УДК 330.322.334
Г. И. Латышенко, Д. А. Латышенко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Выявлены основные направления, позволяющие повысить эффективность управления инестиционными процессами на региональном уровне. Рассмотрены особенности развития инвестиционного регулирования в Красноярском крае.
Кардинальные преобразования в российской экономике, связанные с переходом на рыночные отношения, затронули все сферы хозяйственной деятельности. Наиболее существенные структурные изменения произошли в инвестиционной сфере. Характерными особенностями современного инвестиционного процесса в России стало не только снижение объемов инвестирования, но и нарастание массы изношенного оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.
В последние годы с повышением социально-экономической и политической стабильности в обществе в данной сфере наметились положительные тенденции. Это проявляется в увеличении объемов инвестиций в различные отрасли, отдельные регионы и конкретные виды бизнеса. Приток отечественных и иностранных инвестиций требует выработки и реализации эффективных механизмов управления инвестиционными процессами как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей, так и на уровне региона.
Управление инвестициями представляет собой процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности и включает:
- управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование (сдерживание) инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;
- управление инвестиционными процессами в регионах (субъектах Федерации), направленное на создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший доход по стратегически значимым направлениям регионального развития;
- управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта, предполагающее управление инвестиционным портфелем, оборотным капиталом предприятия ит. п.;
- управление отдельными инвестиционными проектами, включающее деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта с целью обеспечения наиболее эффективной его реализации.
Анализ объективных предпосылок активизации инвестиционного процесса на макроуровне показывает, что в последние несколько лет в стране наблюдаются позитивные сдвиги в экономике, создающие условия для повышения эффективности инвестирования. Вместе с тем центр тяжести экономических реформ переносится с федерального на региональный уровень. Т енденции развития именно территориальных образований определяют способность
страны выйти из кризиса и осуществить качественные социально-экономические преобразования.
Приток инвестиций в отдельные регионы может быть обеспечен при условии создания определенных конкурентных преимуществ. Среди факторов, определяющих конкурентоспособность региона, можно назвать факторы производства и инфраструктуру; спрос на продукцию коммерческих предприятий; стратегию коммерческих предприятий, их структуру и соперничество; родственные и поддерживающие коммерческие предприятия отрасли [1].
Перечисленные факторы конкурентного преимущества региона, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют предприятия данного региона.
Красноярский край является одним из наиболее перспективных и развитых субъектов Российской Федерации, требующих создания необходимых условий для повышения эффективности экономического и социального роста. Край обладает необходимыми предпосылками для дальнейшего развития. К ним относятся:
1) природно-ресурсные:
- топливно-энергетические ресурсы, являющиеся основой для развития в регионе энергоемких отраслей промышленности; надежного тепло- и энергоснабжения экономики и социальной сферы края; эффективных поставок энергоресурсов и топлива за пределы региона;
- минерально-сырьевые ресурсы - база для создания современного горнопромышленного комплекса;
- лесные ресурсы - основа для развития лесопромышленного комплекса с высоким уровнем глубокой переработки древесины;
- сельскохозяйственные земли;
- водные, рекреационные и биологические ресурсы рек и озер;
- уникальные природно-ландшафтные и историкоархитектурные территории и объекты - база для развития внутреннего и международного туризма;
2) экономико-географические:
- многоотраслевое производство с большим потенциалом неиспользованных мощностей, в том числе переработка природных ресурсов;
- сравнительно развитая транспортная, коммуникационная и внешнеэкономическая инфраструктура центральных и южных районов края;
- значительный потенциал строительной индустрии;
- потенциальные возможности сельскохозяйственного производства;
- особое географическое положение, позволяющее реализовывать геополитические и оборонные интересы России;
3) социальные:
- наличие постоянного населения, адаптированного к местным, достаточно суровым, условиям жизнедеятельности;
- наличие собственного трудового потенциала с высоким уровнем образования и культуры;
- развитая система общего среднего профессионального и высшего образования и науки;
- наличие незначительного, но постоянно увеличивающегося слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям рыночной экономики [2].
