ли Кандидат достойным и обладает ли он требуемыми качествами?

1 Дьякон: Да.

ДМ: Приготовлен ли он должным образом?

1 Дьякон: Да.

ДМ: По какому праву он надеется получить наши привилегии?

1 Дьякон: Потому что он человек свободный, должного возраста и хорошо себя зарекомендовавший.

ДМ: Откуда идете вы и куда направляетесь?

1 Дьякон: От Запада к Востоку.

ДМ: Зачем покинули вы Запад и двигаетесь на Восток.

1 Дьякон: Чтобы найти свет в Масонстве.

ДМ: Поскольку кандидат отвечает всем необходимым качествам и ищет свет в Масонстве, сопроводите его к 1 Стражу на Запад, который научит его, как приблизиться к Востоку по старинным и принятым обычаям.

1 Дьякон: Брат 1 Страж.

1 Страж (вставая): Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: ДМ заявил, что вы обучите этого кандидата, как приблизится к Востоку по старинным и принятым обычаям.

1 Страж: Поставьте кандидата лицом к Востоку.

1 Страж: Господин N поставьте пятку левой ноги к середине ступни правой, образуя, таким образом наугольник, стойте прямо лицом к Востоком.

1 Страж: ДМ. Кандидат держится, как предписано.

Призыв

ДМ: Друг мой, впервые в вашей жизни, вы приближаетесь к Алтарю Франкмасонства. Но прежде чем идти дальше, я предупреждаю вас о торжественности и о значимости шага, который вы собираетесь сделать и если вы не желаете следовать дальше, уйдите, пока еще есть время. Мы принимаем в наши ряды только тех, кто исповедует высокую мораль и веру в Бога, имеет хорошую репутацию в глазах общественного мнения. Вы были избраны в члены этой ложи по вашей добровольной просьбе. Торжественные обязательства, которые мы вас попросим принять, прежде чем допустить вас к нашим работам и предоставить вам масонские привилегии, даются Богу, и единожды дав их, вы не сможете никогда от них отказаться. Я уведомляю вас, что ваши обязательства не содержат ничего противного по отношению к Богу, вашей стране, вашим близким, семье и вам самим. Уведомив вас об этом, я спрашиваю вас, готовы ли вы принять торжественные обязательства, которые принимали все вольные каменщики до вас?

Кандидат: Да.

ДМ: Тогда, подойдите к священному Алтарю Франкмасонства, встаньте на левое колено, в левую руку возьмите Библию с возложенными на ней Наугольником и Циркулем, а правую руку положите сверху.

1 Дьякон: Кандидат может принять свое обязательство.

ДМ: Составьте ложу братья. Или проще: встаньте к порядку братья.

Обязательство ученика

Господин К, если вы готовы взять обязательство ученика, повторяйте за мной: «Я, ... по своей воли и свободному желанию, перед лицом Всемогущего Бога и этой достопочтенной ложей Свободных и Принятых Вольных Каменщиков, созданной во славу и посвященной памяти двух святых Иоаннов, этим и на этом, обещаю и клянусь, торжественно и чистосердечно, что я буду хранить, оберегать и никогда, не обнаружу никаким образом секреты и тайны Старинного ордена Франкмасонов, которые я получил, и которые получу в дальнейшем кому бы то ни было, кроме как братьям ученикам, законно принятым в ложе, справедливо и должным образом учрежденной или тем, кого я признаю за таковых путем испытаний и опросов убедившись, что они являются братьями — масонами или будучи должным образом проинформирован об этом. Кроме того, я обещаю и я клянусь, что я не напишу, не вырежу, не начерчу ни одной из этих тайн, на чем бы то ни было движущем и недвижущем, чтобы ни малейшее слово, ни малейший слог, ни малейшая буква их не могли быть читаемыми или понятыми лицами, недостойными знать тайны Франкмасонства и не могли их незаконно получить вследствие моей недостойности. Я клянусь торжественно и искренне, что буду соблюдать все это без двусмысленности, увертки или мысленной оговорки какого бы рода она ни была, хранить все это в памяти. Если я когда-либо нарушу вольно или невольно свое

обязательство, пусть меня постигнет старинное и традиционное масонское наказание. Пусть поможет мне Бог хранить и держать это торжественное обязательство ученика». Для доказательства моей искренности я целую Святую Библию, находящуюся в ваших руках.

