Научная статья на тему 'Школьники и использование Интернета'

Школьники и использование Интернета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ОБЩЕНИЕ В СЕТИ / КРИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРНЕТА / ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНТЕРНЕТОМ / INTERNET / NETWORKING / TEST FOR INTERNET ADDICTION / INFORMATION SEARCH / CRITICAL PERCEPTION OF THE INTERNET / INFOR-MATION FLOW / RULES OF INTERACTION WITH THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Наталья Михайловна, Бегунов Михаил Александрович

Современные образовательные технологии тесно связаны с проведением поиска в Интернете. Школьники все больше и больше проводят времени в Сети, выполняя задания педагогов, ища нужную информацию, переписываясь с товарищами. И совершенно необходимо, чтобы сами школьники осознавали опасности, с которыми связано использование Сети, и критично относились к сведениям, полученным в Интернете. Авторы предприняли попытку исследовать отношение школьников к Сети, к необходимости ее использования для подготовки заданий и саморазвития. Авторы, используя тест Кимберли Янг и ряд других, протестировали школьников гимназии с 8-го по 11-й класс. В статье обсуждаются результаты проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьники и использование Интернета»

ниегп

issN 2304-120X Чернова Н. М., Бегунов М. А. Школьники и использование Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470120.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 470120 УДК 159.9

Чернова Наталья Михайловна,

кандидат геолого-минералогических наук, доцент, преподаватель информатики МОУ «Гимназия "Исток"», г. Великий Новгород [email protected]

Бегунов Михаил Александрович,

преподаватель информатики «Гимназия "Исток"», г. Великий Новгород [email protected]

Школьники и использование Интернета

Аннотация. Современные образовательные технологии тесно связаны с проведением поиска в Интернете. Школьники все больше и больше проводят времени в Сети, выполняя задания педагогов, ища нужную информацию, переписываясь с товарищами. И совершенно необходимо, чтобы сами школьники осознавали опасности, с которыми связано использование Сети, и критично относились к сведениям, полученным в Интернете. Авторы предприняли попытку исследовать отношение школьников к Сети, к необходимости ее использования для подготовки заданий и саморазвития. Авторы, используя тест Кимберли Янг и ряд других, протестировали школьников гимназии с 8-го по 11-й класс. В статье обсуждаются результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: Интернет, тест на интернет-зависимость, общение в Сети, поиск информации, критическое восприятие Интернета, информационный поток, правила взаимодействия с Интернетом.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Как-то незаметно для нас стало модным говорить об интернет-зависимости, о необходимости контролировать время, проведенного в Интернете, о защите интересов ребенка при посещении разных сайтов. Статистика говорит, что Интернет с каждым годом становится все моложе и моложе. Если 5 лет назад средний возраст детей, которые впервые посетили Интернет самостоятельно, был около 10-12 лет, то сегодня речь идет уже о 9-летних и даже есть 8-летние.

Сегодня Интернет стал реальностью, которую невозможно избегать и игнорировать. Следовательно, надо попытаться разобраться в том, что думают сами дети о Интернете, для того чтобы в случае необходимости помочь им. Интернет, в первую очередь, это такая реальность, которая достаточно гармонично включена в нашу жизнь. Без Интернета многое становится проблематичным и даже невозможным. Нам, взрослым, иногда сложно это осознать, а как же тогда детям? Именно взрослые должны помочь детям приспособиться, гармонично включив Сеть в деятельность ребенка, помочь ему выработать свои нормы и правила взаимодействия с ней, одновременно проследив за тем, чтобы Интернет не стал причиной изоляции ребенка от его реального существования в обществе.

Авторами для своего исследования была выбрана группа детей 9-11-х классов в количестве 130 человек. Для детей этого возраста характерны самостоятельность, независимость, обостренное «чувство взрослости» и низкий уровень критического

issn 2304-120x Чернова Н. М., Бегунов М. А. Школьники и использование Интернета // I II I ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -I—I I I I 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470120.htm.

научно-методический электронный журнал

мышления. Однако с детьми можно всегда договориться, выработать совместно четкие правила работы в Интернете, что подразумевает контроль по времени, ограничения по сайтам, ограничения по досуговой деятельности в Интернете.

В основу данного исследования легли тесты на интернет-зависимость [1-3] и некоторые собственные результаты. Авторами была поставлена задача выяснить не только наличие или отсутствие интернет-зависимости у детей, но и насколько критично дети относятся к Интернету, как они сами оценивают его влияние на себя.

Поэтому одним из первых вопросов был следующий «что меня интересует в Интернете»? Результат представлен на рис. 1.

Рис. 1. Интересы детей в Интернете

ниегп

issn 2304-120x Чернова Н. М., Бегунов М. А. Школьники и использование Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470120.htm.

научно-методический электронный журнал

Из диаграммы видно, что большая часть респондентов ищут в Интернете общение (74%), игры, поиск информации, социальные сети, музыка и фильмы стоят на втором месте (более 30%), а Интернет для учебы - на третьем (29%). Результат второго вопроса «Что заставляет меня покинуть Интернет?» представлены на рис. 2.

