Научная статья на тему 'Зарождение и развитие масонства в современной России'

Зарождение и развитие масонства в современной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие масонства в современной России»

Из ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОСТИ

С.П. Карпачев

Зарождение и развитие масонства в современной России

После освобождения от коммунистической диктатуры в свободной России появились предпосылки для создания гражданского общества западного типа. Одним из его институтов является масонство. Большая часть отечественных словарей и энциклопедий1 определяют масонство как религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII в. в Англии и распространившееся по всему миру. Однако сами масоны не без основания отрицают религиозный характер своей организации. В частности, практически все масонские конституции и регламенты строго запрещают религиозные (как и политические) дискуссии в своих структурных подразделения (ложах). Автор статьи определяет масонство как философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам такие этические требования, как признание равенства всех людей независимо от их расовой, национальной, религиозной, социальной принадлежности, материального достатка, участие во взаимопомощи и филантропии, стремление к совершенствованию себя и окружающего мира2.

Несмотря на незначительный срок существования масонства в современной России, оно имеет определенную историографию3.

На сегодняшний день в складывающемся корпусе исторических источников, посвященных современному масонству в России, можно выделить пять групп: 1. Материалы прессы, информация в газетных статьях и заметках. 2. Интервью с различными масонскими деятелями. 3. Воспоминания. 4. Интернет — источники: материалы сайтов Великой Ложи России (далее — ВЛР) — freemasonry. ru, Русской Великой регулярной Ложи, нерегулярной и непризнанной «Великой Ложи России» (ВЛР) — mason.ru. 5. Телевизионные материалы4. Эти источники, на наш взгляд, достаточно репрезентативны и дают адекватную картину современной истории и состояния отечественного масонства.

Материнскими ложами для российского масонства стали французские объединения Великий Восток Франции (ВВФ), Великая Ложа Франции, Великая

Национальная ложа Франции. Это объясняется тем, что во Франции с 1920-х гг. ХХ в. существовали достаточно многочисленные российские масонские ложи этих орденов, состоявшие из эмигрантов, не оставлявших надежд на возрождение «королевского искусства»5 на покинутой родине. С началом демократизации в СССР каждый из французских орденов избрал свой путь к этому

Инициатива по переносу «ростков масонского дерева» в Россию принадлежала Великому Востоку Франции. После встречи его руководителей с советскими дипломатами, произошедшей до мая 1990 г., стало ясно, что Советские власти не будут препятствовать созданию масонских мастерских в СССР6. В этом же году в ложу «Братское дело» был посвящен ГБ. Дергачев7, а затем еще несколько россиян.

Большую роль в организации лож Великого Востока Франции в России сыграл А.В. Липский — сын русских эмигрантов, офицер французской армии, кавалер Ордена Почетного легиона. Со времен Второй мировой войны он был ревностным приверженцем Великого Востока8. Ему удалось реализовать мечту и цель жизни — способствовать возрождению социально-либерального масонства9 на исторической родине.

28 апреля 1991 г. в Москве была открыта первая в истории современной России ложа Великого Востока Франции, получившая название «Северная Звезда». Позже появилась ложа «Свободная Россия». 11 июля 1993 г. были инсталлированы мастерские «Северные Братья», «Девять Муз». В мае 1994 г. была образована «Полярная Звезда» в Архангельске, затем «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге. 12 января 1996 г. возникла московская ложа «Возрождение», которая так и не прошла процесс инсталляции.

Однако в 1996 г. при попытке создания собственного национального Ордена российские ложи Великого Востока Франции пережили острый кризис и практически прекратили существование. К настоящему времени Великий Восток Франции имеет в России единственную мастерскую «Москва», созданную в 1997 г., насчитывающую порядка десятка человек.

Несколько по-иному проходило воссоздание в России масонства Великой Ложи Франции. В 1988 г. она организовала в Париже «Русское масонское Содружество», куда вошло 45 масонов российского происхождения. Ведущую роль в нем играл родившийся в 1916 г. в Одессе писатель и переводчик К.В. Мильский10. По его инициативе в январе 1991 г. на основе «Русского масонского Содружества» в составе ВЛФ была открыта русскоязычная ложа «Александр Пушкин». Ее руко -водители провели через радиостанцию «Свобода» несколько передач на Россию и, получив письма россиян, пригласили их во Францию, где посвятили некоторых из них в масонство. Вернувшись в Россию, они в дни августовского путча 1991 г. открыли в Москве ложу «Николай Новиков», 30 октября 1993 г. — «Лютецию» и в августе 1994 г. — «Сфинкс» в Петербурге. Две последних мастерских прекратили свою работу в 1997 г., а первая мастерская, насчитывающая в своем составе около десятка членов, продолжает деятельность, иногда проводя совместные работы с ложей «Москва» Великого Востока Франции.

