G. I. Latyshenko, D. A. Latyshenko
IMPROVEMENT OF EFFECTIVE MANAGEMENT MECHANISM OF INVESTMENT PROCESSES AT REGIONAL PITCH
The exposure of the main tendencies that allow enhancing the effectiveness of investment processes management at regional pitch is given. Peculiarities of the investment adjustment in Krasnoyarsky region are considered.
Принята к печати в апреле 2006 г.
УДК 371.214.45:378.1.4.014.08
О. В. Кононова, О. О. Мартыненко, О. Б. Забелина
ЮТЕКОТТ-РЕПОЗИТОРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫ1Х РЕСУРСОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Обобщен опыт по созданию и использованию 1Мегпе^репозитория образовательных ресурсов университета, обеспечивающий распределенный доступ к полнотекстовым аналогам учебных изданий, представлен обзор сайтов образовательных ресурсов высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири.
Уровень комплексной учебно-методической обеспеченности образовательных программ ВПО является одним из наиболее значимых параметров, определяющих качество подготовки специалиста. Особенно актуальной она становится в связи с переходом к новой образовательной парадигме, смещающей акцент на самостоятельную работу студентов, индивидуализацию подхода к формированию образовательных траекторий. С введением в российских вузах системы зачетных единиц, широким внедрением индивидуальных учебных планов и нелинейной организации учебного процесса проблема информационного и учебно-методического обеспечения образовательных программ встанет еще более остро.
Результатами учебно-методической и научной деятельности университета являются учебные и научные издания, тестовые материалы, интенсивность и эффективность использования которых зависят от разнообразия форм и обеспечения университетом свободного доступа к этим материалам. Университетские научные и учебные издания относятся к разряду малотиражных изданий. Создание, производство таких изданий - ощутимая статья расходов для любого университета, в том числе и зарубежного. Распространение же такого издания ограничено обычно рамками и потребностями самого университета-издателя. Выход на внешний рынок не является целью для университета, так как данная задача не входит в концепцию основной деятельности образовательного учреждения, с одной стороны, а с другой - университету требуются годы и годы, для того чтобы методически обеспечить образовательный процесс, так как научно-методическая деятельность была и остается наиболее творческим, зачастую неподвластным временным рамкам видом образовательной деятельности. Учебнометодическая работа преподавателей вуза постоянно не поспевает за потребностями учебного процесса. Вводятся и выводятся из учебных планов дисциплины, меняются государственные стандарты и законодательства, откры-
ваются новые направления подготовки, в результате, говоря сегодня о достаточной обеспеченности образовательного процесса, уже завтра нам придется констатировать ее явно недостаточный уровень. Выход из этой, на первый взгляд тупиковой, ситуации есть - объединить усилия отдельных вузов по созданию учебно-методического обеспечения учебного процесса, и таким образом минимизировать затраты на его производство и распространение. Реализация этой возможности состоит в создании обменного фонда (хранилища) учебных и научно-методических ресурсов и обеспечения полнотекстового доступа к ним через Интернет.
Как сформировать подобный фонд? Конечным пунктом, куда попадают научные и учебно-методические разработки преподавателей, является издательство. После прохождения редакционно-издательской подготовки макеты рукописей передаются в типографию и одновременно размещаются (публикуются) издательством на сайте (портале) учебных цифровых материалов. Но этого явно недостаточно. Любой современный книгофонд или архив должен обеспечивать оптимальный и быстрый поиск необходимой информации, а также предоставлять пользователям дополнительные сервисы и услуги, обеспечивающие быстроту и эффективность формирования и выполнения запроса, получение необходимой информации в удобном для пользователя виде. Для обеспечения этих условий фонд учебно-методических ресурсов должен иметь:
- полнотекстовую базу данных электронных ресурсов;
- метоописания каждого из представленных электронных ресурсов;
- эффективную поисковую систему;
- возможность сортировки данных по выбранным критериям;
- возможность регистрации и распределенный доступ к ресурсам;
- возможность формирования электронных запросов.
Для определения электронного книгофонда, основанного на информационных технологиях и обладающего вышеперечисленными свойствами, используется термин Internet-репозиторий. Repository - хранилище данных, архив данных. [Microsoft Press Толковый словарь по вычислительной технике : пер с англ. М. : Издательский отдел «Русская редакция»,1995. С. 329].
