УДК 378.01 ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Воротилкина И.М., Анохина О.В.
Количество детей с ослабленным здоровьем не становится меньше. Среда, в которой живет и воспитывается такой ребенок, самым непосредственным образом влияет на его скорейшее выздоровление. Поэтому очень важно, чтобы люди, окружающие его, сверстники, родители или педагоги, были толерантны по отношению к нему. Физическая культура есть фундамент нашего здоровья.
Ведь именно на уроках, учитель может помочь учащимся овладеть необходимыми навыками и качествами, дать тот объем теоретических знаний, который поможет им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. А так же воспитывает дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную борьбу, что особенно это необходимо для учащихся с ослабленным здоровьем. Хорошим средством для воспитания толерантности на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные). Играя командой, учащиеся учатся сопереживать и поддерживать своих игроков.
На любом уроке, в любом учебном заведении, толерантность должна стать неотъемлемой частью жизненной позиции формирующейся личности, которая имеет свои ценности и интересы, но с уважением относится к позициям и ценностям окружающих.
Цель данной статьи - раскрыть содержание принципов формирования толерантного отношения к детям с ослабленным здоровьем в процессе физического воспитания.
Методы исследования: контент - анализ документов, ретроспективный анализ материалов.
Педагогическое наблюдение показало результаты - толерантность по отношению к учащимся с ослабленным здоровьем позволяет детям чувствовать себя защищенными, уверенными и раскрепощенными, что способствует укреплению их психического и физического здоровья.
Область применения результатов - специалистами в области социальной работы, психологии, педагогам общеобразовательной школы, аспирантам и студентам, широкому кругу читателей.
Ключевые слова: дети, здоровье, урок физической культуры, толерантность.
THE FORMATION OF THE TOLERANT RELATION OF CHILDREN WITH THE WEAKENED HEALTH IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING
Vorotilkina I.M., Anokhin O.V.
The number of children with the weakened health doesn't become less. Wednesday in which lives and is brought up such child, directly influences his fastest recovery. Therefore it is very important, that the people surrounding it, contemporaries, parents or teachers, were tolerant in relation to it. The physical culture is the base of our health.
After all at lessons, the teacher can help to seize the pupil necessary skills and qualities, to give that volume of theoretical knowledge which will help them to lead a healthy lifestyle further. And as brings up friendship, mutual understanding and support, command spirit and honest fight that especially it is necessary for pupils with the weakened health. Good means for tolerance education at lessons of physical cul-
ture, are team games (sports and mobile). Playing team, pupils learn to empathize and support the players.
At any lesson, in any educational institution, tolerance should become an integral part of a living position of the being formed personality which has the values and interests, but yours faithfully treats positions and values of people around.
The purpose of this article - to open the maintenance of principles of formation of the tolerant relation to children with the weakened health in the course of physical training.
Research methods: a content - the analysis of documents, the retrospective analysis of materials.
Pedagogical supervision showed results - tolerance in relation to pupils with the weakened health allows children to feel protected, assured and liberated that promotes strengthening of their mental and physical health.
Scope of results - experts in the field of social work, psychology, to teachers of comprehensive school, graduate students and students, a wide range of readers.
Keywords: children, health, lesson of physical culture, tolerance.
В современной России и в мире в целом количество детей с ослабленным здоровьем не становится меньше. На это влияют ряд факторов, в том числе и социальные. Среда, в которой живет и воспитывается такой ребенок, самым непосредственным образом влияет на его скорейшее выздоровление. Поэтому очень важно, чтобы люди, окружающие его, сверстники, родители или педагоги, были толерантны по отношению к нему.
Что же такое толерантность? На генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. было определено, что «толерантность - не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Иногда понятие толерантность заменяют словом терпимость. Хотя они имеют разное смысловое значение. Так, терпимость означает: терпеть не про-
тиводействуя, не жалуясь, безропотно переносить. Толерантность - это готовность спокойно принимать поведение, убеждения и взгляды людей, которые отличаются от собственных.
Смысловая разница очевидна: «терплю - в ущерб себе, с трудом», и отношусь толерантно, признаю право других думать и действовать согласно их пониманию независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др.
Специалист в области воспитания толерантности Жмырова Е.Ю. рассматривает толерантность как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Проблема толерантности в педагогике сформировалась недавно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 говориться, что «занятия физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения».