Не осталась в стороне от создания лож в России и представительница регулярного масонства — Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ). Их выдающимся организатором стал отставной французский полковник, историк и публицист М.В. Гардер (1916-1993) — выходец из саратовских дворян, сын белого офицера, участник французского Сопротивления, прошедший через гитлеровские концлагеря11. Большую помощь в организации российских лож регулярного масонства, переводе его ритуалов на русский язык оказал вольный каменщик высоких степеней посвящения, выходец из семьи русских эмигрантов, химик по образованию, более известный как исполнитель русских народных песен К.Н. Котляров (1930-2002)12.

12 января 1992 г. в Москве ВНЛФ была создана ложа «Гармония». Пер -воначально она состояла из 12 человек. В сентябре этого же года она была инсталлирована по масонским правилам представителями ВНЛФ. Позже были основаны «Лотос» (Москва), «Астрея» (Петербург), «Гамаюн» (Воронеж), «Аврора» (Москва, англоязычная для иностранцев). В 1995 г. эти мастерские образовали Великую Ложу России (ВЛР). Ее первым Великим Мастером (1995-2002) стал Г.Б. Дергачев, перешедший в регулярное масонство.

После кризиса системы ВВФ в России в 1996 г. под юрисдикцию ВЛР перешли архангельская «Полярная Звезда», получив № 6, а также ряд братьев из лож Великого Востока. В этом же году был образован «Юпитер» № 7. 28 апреля 1998 г. была создана и 12 июня того же года инсталлирована исследовательская мастерская <^иеШог Согапай» («Четверо Коронованных») под № 8. 28 ноября 1998 г. была основана ложа «Северное Сияние» № 9 из представителей армянской диаспоры в Москве, 6 марта 1999 г. — «Братская Любовь» № 10. Мастерская была представлена как «путешествующая» и предназначалась для болгар и турок, как проживающих в России, так и временно посещающих ее. Летом этого же года ВЛР откликнулась на празднование 200-летия со дня рождения поэта основанием ложи «Пушкин» № 11. В начале нового века под юрисдикцией ВЛР были образованы «Орион» № 15, «Феникс» № 16, «Изида и Озирис» № 17, армянская «Сер» («Любовь»), позже переданная под юрисдикцию Великой ложи Армении. Под юрисдикцию ВЛР перешли также ложи «Созвездие» и «Доблесть», основанные на территории России гражданами Молдавии. Продолжилось создание лож в провинции. В 2000-2002 гг. были созданы ложи во Владивостоке («Тихоокеанское побережье» № 12), в Ярославле («Федор Волков» № 14), Мурманске («Северные братья» № 19), Калининграде («Под тремя коронами» № 22), Новосибирске («Альфа и Омега» № 23). В 2003 г. представители азербайджанской диаспоры в Москве создали в рамках ВЛР ложу «Дружба» № 24. В 2004-2006 гг. в Москве были организованы ложи «Белый рыцарь» № 25, совместная российско-итало-американская «Треугольник Хирама» № 26, «Цитадель» № 27. В 2007 г. в Воронеже была создана вторая ложа «Святой Грааль» № 28. Как следует из материалов сайта ВЛР в ее составе появилась и ложа «Форпост» под № 30, основанная в мае 2008 г. в Магнитогорске. Однако далеко не все масонские

мастерские оказались жизнеспоособными. В частности, из-за недостаточного количества членов и бездействия были закрыты ложи в Архангельске и Мурманске. В настоящее время приостановлена деятельность лож «Орион», «Доблесть», Созвездие», «Белый рыцарь».

Российские регулярные масоны, работая по Древнему и Принятому Шотландскому Ритуалу, получали высшие степени (4-33)13 и в 1996 г. смогли создать Верховный Совет для России — орган, руководящий ложами высших градусов. Под юрисдикцией этого органа работают ложа усовершенствования «Сократ» (4-14 степени посвящения), капитул «Роза России» (18-я степень), ареопаг «Святой Георгий» (30°), трибунат «Озирис» (31°), консистория «Михаил Гардер» (32°), Верховный Совет России (33°). Возглавляет Верховный Совет ДПШР для России Великий Командор. В 2002-2003 гг. им был ГБ. Дергачев. В 2004 г. ряд братьев посетили Англию с целью создания новой системы высших градусов Королевской Арки.

