Научная статья на тему 'Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг'

Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / интернет-источник / информация / Интернет / ресурсы / цифровизация / schoolchildren / internet source / information / the internet / resources / digitalization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Влада Андреевна Рубцова, Геннадий Эдуардович Даниленко

С развитием информационных технологий и повышением доступности Интернета было значительно расширено информационное пространство, которое предоставило пользователям неограниченное количество ресурсов для получения знаний и данных. Неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся стал поиск информации. Несмотря на отсутствие технических проблем в использовании поисковых инструментов, школьники испытывают затруднения в выборе достоверных и релевантных источников информации для выполнения учебных заданий. Это, в свою очередь, вызывает дисбаланс между уровнем развития технологически-операционного компонента цифровых навыков и навыков, обеспечивающих эффективное управление деятельностью по отбору и оценке найденных информационных источников. Эксперты в области информационной грамотности выражают обеспокоенность по поводу низкого уровня критического мышления у современных школьников и их недостаточной осведомленности о методах проверки информации. Ресурсы Интернета, являясь одним из основных источников информации, нуждаются в проверке и тщательном отборе. Школьникам важно научиться анализировать информацию, определять ее достоверность и оценивать качество. В статье представлены результаты опроса 2155 школьников. Цель анкетирования — изучение способов поиска и анализа информации, применяемых школьниками при выполнении заданий разных уровней сложности. Также в исследовании приняли участие эксперты — учителя общеобразовательной школы и преподаватель университета г. Донецка. Полученные результаты могут быть востребованы в образовательной сфере, а также использованы для повышения осведомленности заинтересованных сторон, таких как учителя, родители и государственные органы, о паттернах в использовании Интернета школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Влада Андреевна Рубцова, Геннадий Эдуардович Даниленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet sources and school learning: Information search, reliability and fact-checking

The development of information technologies and the increasing accessibility of the internet have significantly expanded the information space, providing users with an unlimited number of resources for acquiring knowledge and data. Searching for information has become an integral part of students’ daily lives. Despite the lack of technical challenges in using search tools, students encounter difficulties in selecting reliable and relevant sources of information for completing their academic assignments. This, in turn, creates an imbalance between the level of development of the technological and operational component of digital skills and the skills that ensure effective management of activities related to the selection and evaluation of information sources. Information literacy experts express concern about the low level of critical thinking among modern schoolchildren and their insufficient awareness of methods for verifying information. Internet resources, being one of the main sources of information, require its verification and careful selection. It is important for schoolchildren to learn how to analyze information, determine its reliability and evaluate its quality. This article presents the results of a survey of 2,155 schoolchildren. Its purpose was to analyze the methods used by schoolchildren to search for and analyze information when doing tasks of different levels of complexity. The study also involved experts — teachers from a secondary school and a university professor from Donetsk. The results obtained can be used to raise awareness among stakeholders such as teachers, parents and government agencies about patterns in schoolchildren’s internet usage. They can also prove useful in the area of education.

Текст научной работы на тему «Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг»

Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates

УДК 004.738.5:373.5 БЭЫ MWCFQF

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-138-150

Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг

В. А. Рубцова \ Г. Э. Даниленко ш

1 Донецкий национальный технический университет, 283001, Россия, г. Донецк, ул. Артема, д. 58 2 Центр олимпиадного движения, Россия, г. Донецк, ул. Челюскинцев, д. 189

Аннотация. С развитием информационных технологий и повышением доступности Интернета было значительно расширено информационное пространство, которое предоставило пользователям неограниченное количество ресурсов для получения знаний и данных. Неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся стал поиск информации. Несмотря на отсутствие технических проблем в использовании поисковых инструментов, школьники испытывают затруднения в выборе достоверных и релевантных источников информации для выполнения учебных заданий. Это, в свою очередь, вызывает дисбаланс между уровнем развития технологически-операционного компонента цифровых навыков и навыков, обеспечивающих эффективное управление деятельностью по отбору и оценке найденных информационных источников. Эксперты в области информационной грамотности выражают обеспокоенность по поводу низкого уровня критического мышления у современных школьников и их недостаточной осведомленности о методах проверки информации. Ресурсы Интернета, являясь одним из основных источников информации, нуждаются в проверке и тщательном отборе. Школьникам важно научиться анализировать информацию, определять ее достоверность и оценивать качество.

В статье представлены результаты опроса 2155 школьников. Цель анкетирования — изучение способов поиска и анализа информации, применяемых школьниками при выполнении заданий разных уровней сложности. Также в исследовании приняли участие эксперты — учителя общеобразовательной школы и преподаватель университета г. Донецка. Полученные результаты могут быть востребованы в образовательной сфере, а также использованы для повышения осведомленности заинтересованных сторон, таких как учителя, родители и государственные органы, о паттернах в использовании Интернета школьниками.