ДМ: Брат 1-ый Дьякон, снимите веревку.

ДМ: Брат мой, что вы желаете?

Кандидат: Масонского света.

ДМ: Братья, встаньте под знаком Ордена и помогите мне дать масонский свет. Вначале Бог создал землю. Земля была бесформенной и пустой, и была она в потемках. И Бог сказал: Пусть будет Свет и стал Свет. В честь этого события я говорю вам: Пусть будет масонский свет.

ДМ: Брат. теперь, когда вы получили масонский свет, вы видите Три первых Великих Светоча масонства — Святую Библию, Наугольник и Циркуль. Святая Библия нам дана, чтобы служить правилом и руководством в нашей вере. Наугольник, чтобы выверять правильность наших действий. Циркуль, чтобы ограничивать наши желания и сдерживать наши страсти по отношению к человечеству вообще и Братьям в особенности. Вы видите также Три вторичных Светоча — Солнце, Луну и ДМ Ложи. Солнце царствует днем, Луна управляет ночью, также ДМ должен царствовать в ложе и управлять ею. Три вторичных Светоча представлены тремя зажженными свечами, расположенными на Востоке, на Западе и на Юге. Я обращаю ваше особое внимание на Святую Библию. Не являясь адептом какой-либо частной веры, запрещая религиозные диспуты в своих храмах, масонство побуждает каждого своего сочлена к тому, чтобы преданно исповедовать веру, к которой он принадлежит. Франкмасонство берет всех людей доброй воли за руку и, ведет их к Престолу, где показывает открытую там Библию и побуждает каждого направлять свою жизнь согласно свету, который он нашел и получил. Если бы случалось так, что Книга Священного Закона исчезла, или ее бы скрыли, мы не смогли бы больше претендовать на высокое звание Свободных и Принятых Каменщиков. Защищайте эту Книгу Святого Закона, незыблемого как сама ваша жизнь. Защищайте ее, как вы защищали бы флаг вашей страны. Живите согласно божественным установлениям, с вечной уверенностью, что они дают вам благословленное бессмертие.

1 Дьякон: Посмотрите как ДМ на Востоке делает Шаг, (он это делает), Знак Обязательства, (он это делает), и Знак Ученика (он это делает).

ДМ: Брат Ученик, выдвинете левую ногу (он это делает), и поставьте пятку правой ноги к середине левой ноги (он это делает), образовывая, таким образом, угол. Вот Знак Обязательства (он это делает), который напоминает положение ваших рук, когда вы брали ваше обязательство. Вот Условный Знак (он это делает), в котором содержится намек на наказание, в случае нарушения вашего обязательства. Вы должны делать знак Обязательства и Условный знак, чтобы приветствовать ДМ, входя в ложу Учеников, или ее оставляя, или вставая, чтобы обратится к ДМ в ложе Учеников. Я вам про-

тягиваю теперь правую руку в знак дружбы, братской любви. Я сообщу вам прикосновение и слово, но так как вы их еще не знаете то, это сделает тот, кто, до сих пор отвечал за вас.

ДМ: Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Я храню.

1 Дьякон: Я скрываю.

ДМ: Что скрывает вы?

1 Дьякон: Все тайны Масона в масонстве, которое напоминает это прикосновение.

ДМ: Что это?

1Дьякон: Прикосновение.

ДМ: Какое?

1 Дьякон: Ученика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДМ: Вы назовете слово?

1Дьякон: Да.

ДМ: Вы хотите мне его сказать?

1 Дьякон: Но не так, как я его получил и не так, как я его сообщу.

ДМ: Как вы его сообщите?

1 Дьякон: По слогам или на половину ДМ: Начинайте по слогам.