Как известно, факторы производства подразделяются на основные (природно-климатические условия, географическое положение, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и свободный капитал) и развитые (современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, научно-исследовательские учреждения и др.). Значение основных факторов в настоящее время постоянно снижается. Снижается поэтому и прибыль, получаемая от их использования. Развитые же факторы производства позволяют получить преимущества более высокого порядка, такие как дифференциация продукции или патентованная технология. Они не так распространены, потому что для их развития требуются значительные и длительные вложения интеллектуальных ресурсов и капитала [3].
Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 г. включает приоритетные направления деятельности, в основном ориентированные на использование ресурсного потенциала (обеспечение рациональных темпов и масштабов развития отраслей топливно-энергетического и минерально-сырьевого секторов экономики); транспортно-инфраструктурного потенциала (создание транспортных коридоров, развитие деловой, коммуникационной и информационной инфраструктуры); социального потенциала (развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, сохранение занятости, рабочих мест) [2].
Эти направления развития региона базируются на использовании, преимущественно, основных факторов производства, что в современных условиях не является прогрессивным.
Общемировые тенденции таковы, что все большее число стран, стремясь укрепить свою конкурентоспособность, постепенно переходит от развития на основе факторов производства и инвестиций на развитие на основе инновационной деятельности. Это подтверждается бурным ростом наукоемких отраслей, широким распространением информационных технологий, возникновением новых форм стимулирования творчества.
Развитие мировой экономики наглядно демонстрирует, что уровень жизни людей существенно зависит от результатов научно-технического прогресса, который условно можно представить в виде двух составляющих: достижений и нововведений. В последние годы многие ведущие западные фирмы используют инновационные разработки в качестве одного из ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе [4].
Таким образом, важнейшей задачей руководства края можно назвать сохранение и развитие инновационного потенциала, поддержка которого означает, прежде всего, стимулирование высокого спроса на инновации, особенно в тех отраслях, которые хорошо развиты в регионе.
Инновационная политика в рассматриваемой перспективе должна быть направлена на решение конкретных задач:
- по доведению в кратчайшие сроки выпускаемой предприятиями края продукции до конкурентоспособного уровня;
- поиску и организации производств по выпуску новых видов продукции, получаемых с использованием местного производственного потенциала и ресурсов (минеральных и сырьевых), характерных, прежде всего, для Красноярского края.
Реализация инновационной политики края должна быть направлена на создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллект и научно-технический потенциал региона и России. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности [2].
Для инновационного и научно-технического развития региона необходимо выделить важнейшие направления (рис. 1).
Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке краевой администрации позволит развивать наиболее перспективные производства и организации, усиливать приток в них частных инвестиций.
Так, основной задачей административных органов территориального управления является не только создание благоприятного инвестиционного климата, но и поддержка приоритетных инвестиционных решений, обеспечивающих наибольший доход по стратегически значимым направлениям регионального развития в условиях ограниченности ресурсов. В этой связи важно эффективное установление прочных двухсторонних коммуникаций между инвестиционными системами и органами регионального управления. Одним из направлений таких коммуникаций является участие коммерческих и предпринимательских структур и их проектов в реализации целевых программ, формирующихся в регионах, а также на межрегиональном уровне.
Краевые целевые программы должны стать основным инструментом финансового содействия инвестиционным проектам, позволяющим увеличить число и объем инвестиционных источников, а также льгот, предоставляемых участникам региональных инвестиционных программ.
Для стабилизации и развития инвестиционных процессов в экономике региона, создания определенных правил действий и реализации возможностей различных участников инвестиционной сферы, необходимы современные методы управления по различным направлениям структурных преобразований.
Такой механизм должен состоять из трех взаимосвязанных функциональных блоков: макроэкономическое
(государственное) регулирование; региональное регулирование; экономическое саморегулирование.
На макроэкономическом уровне регулируются государственная инвестиционная политика, законодательноправовая сфера, детерминанты совокупного спроса и предложения, институциональные преобразования, экологические и социальные проблемы в стране в целом.