Ключевые слова: школьники, интернет-источник, информация, Интернет, ресурсы, цифровизация

Статьи

Сведения об авторах

Влада Андреевна Рубцова, e-mail: [email protected] Геннадий Эдуардович Даниленко, SPIN-код: 5879-3602, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Рубцова, В. А., Даниленко, Г. Э. (2024) Интернет-источники и школьное обучение: поиск информации, достоверность и фактчекинг. Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 138-150. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-138-150 EDN MWCFQF Получена 6 апреля 2024; прошла рецензирование 20 апреля 2024; принята 15 мая 2024.

Финансирование: Исследование выполнено в рамках программы «Сириус. Лето: начни свой проект», 2023/24.

Права: © В. А. Рубцова, Г. Э. Даниленко (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Internet sources and school learning: Information search, reliability and fact-checking

V. A. Rubtsova 1, G. E. Danilenko H2

1 Donetsk National Technical University, 58 Artem Str., Donetsk 283001, Russia 2 Olympic Movement Center, 189 Chelyuskintsev Str., Donetsk, Russia

Abstract. The development of information technologies and the increasing accessibility of the internet have significantly expanded the information space, providing users with an unlimited number of resources for acquiring knowledge and data. Searching for information has become an integral part of students' daily lives. Despite the lack of technical challenges in using search tools, students encounter difficulties in selecting reliable and relevant sources of information for completing their academic assignments. This, in turn, creates an imbalance between the level of development of the technological and operational component of digital skills and the skills that ensure effective management of activities related to the selection and evaluation of information sources. Information literacy experts express concern about the low level of critical thinking among modern schoolchildren and their insufficient awareness of methods for verifying information.

Internet resources, being one of the main sources of information, require its verification and careful selection. It is important for schoolchildren to learn how to analyze information, determine its reliability and evaluate its quality. This article presents the results of a survey of 2,155 schoolchildren. Its purpose was to analyze the methods used by schoolchildren to search for and analyze information when doing tasks of different levels of complexity. The study also involved experts — teachers from a secondary school and a university professor from Donetsk.

The results obtained can be used to raise awareness among stakeholders such as teachers, parents and government agencies about patterns in schoolchildren's internet usage. They can also prove useful in the area of education.

Keywords: schoolchildren, internet source, information, the internet, resources, digitalization

Authors

Vlada A. Rubtsova, e-mail: [email protected]

Gennadiy E. Danilenko, SPIN: 5879-3602, e-mail: [email protected] For citation: Rubtsova, V. A., Danilenko, G. E. (2024) Internet sources and school learning: Information search, reliability and fact-checking. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 138-150. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-138-150 EDN MWCFQF Received 6 April 2024; reviewed 20 April 2024; accepted 15 May 2024. Funding: The study was carried out within the framework of the "Sirius. Summer: start your project" program 2023/24.

Copyright: © V. A. Rubtsova, G. E. Danilenko (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0

Введение

Тема цифровизации детства актуальна как никогда. Уже с раннего возраста дети взаимодействуют с цифровыми устройствами, играют в игры, смотрят видео, общаются в социальных сетях. Интернет открывает перед детьми множество возможностей для обучения, развития, творчества и общения, но также несет определенные риски. Существуют разнообразные точки зрения относительно влияния Интернета на детей.

Согласно исследованию «Детский Рунет 2018», проведенному Институтом исследований интернета, порядка 44 % детей в возрасте от 5 до 7 лет имеют доступ в Интернет с личного смартфона, а у детей в возрасте 8-11 лет этот показатель составляет 74 % (Эксперты... 2019).

«Лабораторией Касперского» в 2022 г. был проведен опрос родителей и детей школьного и дошкольного возраста, который показал, что 92 % взрослых используют гаджеты, чтобы за-

нять ребенка в свободное время. Более того, опрос выявил, что 91 % родителей используют гаджеты для обучения и развития своих детей. Это указывает на широкое признание цифровых технологий в качестве инструментов, способствующих улучшению образовательного процесса и стимулирующих развитие детей (Крупин 2022).

Г. В. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик рассматривают особенности использования современными российскими детьми и подростками инфокоммуникационных технологий в различных онлайн-контекстах (Солдатова и др. 2017).

В работе В. С. Мкртчяна исследовалась особенность поиска информации младшими школьниками на примере дисциплины «Литературное чтение». Детям было дано задание, которое каждый из них решил выполнить по-своему: пойти в библиотеку, задать вопросы взрослому или поискать в Интернете. Последний вариант оказался самым результативным. При этом

исследователь обращает внимание на недостаточную сформированность навыков поиска информации у учащихся младших классов, а также следующие когнитивные особенности: преобладание наглядно-образного мышления, недостаточное развитие абстрактного мышления, ограничения объема внимания и памяти (Мкртчян 2020).

