УДК 37.04 ББК Ч43
Ольга Евгеньевна Шаповалова,
доктор психологических наук, профессор, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), e-mail: [email protected]
Борис Ентильевич Фишман, доктор педагогических наук, профессор, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), e-mail: [email protected]
Галина Васильевна Ванакова, кандидат психологических наук, доцент, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), e-mail: [email protected]
Физическое воспитание умственно отсталых школьников в научных исследованиях студентов
В Еврейской автономной области создана и успешно функционирует развёрнутая сеть специальных учреждений, составляющая основу реализации особых образовательных потребностей детей с проблемами в интеллектуальном развитии и, соответственно, направленная на осуществление их социальной адаптации. Педагогические коллективы этих учреждений активно сотрудничают с нашим университетом в плане подготовки психолого-педагогических кадров и создают оптимальные условия для прохождения студентами педагогических практик и реализации их научно-исследовательского потенциала. Каждая научно-исследовательская работа студентов отражает специфику физического воспитания детей с нарушением интеллекта, представляет собой пусть скромный, но вполне реальный вклад в развитие теории и практики сопровождения психического и физического развития таких учащихся. Статья посвящена анализу процесса и результатов исследовательской активности студентов в аспекте осуществления психолого-педагогического сопровождения психического и физического развития учащихся с нарушением интеллекта. Подчёркивается важность проблемы физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, оцениваются перспективы её дальнейшей разработки при организации руководства научно-исследовательской работой студентов.
Ключевые слова: укрепление здоровья, физическое воспитание, физическое развитие, научное исследование, учащиеся с нарушением интеллекта.
Olga Yevgenyevna Shapovalova,
Doctor of Psychology, Professor, Priamursky State University named after Sholom Aleichem
(Birobidzhan, Russia), e-mail: [email protected] Boris Entilyevich Fishman, Doctor of Pedagogy, Professor, Priamursky State University named after Sholom Aleichem
(Birobidzhan, Russia), e-mail: [email protected] Galina Vasilyevna Vanakova, Candidate of Psychology, Associate Professor, Priamursky State University named after Sholom Aleichem (Birobidzhan, Russia), e-mail: [email protected]
Physical Training of Mentally Retarded Schoolchildren in Students’ Research
In the Jewish Autonomous Region there exists and successfully functions a developed network of specialized institutions that makes the basis for the implementation of special educational needs of children with problems in intellectual development and, therefore, aimed at the realization of their social adaptation. Teaching groups from these institutions actively collaborate with our university in terms of psychological and pedagogical preparation of the staff and create optimal conditions for the students’ practicum and the implementation of their research capacity. Each student’s research work, reflecting the specificity of physical education for children with intellectual disabilities, is a modest but very real contribution to the theory and practice of supporting mental and physical development of these pupils. This article analyzes the process and the results of the students’ research activity aimed at psycho-pedagogical support of mental and physical development of children with mental disabilities. It emphasizes the importance of the issue of physical education for children with disabilities, assesses the prospects for its further development in the organization of students’ research work.
Keywords: health promotion, physical education, physical development, scientific research, students with intellectual disabilities.
© О. Е. Шаповалова, Б. Е. Фишман, Г. В. Ванакова, 2012
137
Модернизация отечественной системы образования, его переориентация на новые гуманистические ценности выдвигает на первый план вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, которое подвергается воздействию многих негативных факторов. Неблагоприятная экологическая ситуация, нестабильная экономика и быстро меняющаяся социокультурная реальность предъявляет серьёзные требования к адаптационным возможностям и психофизическим ресурсам человека. И в первую очередь всё это отражается на развитии и состоянии здоровья детей.
В последнее время в нашей стране, как и во всём мире, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья. К ним относятся и умственно отсталые учащиеся, которые получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в специальном (коррекционном) образовательном учреждении восьмого вида. Как показывают исследования Р. Д. Бабенковой, Н. П. Вайзмана, А. А. Дмитриева, В. В. Ковалёва, Н. А. Козленко, М. С. Певзнер и других специалистов, даже при неосложненных формах и лёгкой степени умственной отсталости нарушение интеллекта у таких детей нередко сочетается с наличием двигательных расстройств и отклонений в физическом развитии. Это создаёт трудности в актуализации двигательной активности, а гипокинезия, в свою очередь, не только усугубляет любую патологию, но и ослабляет сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, резко снижает все физиологические функции и нервно-психический тонус организма, вызывает негативные реакции со стороны эмоциональной сферы. Если же умственная отсталость осложняется наличием неврологических расстройств (Р. М. Войтенко, Н. Е. Буторина. Н. А. Благинина, И. Р. Лебедева и др.), двигательная сфера и физическое развитие детей в целом отличается ещё более заметным своеобразием.
