Научная статья на тему 'Интернационализация мирового рынка образовательных услуг'

Интернационализация мирового рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЫНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Татьяна Сергеевна, Цаболова Ольга Руслановна

Статья посвящена проблемам интернационализации высшего образования. Она выявляет тенденции в международном сотрудничестве на рынке образовательных услуг, изучает причины перехода на англо-саксонскую систему и образовательный стандарт: бакалавр – магистр – доктор. Далее рассматривает формирование системы транснационального образования, унификации и универсализации оценки качества образовательных систем. Далее в статье говорится о причинах интернационализации, ее внешних проявлениях, этапах, а также затронуты вопросы мобильности студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация мирового рынка образовательных услуг»

Т.С. Маркова О.Р. Цаболова

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Статья посвящена проблемам интернационализации высшего образования. Она выявляет тенденции в международном сотрудничестве на рынке образовательных услуг, изучает причины перехода на англо-саксонскую систему и образовательный стандарт: бакалавр - магистр - доктор. Далее рассматривает формирование системы транснационального образования, унификации и универсализации оценки качества образовательных систем. Далее в статье говорится о причинах интернационализации, ее внешних проявлениях, этапах, а также затронуты вопросы мобильности студентов и преподавателей.

Ключевые слова: образовательная услуга, рынок, образовательная система, интернационализация, мобильность, глобализация.

Процесс интернационализации в образовательной сфере связан с усилением взаимодействия национальных систем образования и образовательных учреждений, реализующих различные формы международного сотрудничества, проявляющиеся в развитии таких тенденций, как:

наращивание количественных параметров экспорта образовательных услуг, академической мобильности студентов и преподавателей;

выдвижение образовательных центров (локально-территориальных) на мировом рынке образовательных услуг, что в научной литературе обозначается термином «глобализация»;

- конвергенция образовательных программ и стандартов;

- усиление интеграции образовательных учреждений между собой посредством подписания соглашений о сотрудничестве, создании международных образовательных альянсов, а также слияние науки и бизнеса через диверсификацию форм образовательных учреждений, развитие системы образовательного франчайзинга и т.п.

В то же время чаще всего глобализацию связывают с либерализацией экономического пространства, освобождением от ограничений передвижения всех факторов и результатов производства, что ведет к стиранию экономических границ, формируя глобальный рынок с различными объектами и выдвижением транснационализированных субъектов. Как следствие, появляются условия для универсализации и унификации норм поведения в глобальной социально-экономической системе, зачастую отождествляемые с вестернизацией (американизацией, европеизацией). В рамках образовательной системы чаще речь идет об упрочении позиций англо-саксонской системы и образовательных стандартов по схеме многоуровневого образования: бакалавр - магистр - доктор.

Соответственно, данный подход в сфере образования формирует несколько взаимосвязанных тенденций: во-первых, появление системы транснационального образования,

© Маркова Т.С., Цаболова О.Р., 2013

включая распространение виртуальных и дистанционных форм обучения; во-вторых, унификация и универсализация систем оценки качества образовательных систем (международная аккредитация, сертификация), включая единство ступеней образовательного процесса, возрастающую роль английского языка, нострификацию (взаимное признание) документов об образовании;

в-третьих, изменение принципов функционирования образовательного пространства в контексте социального (принцип равенства и доступности), географического (принцип открытости) и интеллектуального (модель «образование всю жизнь») содержания.

С точки зрения отдельно взятого образовательного учреждения, интернационализацию можно определить как процесс выхода штатного образовательного процесса за национальные границы, осуществляемого в значимых для данного образовательного учреждения размерах. При этом с точки зрения объекта интернационализация выступает либо как прямая (в этом случае непосредственные участники образовательного процесса, то есть студенты, аспиранты и преподаватели пересекают границу), либо как косвенная (здесь из страны в страну перемещаются идеи, информация в виде учебников и учебных пособий, монографий, статей и т.п.). С позиций направленности интернационализация может быть как внешнеориентиро-ванной (идеи и люди уходят из вуза за пределы страны), так и внутриориентированной (люди и идеи приходят в вуз из-за рубежа), что в полной мере относится и к национальной образовательной системе в целом.