А. В. Микляева рассматривает «пользовательскую уверенность» как то, что присуще школьникам и студентам, переоценивающим собственные цифровые компетенции и пользовательские навыки. Автором было проведено исследование с использованием статистических данных. Отмечается, что пользовательская уверенность не зависит от пола и возраста (Микляева 2021).

Тема влияния интернет-среды на социализацию детей и онлайн-маршруты детства представлены в статье С. Н. Майоровой-Щегловой, Е. А. Колосовой, А. Ю. Губановой. Авторы обращают внимание на такой новый маршрут онлайн-жизни, как «выход в Интернет с целью представления своего собственного контента» (Майорова-Щеглова и др. 2020).

Про недостаточную сформированность у современных школьников навыков поиска и применения учебной информации говорит И. Е. Скобелева. Автор подчеркивает важность развития информационной компетентности, включающей умения определять потребность в информации, находить информацию, оценивать ее достоверность и качество, применять ее для решения разного рода задач (Скобелева 2017).

Важно отметить, что поиск и проверка информации являются необходимыми навыками для всех пользователей, независимо от возраста, профессии и образования (Губанова 2017).

В образовательном процессе интернет-источники играют важную роль. Такими источниками могут быть веб-сайты, электронные

1.20% 17,60%

53.70%

6-10лет 11-15лет 16-18лет ■ старше 18 Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

библиотеки, онлайн-ресурсы, базы данных, содержащие информацию по различным дисциплинам, темам и областям (Сурикова, Иванова 2013).

Можно отметить ряд проблем, которые связаны с поиском и проверкой информации:

— Информационная перегрузка. Слишком большой объем информации может затруднять поиск необходимых данных, отнимать много времени и снижать эффективность работы.

— Недостоверная информация. О ней речь пойдет в результатах исследования. Необходимо осознавать, что не вся информация является достоверной. Любой пользователь может разметить данные, которые, на его взгляд, являются верными, а это, в свою очередь, приведет к распространению непроверенной, искаженной информации.

— Фейковые новости, пропаганда и манипуляции. Средства массовой информации во многом влияют на восприятие реальности, и младшее поколение, не имея собственных убеждений в силу своего возраста, может быть подвержено сильному воздействию.

Все это актуализирует задачу изучения способов поиска и проверки школьниками информации, размещенной в интернете.

Задачи и методы исследования

В ходе настоящего исследования опрошены 2155 респондентов школьного возраста. Из рисунка 1 видно, что большую часть опрошенных составили школьники в возрасте 11-15 лет (1158 человек), за ними следуют младшие школьники и дошкольники (591 человек). Распределение по полу выглядит следующим образом: 55,6 % респондентов женского пола, 44,4 % — мужского.

1.20%

6-10 years eld 11-15 yeaii old

16-IS years eld ■over IS

Fig. 1. Age distribution of respondents

Участники являются обучающимися общеобразовательных учреждений и проживают в Донецкой Народной Республике, Москве, Крыму и Ростовской области. Опрос включал в себя вопросы о предпочтительных интернет-ресурсах для учебы и развлечений, методах поиска информации в сети, а также о том, как респонденты определяют надежность источников данных. Результаты анализа помогут понять, насколько эффективно современные школьники оценивают и используют информацию из Интернета, а также выявить проблемные аспекты, требующие внимания и дальнейшего исследования.

Задачи данной работы:

— выявить основные интернет-источники, которые используют школьники для поиска информации;

— определить способы проверки информации школьниками;

— разработать рекомендации по повышению эффективности поиска и проверки информации из интернет-источников.

Были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анкетный опрос школьников, экспертное интервью, сравнительный анализ.

Результаты исследования

На фоне растущей цифровизации общества важно понимать, какие активности преобладают в онлайн-пространстве у школьников, и как время, проведенное в Интернете, распределяется между различными видами деятельности (рис. 2). Это поможет выявить возможные паттерны потребления контента, предпочтения в использовании онлайн-ресурсов, а также оценить влияние данного взаимодействия на психологическое и физическое благополучие детей.

Из представленных данных видно, что значительная часть школьников проводит продолжительное время в Интернете ежедневно, причем более половины из них — от 3 до 5 часов в день.

В условиях дистанционного обучения, которое стало широко распространенным, например, в связи с пандемией СОУГО-19, доступ к Интернету стал необходимым условием для получения образования. Это привело к увеличению времени, проводимого школьниками в Интернете, как в учебных, так и в развлекательных целях.

