Педагогические технологии
51
О. КОНОНОВА, начальник отдела О. МАРТЫНЕНКО, доцент О. ЗАБЕЛИНА, зам. директора библиотеки
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Уровень комплексной учебно-методической обеспеченности образовательных программ ВПО является одним из наиболее значимых параметров, определяющих качество подготовки специалиста. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с переходом к новой образовательной парадигме, смещающей акцент на самостоятельную работу студентов, индивидуализацию подхода к формированию образовательных траекторий. С введением в российских вузах системы зачетных единиц, широким внедрением индивидуальных учебных планов и нелинейной организации учебного процесса проблема информационного и учебно-методического обеспечения образовательных программ встанет еще более остро.
Университетские научные и учебные издания относятся к разряду малотиражных. Производство таких изданий - ощутимая статья расходов для любого университета, их распространение обычно ограничено потребностями самого университета-издателя, а выход на внешний рынок не входит в концепцию основной деятельности образовательного учреждения. Это с одной стороны. С другой стороны, университету требуется значительное время, чтобы методически обеспечивать образовательный процесс, т.к. учебно-методическая работа преподавателей вуза зачастую не поспевает за его потребностями. Выход из этой, на первый взгляд тупиковой, ситуации есть - объединить усилия отдельных вузов по созданию учебно-методического обеспечения учебного процесса и таким образом минимизировать затраты на его производство. Суть предлагаемой нами стратегии состоит в организации обменного фонда (хранилища) учебных и научно-методических ресур-
1п1егпе1-репозиторий образовательных и научных ресурсов
сов и полнотекстового доступа к ним через Интернет.
Как сформировать подобный фонд? Конечным пунктом, куда попадают научные и учебные разработки преподавателей, является издательство. После прохождения ре-дакционно-издательской подготовки макеты рукописей передаются в типографию и одновременно размещаются (публикуются) издательством на сайте (портале) учебных цифровых материалов. Но этого явно недостаточно. Любой современный книгофонд или архив должен обеспечивать оптимальный поиск необходимой информации, а также предоставлять пользователям дополнительные сервисы и услуги, гарантирующие быстроту и эффективность формирования и выполнения запроса, получение необходимой информации в удобном для пользователя виде. Таким образом, обменный фонд (хранилище) учебно-методических ресурсов должен иметь: полнотекстовую базу данных электронных ресурсов, оптимальный набор метаданных для каждого из представленных электронных ресурсов, эффективную поисковую систему, возможность сортировки информационных ресурсов по выбранным критериям, возможность регистрации и распределенный доступ к ресурсам.
Для электронного книгофонда, основанного на информационных технологиях и обладающего вышеперечисленными свойствами, предлагается использовать термин ¡Мегпе^репозиторий. Под 1ШетпеРрепози-торием понимается электронная коллекция, куда поступают и где хранятся учебные и научные труды одного или нескольких вузов.
¡Мегпе^репозиторий образовательных и научных ресурсов ВГУЭС является комп-
52
Высшее образование в России • № 4, 2006
лексом автоматизированных систем с распределенным доступом и включает:
■ методический сервер «АВС», где размещаются электронные аналоги учебно-методических и научных изданий преподавателей университета. Доступ к ресурсам и сервисам осуществляется через специализированный веб-сайт цифровых учебно-методических материалов (http://abc.vvsu.ru), позволяющий просматривать все издания в полнотекстовом варианте;
■ интегрированная обучающая среда «Авант» (ИОС), реализующая сетевые технологии обучения. В настоящий момент в «Аванте» зарегистрировано более 40 сетевых курсов, предназначенных как для использования в аудитории, так и для самостоятельного изучения дисциплины. Доступ к ресурсам и сервисам осуществляется через специализированный веб-сайт (http:// avanta.vvsu.ru). Основное назначение ИОС
- реализация распределенной модели обучения через использование сервисов и устройств информационных сетей, технологий Internet, Java и СУБД;
■ сервер интерактивного тестирования обучаемых (СИТО) (http://cito.vvsu.ru/), предназначенный для промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине, проверке остаточных знаний студентов при проведении государственной аттестации выпускников с помощью тестовых заданий. Банк тестовых заданий содержит более 500 единиц. СИТО может использоваться в учебном процессе любой формы обучения.