1 Дьякон: Начинайте вы.

ДМ: Начинайте вы.

1 Дьякон: Б ДМ: О

1 Дьякон: А ДМ: З

ДМ: Боаз это слово должно всегда произноситься таким образом, по слогам или наполовину. Что оно означает?

1 Дьякон: Это наименование левой колонны храма царя Соломона, символизирующая силу.

ДМ: Встаньте, приветствуйте 1 и 2 Стражей и покажите им, что вы знаете Шаги, Знаки, Прикосновение и Слово Ученика. Офицеры, займите ваши места.

2 Страж: Кто идет?

1 Дьякон: Ученик, должным образом посвященный.

2 Страж: Как признать его за такового?

1 Дьякон: По знакам и прикосновениям.

2 Страж: Что это за знаки?

1 Дьякон: Прямоугольные, Горизонтальные и Перпендикулярные.

2 Страж: Дайте мне знак.

2 Страж: Что он означает?

1 Дьякон: Положение моих рук во время принятия моего обязательства.

2 Страж: Знаете ли вы другой знак?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: Что он означает?

1 Дьякон: Наказание, следуемое за неисполнение моего обязательства

2 Страж: Что означает прикосновение?

1 Дьякон: По нему вольные каменщики могут опознать друг друга, как в сумерках, так и при свете.

2 Страж: Покажите мне его.

2 Страж: Я храню.

1 Дьякон: Я скрываю.

2 Страж: Что вы скрываете?

1 Дьякон: Все тайны масонства.

2 Страж: Что это означает?

1 Дьякон: Прикосновение.

2 Страж: Какое?

1 Дьякон: Ученика.

2 Страж: Назовет ли он слово?

1 Дьякон: Да.

2 Страж: Можете ли вы его сказать?

1 Дьякон: Не так, как я его получил и не так, как я его сообщу.

2 Страж: Как вы его сообщите?

1 Дьякон по слогам или наполовину.

2 Страж: Начинайте.

1 Дьякон: Начинайте вы.

2 Страж: Начинайте вы.

1 Дьякон: Б

2 Страж: О

1 Дьякон: А.

2 Страж: З.

2 Страж: Ваши ответы верны.

ДМ: Брат мой, теперь я вручаю вам белый фартук из кожи ягненка. Это эмблема невинности и знак Вольного каменщика более старинный, чем Золотое Руно или Римский Орел и если вы будете его достойно носить, он будет почетнее, чем все знаки отличия, которыми вас в будущем возможно наградят принцы и короли, если они не являются вольными каменщиками. Пронесите этот знак с честью через всю свою жизнь, чтобы с вашей смертью он покрыл гроб с вашим прахом в долине печали.

Отнесите этот фартук 1 Стражу на Запад, чтобы он научил вас его носить в качестве ученика вольного каменщика.

1 Дьякон: Брат 1 Страж.

1 Страж: Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: ДМ просит вас научить брата ученика носить фартук как положено ученику вольному каменщику.

1 Страж: Брат. во время строительства Соломонова Храма разные группы рабочих отличались друг от друга тем, как они носили фартуки. Ученики

носили фартук с поднятым вверх треугольником, которым он снабжен, чтобы не пачкать свои одежды. Носите фартук таким образом, чтобы не порочить себя, ожидая дальнейшего возвышения.

ДМ: В соответствии со старинными обычаями, принятыми в любой регулярной ложе, моим долгом является потребовать от вас какого — либо металлического предмета, чтобы поместить его в архив ложи в память о дне вашего вступления во Франкмасонство. 1 Дьякон получит от вас любой металлический предмет, находящийся при вас.

1 Дьякон: У вас ничего нет? Даже одной монетки, чтобы отметить одно из наиболее важных событий вашей жизни?

ДМ: Брат мой, это показывает вам, что если когда-нибудь вы встретите человека, а тем паче брата — масона в подобном состоянии, вашим долгом будет оказать ему всяческую помощь.