Ввиду многообразия информации существует проблема достоверности и качества, вызванная легкостью распространения искаженной информации, которая в значительной степени может оказывать влияние на школьников (Майорова-Щеглова 2007). В контексте такой динамичной среды необходимо обращать особое внимание на методы поиска и проверки информации из интернет-источников (рис. 3).

Большая часть респондентов предпочитает не уделять должного внимания проверке информации (14,10 %). Использование 1-2 источников для проверки информации (59,7 % респондентов) является быстрым и удобным подходом, однако это практически эквивалентно тому, что ее не проверяют вовсе. Данный результат объясняется стремлением школьников к экономии времени при выполнении заданий. Они предпочитают использовать ограниченное количество легкодоступных источников, чтобы быстрее завершить работу.

Проверка информации с помощью трех и более источников сможет гарантировать ее достоверность, однако это требует дополнительных усилий со стороны школьников.

На рисунке 4 отображены критерии, которые для школьников играют ключевую роль при проверке информации.

Рис. 2. Количество времени, которое школьники проводят в Интернете

Fig. 2. Amount of time students spend on the Internet

ооычно не испольую 1-2 источника ■ от 3-я и оолее Рис. 3. Как много источников используют школьники для подтверждения информации?

I don't usually use them 1-2 sources ■ 3 or more sources Fig. 3. How many sources do students use to verify information?

обращаю внимание на галочку возле названия сайта

сравниваю с другой информацией для уверенности в достоверности

не проверяю, использую сайт, который уже зарекомендовал себя при предыдущем использовании

не проверяю

Рис. 4. Как школьники проверяют источники информации на достоверность

30.10%

20.60%

\ 8 1.70%

0.60%

I pay attention to the checkmark next to the website name.

I compare it with other information to be sure of its accuracy.

I don't check it. I use websites that already proved reliable before.

I don't check it.

30.10%

20.60%

70%

0.60%

Fig. 4. How students check the reliability of information sources

Внешний вид интернет-источника играет важную роль (это будет обосновано далее), потому что, только основываясь на «галочке», у респондентов возникает доверие к сайту как к достоверному источнику информации. Во многих случаях «галочка», которая предоставляется веб-сайтам, обозначает, что они прошли процесс верификации или аутентификации, проведенный определенным органом или организацией. Это может быть обозначением того, что сайт соответствует определенным стандартам качества, безопасности или этическим нормам.

Выполняя поиск информации в Интернете, мы тем или иным образом можем натыкаться на один определенный сайт, который при повторном использовании будет ассоциироваться с надежным. При поиске ответов на учебные вопросы учащийся может обратиться к платформе, предоставляющей возможность получения ответов от других пользователей, например сайт «Знания.сот» или «Ответы Mail.ru». Несмотря на то что в некоторых случаях ответы

могут быть корректными, отсутствие механизмов верификации информации и экспертной оценки повышает риск получения недостоверных или неполных данных, что, в свою очередь, может привести к искажению информации. Для корректного решения задания лучшим вариантом будет обратиться к нескольким интернет-источникам.

После анализа количества источников, которые респонденты обычно используют для подтверждения, обратимся к вопросу о том, что они считают достоверным источником информации (рис. 5).

Наибольшее доверие у школьников вызывают государственные сайты, учебники и академические книги, в которых зачастую содержится необходимая информация. Далее идут научные журналы, сайты с содержанием необходимой информации и социальные сети. Менее всего востребованы новостные каналы, так как для поиска необходимой информации придется уделить намного больше времени (рис. 6).

Рис. 5. Как школьники проверяют источники информации на достоверность, чел.

a regular website containing "the necessary lnfbmiation

social media

news channels of reputable agencies (e.g., BBC)

books

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

official government websites scientific journals

=50

)

49С

359 -

^^тщ

^^ЯЯ

570

1138

0 200 400 600 S00 1000 1200 Fig. 5. Reliable sources of information according to schoolchildren, No. of people

Рис. 6. Недостоверные источники информации, по мнению школьников, чел.

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 Fig. 6. Unreliable sources of information according to schoolchildren, No. of people

Как отмечалось ранее, внешний вид интернет-источника играет одну из ключевых ролей в том, будет ли школьник использовать данный источник или нет. Рекламный сайт, сайт, содержащий неприемлемый контент, и сайт с плохой репутацией считаются наиболее недостоверными источниками. Форумы с ответами реальных людей также можно критиковать за недостовер-

ность, однако именно такими сайтами обычно пользуются обучающиеся (рис. 7).

Анализируя предыдущие ответы, следует отметить, что превалирование учебников и социальных сетей не стало неожиданным результатом. Учебники, как и социальные сети, школьники используют во время обучения чаще всего.