Репозитории могут включать в себя метаописания учебных и научных ресурсов; полнотекстовые электронные документы; мультимедийные документы и др.
В данной работе под репозиторием понимается электронная коллекция, в которую поступают и хранятся научные и учебные ресурсы различного назначения.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса внедрена (ВГУЭС) и успешно используется технология размещения в сети материалов учебного назначения (Internet-репозиторий), в том числе электронных аналогов полиграфических учебных и научных изданий и предоставления распределенного доступа к ним как внутренних, так и внешних пользователей. Internet-репозиторий учебных и научных ресурсов даже на уровне вуза позволяет студентам всех форм обучения получить свободный доступ к этим ресурсам, в том числе к учебной и научной литературе, в режиме реального времени. Простота освоения механизмов использования Internet-репозитория любым пользователем независимо от его квалификации, стандартность форматов представления данных, доступность во времени и пространстве улучшает экономическую составляющую учебного процесса без потери качества обучения.
Internet-репозиторий образовательных и научных ресурсов ВГУЭС является комплексом автоматизированных систем распределенного доступа:
- методический сервер «АВС», где размещаются электронные аналоги учебно-методических и научных изданий преподавателей университета. Доступ к ресурсам и сервисам осуществляется через специализированный web-сайт цифровых учебно-методических материалов (http://abc.vvsu.ru/) и позволяет размещать и просматривать все издания в полнотекстовом варианте;
- интегрированная обучающая среда (ИОС) Аванта, реализующая сетевые технологии обучения. В настоящий момент в Аванте зарегистрировано более 40 сетевых курсов, предназначенных для использования как в аудитории, так и для самостоятельного изучения дисциплины. Доступ к ресурсам и сервисам Аванты осуществляется через специализированный web-сайт (http://avanta.vvsu.ru). Основное назначение ИОС Аванта - реализация распределенной модели обучения через использование сервисов и устройств информационных сетей, технологии Интернет, Java и СУБД;
- сервер интерактивного тестирования обучаемых (СИТО) (http://cito.vvsu.ru/) предназначен для промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине, проверке остаточных знаний студентов при проведении государственной аттестации выпускников с помощью тестовых заданий. Банк тестовых заданий содержит более 500 единиц. СИТО может использоваться в учебном процессе любой формы обучения.
ВГУЭС получил в 2005 г. грант по научной отраслевой программе МНО РФ «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», тема «Создание Шете^репозиториев образовательных и научных ресурсов на базе Дальневосточного образовательного округа».
Целью проекта является совершенствование инструментария для формирования информационного пространства распределенного доступа к учебной и научной малотиражной литературе, банку тестовых заданий и другим учебным ресурсам регионального уровня на примере Дальневосточного федерального округа (ДВФО).
Проект предполагает:
- изучение, обобщение и анализ сложившейся практики использования Шете^репозиториев в университетах Дальневосточного округа;
- обоснование нормативно-правовых оснований функционирования Шете^репозиториев;
- трансляцию методики и технологии наполнения и использования Шете^репозиториев на вузы Дальневосточного федерального округа;
- разработку модели взаимодействия вузов на уровне региона по предоставлению свободного доступа к учебным и научным ресурсам через систему вузовских репозиториев.
Для реализации цели совершенствования Шете^ре-позитория учебных и научных ресурсов ВГУЭС на основе опыта создания аналогичных хранилищ данных на первом этапе был проведен анализ учебных и научных электронных ресурсов, разработанных и размещенных на web-сайтах, образовательных порталах, Интернет-репозиториях коллективами вузов ДВФО, технологий предоставления доступа к ресурсам.
В качестве основы для классификации учебных, учебно-методических и научных изданий по видам использован стандарт ВГУЭС СТП 1.003-2003 «Виды вузовского учебно-методического обеспечения. Термины и определения», который разработан на основе государственных стандартов [1; 2] и принятой в издательском деле классификации научных изданий.
На момент проведения нашего исследования из 52 вузов ДВФО только 29 имели свой Интернет-сайт. На семи из них представлены разработанные преподавателями учебные и научные ресурсы (таблица).