Отклонения в физическом развитии учащихся с нарушением интеллекта оказывают неблагоприятное влияние на продуктивность игровой, учебной, трудовой и других видов деятельности, доступных учащимся школы восьмого вида, затрудняют социальной становление личности и процесс интеграции в общество. Следовательно, формирование у студентов го-
товности к эффективному решению вопросов, связанных с физическим воспитанием умственно отсталых учащихся, следует рассматривать в числе наиболее важных аспектов профессиональной подготовки учителей дефектологов.
В Еврейской автономной области создана и успешно функционирует развёрнутая сеть специальных учреждений, составляющая основу реализации особых образовательных потребностей детей с проблемами в интеллектуальном развитии и, соответственно, направленная на осуществление их социальной адаптации. Совместными усилиями педагогов, психологов, с опорой на медицинские показания решаются проблемы, связанные с комплексным изучением, преодолением имеющегося дефекта и с предупреждением возможных вторичных осложнений. Педагогические коллективы этих учреждений активно сотрудничают с нашим университетом в плане подготовки психолого-педагогических кадров и создают оптимальные условия для прохождения студентами педагогических практик и реализации их научно-исследовательского потенциала.
Именно научная работа представляет собой одно из наиболее эффективных средств формирования у будущих учителей дефектологов интереса к физическому воспитанию умственно отсталых учащихся, к оптимизации условий их физического и психического развития, к вопросам, связанным с сохранением и укреплением их здоровья. Поэтому на протяжении всего периода деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии (более 15 лет) её профессорско-преподавательский состав уделяет этой актуальной проблеме особое внимание при организации руководства научно-исследовательской работой студентов. Программы ознакомительных и психолого-педагогических практик, различной сложности профессиональные задачи и задания творческого характера, тематика курсовых и дипломных работ приведены в соответствие с потребностями теории и практики специальной педагогики, психологии и методики. Причём речь идёт не только и не столько о методике физического воспитания учащихся школы восьмого вида. Правильно дозированная и своевременно предложенная школьникам физическая нагрузка способствует более успешному усвоению любого учебного предмета, повышает восприимчивость к коррекционной помощи, снимает эмоциональное напря-
жение и восстанавливает умственную работоспособность (Р. Д. Бабенкова, А. А. Дмитриев, Е. С. Черник и др.).
Результаты научной работы студентов составляют основу их выступлений на конференциях и семинарах различного уровня, на школьных педсоветах и совместных с практикующими дефектологами мероприятиях. По материалам исследований студенты публикуют научные статьи и методические рекомендации, успешно выполняют и защищают дипломные работы, подтверждая свою профессиональную квалификацию и готовность к сопровождению физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если научные статьи, доклады и даже курсовые работы студентов предполагают достаточно глубокую разработку каких-либо отдельных аспектов проблемы физического воспитания умственно отсталых учащихся, то при выполнении дипломного исследования перед ними ставятся и научно-теоретические, и экспериментально-практические, и коррекционно-развивающие задачи.
Научно-теоретические задачи охватывают оценку современного состояния проблемы, определение наиболее перспективных направлений её дальнейшей разработки, обоснование необходимости и возможности повышения качества физического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Экспериментальные задачи определяются и решаются путем создания и практической апробации диагностического комплекса, направленного на изучение различных параметров физического развития учащихся, особенностей их моторно-двигательный сферы, состояния здоровья. Предметом изучения также могут быть позитивные и негативные факторы, определяющие физическое и психическое здоровье детей, причины и проявления отклоняющегося развития, здоровьесберегающие технологии.
От степени выполнения коррекционноразвивающих задач зависит практическая значимость того или иного исследования. На основе анализа фактического материала, наработанного в процессе решения экспериментальнопрактических задач, студенты подбирают и реализуют в самостоятельной педагогической деятельности коррекционно-профилактические меры, оценивают их эффективность и разрабатывают методические рекомендации.