Брат. так как вы теперь стали Учеником, я вам вручаю символические рабочие инструменты 24-х дюймовую Линейку и Молот. 24-х дюймовая Линейка — инструмент, использовавшийся оперативными масонами, чтобы измерять результаты их труда. Но мы, Свободные и Принятые каменщики, пользуемся ею для более славной и благородной цели — измерять наше время. Эта линейка, разделенная на 24 равных части символизирует 24 часа суток, которые нам нужно научиться разделить на три равные части. Восемь часов для служения Богу и братьям, находящимся в бедствии. Восемь часов для наших обычных дел и восемь часов для сна и отдыха. Молот использовался оперативными масонами для обработки грубого камня. Мы, Старинные Свободные и Принятые Масоны используем его для более славной и благородной цели — обнажать наше сердце и наше сознание от всех недостатков и пороков жизни, готовя, таким образом наш разум, в качестве живого камня для строительства духовного здания, которое не является делом рук человеческих, но вечного на небесах.

1-ый брат Дьякон, отведите Брата. к Северо-Восточному углу ложи.

ДМ: Брат. вы стоите там как человек и как Масон прямой и справедливый и я призываю вас всегда действовать также перед Богом и людьми. Я вам сообщаю также новое слово — «Бдительность». Оно учит вас быть бдительным во всех ваших словах и действиях, в особенности в вопросе о Франкмасонстве, когда вы будете находится в присутствии его врагов.

Брат 1 Дьякон.

1 Дьякон: ДМ.

ДМ: Отведите Брата. к Престолу.

ДМ: Сопроводите Брата. откуда он пришел, возвратите ему то, чего его лишили и подготовьте ложу к проведению инструкции.

ДМ: Брат 2 Страж.

2 Страж: ДМ.

ДМ: Призовите братьев к труду и отдыху. Они возобновят работу по удару моего молотка.

2 Страж: ДМ оповещает, чтобы вы были готовы к труду и отдыху. Он возобновит наши работы по удару молотка.

ДМ: Брат 1 Дьякон подойдите к Престолу и закройте Три Великих Светоча.

Брат внутренний Страж сообщи об этом Кровельщику.

Возобновление церемонии инициации в степень ученика

ДМ: Братья, мы возобновляем наши работы.

1 Дьякон: ДМ, стучат во внутреннюю дверь.

ДМ: Посмотрите, кто там.

ДМ: Брат мой, вторая часть вашего принятия в степень объяснит вам обряды и церемонии, через которые вы прошли.

Моральная инструкция 1 градуса

Вопрос (В): Почему вы были лишены всех металлических предметов, перед тем, как стать Масоном?

Ответ (О): По двум причинам: во-первых, чтобы не вносить в ложу какое-либо оружие. Во-вторых, потому что при строительстве Соломонова Храма не было слышно стука ни топора, ни молотка, ни какого-либо другого металлического орудия.

В: Как же такое здание могло быть построено без того, чтобы не было слышно шума?

О: Камни были обработаны в карьерах, где их добывали, дерево было приготовлено в лесах Ливана. Его доставляли лесосплавом и морем до Иерусалима, где заготовки собирали при помощи специальных аппаратов. И когда здание было построено, оно походило больше на творение Великого Архитектора Вселенной, чем на произведение рук человеческих.

В: Почему вы были ни одеты ни раздеты?

О: Масонство не оценивает человека по степени его богатства или другим внешним отличиям. Внутренние, а не внешние качества делают человека достойным внимания Вольных каменщиков.

В: Почему вы были ни обуты, ни разуты?

О: В соответствии со старинным обычаем Израильтян, о котором мы читаем в Книге Руфи «при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому. и это было свидетельством у Израиля»2. Вот почему мы действуем также, свидетельствуя об искренности наших намерений в выполняемой нами работе.

В: Почему вам завязали глаза и возложили веревку на шею?