Следует отметить, что из коллекций учебных материалов, представленных на сайтах вузов ДВФО, только две по количеству представленных материалов, по технологии их размещения и организации поиска наиболее близки к понятию Шете^репозитория. Это фонды Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) (г. Хабаровск) и Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП).
Анализ фондов электронных учебных и научных ресурсов, размещенных на сайтах вузов ДВФО, технологий предоставления доступа к данным ресурсам позволил сделать вывод, что технология размещения в сети материалов учебного назначения (Шете^репозиторий) и предоставления распределенного доступа к ним, реализованная во ВГУЭС, является в данном регионе на сегодняшний день наиболее развитой.
Данное заключение явилось основой принятия решения о расширении территории исследования. Изучены ресурсы, представленные на сайтах вузов Восточной и Центральной Сибири. Далее представлена выборка наиболее интересных из тех, которые удалось просмотреть. Это ресурсы образовательного портала Томского государственного университета (ТГУ); образовательного портала Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР); Красноярского государственного университета.
Всего за время работы по проекту было просмотрено 84 сайта вузов ДВФО и Сибири. В основном на сайтах представлены сведения о структуре вуза, профессорско-преподавательском составе, условиях поступления. Найдено 18 электронных коллекций учебных и научных материалов, разработанных и размещенных в сети интернет коллективами вузов.
Полным комплектом характеристик, определяющих Internet-репозиторий, не обладает ни один из просмотренных фондов электронных научных и учебных материалов, размещенных на сайтах вузов.
Анализ электронных фондов материалов учебного назначения, представленных в Интернете, показал, что технологии их размещения и предоставления доступа к учебным материалам на сайтах настолько различны, что практически не поддаются обобщению. Эффективный поиск и идентификация научных и учебных ресурсов, хранящихся в репозитории, учитывая тот факт, что в образовании используются учебные и научные ресурсы относящиеся к различным предметным областям, требуют, чтобы эти ресурсы были систематизированы, а также имели оптимальный набор метаданных. Единого подхода к унификации и систематизации данных также не было обнаружено.
Анализ структуры электронных фондов показал следующее:
- в основном размещены в Интернете учебно-методические, учебно-программные и учебно-практические издания (учебные программы, методические указания и др.);
- основные форматы представления ресурсов MS Word и PDF, html;
- наименование электронных фондов учебных и научных материалов, представленных на сайтах вузов, различное, терминология не унифицирована, что затрудняет поиск; нет единых совместимых рубрикаторов ресурсов;
- имеются различные подходы к классификации типов электронных ресурсов;
- используются различные форматы метаописаний ресурсов.
По результатам изучения опыта размещения и технологий предоставления доступа к научным и учебным ресурсам планируется усовершенствовать Интернет-репозиторий ВГУЭС, в том числе:
- ввести в рамках репозитория возможность создания выделенного подразделения с правами администрирования владельцем ресурсов и назначения прав доступа пользователям своего подразделения (это может быть одно из подразделений университета: головной вуз, филиал, институт, кафедра, центр и т. п., потенциально университет-партнер);
- дополнить возможностью учета использования ресурсов (статистики обращений к ресурсам) для обеспечения полноты систематически проводимой ревизии маловостребованных ресурсов;
- определить оптимальный набор метаданных, позволяющих идентифицировать ресурс и в то же время максимально упростить процедуру размещения сведений об информационном ресурсе;
- разработать рубрикатор классификации ресурсов по предметным областям (дополняемый справочник);
- расширить возможности поисковой системы. Поиск в ИС «Интернет-репозиторий АВС» должен осуществляться по следующим критериям: заголовку (названию) издания, автору, направлению подготовки и области знаний, дисциплине, ключевым словам (ключевые слова задаются в метаописании ресурса), структурному подразделению, являющемуся владельцем ресурсов раздела репозитория, иметь возможность сортировки данных по выбранным критериям.