Занятия физической культурой, в образовательном учреждении, носят гораздо более широкое понятие. Это, прежде всего, педагогический процесс воспитания личности. Ни для кого не секрет, физическая культура есть фундамент нашего здоровья. И где как не в школе заниматься строительством этого фундамента. Ведь именно на уроках, учитель может помочь учащимся овладеть необходимыми навыками и качествами, дать тот объем теоретических знаний, который поможет им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. А так же воспитывает дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную
борьбу, что особенно это необходимо для учащихся с ослабленным здоровьем [1].
Хорошо, если в учебном заведении есть специальные группы здоровья для таких учеников. А если нет? Тогда ребенок вынужден заниматься вместе со всеми. Понимание того, что он не такой как все, что у него не получается так как у других и все смотрят на него, развивает комплекс неполноценности. Кто-то пошутил, кто-то посмеялся, и ребенок замкнулся, спрятался в «норку», отгородился от занятий справками от врачей. И только учитель, как профессионал, может помочь такому ученику адаптироваться в школьном коллективе, почувствовать себя наравне со всеми. Педагогический профессионализм, умение качественно решать поставленные педагогические задачи, позволяют учителю создать такую классную атмосферу, при которой учащийся с ослабленным здоровьем будет чувствовать себя полноценным членом коллектива.
В свете модернизации российского образования, кардинально поменялся подход к построению урока физической культуры. Воспитательные задачи перешли на первые позиции. Воспитывая ценностные ориентации на физическое и духовное совершенствование личности учащегося, закрепляя потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и формируя гуманистические отношения, учитель помогает учащимся приобрести опыт общения и сопереживания. Учащиеся с ослабленным здоровьем уже не становятся сторонними наблюдателями, они активно принимают участие в учебном процессе. Ведь каждый ребенок не повторим и этим прекрасен. Эта неповторимость, в дальнейшем поможет ему выбрать свой единственный жизненный путь и пройти его.
Одним из средств воспитания толерантности на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные). Играя командой, учащиеся учатся сопереживать и поддерживать своих игроков. Если учащийся с ослабленным здоровьем ограничен в движении (бронхиальная астма, заболевания опорно-двигательного аппарата и др.), он может выступить в качестве
судьи или выполнять только те действия, которые ему разрешены, но он непременно должен участвовать в учебном процессе. Только принимая активное участие в уроке, учащийся с ослабленным здоровьем может развить свои физические качества, которые помогут ему в дальнейшем справиться со своим недугом. А поддержка одноклассников позволит приблизиться к более высокому уровню физического развития. Создавая на уроке атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки, учитель развивает у учащихся умение действовать в реальных ситуациях в соответствии с полученными нравственными знаниями.
Однако не все так просто, и толерантная позиция по отношению к ребенку с ослабленным здоровьем быстро не сформируется. Это долгий и кропотливый труд. Учителю необходимо выработать новую платформу отношений с учеником, которые создадут оптимальные условия для формирования у подопечных культуры достоинства, самовыражения личности, исключая фактор боязни неправильного выполненного действия или ответа. Своей выдержкой, умением не допускать психических срывов и мирно разрешать назревающие конфликтные ситуации, учитель физической культуры показывает свою толерантность по отношению к окружающим. Ведь толерантный учитель, в силу правильно построенной тактики поведения, добьётся большей результативности, нанося наименьший вред развивающейся личности [2].
На любом уроке, в любом учебном заведении, толерантность должна стать неотъемлемой частью жизненной позиции формирующейся личности, которая имеет свои ценности и интересы, но с уважением относится к позициям и ценностям окружающих.
В числе основных принципов воспитания толерантности мы выделяем: принципы межпредметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъектного опыта.