О: По трем причинам: во-первых, чтобы мое сердце могло постигать красоту Масонства, прежде чем мои глаза могли ее созерцать. Во-вторых, чтобы я не познал тайн масонства до того как получу на это право. В-третьих, если бы я оказался недостойным быть принятым в число Вольных Каменщиков, я мог бы с помощью веревки быть выведенным из ложи, не заметив этого.

В: Почему вас просили стучать в дверь тремя раздельными ударами?

О: Чтобы объявить ложе и ДМ, что бедный кандидат, блуждающий в потемках просит быть допущенным к посвящению.

В: На что намекали три удара?

О: На строку Писания, в котором говорится: «Просите и вам дадут, ищите и найдете, стучите и вам откроют».

В: В этот момент нашли ли вы, что эта строка применима по отношению к вам и Масонству?

О: Я попросил одного из моих друзей рекомендовать меня в масонство и благодаря его рекомендации я обрел посвящение: я стучал и дверь масонства она мне открылась.

В: Почему вы были встречены острием лезвия, направленного на вашу левую обнаженную грудь?

О: Чтобы показать мне, что этот предмет, являющийся предметом пытки для тела, также будет терзать мою душу и совесть, если я когда-нибудь выдам тайны масонства.

В: Почему вы были приведены в центр ложи, поставлены на колени, чтобы произнести молитву?

О: Прежде чем приступить к какому-либо большому и важному делу, мы должны обратиться к Божьей помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В: Почему вас спросили о вашей вере?

О: В соответствии со старинным обычаем атеист не может быть Масоном. Необходимо было увериться, что я признаю Провидение, без чего никакое обязательство меня не связывало бы.

В: Почему вас взяли за правую руку, просили вас встать и следовать за вашим сопровождающим без опаски?

О: Так как я был лишен света и не мог ни предусмотреть, ни избежать опасности, меня предупредили, что я в руках верного друга, которому могу доверять.

В: Почему вас постоянно водили по ложе?

О: Чтобы ДМ, Стражи и Братья смогли убедиться, что я должным образом приготовлен.

В: Почему вы встречали препятствия при обходе ложи?

О: Эта ложа, как любая регулярная и хорошо управляемая ложа, символизирует Храм царя Соломона, где находились посты охраны Юга, Востока и Запада, чтобы никто не мог проникнуть в Храм без царского соизволения. Таким образом, я должен был встретить различные препятствия и должным образом опрошен на каждом из этих сторожевых постов.

В: Почему вас поставили на левое обнаженное колено, а не на правое или на оба?

О: Левая сторона всегда рассматривается как наиболее слабая часть человеческого тела. Мне показывали, таким образом, что меня принимают на скромную в масонстве роль, роль простого Ученика.

В: Почему вашу правую руку положили на Святую Библию, Наугольник и Циркуль, а не левую или не две?

О: Нашими Братьями со старинных времен правая рука рассматривается как знак верности. Они поклонялись божеству «Верность», изображавшемуся или с двумя правыми руками или двумя персонажами державшимися друг за друга правыми руками. Поэтому правая рука свидетельствует о верности той работе, в которую мы вовлечены.

В: Почему вам предложили фартук из белой кожи ягненка?

О: Ягненок всегда был эмблемой невинности. Это должно напоминать мне необходимость соблюдать чистоту в жизни и поведении, что необходимо для моего допуска в Небесную Ложу, управляемую Великим Архитектором Вселенной.

В: Почему от вас потребовали металлического предмета?

О: Чтобы напомнить мне, что если я когда-либо встречу человека, особенно Масонского Брата, в бедности, я помог бы ему по мере моих сил и средств.

В: Почему вас поместили в Северо-Восточном углу ложи?

О: Во время строительства общественных зданий и, в частности, Масонских Храмов первый камень закладывали в Северо-Восточном углу. Так и Ученика помещают на Северо-Востоке ложи, чтобы он получил первую масонскую подготовку, на основе которой в будущем он должен построить духовное и масонское здание.

Примечания

1 См., например: Solis J. Guide pratique de la Franc-mafonerie. Rites, systemes, organizations. - P., 2004. - P. 48-49.

2 Руфь. 4. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.