4. Hetmanskij, S. A. Perfection of activity of divisions of criminal militia in questions of preservation of a historical and cultural heritage of the Russian Federation//All-Russia scientifically - practical conference «Modern problems of struggle against criminality». The collection of materials. — P. 1. — Voronezh, 2003.
5. Goncharuc, E. V. institute of principal duties of the person and the citizen in a constitutional law: The candidate of jurisprudence. — Moscow, 2005.
6. The report of the deputy chief of department on struggle against offenses in the field of preservation of the environment of Ministry of Internal Affairs RT / / Internet-news of Republic Tatarstan. — 2002. — July, 31st
7. A site of the Ministry of Internal Affairs of Russia http://wwwjmvd.ru/stats/10000479/10000606/8064.
8. A site of the Ministry of Internal Affairs of Russia http://www.mvd.ru/stats/10000479/10000606/ 8064/ print.
9. A site of the Ministry of Internal Affairs of Russia http://www.mvd.ru/stats/ 10000479/10000606/ 8064/print.
1 Гончарук Е.В. Институт основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Моск. ун-т МВД РФ. М. 2005. С.118.
2 См.: Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. Ростов-на-Дону, РВШ МВД РФ, 1996 г. С. 164.
3 http://www.mvd.ru/stats/10000479/10000606/8064/
4 http://www.mvd.ru/stats/10000479/10000606/8064/prmt
5 Административная деятельность ОВД. Часть особенная /Под ред. А.П. Коренева. М., 2001. С. 149.
6 Гончарук Е.В. Институт основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Моск. ун-т МВД РФ. М. 2005. С.124-125.
7 Доклад заместителя начальника Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД РТ // Интернет-новости Республики Татарстан. 2002. 31 июля
8 Газета Город. 2004. №11
9 http://www.mvd.ru/stats/10000479/10000606/8064/prmt
10 Гончарук Е.В. Институт основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Моск. ун-т МВД РФ. М. 2005. С.131.
11 Гетманский С.А. Совершенствование деятельности подразделений криминальной милиции в вопросах сохранения историкокультурного наследия Российской Федерации / / Всероссийская научно - практическая конференция «Современные проблемы борьбы с преступностью». Сборник материалов. 4.1, Воронеж, 2003. С. 30.
УДК 34.342 И.С. Мамеева*
Международный опыт правотворческой деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности
Рассматриваются основные нормативно-правовые акты в области обеспечения пожарной безопасности таких стран, как Украина, Беларусь и Канада. В частности, производится анализ отдельных положений данных нормативно-правовых актов и их сравнение друг с другом.
Обращается внимание на сходство и различие указанных нормативных актов с законодательством Российской Федерации, в частности с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Ключевые слова: международный опыт, пожарная безопасность, права, обязанность, ответственность в области пожарной безопасности, технический регламент, государственный пожарный надзор.
I.S. Mameeva*. International experience in fire safety law-making activity. The article deals with the basic fire safety regulations in such countries as the Ukraine, Belarus and Canada. In particular, some provisions of regulatory the legal acts were analyzed and compared. The main attention is paid to the similarities and differences of these regulations with the legislation of the Russian Federation, namely with Federal Law № 69-FZ «On Fire Safety» dated 21-12-1994, and Federal Law № 123-Ф3 «Technical Regulations on Fire Safety Requirements» dated 22-07-2008.
Keywords: international experience, fire safety, rights, duties, responsibilities in fire protection, technical regulations, state fire supervision.
* Мамеева, Ирина Сергеевна, старший юрисконсульт Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Владимирской области», Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Владимирской области». Почтовый адрес: Россия, 600023, г. Владимир, ул. Песочная, 19-13. Телефон: +7920-620-8189. Электронная почта: [email protected].
* Mameeva Irina Sergeevna, senior legal adviser of the State agency “The Center for Crisis Management of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations for the Vladimir region”, the State agency “The Center for Crisis Management of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations for the Vladimir region”. Post address: Russia, 600023,Vladimir, Pesochnaya str., 19-13. Tel.: +7920-6208189. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 27 июня 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Конституционное и административное право
Для более глубокого понимания отечественного законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности представляется необходимым и интересным сравнение его с законодательством других стран. В качестве примера можно взять Республику Беларусь и Украину, а также правовые акты в сфере пожарной безопасности Канады.
Поскольку Республика Беларусь, Украина и Россия длительное время находились в составе одного государства, то они, соответственно, испытывали взаимное влияние в отношении развития экономики, социальной жизни, государственного аппарата, а также правовой системы. Но около двадцати лет эти государства являются суверенными и уже самостоятельно формируют свою нормативно-правовую базу, поэтому результаты анализа основных нормативно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности Республики Беларусь и Украины, сферы их регулирования и сравнения с российским законодательством будут интересны с точки зрения науки.