В 2005 г. ВГУЭС получил грант по научной отраслевой программе "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования"; тема
- «Создание Internet-репозитория образо-вательныхи научных ресурсов на базе Дальневосточного образовательного округа».
Целью проекта является совершенствование инструментария для формирования информационного пространства распределенного доступа к учебной и научной малотиражной литературе, банку тестовых заданий и другим учебным ресурсам регио-
нального уровня Дальневосточного федерального округа. Проект предполагает:
■ изучение, обобщение и анализ сложившейся практики использования 1п1ег-пе1-репозиториев в университетах Дальневосточного округа;
■ обоснование нормативно-правовых оснований функционирования ¡Мегпе^ре-позиториев;
■ трансляцию методики и технологии наполнения и использования ¡Мегпе^репо-зиториев на вузы Дальневосточного федерального округа;
■ разработку модели взаимодействия вузов на уровне региона по предоставлению свободного доступа к учебным и научным ресурсам через систему вузовских 1йегпе1:-репозиториев.
На первом этапе был проведен анализ учебных и научных электронных ресурсов, разработанных и размещенных на шеЬ-сай-тах, образовательных порталах вузов ДВФО, рассмотрены технологии предоставления доступа к ресурсам. Не со всеми коллекциями мы смогли познакомиться в связи с ограниченным доступом к ним. Из тех, что мы смогли просмотреть, интерес вызвали коллекции учебных и научных ресурсов, представленные на сайтах пяти университетов (табл. 1).
Следует отметить, что из всех коллекций учебных материалов только три (по количеству представленных материалов, по технологии их размещения и организации поиска) наиболее близки к понятию 1п1ег-пе1-репозитория. Это фонды Дальневосточного государственного университета путей сообщения ДВГУПС (г. Хабаровск), Бурятского государственного университета и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Анализ состава ресурсов, размещенных на сайтах вузов Восточной и Центральной Сибири (всего за время работы по проекту было просмотрено 84 сайта вузов ДВФО и Сибири), позволил сделать вывод, что в основном здесь представлены сведения о профессорско-преподавательском составе
Педагогические технологии
53
Таблица 1
Название Интернет-адрес Типы ресурсов, представленных на сайте* Характеристика доступа
Бурятский государственный университет www.bsu.ru У, УПР, УП, УМ, Н Свободный
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса www.vvsu.ru У, УПР, УП, УМ, Н Ограничен
Дальневосточный государственный университет путей сообщения www.dvgups.ru У, УПР, УП, УМ Ограничен
Тихоокеанский государственный университет www.khstu.ru У, УПР, УМ Свободный
Хабаровская государственная академия экономики и права www.ael.ru У, УПР, УП, УМ Свободный
*Н - научные, УПР - учебно-программные, У практические, УМ - учебно-методические ресурсы.
учебно-теоретические, УП - учебно-
вуза, условиях поступления, образовательных программах, структуре.
Анализ выявленных электронных материалов учебного назначения показал, что технологии их размещения и предоставления доступа к ним настолько различны, что практически не поддаются обобщению. Не существует единого подхода к унификации и систематизации данных, представленных в свободном доступе на сайтах вуза, что значительно затрудняет поиск.
Выполненнаянаучно-исследовательская работа позволила осуществить мероприятия по инициированию и реализации управленческих преобразований в университете,
способствовала централизации сведений об учебно-методических фондах и фондах информационных материалов вузов Дальневосточного региона.
Продвижение разработанной технологии 1п1егпе11-репозитория позволит вузам-партнерам не только получить доступ к необходимой информации и существенно повысить качество учебного процесса, но и сократить финансовые расходы каждого из вузов на его организацию, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, решить проблему распространения и окупаемости малотиражной вузовской кни-гопродукции.