Блок регионального регулирования конкретизирует общие правила государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе. Регулирующее воздействие на участников инвестиционной сферы осуществляется с помощью совокупности следующих основных экономических инструментов и рычагов:
- результаты нормотворческой деятельности в регионе;
- целевые региональные инвестиционные программы;
- региональная финансово-кредитная политика;
- региональная налоговая политика;
- политика ценообразования;
- амортизационная политика;
- градостроительная и экологическая политика;
- инновационная политика;
- система экспертизы, лицензирование и сертификация продукции [3].
Основные направления инвестиционной политики Красноярского края на период до 2010 г. представлены на рис. 2.
Основное содержание и направленность региональной инвестиционной политики состоят в обосновании и последовательной реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер, ориентированных на решение ключевых задач развития региона.
Основными направлениями экономической политики многих регионов, цель которых - улучшение инвестиционного климата, являются: определение приоритетных отраслей и сфер деятельности, нуждающихся в инвестиционной поддержке; рационализация налогового режима; предоставление льготных займов (кредитов); предоставление государственных заказов; расширение границ рынка недвижимости; развитие региональной инфра-
структуры бизнеса, способствующей развитию инвестиционных процессов и др.
Приоритетными отраслями и сферами развития в крае обозначены топливно-энергетический, лесопромышленный, горнометаллургический, транспортный, телекоммуникационный, агропромышленный комплексы и жилищное строительство.
Значительным является инвестиционный потенциал и конверсионные производства края. Однако его эффективная реализация осложняется крайне неустойчивым финансовым положением соответствующих предприятий и отсутствием навыков маркетинга. Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию совокупных объемов производства в краткосрочной перспективе, эти предприятия способны на внедрение отдельных «прорывных» разработок и технологий, содержащих опережающие технические идеи и решения, а также на поэтапное налаживание конкурентоспособного массового производства по заказам иностранных фирм.
Существует значительное число других отраслей и подотраслей в реальном секторе экономики края, способных внести определенный вклад в наращивание объемов и совершенствование структуры производства. К ним можно отнести химическую промышленность, промышленность строительных материалов, отдельные производства пищевой промышленности и др.
Определенные перспективы связаны с увеличением производства различных видов услуг, в том числе в области коммуникаций, международного туризма ит.д. [2].
Важной составляющей инвестиционной политики является налоговая система. Налоговая политика на местах находится в сильной зависимости от налоговой политики страны в целом. Однако у местной власти остается свобода маневра в части распоряжения объемом налоговых поступлений, собираемых в местный и региональный бюджеты. Предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инвестиции в приоритетные региональные и социальные проекты долж-
Основные направления
Рис. 1. Основные направления инновационной и научно-технической политики в Красноярском крае
но стать частью налоговой политики, реализуемой в крае.
Одно из важных направлений поддержки инвестиционной деятельности, особенно в сфере производства товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим целесообразно изучить возможные формы налогового по-
ощрения инвесторов для внесения обоснованных предложений в ежегодную краевую инвестиционную программу.
В настоящее время передовыми технологиями управления инвестиционными процессами являются механизмы создания гарантийных программ для кредитования малого, среднего и крупного бизнеса. Кредит-
Инвестиционная политика
Рис. 2. Основные направления инвестиционной политики Красноярского края до 2010 г.
ные, гарантийные системы предназначены для снижения банковских ограничений по кредитным рискам для того, чтобы выдавать долгосрочные кредиты заемщикам, не имеющим залога или имеющим недостаточный залог.
Наиболее эффективным средством мобилизации инвестиционного потенциала края должно являться финансовое содействие инвесторам со стороны краевой администрации, предусматривающее использование механизма льготного кредитования инвестиций, страхования инвестиционных проектов и инвестиционных кредитов, безвозвратное (частично или полностью) финансирование социально значимых инвестиционных проектов, выполняемых по заказу краевой администрации.
Проекты, претендующие на финансовое содействие, помимо высокой коммерческой эффективности (окупаемость не более чем за 2 года) должны отвечать следующим требованиям: информационная открытость; весомая (не менее 20 %) доля собственных средств инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в затратах; возможность контроля целевого использования государственных средств.