О 200 400 С ЗС-С- 1000 12 С С 1400 Рис. 7. Источники, которые обучающиеся используют чаще всего во время обучения, чел.

any website with the necessary information official goi~eriniietit websites neural networks (Bing: Bard) forums with, answers from real people (Mail.ru)

books

websites with scientific articles (CYBERLENINKA Elibrary)

social media(VKontakte, SferuiiL OdnoklassnikL Telegram. TikTok)

679

511

207

293

1242

1015

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 Fig. 7. Sources that students use most often during their studies, No. of people

11S5

0 200 400 600 S 00 1000 1200 1400 1600 1S00 2000 Рис. 8. Какие социальные сети и/или мессенджеры школьники используют чаще всего, чел.

Discord Whatsapp 19 206

YouTube

TikTok 981

Telegram

Odnoklassniki ■ 72

VKontakte ! Sfernm 1185

) 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000

Fig. 8. Which social networks and/or messengers are most commonly used by schoolchildren, No. of people Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 145

Следует отметить, что технологии современного мира развиваются чрезвычайно стремительно, и с 2023 г. большую популярность приобрели «нейросети», которые по запросу пользователя могут обобщить информацию из Интернета и многократно упростить выполнение того или иного задания. Так, например, мессенджер Telegram может объединять в себе как коммуникацию, так и помощь при выполнении заданий с использованием нейросети. Из 2155 человек только 207 используют нейросети во время обучения (рис. 8).

Проводя в Интернете по несколько часов в день, школьники тратят время на коммуникации в мессенджерах (Telegram, «Сферум», WhatsApp, Discord) и просмотр контента в социальных сетях (TikTok, «ВКонтакте», YouTube, «Одноклассники»), которые оказывают наибольшее влияние на их сознание. Однако отметим, что «ВКонтакте» и «Сферум» во время дистанционной работы используются чаще всего, ведь там легче создать группу или чат и распростра-

нять новости. Основными информационными ресурсами для школьников являются TikTok и Telegram, поскольку именно там быстрее всего распространяется информация. Важно подчеркнуть, что TikTok в значительной степени оказывает влияние на обучающихся. «РБК Тренды» отмечают: «Когда дети и подростки занимаются деятельностью, требующей длительной сосредоточенности, например, чтением, они используют „направленное внимание". На платформе размещается бесконечный поток видеороликов, каждый из которых можно посмотреть всего за 15 секунд, что вызывает всплески дофамина. Это вызывает привыкание, и зрителям впоследствии сложнее участвовать в деятельности, которая не несет мгновенного удовлетворения» (Башкиров 2023).

Респондентов также спросили о том, какие источники информации им рекомендуют учителя. Распределение ответов на данный вопрос пересекается с источниками, которые используют школьники (рис. 9).

550

794

95"

эксперты в определенных областях (например, видео ? материалом на УоиТпЬе)

о нлайн-р ее урсы

дополнительные учебные материалы (научные журналы, учебники из библиотеки)

учебники, утвержденные Министерством обрастания и науки

О 200 400 600 500 1000 1200 1400 1600 1300 2000 Рис. 9. Какие источники информации рекомендуют учителя при освоении материала школьникам, чел.

experts in specific fields (e.g.: videos with material oil YouTube)

online resources

additional educational materials (scientific journals, textbooks from the library)

books approved by the Ministry ofEducation and Science

550

794

957

1733

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 Fig. 9. Which information sources do teachers recommend to schoolchildren to learn the material, No. of people

В результатах опроса были также другие варианты: конспекты, «Учи.ру» (образовательная платформа) ничего не рекомендуют. Традиционным методом получения информации, как видно из рисунка 7, являются книги. И судя по тому, что 44,4 % учащимся учителя рекомендуют научные статьи, лишь 30,6 % используют их во время обучения.

Влияние учителей на школьников велико, ведь они не только передают знания, но и формируют навыки, ценности и убеждения, которые остаются со школьниками на всю жизнь. Было проведено интервьюирование двух учителей и одного преподавателя, работающих в общеобразовательной школе и университете в Донецке: Э1 — женщина, 50 лет, учитель технологии и информатики, специалист по безопасности в Интернете; Э2 — женщина, 42 года, учитель информатики и ИКТ; Э3 — женщина, преподаватель в университете.

Педагоги отмечают разнообразие информации, размещаемой в сети Интернет, и говорят о ее достоверности и достоверных источниках:

— «В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер, и я спокойно могу воспользоваться ей на уроках и во внеурочное время. Прежде всего информация должна быть достоверной, полностью проверенной, а также интересной. Желательно легкой для восприятия и объяснения. Я считаю, что и другие педагоги, и учащиеся обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими» (Э1).