Принцип межпредметного взаимодействия предполагает использование разнообразных методов и организационных форм, таких как: изложение материала педагога с опорой на имеющиеся у обучающихся знания по другим
предметам; их жизненный и практический опыт с раскрытием объективно существующих соотношений и зависимостей между отельными фактами и явлениями; постановка вопросов, требующих всесторонних обобщающих ответов; решение задач с практическим содержанием, требующих умения одновременно применять знания по нескольким предметам; выполнение такого же типа практических работ, которые условно можно назвать работами «межпредметного» характера;
Принцип преемственности предполагает: осмысление пройденного на более высоком уровне; перспективность обучения; связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию; постоянную опору учителя на достигнутый учеником в результате обучения уровень овладения общими учебными и двигательными умениями; знание и учёт педагогом специфики возрастных и индивидуальных особенностей учеников, психического и физического их развития; использование дифференцированных заданий для учащихся с разными уровнями овладения общеучебными и двигательными умениями; постепенное усложнение характера выполняемых упражнений по овладению умениями, взаимосвязь практической, двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания
Принцип активности предполагает: понимание занимающимися цели и задач занятия; осмысленное освоение двигательных и познавательных задач; усвоение знаний, умений и навыков; понимание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях обыденной жизни; воспитание творческого отношения к занятиям.
Принцип учёта субъектного опыта предполагает: осознанную и творче-
скую активность и свободу в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; развитие индивидуальности; формирование и обогащение субъектного опыта; развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии; осмысление своих
действий, их анализ, самоконтроль и самооценку; доминирование в процессе воспитания межсубъектного характера взаимодействия педагог - ребёнок.
Данные принципы, отражают требования к занятиям по физической культуре, и помогают в решении задач воспитания толерантности у участников образовательного процесса.
Данные задачи помогают решить разнообразные методы воспитания: •методы убеждения (убеждение, внушение, призывы), которые помогают обмениваться информацией, а также формируют взгляды, представления, понятия воспитуемых.
•методы упражнений (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются её позитивные мотивы
•методы оценки и самооценки (критика, поощрение, замечание, контроль, самоконтроль), которые позволяют оценить поступки и стимулировать их деятельность.
Особая роль в воспитании толерантности у детей отводится взрослым (родителям и педагогам), которые формируют у детей такт, активное слушание другого, открытость, принятие других, таким как есть и т.п.
Воспитанию толерантности содействует коллективная творческая деятельность, которая способствует установлению партнерства и сотрудничества между участниками творческого процесса.
Так, организация физкультурного праздника или досуга «Папа, мама, я -спортивная семья», «Веселые старты» и другие аналогичные мероприятия формируют толерантное взаимодействие с представителями разных возрастных групп, ориентируют на принятие позиции людей, отличающихся от самого подростка по каким-либо качествам; расширяют знания о терпимости, как ведущей характеристике взаимоотношений людей.
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, где важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование.
Таким образом, толерантность по отношению к учащимся с ослабленным здоровьем позволяет детям чувствовать себя защищенными, уверенными и раскрепощенными, что способствует укреплению их психического и физического здоровья.
Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 14.В37.21.0509
Список литературы
1. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности //Психология обучения. 2011. № 8. С.105-113.
2. Жмырова Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерант-
ности у учащейся молодежи: практико-ориентированная монография / Е.Ю. Жмырова, В.А. Монастырский. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-
Общество», 2012. 189 с.
References
1. Vorotilkina I.M. Razvitie samostoyatel'nosti detey i uchashcheysya molodezhi v dvigatel'noy deyatel'nosti [Development of independence of children and studying youth in impellent activity]. Psikhologiya obucheniya, no. 8 (2011): 105-113.
2. Zhmyrova E.Yu., Monastyrskiy V.A. Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniya tolerant-nosti u uchashcheysya molodezhi [Motion picture art as a tolerance educational tool at studying youth]: practical and focused monograph. Tambov: TROO "Business-SCIENCE» publishing house, 2012. 189 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Воротилкина Ирина Михайловна, профессор кафедры «сервиса, рекламы и социальной работы», доктор педагогических наук, кандидат социологических наук
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ул. Широкая, 70а, г. Биробиджан, 679000, Россия Btb-irina@rambler. ru
Анохина Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Королева Московской области средняя общеобразовательная школа №10 Liycifer@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Vorotilkina Irina Mikhaelovna, professor of chair «service, advertizing and social work», doctor of pedagogical sciences, candidate of sociological sciences
Priamursky state university of Sholem Aleichem 70а, Shirokaya St., Birobidzhan, 679000, Russia Btb-irina@rambler. ru
Anokhina Olga Vyacheslavovna, teacher of physical culture
Municipal budgetary educational institution of the city Queen of the Moscow region high comprehensive school No. 10 Liycifer@mail. ru
Рецензент:
Фишман Б.Е., доктор педагогических наук, профессор ФГБУН Институт комплексного анализа региональных проблем дальневосточного отделения РАН