Важным инструментом регионального инвестиционного процесса в развитых странах является государственный заказ. Строительство объектов по заказам региональных (штатных), муниципальных властей является крупнейшим сектором рынка инвестиций в странах Запада. Региональный и муниципальный заказы позволяют амортизировать колебания общей хозяйственной конъюнктуры, тормозить сокращение инвестиций на стадии спада и расширять их в период подъема [1].
Руководству края необходимо задействовать данный механизм регулирования инвестиционных процессов, предусматривать в бюджете более солидные размеры средств на финансирование социально значимых и приоритетных инвестиционных проектов.
Другим важным направлением развития регионального инвестиционного процесса в странах с развитой рыночной экономикой является привлечение внебюджетных ресурсов. По некоторым обобщенным оценкам, их доля в структуре источников финансирования текущих и капитальных затрат среднего частного предприятия достигает 30 %.
Для развития отдельных отраслей администрация привлекает частные инвестиции крупных корпоративных структур, имеющих интерес на территории Красноярского края, таких как РАО «ЕС России», Роснефть, РУСАЛ, РАО «Газпром» и др. Привлечение частного капитала обеспечит сокращение сроков реализации инвестиционных проектов и повышение их эффективности.
Но руководство должно отдавать себе отчет в том, что богатейшие ресурсы края уйдут в руки этих частных структур, возвратится в бюджет лишь меньшая их часть в виде налоговых поступлений. Поэтому надо отдавать предпочтение местным инвесторам и стимулировать их инвестиционную активность. Кроме того, при подписании договоров на разработку месторождений полезных ископаемых, заготовку древесины или использование других природных ресурсов края, необходимо добиваться серьезных преимуществ для края как собственника этих
богатств. Раздел продукции должен осуществляться в пользу края. И даже при отсутствии инвестиций со стороны краевого бюджета, долей в данных разработках должны приниматься эти природные богатства на паритетных началах, как равноценные вложения.
Эффективность инвестиционной политики края можно оценить степенью изменения инвестиционного климата в регионе. С уверенностью можно сказать, что он за последнее время значительно изменился в благоприятную сторону. Это ощутимо заметно по развитию северных территорий (Нижнего Приангарья и Южных районов Эвенкии).
Подводя итоги по проблемам формирования механизма эффективного управления инвестиционными процессами на региональном уровне, можно выделить основные принципы, на которые должна опираться инвестиционная политика:
- улучшение качества жизни населения региона (главный принцип);
- соблюдение баланса интересов предприятий и региона в развитии инвестиционного потенциала;
- осуществление стратегического и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности;
- проведение «точечного» инвестирования через создание зон свободного предпринимательства;
- концентрация инвестиционного потенциала в той сфере, где регион имеет реальные конкурентные преимущества;
- баланс между мобилизацией внутренних ресурсов предприятий и привлечением внешних инвестиций.
Эти принципы, с одной стороны, дают стабильные ориентиры для планирования своей деятельности предприятиями региона, а с другой - позволяют найти оптимальное сочетание использования механизмов мобилизации внутренних ресурсов и привлечения внешних.
Таким образом, можно сказать, что обеспечение эффективного управления инвестиционными процессами в регионе подразумевает совокупность мероприятий по созданию устойчивости и поступательного развития экономики региона. Формирующиеся механизмы регулирования инвестиционных процессов в Красноярском крае, хотя и требуют определенной доработки, но уже сейчас наглядно доказывают свою действенность и эффективность.
Библиографический список
1. Жданов, В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития / В. П. Жданов. Калининград : БИЭФ, 2001. 140 с.
2. Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 г.
3. Семенов, В. П. Управление инвестиционными процессами в коммерческой деятельности и предпринимательстве / В. П. Семенов. СПб. : СПбГИЭУ, 2002. 59 с.
4. Воронов, С. А. Инновационные факторы повышения региональной конкурентоспособности / С. А. Воронов, Н. В. Казакова // Логистические подходы в управлении инвестициями и инновациями : сб. науч. тр. Саратов : СГТУ, 2000. С. 88-92.
