Т.С. Маркова О.Р. Цаболова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация. Статья посвящена проблемам интернационализации высшего образования. Она выявляет тенденции в международном сотрудничестве на рынке образовательных услуг, изучает причины перехода на англо-саксонскую систему и образовательный стандарт: бакалавр - магистр - доктор. Далее рассматривает формирование системы транснационального образования, унификации и универсализации оценки качества образовательных систем. Далее в статье говорится о причинах интернационализации, ее внешних проявлениях, этапах, а также затронуты вопросы мобильности студентов и преподавателей.
Ключевые слова: образовательная услуга, рынок, образовательная система, интернационализация, мобильность, глобализация.
Процесс интернационализации в образовательной сфере связан с усилением взаимодействия национальных систем образования и образовательных учреждений, реализующих различные формы международного сотрудничества, проявляющиеся в развитии таких тенденций, как:
наращивание количественных параметров экспорта образовательных услуг, академической мобильности студентов и преподавателей;
выдвижение образовательных центров (локально-территориальных) на мировом рынке образовательных услуг, что в научной литературе обозначается термином «глобализация»;
- конвергенция образовательных программ и стандартов;
- усиление интеграции образовательных учреждений между собой посредством подписания соглашений о сотрудничестве, создании международных образовательных альянсов, а также слияние науки и бизнеса через диверсификацию форм образовательных учреждений, развитие системы образовательного франчайзинга и т.п.
В то же время чаще всего глобализацию связывают с либерализацией экономического пространства, освобождением от ограничений передвижения всех факторов и результатов производства, что ведет к стиранию экономических границ, формируя глобальный рынок с различными объектами и выдвижением транснационализированных субъектов. Как следствие, появляются условия для универсализации и унификации норм поведения в глобальной социально-экономической системе, зачастую отождествляемые с вестернизацией (американизацией, европеизацией). В рамках образовательной системы чаще речь идет об упрочении позиций англо-саксонской системы и образовательных стандартов по схеме многоуровневого образования: бакалавр - магистр - доктор.
Соответственно, данный подход в сфере образования формирует несколько взаимосвязанных тенденций: во-первых, появление системы транснационального образования,
© Маркова Т.С., Цаболова О.Р., 2013
включая распространение виртуальных и дистанционных форм обучения; во-вторых, унификация и универсализация систем оценки качества образовательных систем (международная аккредитация, сертификация), включая единство ступеней образовательного процесса, возрастающую роль английского языка, нострификацию (взаимное признание) документов об образовании;
в-третьих, изменение принципов функционирования образовательного пространства в контексте социального (принцип равенства и доступности), географического (принцип открытости) и интеллектуального (модель «образование всю жизнь») содержания.
С точки зрения отдельно взятого образовательного учреждения, интернационализацию можно определить как процесс выхода штатного образовательного процесса за национальные границы, осуществляемого в значимых для данного образовательного учреждения размерах. При этом с точки зрения объекта интернационализация выступает либо как прямая (в этом случае непосредственные участники образовательного процесса, то есть студенты, аспиранты и преподаватели пересекают границу), либо как косвенная (здесь из страны в страну перемещаются идеи, информация в виде учебников и учебных пособий, монографий, статей и т.п.). С позиций направленности интернационализация может быть как внешнеориентиро-ванной (идеи и люди уходят из вуза за пределы страны), так и внутриориентированной (люди и идеи приходят в вуз из-за рубежа), что в полной мере относится и к национальной образовательной системе в целом.
В целом в подготовленном Международной ассоциацией ректоров университетов (1АЦР) докладе о стратегии интернационализации отмечается: «Мы решительно настаиваем на том, чтобы все учреждения системы высшего образования активно содействовали процессу интернационализации своих учебных заведений» [3].
Указываются различные причины интернационализации высшего образования, в качестве наиболее существенных можно выделить следующие:
• политические - демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;
• экономические - глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;
• культурные и идеологические - рост международной открытости и развивающийся диалог национальных культур;
• академические - интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научно-исследовательской деятельности, формирование международных стандартов качества;
• информационные - новые информационные технологии, глобальные сети [2].
При этом внешним проявлением процесса интернационализации высшего образования являются возрастающие потоки студентов в зарубежные вузы, а также взаимные обмены преподавателями и исследователями (академическая мобильность); использование зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применение международных процедур аккредитации, международные виды межвузовского сотрудничества.
Таким образом, формируется своеобразная лестница этапов интернационализации образовательных учреждений как отражение форм их интеграции в мировую образовательную систему:
1) экспорт образовательных услуг/академическая мобильность;
2) совместные научно-исследовательские проекты;
3) образовательный франчайзинг;
4) разработка совместных образовательных программ;
5) создание совместных университетских кампусов;
6) создание зарубежной филиальной сети;
7) создание образовательных центров (моделирования и координации) за рубежом, аутсорсинг;
8) создание международных образовательных программ.
Статистические исследования зачастую связывают развитие интернационализации высшего образования с академической мобильностью как отражением экспорта образовательных услуг. В частности, за последние 25 лет международная академическая мобильность возросла более чем на 300 %, а финансовые показатели, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и т.д., достигают 100 млрд долл. [1].
По данным статистики число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, с 920 тыс. человек в 1980 г. выросло до 1 млн 550 тыс. человек в 1996 г. и в 2011 г. составило по некоторым данным около 2 млн человек. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы - это «Эразмус» и с 1995г. «Сократ». Программа «Эразмус» начатая в 1987 г., чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе, и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как «Комет», «Лингва» и др., ставили целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.
Помимо организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне каких-либо программ, которое является результатом целого ряда факторов, отражающих действующие на рынке образовательных услуг стратегии проталкивания и вытягивания. С одной стороны вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на зарубежных рынках. Они открывают филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения и т.п., т.е. продвигают свои образовательные услуги и продукты по каналу распределения, пока они не достигнут целевого потребителя. С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом. Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка, обусловило тот факт, что
наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникший в целом ряде стран спрос на образовательные программы вузов этих стран втягивает их образовательные услуги в каналы распределения: возникают образовательные брокеры - специализированные агентства и консалтинговые компании (национальные и международные), выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса.
Библиографический список
1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М., 2012. - С. 46.
2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М, 2012. - С. 46
3. Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ВГУ. - 2011. - № 3.
Е.Ю. Сабанина
РАЗРАБОТКА ПОЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы профессионального образования будущих специалистов в сфере туризма. Автор вычленяет основные компоненты современной профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии, отмечает их роль для будущей профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость инновационной поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации (на примере Камчатского края).
Ключевые слова: компоненты профессиональной подготовки, педагогическая поддержка, профессиональное самоопределение, контекстное обучение, информационно-образовательная среда учебного занятия, взаимодействие туристского вуза и бизнес-сообщества.
Постепенно ускоряющийся темп развития туристской индустрии в нашей стране обусловил появление учебных заведений высшей школы, занимающихся целенаправленной подготовкой кадров для туризма. Предложения ученых В.И. Андреева, В.А. Сластенина по совершенствованию системы профессионального высшего образования утверждают нас в необходимости инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.
Научная проблема и ее обоснование. Обоснование инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации обусловило необходимость разрешения следующих противоречий. Это противоречия между:
© Сабанина Е.Ю., 2013