Канадская правовая система берёт своё начало от британской системы Common law, которую Канада унаследовала, будучи страной — членом Содружества Наций.
Россия относится к странам континентальной системы права и тяготеет к романо-германской правовой семье, которая объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы и существенно отличается от англосаксонского права. Таким образом, сравнение нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности стран, относящихся к разным правовым семьям, может дать интересный результат.
Как известно, в Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-Ф3 «О пожарной безопасности» [1] (далее — Закон).
Указанный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Также Закон дает определения основных понятий. Отдельная глава Закона регулирует вопросы пожарной охраны, уделяя большое внимание ее задачам и видам. Закреплены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В рамках главы, посвященной обеспечению пожарной безопасности, рассматриваются вопросы тушения пожаров, производства пожарно-технической продукции, научно-технического и информационного обеспечения, страхования, сертификации и пропаганды в этой области.
Ряд положений закона посвящен правам, обязанностям и ответственности в области пожарной безопасности [2].
В Республике Беларусь принят закон от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности» [3], который также выполняет функцию основного нормативно-правового акта в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Преамбула указанного закона сразу позиционирует его как определяющий «правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора в Республике Беларусь, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь» [3].
Наряду с российским, настоящий закон также освещает вопрос системы обеспечения пожарной безопасности, тушения пожаров, государственного пожарного надзора, научно-технического обеспечения и ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности.
Обязанности в области пожарной безопасности разграничены как в российском законодательстве, так и в законодательстве Республики Беларусь. Однако этот вопрос более тщательно проработан Республикой Беларусь, поскольку ей установлена компетенция не только государственных органов, граждан, но и общественных объединений, должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности.
На территории Республики Украины также принят закон «О пожарной безопасности» от 17 декабря 1993 г. № 3745-XII [4].
Этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности [4].
С российским федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закон Украины объединяет раскрытие вопроса, касающегося государственного пожарного надзора, изучения правил пожарной безопасности, противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности, организации научных исследований по проблемам пожарной безопасности, учета пожаров, ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
В ст. 14-15 указанного закона прописаны цели и задачи пожарной охраны и ее виды, что также регламентировано в России и совсем не отражено в законе Республики Беларусь.
Подобная ситуация схожа в плане определения правового положения личного состава Государственной противопожарной службы, его правовой и социальной защиты, что находит свое отражение в законах России и Украины, но совершенно не закреплено в законе Республики Беларусь.
Несколько по-разному отражен вопрос лицензирования пожарной безопасности в российском законодательстве и законодательстве Украины.
В законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» лицензирование деятельности в области пожарной безопасности представлено одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, в то время как в законе Украины лицензирование вынесено в отдельную самостоятельную статью Закона.
Закон Украины от 17 декабря 1993 г. № 3745-Х11 «О пожарной безопасности» в большей степени схож по структуре и содержанию с российским законом. Однако в российском законе от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в отличие также и от закона Республики Беларусь, все же более подробно представлен понятийный аппарат и детально рассмотрены положения, входящие в каждый раздел.
Наряду с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [5].
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (далее — Регламент) вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты.
Положения Регламента необходимо применять при работе с объектами защиты, в частности, в промышленности, на опасных производствах, при строительстве, а также в помещениях с массовым скоплением людей. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности. Приведены классификации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы [6].
Аналогично российскому законодательству Министерством Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций издан приказ от 19 октября 2004 г. № 126 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Украине» [7], который является единым нормативно-правовым актом, определяющим требования к территориям, зданиям, помещениям, сооружениям, инженерному оборудованию, содержанию противопожарных средств, требования к объектам разного назначения, проведение огневых, покрасочных и строительно-монтажных работ, а также порядок действий в случае пожара.
В отличие от российского законодательства, вопросы, касающиеся технической составляющей пожарной безопасности Республики Беларусь, отражены не в одном нормативно-правовом акте, а закреплены в так называемых нормах и правилах пожарной безопасности. В качестве примера назовем некоторые из них:
— НПБ 10-2000. Система противопожарного нормирования и стандартизации. Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Огнезащитные кабельные покрытия. Общие технические требования. Методы испытаний.
Настоящие Нормы устанавливают общие технические требования и методы испытаний огнезащитных кабельных покрытий, применяемые для снижения пожарной опасности кабельных линий, выполненных силовыми (кроме маслонаполненных), контрольными кабелями и кабелями связи, прокладываемыми в кабельных сооружениях, а также по строительным конструкциям зданий. Требования настоящих Норм являются обязательными к применению при разработке и изготовлении ОКП юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь [8].