Следует отметить, что за последние 5 лет под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры было выполнено более 20 выпускных квалификационных работ, посвящённых проблеме физического воспитания детей с нарушением интеллекта. В одних работах особенно ярко проявлялся творческий подход к анализу теоретических источников. Студенты не просто обобщали накопленный в современной науке опыт оптимизации физического развития умственно отсталых школьников, но уточняли, конкретизировали и в некоторой степени дополняли и обогащали имеющиеся представления, делая оригинальные выводы. Инновационная составляющая других работ определялась нестандартным подходом к получению, систематизации и интерпретации эмпирической информации. Третьи работы обращали на себя внимание выразительным описанием коррекционно-развивающей работы, глубиной психолого-педагогических выводов и методических рекомендаций. При этом буквально все они представляют определённый интерес для практических работников системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что подтверждается отзывами из школ, являющихся экспериментальной базой того или иного исследования, достаточно высокими оценками государственной аттестационной комиссии и внешних экспертов. Рассмотрим проблематику и содержание некоторых наиболее интересных, на наш взгляд, научноисследовательских работ, выполненных студентами под руководством опытных преподавателей.
С. В. Коморная провела серьёзное исследование, посвящённое изучению влияния занятий по физической культуре на развитие двигательной активности и физических качеств у младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве предмета исследования она определила такие параметры физического развития, как быстрота (скоростные способности), сила, ловкость, выносливость, их коррекцию и развитие средствами физкультуры.
Автор полностью соглашается с общепринятым положением о том, что рациональная организация физической подготовки учащихся школы восьмого вида повышает их работоспособность, стимулирует познавательную активность, стабилизирует эмоциональную сферу и в целом способствует социализации.
Убедительно доказывая необходимость особого внимания к подбору средств физического воспитания таких школьников именно на этапе обучения в начальных классах, С. В. Коморная отмечает, что это сензитивный период для развития физических качеств и актуализации резервных возможностей организма.
Своих испытуемых, умственно отсталых учащихся третьих классов, она условно делит на 2 группы: относительно здоровые и дети с заметными отклонениями в физическом развитии и ослабленным здоровьем. Для выявления особенностей их двигательной сферы проводятся серии различных заданий (бег, прыжки, упражнения на сгибание-разгибание рук и ног, и т. д.), глубоко изучается медико-педагогическая документация детей, проводятся длительные и систематические наблюдения за поведением испытуемых на уроках физкультуры. Достоверность и научную состоятельность собственных выводов автор уточняет в беседах с учителями, воспитателями и физкультурным руководителем двух экспериментальных классов, а затем организует серию коррекционно-развивающих занятий, построенных с учётом требований индивидуального и дифференцированного похода. Обращает на себя внимание занимательная, игровая форма заданий, заботливо подобранных С. В. Коморной для развития различных физических качеств, которые у таких детей, как показала диагностика, тесно связаны и оказывают друг на друга заметное влияние.
В работе детально описываются тематические уроки физической культуры («Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель», «Прыжок в длину с разбега», «Бросание и ловля», «Акробатические упражнения» и др.), спортивные игры, развлечения и праздники, которые проводились с детьми в течение целого учебного года. Результаты контрольного этапа эксперимента не показали олимпийских рекордов. Данное исследование в очередной раз подтвердило положение о том, что развитие физических качеств детей с нарушением интеллекта требует серьёзных усилий, времени и терпения. Тем не менее автор с удовлетворением отмечает, что у некоторых детей повысились показатели ловкости, быстроты, силы, улучшилась координация движений, общая двигательная активность.
И. С. Оспенников посвятил своё исследование проблеме сохранения и укрепления здоровья умственно отсталых учащихся по-
средством использования в образовательном процессе школы восьмого вида здоровьесберегающих технологий. Обобщая наработки ведущих отечественных специалистов и опыт самостоятельной педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении, автор приходит к выводу, что формальное отношение к реализации методики обучения различным учебным предметам нередко становится причиной ухудшения здоровья таких детей.
В исследовании раскрыта феноменология здоровьесбережения, охарактеризованы возможности здоровьесберегающих технологий, доказана необходимость и целесообразность их использования в условиях школы восьмого вида.