— «Информация в этих источниках должна соответствовать методическим требованиям, по содержанию полностью раскрывать тему, достоверность не менее важна. Далеко не в каждом источнике можно найти то, что нужно» (Э2).

— «При выборе интернет-источников для учебных материалов я отдаю предпочтение официальным и авторитетным ресурсам, где узнаю и проверяю информацию. В первую очередь это сайты государственных органов, образовательных учреждений, научных организаций и признанных экспертов в соответствующей области» (Э3).

На вопрос о проверке источников на достоверность учителя описывают свои алгоритмы работы с данными:

— «Для меня очень важна достоверность информации, я всегда слежу за тем, чтобы давать учащимся только проверенные факты. Проверить информацию достаточно легко: проверить источник, проверить автора, про-

верить альтернативные источники, сравнить факты, прислушаться к убеждениям и сделать вывод» (Э1).

— «Проверяю всегда, ведь хочу, чтобы мои ученики знали и запоминали только достоверную и интересную информацию. Прежде всего смотрю на источник сайта, проверяю информацию лично и, анализируя все факты, делаю выводы» (Э2).

— «Естественно, проверяю, но прежде всего это зависит от того, какая это информация и для чего я ее буду использовать. Если это информация для работы со студентами и школьниками или для написания научной статьи, то, естественно, информация проверяется в соответствующих местах и в соответствии с определенными правилами. Сопоставляю с разными источниками, проверяю автора информации, смотрю на ссылки в публикации, анализирую содержимое» (Э3).

Педагоги рекомендуют учащимся различные интернет-ресурсы в общеобразовательных целях, уделяя особое внимание достоверности и качеству информации:

— «Рекомендую обычно интересные и познавательные статьи, видеоуроки по темам, чтобы было легче усвоить материал. Нет определенных ресурсов, всегда разные темы и направления. Но перед тем, как рекомендовать, проверяю сама» (Э1).

— «Редко, но бывает. Обычно наоборот, мои ученики советуют мне какие-либо ресурсы, а я могу в ответ, если есть что предложить им, даже просто для общего развития» (Э2).

— «Рекомендую официальные сайты Министерств образования и науки, если, например, интересуют вопросы, связанные с законодательством. Советую использовать поисковую строку «Яндекс». Ранее я работала там специалистом по оценке качества Поиска и знаю, что если необходимо искать новости или подтвердить русскоязычную информацию, то алгоритмы «Яндекса» работают намного лучше, чем другие поисковые системы» (Э3).

На вопрос о том, существуют ли признаки, позволяющие понять, что источник предоставляет достоверную информацию, педагоги отвечают утвердительно и выделяют ряд признаков:

— «Если, говорить объективно, в общем случае достоверность информации достига-етсяуказанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; исключением искаженной информации и др. Одним из признаков достоверной

информации является ее непротиворечивость. Любой факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, т. е. должен повториться» (Э:).

— «Существует, конечно. На своих уроках, а особенно по теме «Безопасность в Интернете», я всегда делюсь с ребятами признаками и главными фактами, которые указывают на то, достоверны ли источник и информация там. Примерами могут служить синтаксическая, смысловая, потребительская адекватность; содержательность и адекватность информации;устойчивость и точность» (Э2).

— «Да, существуют. Прежде всего это репутация источника. Если это новостной сайт какого-то официального интернет-агентства, то доверия к нему больше. Если необходимо, то достаточно легко можно провести фактчекинг того, насколько распространена информация и на что ссылаются авторы. Что касается проверки информации в статьях или публикациях, если это научная статья, то обязаны быть ссылки на статистические данные и на другие источники. Кроме признака «репутация», также существует анализ автора с помощью, например, социальных сетей. Если информации о нем нет, то это резко настораживает. Самая сложная информация для проверки — это не та, которая лживая, а та, которая содержит признаки и правды, и неправды» (Э3).

Эксперты считают, что особого внимания при проверке достоверности требуют информационные ресурсы, связанные с экономикой, правом, политикой и социальной сферой, так как эти области наиболее подвержены манипуляциям и распространению дезинформации:

— «Доверяй, но проверяй. Мне кажется, что всегда нужно проверять все ресурсы несмотря на направленность и содержание. Очень важно всегда говорить правдивую информацию и не бояться, так скажем, «опозориться» в обществе: как во время доклада, так и во время обычного разговора с людьми» (Э:).

— «Я считаю, что особенно тщательно нужно проверять экономические, гуманитарные, правовые и информационные ресурсы» (Э2).