ВЛР совместно с другими мировыми Орденами принимает участие в организации новых национальных Послушаний. В частности, при ее участии была создана Великая ложа Армении, в сентябре 2005 г. — Великая ложа Украины. Верховный Совет ДПШР принимал активное участие в создании аналогичной структуры в Литве (май 2006 г.).

Великая ложа России официально зарегистрирована как некоммерческое партнерство по развитию масонских традиций «Великая ложа Древних и принятых вольных каменщиков». Ее признанали 90 Великих Лож мирового регулярного масонства.

В настоящее время Великим Мастером ВЛР стал А.В. Богданов, в 2008 г. выдвигавший свою кандидатуру на пост Президента РФ14.

Развитие российского регулярного масонства сопровождается кризисами. Так, в начале 2001 г. из состава ВЛР вышли несколько мастерских и примерно половина ее членов. 16 апреля 2001 г. на Ассамблее они создали Русскую Великую Регулярную Ложу (РВРЛ) К 2007 г. эта организация насчитывала более 100 человек и 10 лож, в том числе 3 Петербургских («Астрея», «Воскресенье» и «Три звезды»), объединенные в Великую Провинциальную ложу Петербурга во главе с Великим Провинциальным Мастером. РВРЛ была официально зарегистрирована в качестве некоммерческого партнерства «Ассоциация развития искусства обработки камня Русская Великая Регулярная Ложа», имела свой юридический адрес и храм. Однако за пять лет своего существования РВРЛ не добилась признания какого-либо масонского ордена и по масонским понятиям числилась «дикой ложей», т.е. не имеющей официального масонского статуса.

В 2006 г. ВЛР испытала новый кризис. Из нее вышел ряд братьев, сохранив за собой название ВЛР, но избрав собственного Великого Мастера и состав Великих офицеров. Однако международное масонство поддержало «старую» ВЛР с прежним руководством. К этой «новой» нерегулярной и непризнанной «ВЛР» в 2007 г. присоединилась РВРЛ. Таким образом, «дикая» «ВЛР» стала насчитывать порядка 200 человек.

Социопрофессиональный состав российского масонства не раз освещался в источниках. Все они отмечают в составе российского масонства наличие преподавателей вузов, представителей гуманитарной интеллигенции, врачей, офицеров, в основном отставных, журналистов, коммерсантов, инженеров, предпринимателей, «даже работников бывшего КГБ»15. Особо отмечают источники отсутствие среди российских вольных каменщиков олигархов и действующих политиков.

Существующие источники показывают, что численность всех ветвей российского масонства на протяжении всего периода его существования в современной России колеблется в пределах 300-400 чел. и не имеет тенденции к постоянному увеличению. Очевидно, это свидетельствует о его неустойчивом и переменном составе. Скорее всего, отечественное масонство состоит из достаточно крепкого, но небольшого ядра (порядка 100 чел.) постоянных членов и лиц вступающих и выходящих из него.

По словам Великого Оратора Великой ложи России Романа Кулакова16 способ формирования российских лож не претерпел существенных изменений за всю историю Ордена: «число российских вольных каменщиков растет за счет знакомств». Много желающих вступить в орден обращаются на интернетовский сайт ВЛР. С ними встречаются, проводят беседы. Однако отбор, по словам Великого Оратора, строгий, ибо желающих вступить в братство и так очень много, а масонство не занимается пропагандой или саморекламой и не форсирует свою численность. Принимают в ложу с 21 года. Возраст братьев составляет 30-55 лет. Есть примеры складывания масонских династий, когда в ложи принимаются сыновья вольных каменщиков.

Вольные каменщики должны верить в Бога и бессмертие души (конкретная конфессия значения не имеет), быть человеком «свободным и добрых нравов», что проверяется собеседованием.

С середины 1990-х гг. взнос при вступлении в ложу (он, как правило, равен годовому) увеличился с 50 до 100 долларов. Братья платят также за повышение в масонские степени, вносят добровольные пожертвования. Для последних существует специальный инструмент под названием «Кружка вдовы». Средства, собранные в нее, идут на благотворительность. Ведает ими офицер ложи, имеющий звание «Дародатель». Масонские правила отмечают, что принцип взаимопомощи не должен вступать в конфликт с должностными обязанностями, законодательством, семейными и личными интересами.