Подчёркивая первостепенное значение различных межведомственных проектов, направленных на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, И. С. Оспен-ников приходит к выводу о том, что такой подход обычно только декларируется, в реальности же дело касается лишь здоровья детей, в то время как учителя остаются «за бортом». По мнению автора, ситуация в области здоровьесбереже-ния может измениться лишь при условии, что именно учитель будет ключевой фигурой. Его личностная заинтересованность в собственном здоровье (правильный образ жизни, отсутствие вредных привычек, рациональный режим труда, физическая активность и др.) является залогом заботы о здоровье детей.
Проведя детальный анализ причин ухудшения здоровья ученического контингента специального (коррекционного) образовательного учреждения, автор в первую очередь отмечает высокую учебную нагрузку (от основных и дополнительных занятий), погрешности в расписании (без учёта сложности учебных предмета и разумного чередования динамического и статического компонента), недостаточную двигательную активность учащихся. Кроме того, на здоровье учащихся (особенно в младших классах) может отразиться и чрезмерное использование на уроке технических средств обучения, и слишком строгий тон учителя, и даже отсутствие эмоционального поощрения. Заслуживает особого внимания тот факт, что организацию благоприятного психологического климата в школе и классе И. С. Оспенников считает не менее важной, чем органичное включение в структуру любого урока оздоровительных моментов (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз и др.).
Результатом научно-теоретической и опытно-экспериментальной работы автора являются разработанные им рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательному процесс младших классов школы восьмого вида. Рекомендации включают примерный план занятий по основным учебным предметам, оптимальные варианты расписания, комплекс интересных игр, заданий и упражнений, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.
А. А. Чупров, имеющий некоторый опыт самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя физкультуры в школе восьмого вида, в своём исследовании убедительно доказывает, что физическое воспитание охватывает не только сенсорику, различные физические показатели и моторно-двигательную сферу умственно отсталых учащихся. Оно может и должно быть направлено на развитие личности в целом, и в первую очередь это касается волевой составляющей.
Автор рассматривает возможности физического воспитания в коррекции и развитии у школьников учащихся с нарушением интеллекта таких волевых качеств, как дисциплинированность и самоконтроль. Не умаляя значения других форм организации физического воспитания, он подчёркивает особую эффективность уроков физкультуры, на которых, по его мнению, должны более активно ставиться и решаться задачи, связанные с развитием волевого потенциала умственно отсталых учащихся.
Рассматривая научное наблюдение за поведением детей на уроках физкультуры в качестве основного инструмента диагностики уровня и особенностей их волевого развития, А. А. Чупров предлагает оригинальную программу (последовательность работы, единицы наблюдения, форма протоколирования, критерии оценки и др.). Он посвящает целый учебный год сбору и систематизации эмпирического материала и получает вполне объективные представления о состоянии дисциплинированности и самоконтроля у учащихся экспериментального класса.
В течение следующего учебного года автор целенаправленно занимается коррекцией и развитием изучаемых волевых качеств на уроках физической культуры, в результате чего удаётся получить заметную позитивную динамику, которую сам он, однако, считает незначительной, поскольку вне экспериментальной ситуации учащиеся далеко не всегда проявляют дисциплинированность и самоконтроль. Низкими показатели волевого развития испытуемых остаются и в тех случаях, когда пользоваться ими приходится в новых, незнакомых условиях, не предполагающих участия взрослого. Таким образом, исследование А. А. Чупрова подтвердило и важность проблемы физического воспитания умственно отсталых учащихся, и её особую сложность и трудоёмкость. Тем не менее разработанные и практически апробированные автором рекомендации по развитию воли умственно отсталых школьников на уроках физической культуры, а также подобранные и созданные им комплексы упражнений и заданий для учащихся 5-6-х классов получили высокую оценку специалистов.
Подводя итоги, отметим, что каждая научно-исследовательская работа студентов, отражающая специфику физического воспитания детей с нарушением интеллекта, представляет собой пусть скромный, но вполне реальный вклад в развитие теории и практики сопровождения психического и физического развития таких учащихся. Рациональная организация физической активности рассматривается в числе наиболее мощных факторов, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирующих развитие их познавательной деятельности, облегчающих социализацию и интеграцию в общество. Этим определяется приоритетное значение вопросов, связанных с физическим воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, при подготовке психологопедагогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также научно-исследовательский интерес студентов к различным аспектам данной актуальной проблемы.
Статья поступила в редакцию 07.01.2012 г.