Для обеспечения прав ресурсовладельца и авторского права ИС «Интернет-репозиторий АВС» разрабо-
Сведения об учебных и научных ресурсах вузов ДВФО
Название Интернет-адрес Типы ресурсов, представленных на сайте Характеристика доступа
Бурятский государственный университет www.bsu.ru У, УПР, УП, УМ, Н Свободный
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса www.vvsu.ru У, УПР, УП, УМ Ограничен
Дальневосточный государственный университет путей сообщения www.dvgups.ru У, УПР, УП, УМ Ограничен
Дальневосточный государственный университет www.dvgu.ru У, УПР, УП, УМ, Н Ограничен
Тихоокеанский государственный университет www.khstu.ru У, УПР, УМ Свободный
Хабаровская государственная академия экономики и права www.ael.ru У, УПР, УП, УМ Свободный
Якутский государственный университет им. М. К. Амосова www.ysu.ru УП, УМ Свободный
Примечание. Н - научные, УПР - учебно-программные, У - учебно-теоретические; УП - учебно-практические; УМ - учебно-методические ресурсы.
тана законодательная база, определяющей взаимоотношения автора, его правопреемника (владельца ресурса) и владельца репозитория. Авторское право охраняет интересы правообладателей в глобальной сети Интернет и служит в качестве предварительного условия для операций с интеллектуальным капиталом. Нормативно-правовые условия функционирования Интернет-репозитория выйдут отдельным изданием в издательстве ВГУЭС.
Выполненная научно-исследовательская работа позволила осуществить мероприятия по инициированию и реализации управленческих преобразований в университете, способствовала централизация сведений об учебно-методических фондах и фондах информационных материалов вузов Дальневосточного региона. Продвижение разработанных технологий Шете^репозиториев
позволит вузам-партнерам не только получить доступ к необходимой информации и существенно повысить качество учебного процесса, но и сократить финансовые расходы каждого из вузов-партнеров на организацию и обеспечение учебного процесса, решить проблему распространения и окупаемости малотиражной вузовской книгопродукции.
Библиографический список
1. ГОСТ 7.60-90. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. М. : Изд-во стандартов, 1990.
2. ГОСТ 7.83-2001. Электронное издание. Основные виды и выходные сведения. М. : Изд-во стандартов, 2001.
O. V. Kononova, O. O. Martinenko, O. B. Zabelina
INTERNET-REPOSITORY OF EDUCATIONAL AND RESEARCH RESOURCES OF VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMIC AND SERVICE
It is introduced an experience of creation and usage of Internet-repository of educational and resource with distributable functions of an access to full text analogues of academic materials. The review of Far Eastern and Siberian universities sites is annexed.
УДК 338
М. А. Рагозина
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫ1Х СРЕДСТВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Проведен анализ на основе статистического материала и дана оценка использования основных средств промышленности по России и Красноярскому краю.
В связи с тем, что Россия находится в переходном периоде к рыночным отношениям долгих 17 лет, необходимо ускорить становление рыночных отношений для более высоких темпов развития производств. Однако высокие темпы достичь в нынешней России достаточно сложно.
Это обусловлено тем, что большинство предприятий в России являются фондоемкими. Такая ситуация сложилась из-за того, что создававшиеся предприятия в СССР были гигантами индустрии и имели очень большую долю основных средств. На сегодняшний день, когда износ того большого количества основных средств достиг критической отметки, т. е. основные средства физически изношены, а их моральный износ не позволяет соответствовать современным требованиям рыночной экономики, замена основных средств при современной амортизационной политике очень проблематична, о чем свидетельствуют данные, приведенные ниже.
Высокая доля основных средств, находящихся в эксплуатации после капитального ремонта, в общей структуре внеоборотных активов предприятий - свидетельство того, что сейчас производство обременено устаревшими мощ-
ностями, в основном ориентировано на «потребление» большого количества запасных частей, а не на обновление оборудования. Это путь к технологической отсталости. Поэтому одна из главных задач сегодняшнего развития России - заинтересовать предприятия проводить модернизацию, качественное обновление производства.
Предприятия, берущие на вооружение высокие технологии, наработанные ранее наукой и военно-промышленным комплексом, заинтересованы в ускоренной амортизации своих высокотехнологичных активов, которые имеют сверхбыстрые сроки износа. Вследствие несовершенной законодательной базы относительно амортизации основных средств, инвестиционные институты не спешат вкладывать деньги, а в некоторых случаях и сокращают инвестирование денежных средств в основные производственные фонды предприятий, что вполне объяснимо. При нынешней системе амортизационных отчислений предприятие, взявшее кредит на обновление старых и морально устаревших средств на новые высокотехнологичные средства, просто не успеет при действующих нормах и способах начисления амортизации вов-