Указанные нормы разработаны Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Республика Беларусь) и введены в действие приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 14 января 2000 г. № 6.
— НПБ 11-2000. Система противопожарного нормирования и стандартизации. Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Клапаны противопожарные и дымовые. Метод испытания на огнестойкость.
Настоящие нормы также разработаны Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Республика Беларусь) и введены в действие приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 января 2000 г. №7 [9].
— ППБ 2.03-2002 Система противопожарного нормирования и стандартизации. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для ярмарок и рынков.
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для ярмарок и рынков устанавливают обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации ярмарок, рынков и выставок-продаж, размещаемых в специально построенных и приспосабливаемых зданиях и сооружениях, а также на открытых территориях. Настоящие Правила применяются наряду с другими техническими нормативными правовыми актами системы противопожарного нормирования и стандартизации в Республике Беларусь [10].
Разработаны Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Республика
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Конституционное и административное право
Беларусь) и введены в действие приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 18 февраля 2003 г. № 26.
Следует также отметить, что в отличие от российского законодательства, нормы и правила пожарной безопасности Республики Беларусь утверждены не на уровне законодательной, а на уровне исполнительной власти (министерства).
В свете сравнения основных законов, касающихся пожарной безопасности Российской Федерации, Белоруссии и Украины, интересно провести анализ законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в государствах, имеющих иную правовую систему.
В качестве одного из примеров можно привести Канаду и закон этого государства о Пожарной безопасности [11].
«2. The purpose of this Act is to educate and encourage persons and communities to apply the principles of fire safety so as to prevent fires, preserve human life and avoid unwarranted property loss due to the destructive forces of fire».
«Ст. 2 Закона о Пожарной безопасности Канады ставит своей целью обучение и поддержку граждан и общества принципам обеспечения пожарной безопасности для того, чтобы предотвращать пожары, сохранить человеческую жизнь и избежать необоснованных потерь собственности в связи с разрушительной силой огня».
Подобно российскому закону, в законе о пожарной безопасности Канады даются определения основных понятий. Однако, в отличие от российских, некоторые определения имеют отсылочный характер.
Например, «Board» means the Fire Safety Appeal Board referred to in Section 40» или «fire safety» means fire safety as described in Section 16».
В обоих нормативных правовых актах, в ст. 38 российского закона «О пожарной безопасности» и в ст. 7 закона Канады, указана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Характерной особенностью закона Канады о пожарной безопасности является то, что в нем прописано правовое положение Консультативного Совета в сфере пожарной безопасности, министра и местных помощников.
Федеральный закон Российской Федерации не указывает прав и обязанностей основных органов управления. Закон в гл. 3 распределяет полномочия в несколько ином разрезе: полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности и полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Необходимо отметить, что в ст. 34 российского закона указаны права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Закон Канады в ст. 44 предусматривает ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
В сфере пожарной безопасности основное регулирование осуществляет Пожарный кодекс (Fire Code). Однако закон Канады все-таки предусматривает основополагающие положения, касающиеся порядка представления планов на строительство помещения, инспекции учебных помещений, порядок проникновения на территорию при возникновении чрезвычайных ситуаций, расследование пожаров, срок давности по делам, связанным с пожарами, порядок вручения документов.
Закон Российской Федерации носит более общий характер, в отличие от закона Канады.
Пожарный кодекс — нормативный акт Канады, который обеспечивает безопасность владельцев зданий и тех, кто в них находится, ликвидацию или контроль опасности пожаров в зданиях и вокруг зданий, монтаж и обслуживание одной системы безопасности жизнедеятельности в зданиях, монтаж и обслуживание систем, установку плана пожарной безопасности в зданиях, где это необходимо.
Задачи и функции Пожарного кодекса Канады в целом схожи с кругом вопросов, решаемых Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, нормативно-правовые акты в области обеспечения пожарной безопасности республики Беларусь и Украины в целом схожи с российским законодательством по ряду положений. Основной же закон Канады отличается и по содержанию, и по структуре.
Список литературы
1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 1994 г. // Российская газета. — 1995. — 5 января; СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.
2. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ: аннотация. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.base.garant.ru/10103955 (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
3. О пожарной безопасности: закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.bchs-minsk.by/index.php/zakonodatelstvo/82-zakon-rb-o-pozharnoi-bezopasnosti.html (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
4. О пожарной безопасности: закон Украины от 17 декабря 1993 г. № 3745-XII. URL: http:// www.zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3745-12 (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2008 г.: одобр.
Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2008 г. // Парламентская газета — 2008. — 31 июля; Российская газета. - 2008. - 1 августа; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 30. ч. 1, ст. 3579.