— «Новости, касающиеся острых тем, которые в случае неправдивости или сомнительности несут опасность для информационного пространства. Я бы также тщательно проверяла научные статьи, потому что среди них попадаются псевдонаучные публикации, которые не основаны на реальных исследованиях и достижениях. Точно так же тщательно приходится проверять консультации, которые дают на сайтах даже не юристы, а обычные

люди. Мои рекомендации: доверяй, но проверяй; очень много информационной опасности несут интернет-ресурсы, и они могут нанести вред. Цифровая грамотность и интернет-безопасность очень нужны, их нужно преподавать в школе с самых младших классов в игровой форме, а в старших уже серьезно преподносить на конкретных примерах» (Э3).

Выводы

Поиск, сбор и анализ информации в соответствии со стандартом ФГОМ НОО относятся к обязательным образовательным метапред-ментым результатам, однако исследование показывает, что, несмотря на то, что навыки проверки у обучающихся имеются, они были сформированы спонтанно. В процессе обучения информация по правильному анализу источников возникает фрагментарно, что обусловливает важность целенаправленного формирования необходимых навыков и обучения этому.

Исследование позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, при выборе интернет-источника многие полагаются на его внешний вид, что может привести к недостаточной критической оценке информации.

Во-вторых, зачастую школьники, по разным причинам, ленятся проверить и уделить должное внимание информации, которую они используют в своих работах.

В-третьих, официальные сайты и учебники являются традиционным способом получения информации, и многие школьники пренебрегают использованием дополнительных ресурсов для детального рассмотрения темы.

В-четвертых, значительная часть респондентов большую часть времени в сети проводит в Telegram, YouTube и «ВКонтакте», не всегда с образовательными целями.

В-пятых, экспертное и авторское мнения позволили разработать следующие рекомендации по проверке информации на достоверность.

Этап 1. Поиск информации из нескольких источников.

1. Использовать разнообразные источники информации и не ограничиваться одним сайтом или автором. Это могут быть книги, научные журналы, официальные документы и др.

2. Обратить внимание на тип источника и отдавать предпочтение надежным источникам.

3. Рекомендуется использовать как минимум 3 источника информации.

Этап 2. Оценка источника.

1. Обратить внимание на авторитетность. Кто является автором? Является ли он экспертом

в данной области? Имеет ли репутацию надежного источника?

2. Определить, с какой целью преподносится информация: продать, развлечь, проинформировать или убедить? Быть осторожнее с информацией, цель которой — убедить или продать.

Этап 3. Анализ контента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Точность даты и статистики. Соответствует ли информация другим источникам.

2. Объективность отражения информации с разных сторон.

3. Подтверждена ли информация фактами и исследованиями.

4. Имеет ли информация смысл, нет ли у нее логических ошибок и противоречий.

Этап 4. Критически осмыслить информацию и сформировать выводы.

В качестве рекомендации необходимо отметить важность развития критического мышления. В современном мире, где информация доступна, как никогда ранее, критическое мышление становится одним из ключевых навыков для школьников. Это также отмечают и эксперты. Ко всему в Интернете необходимо подходить с критической точки зрения, особенно к той информации, которую распространяют в социальных сетях.

Помимо обучения в школе для всестороннего развития можно посещать секции, кружки, курсы, заниматься самообразованием с использованием онлайн-ресурсов. Как отмечают эксперты, важно выполнять фактчекинг, проверять автора и прислушиваться к собственным убеждениям, отказываться от «дешевого дофамина» — сократить потребление контента, который поступает в неограниченном количестве и в ускоренной форме.

В обучении могут помочь новые технологии, но нужно понимать, как их грамотно использовать. Например, разработка от «Яндекса» «УаСРТ2.

Алиса, давай придумаем» выполнит поисковый запрос и сделает ссылки на необходимые источники.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования были соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей.

Ethics Approval

The authors say that all ethical principles relevant to research that includes human subjects have been duly followed.

Благодарности

Авторы выражают благодарность Д. А. Пры-липко и М. М. Дмитриевой за помощь в проведении экспертных интервью, распространении, сборе и анализе данных опрошенных школьников.

Acknowledgements

Authors express our gratitude to D. A. Prylipko and M. M. Dmitrieva for their help in conducting expert interviews as well as distributing, collecting and analyzing data from the interviewed schoolchildren.

Источники

Башкиров, С. (2023) Что такое «TikTok-мозг»: как просмотр коротких видео влияет на человека. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (дата обращения 21.03.2024).

Крупин, А. (2022) «Лаборатория Касперского» изучила вовлеченность российских детей в мир соцсетей и гаджетов. 3D News. [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (дата обращения 20.03.2024). Эксперты: почти у половины детей в возрасте 5-7 лет в России есть смартфон. (2019) ТАСС, 14 мая. [Электронный ресурс]. URL: http s://tass.ru/ob schestvo/6427381 (дата обращения 20.03.2024).