Что меня заставляет выйти из Интернета

so»

Рис. 2. Причины, по которым дети выходят из Сети

Тут на первом месте находится сон (44%), требование родителей на втором (37%) и, наконец, уроки на третьем (30%).

Когда стали исследовать вопрос, что обычно ребенок делает в Интернете, то 91% респондентов ответили, что общаются с друзьями в чате и социальных сетях, а 88% сказали, что ищут информацию для учебы, хотя на рис. 1 таких было только 29%, что позволяет сделать вывод о том, что в поиск информации для учебы дети включают новости, поиск информации по некоторой теме, поиск музыки или видео, поэтому получается 88%. На рис. 1 видно, что респонденты четко разграничили поиск информации, учебу, электронную почту и участие в социальных сетях.

В ходе работы стало интересно выяснить, какие эмоции испытывает ребенок, когда он работает в Интернете? Оказалось, что 77% опрошенных испытывают радость и интерес при работе в Интернете, 57% любопытство и удивление, а все остальные эмоции страх, печаль, стыд, доверие и пр. не преодолели 20-процентного порога. Иными словами, у детей слабо развито или почти отсутствует критическое восприятие Интернета. Поэтому, несмотря на кажущуюся взрослость, категорически нельзя отпускать старшеклассников в «свободное плаванье» по Интернету. Бесконтрольное использование ресурсов Интернета может вызвать срыв у ученика, негативно повлиять на его психику.

Взяв за основу тест Кимберли Янг [5], авторы составили свой вариант теста на выявление интернет-зависимости (рис. 3).

Чернова Н. М, Бегунов М. А. Школьники и использование Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470120.htm.

Интернете моей жизни

■ Да s Hei ■ Редко «Увеличивает «Ухудшает ч Никак

u

99%

Рис. 3. Критическое отношение к Интернету школьников

Интересно, что большая часть опрошенных детей понимает вред, который наносит организму долгое «сидение за компьютером», но получение удовольствия от работы в Интернете «перевешивает» это знание.

Однако не может не тревожить тот факт, что 12% опрошенных могут пропускать школьные занятия из-за Интернета. С ними обязательно надо вести специальную работу.

Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства Интернета и таят в себе реальную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают школьника, воздействуя на его неокрепшую психику и подсознание. Ему становится трудно оторваться от экрана монитора, но легко забыть про уроки, домашние обязанности, друзей и погрузиться в виртуальную реальность на длительное время. Так формируется Интернет-зависимость подростков. Чтобы этого не произошло именно родители, значимые для ребенка взрослые и общество должны позаботиться о том, чтобы помочь подрастающему человеку пройти длинный путь социализации. Это обеспечит будущему гражданину гармоничное взаимодействие с информационным потоком, воспитав у него культуру общения с этим потоком со своими нормами, правилами и ограничениями, которая будет с ним всю его сознательную жизнь.

Интернет - реальность, которую не нужно избегать, игнорировать, но к которой необходимо сознательно приспосабливать ребёнка, осторожно включая Сеть в его деятельность, вырабатывая нормы и правила взаимодействия с ней, зорко следя за тем, чтобы она не изолировала школьника от реального существования в обществе.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Р|5БЫ 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ссылки на источники

1. http://psychologconsultation.com/2015/02/15/test-na-kompyuternuyu-zavisimost/

2. https://lifehacker.ru/2016/03/20/addiction-quizz/

3. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/11/06/test-na-detskuyu-internet-zavisimost

4. https://infourok.ru/rebyonok-i-internet-vliyanie-na-lichnostnoe-razvitie-1133973.html Ребенок и интернет: влияние на личностное развитие. А.Н. Переведенцева.

5. http://agrott.68edu.ru/besopasZ6.pdf

6. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: «МЕД-пресс», 1998.

7. Семенович А. В. Введение в нейпропсихологию детского возраста: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Генезис, 2008.

8. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психоанализ и психиатрия: монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.

Чернова Н. М., Бегунов М. А. Школьники и использование Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470120.htm.

Natalia Chernova,

Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Associate Professor, Informatics Teacher, "Istok" Gymnasium, Veliky Novgorod [email protected] Mikhail Begunov,

The teacher of computer science "Gymnasium" Istok ", Veliky Novgorod

[email protected]

Students and the use of the Internet

Abstract. Modern educational technologies are closely related to conducting a search on the Internet. Schoolchildren spend more and more time on the Web, performing the tasks of teachers, searching for the necessary information, communicating with their comrades. And it is absolutely necessary that the schoolchildren themselves should be aware of the hazards associated with the use of the Network and are critical of the information received on the Internet. The authors attempted to investigate the relation of schoolchildren to the Network, the need to use it for preparing assignments and self-development. Authors, using the Kimberly Young test and a number of others, tested schoolchildren from the 8th to 11th grade. The article discusses the results of the study.

Key words: Internet, test for Internet addiction, networking, information search, critical perception of the Internet, information flow, rules of interaction with the Internet.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 14.04.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.04.17

Принята к публикации Accepted for publication 17.04.17 Опубликована Published 20.04.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Чернова Н. М., Бегунов М. А., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.