6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ: аннотация. [Электронный документ]. Режим доступа: http:// www.base.garant.ru/12161584 (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
7. Об утверждении Правил пожарной безопасности в Украине: приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19 октября 2004 г. № 126. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.forca.ru/knigi/pravila/pravila-pozharnoi-bezopasnosti-v-ukraine.html (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
8. Система противопожарного нормирования и стандартизации. Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Огнезащитные кабельные покрытия. Общие технические требования. Методы испытаний: приказ главного гос. инспектора Респ. Беларусь по пож. надзору от 14 января 2000 г. № 6. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.stroyntd.narod.ru/files/listb.html (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
9. Система противопожарного нормирования и стандартизации. Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Клапаны противопожарные и дымовые. Метод испытания на огнестойкость: приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 января 2000 г. № 7. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.stroyntd.narod.ru/files/listb.html (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
10. Система противопожарного нормирования и стандартизации. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для ярмарок и рынков: приказ Главного гос. инспектора Респ. Беларусь по пожарному надзору от 18 февраля 2003 г. № 26. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.stroyntd.narod.ru/files/listb.html (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
11. Fire Safety Act. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.nslegislature.ca/legc/ statutes/firesafe.htm (дата обращения: 24 мая 2011 г.).
Literature
1. On Fire Safety: Federal Law №69-ФЗ dated December 21, 1994: adopted by State Duma on November 18, 1994 // Rossiyskaya Gazeta — 1995. - January 5; Collection of Laws of the Russian Federation
— 1994. - №35. article 3649.
2. On Fire Safety: Federal Law №69-ФЗ dated December 21, 1994: annotation. URL: http:// www.base.garant.ru/10103955 (reference date: May 24, 2011).
3. On Fire Safety: Law of the Republic of Belarus № 2403-XII dated June 15, 1993. URL: http:// www.bchs-minsk.by/index.php/zakonodatelstvo/82-zakon-rb-o-pozharnoi-bezopasnosti.html (reference date: May 24, 2011).
4. On Fire Safety: Law of the Republic of Belarus № 2403-XII dated June 15, 1993. URL: http:// www.bchs-minsk.by/index.php/zakonodatelstvo/82-zakon-rb-o-pozharnoi-bezopasnosti.html (reference date: May 24, 2011).
5. On Fire Safety: Law of the Ukraine № 3745-XII dated December 17, 1993. URL: http:// www.zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3745-12 (reference date: May 24, 2011).
6. On Fire Safety: Law of the Ukraine № 3745-XII dated December 17, 1993. URL: http:// www.zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3745-12 (reference date: May 24, 2011).
7. Technical regulations on fire safety requirements: Federal Law № 123-ФЗ dated July 22, 2008: adopted by State Duma on July 4, 2008: approved by the Federal Assembly on July 11, 2008 // Parlamentskaya Gazeta
— 2008. — July 31; Rossiyskaya Gazeta — 2008. — August 1; Collection of Laws of the Russian Federation — 2008.
— № 30. — Part 1. — Article 3579.
8. Technical regulations on fire safety requirements: Federal Law № 123-ФЗ dated July 22, 2008: annotation. URL: http://www.base.garant.ru/12161584 (reference date: May 24, 2011).
9. On Adoption of fire prevention rules in the Ukraine: Ministry of Emergency Situations of the Ukraine order № 126 dated October 19, 2004. URL: http://www.forca.ru/knigi/pravila/pravila-pozharnoi-bezopasnosti-v-ukraine.html (reference date: May 24, 2011).
10. The System of Fire Regulation and Standardization. Fire Protection Regulations of the Republic of Belarus. Fire-retardant Cable Coatings. General Technical Requirements. Test Methods: Chief State Fire Inspector of the Republic of Belarus order №6 dated January 14, 2000. URL: http://www.stroyntd.narod.ru/ files/listb.html (reference date: May 24, 2011).
11. The System of Fire Regulation and Standardization. Fire Protection Regulations of the Republic of Belarus. Fire and Smoke Valves. Fire Resistance Test Method: Ministry of Emergency Situations order №7 dated January 14, 2000. URL: http://www.stroyntd.narod.ru/files/listb.html (reference date: May 24, 2011).
12. The System of Fire Regulation and Standardization. Fire Protection Regulations of the Republic of Belarus for Trade Fairs and Markets: Chief State Fire Inspector of the Republic of Belarus order №26 dated February 18, 2003. URL: http://www.stroyntd.narod.ru/files/listb.html (reference date: May 24, 2011).
13. Fire Safety Act. URL: http://www.nslegislature.ca/legc/statutes/firesafe.htm (reference date: May 24, 2011).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011