G. I. Latyshenko, D. A. Latyshenko
IMPROVEMENT OF EFFECTIVE MANAGEMENT MECHANISM OF INVESTMENT PROCESSES AT REGIONAL PITCH
The exposure of the main tendencies that allow enhancing the effectiveness of investment processes management at regional pitch is given. Peculiarities of the investment adjustment in Krasnoyarsky region are considered.
Принята к печати в апреле 2006 г.
УДК 371.214.45:378.1.4.014.08
О. В. Кононова, О. О. Мартыненко, О. Б. Забелина
ЮТЕКОТТ-РЕПОЗИТОРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫ1Х РЕСУРСОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Обобщен опыт по созданию и использованию 1Мегпе^репозитория образовательных ресурсов университета, обеспечивающий распределенный доступ к полнотекстовым аналогам учебных изданий, представлен обзор сайтов образовательных ресурсов высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири.
Уровень комплексной учебно-методической обеспеченности образовательных программ ВПО является одним из наиболее значимых параметров, определяющих качество подготовки специалиста. Особенно актуальной она становится в связи с переходом к новой образовательной парадигме, смещающей акцент на самостоятельную работу студентов, индивидуализацию подхода к формированию образовательных траекторий. С введением в российских вузах системы зачетных единиц, широким внедрением индивидуальных учебных планов и нелинейной организации учебного процесса проблема информационного и учебно-методического обеспечения образовательных программ встанет еще более остро.
Результатами учебно-методической и научной деятельности университета являются учебные и научные издания, тестовые материалы, интенсивность и эффективность использования которых зависят от разнообразия форм и обеспечения университетом свободного доступа к этим материалам. Университетские научные и учебные издания относятся к разряду малотиражных изданий. Создание, производство таких изданий - ощутимая статья расходов для любого университета, в том числе и зарубежного. Распространение же такого издания ограничено обычно рамками и потребностями самого университета-издателя. Выход на внешний рынок не является целью для университета, так как данная задача не входит в концепцию основной деятельности образовательного учреждения, с одной стороны, а с другой - университету требуются годы и годы, для того чтобы методически обеспечить образовательный процесс, так как научно-методическая деятельность была и остается наиболее творческим, зачастую неподвластным временным рамкам видом образовательной деятельности. Учебнометодическая работа преподавателей вуза постоянно не поспевает за потребностями учебного процесса. Вводятся и выводятся из учебных планов дисциплины, меняются государственные стандарты и законодательства, откры-
ваются новые направления подготовки, в результате, говоря сегодня о достаточной обеспеченности образовательного процесса, уже завтра нам придется констатировать ее явно недостаточный уровень. Выход из этой, на первый взгляд тупиковой, ситуации есть - объединить усилия отдельных вузов по созданию учебно-методического обеспечения учебного процесса, и таким образом минимизировать затраты на его производство и распространение. Реализация этой возможности состоит в создании обменного фонда (хранилища) учебных и научно-методических ресурсов и обеспечения полнотекстового доступа к ним через Интернет.
Как сформировать подобный фонд? Конечным пунктом, куда попадают научные и учебно-методические разработки преподавателей, является издательство. После прохождения редакционно-издательской подготовки макеты рукописей передаются в типографию и одновременно размещаются (публикуются) издательством на сайте (портале) учебных цифровых материалов. Но этого явно недостаточно. Любой современный книгофонд или архив должен обеспечивать оптимальный и быстрый поиск необходимой информации, а также предоставлять пользователям дополнительные сервисы и услуги, обеспечивающие быстроту и эффективность формирования и выполнения запроса, получение необходимой информации в удобном для пользователя виде. Для обеспечения этих условий фонд учебно-методических ресурсов должен иметь:
- полнотекстовую базу данных электронных ресурсов;
- метоописания каждого из представленных электронных ресурсов;
- эффективную поисковую систему;
- возможность сортировки данных по выбранным критериям;
- возможность регистрации и распределенный доступ к ресурсам;
- возможность формирования электронных запросов.