В целом в подготовленном Международной ассоциацией ректоров университетов (1АЦР) докладе о стратегии интернационализации отмечается: «Мы решительно настаиваем на том, чтобы все учреждения системы высшего образования активно содействовали процессу интернационализации своих учебных заведений» [3].

Указываются различные причины интернационализации высшего образования, в качестве наиболее существенных можно выделить следующие:

• политические - демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;

• экономические - глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;

• культурные и идеологические - рост международной открытости и развивающийся диалог национальных культур;

• академические - интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научно-исследовательской деятельности, формирование международных стандартов качества;

• информационные - новые информационные технологии, глобальные сети [2].

При этом внешним проявлением процесса интернационализации высшего образования являются возрастающие потоки студентов в зарубежные вузы, а также взаимные обмены преподавателями и исследователями (академическая мобильность); использование зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применение международных процедур аккредитации, международные виды межвузовского сотрудничества.

Таким образом, формируется своеобразная лестница этапов интернационализации образовательных учреждений как отражение форм их интеграции в мировую образовательную систему:

1) экспорт образовательных услуг/академическая мобильность;

2) совместные научно-исследовательские проекты;

3) образовательный франчайзинг;

4) разработка совместных образовательных программ;

5) создание совместных университетских кампусов;

6) создание зарубежной филиальной сети;

7) создание образовательных центров (моделирования и координации) за рубежом, аутсорсинг;

8) создание международных образовательных программ.

Статистические исследования зачастую связывают развитие интернационализации высшего образования с академической мобильностью как отражением экспорта образовательных услуг. В частности, за последние 25 лет международная академическая мобильность возросла более чем на 300 %, а финансовые показатели, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и т.д., достигают 100 млрд долл. [1].

По данным статистики число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, с 920 тыс. человек в 1980 г. выросло до 1 млн 550 тыс. человек в 1996 г. и в 2011 г. составило по некоторым данным около 2 млн человек. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы - это «Эразмус» и с 1995г. «Сократ». Программа «Эразмус» начатая в 1987 г., чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе, и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как «Комет», «Лингва» и др., ставили целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.

Помимо организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне каких-либо программ, которое является результатом целого ряда факторов, отражающих действующие на рынке образовательных услуг стратегии проталкивания и вытягивания. С одной стороны вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на зарубежных рынках. Они открывают филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения и т.п., т.е. продвигают свои образовательные услуги и продукты по каналу распределения, пока они не достигнут целевого потребителя. С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом. Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка, обусловило тот факт, что

наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникший в целом ряде стран спрос на образовательные программы вузов этих стран втягивает их образовательные услуги в каналы распределения: возникают образовательные брокеры - специализированные агентства и консалтинговые компании (национальные и международные), выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса.

Библиографический список

1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М., 2012. - С. 46.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М, 2012. - С. 46

3. Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ВГУ. - 2011. - № 3.

Е.Ю. Сабанина

РАЗРАБОТКА ПОЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы профессионального образования будущих специалистов в сфере туризма. Автор вычленяет основные компоненты современной профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии, отмечает их роль для будущей профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость инновационной поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации (на примере Камчатского края).

Ключевые слова: компоненты профессиональной подготовки, педагогическая поддержка, профессиональное самоопределение, контекстное обучение, информационно-образовательная среда учебного занятия, взаимодействие туристского вуза и бизнес-сообщества.

Постепенно ускоряющийся темп развития туристской индустрии в нашей стране обусловил появление учебных заведений высшей школы, занимающихся целенаправленной подготовкой кадров для туризма. Предложения ученых В.И. Андреева, В.А. Сластенина по совершенствованию системы профессионального высшего образования утверждают нас в необходимости инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Научная проблема и ее обоснование. Обоснование инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации обусловило необходимость разрешения следующих противоречий. Это противоречия между:

© Сабанина Е.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.