Деятельность масонских лож, в том числе и на ниве благотворительности зависит, очевидно, от конкретных обстоятельств. Например, бывший офицер воронежской ложи «Гамаюн» Леонид Диденко писал: «Никакой общественной и политической деятельности ложа «Гамаюн» никогда не вела и, соответственно не получала никаких указаний по этому поводу от вышестоящих масонских организаций (равно как никогда никем не финансировалась). Более того, ложа не вела даже благотворительной деятельности (что, собственно, является основным занятием масонских организаций во всем мире) по той

банальной причине, что большинство ее членов были довольно бедны. В мое время все сводилось к разговорам и надеждам на будущее17».

Масонские собрания посвящены духовно-просвятительной практике. На них заслушиваются и обсуждаются «зодческой работы», организационные вопросы, происходят возвышения в масонские степени. В ложах существует строгий запрет на обсуждение религиозных и политических вопросов. Строго подчеркивается принцип: «регулярное масонство — вне политики». Адепт ордена должен находиться в каждой масонской степени минимум полгода, остальное зависит от степени его усердия. Максимальный срок полномочия Великого Мастера — три года. На братских масонских трапезах («Агапах»), проходящих после собраний первый тост произносится за Россию, второй за законно избранную власть, за Президента России. Важнейший масонский принцип — безусловная законопослушность.

Если в середине 1990-х гг. российские масоны не имели своего помещения и собрания проходили благодаря предоставлению кем-либо офиса, спортзала или учебной аудитории, то в настоящее время обе основных масонских структуры официальная ВЛР и Непризнанная ВЛР имеют постоянные помещения, специально оборудованные под масонский храм.

Вывешенная на сайте ВЛР Конституция состоит из четырех разделов: основополагающие принципы; двенадцать принципов регулярности; обязанности масонов; основные принципы признания Великой ложи.

В Конституции определяется, что масонство происходит из средневековых цеховых гильдий строителей — каменщиков, что оно основывается на «нерушимой вере всех его посвященных во Всевышнего Бога», что его основными принципами является «Познай самого себя» и «твори другому то, что желал бы, чтобы творили тебе». Масонство определяется здесь как «свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящихся к осуществлению идеалов мира, любви и братства». Своими целями оно считает «нравственное усовершенствование человечества и практику истинной благотворительности». Конституция требует от посвященных уважения к чужому мнению и налагает строгий запрет на любые дискуссии по политическим и религиозным вопросам. Формулирует Конституция и предъявляемые к братьям моральные требования. Среди них безупречная репутация, лояльность к законным властям, благоразумие, признание труда высшим долгом человека, помощь братьям, человеколюбие, спокойствие и твердость характера, верность долгу и пр.

Документ представляет ВЛР философско-этическим сообществом, целью которого является нравственное самосовершенствование как его адептов, так и всего человечества. Широкий простор предоставляет Конституция для толкования многих ее положений. Например, что есть «истинная» благотворительность и чем она отличается от неистинной, что есть «добрые нравы» и «безупречная репутация» и др.? Как и подавляющее большинство источников законодательного характера Конституция,

очевидно, является некой планкой, абстрактным идеалом, тем самым «храмом», к которому ведет бесконечная дорога «обтесывания дикого камня собственной души».

Сами названия опубликованных в Интернете «зодческих работ» братьев говорят об их символической и философско-эзотерической направленности: «Герметическая традиция в масонстве», «Легенда о Великом Инквизиторе и философия масонства», «Символика камня», «О понятии свободы в масонстве», «О символике тройного ТАУ в масонстве и мифологии» и т.д.

Вывешенный на сайте ВЛР Генеральный Регламент организации позволяет заглянуть в структуру и механизм ее функционирования. Высшая законодательная власть в ордене принадлежит Ассамблее. Она собирается раз в год, на ней присутствуют делегаты от всех лож, она формирует исполнительную власть — Верховный Державный Комитет и Совет Великих офицеров. Регламент определяет административный состав, как мастерских, так и Великой ложи, прописывает их функциональные обязанности.

На основании вышеприведенного материала можно сделать вывод, что современное отечественное масонство крайне малочисленно Оно состоит из профессионально и социально состоявшихся мужчин среднего возраста, занятых в сфере интеллигентного труда, а также представителей мелкого и среднего бизнес-класса с крайне малочисленным включением представителей относительно крупного капитала. Современное российское масонство в соответствии с его основополагающими принципами не является политически ориентированным и не ставит перед собой каких-либо политических задач. Как и в мировом, прежде всего регулярном масонстве, основным занятием российских вольных каменщиков являются ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, символические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержат само себя. Это не дает российским масонам возможности выступать с какими-либо социальными или благотворительными проектами. Несмотря на это, отечественное масонство или скорее его руководство, насчитывающее едва ли более десятка человек, включено в мировое братство, имеет официальное признание со стороны сотни масонских Орденов. Все это говорит о крайне слабой укорененности движения в российской почве, отторжении российской действительностью чуждых ей идеалов высокоразвитой западной цивилизации, неспособности российских этносов к восприятию ее элементов.