Литература

Губанова, А. Ю. (2017) Интернет-дети: возможности изучения и привлечения к исследованиям. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. М.: РОС, с. 101-120.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Детство в начале XXI века: парадоксы развития и функционирования.

Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 2-3, с. 191-201. Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни

детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3 (54), с. 21-34. Микляева, А. В. (2021) «Пользовательская уверенность» как фактор эффективности онлайн-поиска учебной информации школьниками. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 3 (36), с. 354-358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089 Мкртчян, В. С. (2021) Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»). Молодой ученый, № 23 (365), с. 324-327. Скобелева, И. Е. (2017) Формирование у обучающихся навыков поиска и применения учебной информации.

Мир педагогики и психологии, № 11 (16), с. 122-126. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017) Цифровое поколение России: компетентность

и безопасность. М.: Смысл, 375 с. Сурикова, С. В., Иванова, Е. Н. (2013) Обучение младших школьников поиску информации в сети Интернет на уроках информатики. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 4, № 1, с. 208-214.

Sources

Bashkirov, S. (2023) Chto takoe "TikTok-mozg": kak prosmotr korotkikh video vliyaet na cheloveka [What is the "TikTok brain": How watching short videos affects a person]. RBKTrendy[RBKTrends]. [Online]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959 (accessed 21.03.2024). (In Russian) Eksperty: pochti u poloviny detej v vozraste 5-7 let v Rossii est' smartfon [Experts: Almost half of children aged 5-7 years in Russia have a smartphone]. (2019) TASS, May 19. [Online]. Available at: https://tass.ru/ obschestvo/6427381 (accessed 20.03.2024). (In Russian) Krupin, A. (2022) "Laboratoriya Kasperskogo" izuchila vovlechennost' rossijskikh detej v mir sotssetej i gadzhetov [Kaspersky Lab studied the involvement of Russian children in the world of social networks and gadgets]. 3D News. [Online]. Available at: https://3dnews.ru/1072187/laboratoriya-kasperskogo-izuchila-vovlechennost-rossiyskih-detey-v-mir-sotssetey-i-gadgetov (accessed 20.03.2024). (In Russian)

References

Gubanova, A. Yu. (2017) Internet-deti: vozmozhnosti izucheniya i privlecheniya k issledovaniyam [Online-children: Opportunities to study and engage in research]. In: S. N. Mayorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnojperspektive: novye teorii, yavleniya i ponyatiya [Childhood of the XXI century in the socio-humanitarian perspective: New theories, phenomena and concepts]. Moscow: ROS Publ., pp. 101-120. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (2007) Detstvo v nachale XXI veka: paradoksy razvitiya i funktsionirovaniya [The childhood at the beginning of the 21st century: the paradoxes of developing and functioning]. Vestnik RGGU. Seriya "Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie" — RSUH/RGGU Bulletin. Series "Philosophy. Sociology. Art Studies", no. 2-3, pp. 191-201. (In Russian) Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Marshruty offlajn i onlajn-zhizni detstva: sobytijnyj analiz [Routes of offline and online childhood life: Event analysis]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researchers, no. 3 (54), pp. 21-34. (In Russian) Miklyaeva, A. V. (2021) "Pol'zovatel'skaya uverennost' " kak faktor effektivnosti onlajn-poiska uchebnoj informatsii shkol'nikami ["User confidence" as a factor of efficiency of online search for educational information by schoolchildren]. Azimut nauchnykh issledovanij:pedagogika ipsikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 3 (36), pp. 354-358. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0089 (In Russian)

Mkrtchyan, V. S. (2021) Osobennosti poiska informatsii i usloviya formirovaniya u mladshikh shkol'nikov umeniya osushchestvlyat' poisk informatsii (na primere distsipliny "Literaturnoe chtenie") [Features of information search and conditions for developing the ability to search for information in younger schoolchildren (using the example of the discipline "Literary Reading")]. Molodoj uchenyj, no. 23 (365), pp. 324-327. (In Russian) Skobeleva, I. E. (2017) Formirovanie u obuchayushchikhsya navykov poiska i primeneniya uchebnoj informatsii [Forming students' skills of searching and applying educational information]. Mirpedagogiki ipsikhologii, no. 11 (16), pp. 122-126. (In Russian) Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Nestik, T. A. (2017) Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost'

[Digital generation of Russia: Competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 375 p. (In Russian) Surikova, S. V., Ivanova, E. N. (2013) Obuchenie mladshikh shkol'nikov poisku informatsii v seti Internet na urokakh informatiki [Teaching primary schoolchildren how to search for information on the Internet in computer science lessons]. Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie, vol. 4, no. 1, pp. 208-214. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.