В целом масонство социокультурный элемент западной цивилизации, и, очевидно, его успехи в иных условиях зависят от степени их приближения к европейским основам и ценностям. Современный интеллектуальный, идейный, моральный уровень российского общества не дает оснований надеяться на широкое развитие Королевского искусства на просторах Отечества в ближайшем будущем.

Примечания

1 См.: http://slovari.yandex.ru

2 Подробнее см.: Карпачев С. П. Тайны масонских орденов. Ритуалы «вольных каменщиков». - М., 2007. - С. 7-9.

3 См., например: Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. - СПб., 1999. - С. 332-343; Карпачев С. П. Путеводитель по масонским тайнам. - М., 2003. - С. 124-126; Он же. Тайны масонских орденов... - С. 146-159; Брачев В. С. Масоны и власть в России. - М., 2003. - С. 568-623.

4 Источниковедческий анализ этих материалов см.: Карпачев С. П. Начало формирования корпуса источников по истории современного масонства в России // Вопросы отечественной истории и историографии: Межвуз. сб. научн. трудов. - Вып. 9. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - С. 52-63.

5 Одно из самоназваний масонства.

6 См.: Серков А. Придет ли к нам Великий Восток // Родина. - 1993. - № 11. -С. 87.

7 О нем см.: Масон масона не обидит. Интервью с Великим магистром Великой национальной ложи России Георгием Дергачевым // Труд. - 13 августа 1997 г.; Брачев В. С. Русское масонство ХХ века. - СПб., 2000. - С. 235, 239, 242; Он же. Масоны и власть. - С. 575-615, 633; Соловьев О. Ф. Масонство: Словарь-справочник. - М., 2001. - С. 131, 205; Он же. Русские масоны от Романовых до Березовского. - М., 2004. - С. 17, 24, 463, 464-465, 480, 482, 495-496, 497, 505; Калашников В. «Вольные каменщики» строят единую Европу. Усилия ордена поддержали в администрации российского Президента // НГ. - 5 октября 2001 г.; Ткаченко-Гильденбрант В. Под двумя двуглавыми орлами к десятилетию возрождения регулярного масонства Древне-принятого шотландского ритуала в России. Интервью с главой Великой ложи России, великим командором регулярного масонства Георгием Дергачевым // Российский Кто есть кто. - 2002. - № 3 (30). -С. 43-46; Карпачев С. П. Путеводитель. - С. 126, 282; Он же. Тайны масонских орденов. - С. 152; Московский государственный заочный педагогический институт. Очерки истории (1951-1990). - М., 1991. - С. 54.

8 Подробнее см.: Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000: Энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 482.

9 О либеральном и регулярном масонстве см.: Карпачев С. П. Тайны масонских орденов. - Гл. 1.

10 См.: Серков А. И. Русское масонство. - С. 547.

11 См.: Там же. - С. 221.

12 См.: Там же. - С. 425.

13 О высших градусах и ритуалах см.: Карпачев С. П. Тайны масонских орденов. - С. 15, 332-347.

14 О нем см.: Коммерсантъ-Власть. - 2007. - 27 августа. - № 33(737). - С. 34-35; Комсомольская правда. - 30 августа - 6 сентября 2007 г. - № 126-т/35 (23959-т). -С. 4-5; Известия. - 12 октября 2007 г.; 12 февраля 2008 г.; НГ. - 6-7 июля 2007 г.; Аргументы и факты. - 1 августа 2007 г.; Твой ДЕНЬ. - 25 января 2008 г. - С. 5.

15 См.: Лебедева Е. Каменщики вне политики // Московские Новости. - 20-27 августа 1995 г. - № 56; Липский А.: «Я возродил масонство в России» // Архангельск. -18 июня 1994 г.; Тульская М. Масоны пьют за президента. Вольные каменщики

не стремятся к захвату власти, утверждает Оратор Великой ложи России Роман Кулаков // НГ Религии. 16 июня 2004

16 Тульская М. Масоны пьют за Президента. Вольные каменщики не стремятся к захвату власти, утверждает Оратор Великой ложи России Роман Кулаков // НГ Религии. - 16 июня 2004 г.

17 Михайлина Е. Призрак заговора // Московский комсомолец. - 9 августа 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.