Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в преподавании узбекского языка русскоязычным студентам'

Интерактивные технологии в преподавании узбекского языка русскоязычным студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Юлдузхон Илхамовна

В статье поднимаются вопросы внедрения интерактивных технологий в обучение узбекскому языку носителей русского языка. Рассматривается эффективность применения интерактивных технологий на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в преподавании узбекского языка русскоязычным студентам»

Но, несмотря на это, он был еще крупным компаративистом. И что его работы по структуре слога в германских языках имели такое большое теоретическое значение, что даже если не было бы знаменитой книги «Очерки по лингвистике» имя Соссюра остался бы как именем одного из величайших лингвистов мира. Это мы упоминаем для того, что возникла проблема сохранения чистоты в сравнительно -исторических исследованиях и предотвращать вульгаризации и ложную этимологизацию, часто наблюдаемую в современных работах по истории языка, что доказывает то положение, каким должно быть соотношение между диахронией и синхронией при этнолингвистических исследованиях. Мы можем привести очень много примеров на такое разнообразие взглядов и мнений относительно роли и места принципа историзма в этногенетических исследованиях.

Список литературы

1. Абаев В.И. Об историзме в описательном языкознании // О соотношении синхронного анализа и исторического изучения языков. М.: Наука, 1960.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМ СТУДЕНТАМ Курбанова Ю.И.

Курбанова Юлдузхон Илхамовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимаются вопросы внедрения интерактивных технологий в обучение узбекскому языку носителей русского языка. Рассматривается эффективность применения интерактивных технологий на занятиях.

Ключевые слова: интерактивные технологии, изучение языков, узбекский язык.

Сегодня, в эпоху информационного прогресса, интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого обучаемого в образовательный и исследовательский процессы. С помощью данных технологий можно не только упростить процесс обучения, но и сделать его насыщенным, добавить красок в учебный материал, сделать его более доступным и интересным. Образовательная среда с введением интерактивных технологий позволяет повышать эффективность процесса обучения за счет повышения наглядности, облегчения восприятия материала, благоприятного влияния на мотивацию студентов. Интерактивные методы обучения являются действенным инструментом в активизации познавательных процессов, способствуют формированию гибкости мышления и интенсификации учебной деятельности.

Педагоги должны осознавать необходимость изучения и освоения современных интерактивных технологий, которые можно использовать на уроках. Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы, в ходе выполнения которой студенты должны проявлять активность, осознанность, искать пути решения в кооперации друг с другом - именно такое взаимодействие «каждого с каждым», когда преподаватель находится не над процессом, а внутри него и является отличительной чертой всех интерактивных технологий. Следовательно, необходимо быть готовым к тому, что активное внедрение интерактивных технологий в учебный процесс повлечет за собой значительное изменение привычных функций педагога, который начинает выступать в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант. Теперь преподавателю необходимо обеспечивать положительную мотивацию студента к изучению предмета, способствовать активизации его познавательной деятельности.

Для эффективной реализации данной цели в преподавании узбекского языка русскоязычным студентам неязыкового вуза, необходимо не только в совершенстве владеть языковым материалом, но и использовать техники, благодаря которым можно быстрее передать знания. Существует большое количество интерактивных методов, успешно применяемых на занятиях по обучению узбекскому языку. Это деловые игры, интегрированные уроки, учебные проекты. Важную роль отводится проблемному обучению, основанному на овладении студентами новых знаний путем решения теоретических и практических проблем в специально созданных для этого проблемных ситуациях.

Преподавателю необходимо выбрать оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями.

Также актуальной проблемой является компьютеризация процессов предоставления информации, контроля знаний, анализа динамики успеваемости за счет использования целого комплекса электронных учебных материалов [1]. В ходе обучения узбекскому языку можно представлять языковый материал в интерактивном игровом или мультимедийном форматах. Если занятия сопровождаются презентациями, студент может воспользоваться ими при самостоятельном повторении и закреплении учебного материала. После проигрывания аудиозаписей и видеофильмов на узбекском языке, необходимо перейти к их обсуждению [2]. Компьютерные игры, содержащие познавательную и развивающую информацию, вносят разнообразие в методы обучения, а за счет эмоциональной составляющей способствуют прочному усвоению языкового материала, формируют положительную мотивацию к учебе. Обучающие программы для компьютеров и планшетов могут рекомендоваться студентам для самостоятельного изучения узбекского языка - запоминания групп слов, проработки грамматических правил.

Занятия с применением интерактивных методов способствуют интенсификации процесса обучения, формированию самостоятельности студентов и интенсификации освоения узбекского языка.

Список литературы

1. Алленова И.В. Использование комплекса электронных учебных материалов при изучении русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 12 (34). С. 46-49.

2. Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ГИДРАВЛИКЕ Ниязова Г.П.

Ниязова Гулхае Парпиевна — старший преподаватель, кафедра экологии и двигателей внутреннего сгорания, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современные методы проведения лабораторных работ по учебному предмету «Гидравлика» в курсе подготовки будущих инженеров заочной и очной форм обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, гидравлика, лабораторные занятия.

Практические и лабораторные работы играют важную роль в процессе преподавания технических дисциплин. Выполнение лабораторных работ позволяет студентам самостоятельно проводить исследования и анализ различных явлений, осваивать технику, детально изучать приборы для измерения технических характеристик, параметров, знакомиться с методами обработки и способами проведения анализа полученных результатов. В настоящее время распространенным методом проведения лабораторной работы является демонстрация на стендах, сопровождаемая разъяснением преподавателя.

В качестве альтернативы реальной лаборатории могут быть учебные фильмы. Такой подход снижает активность студентов на занятии, однако позволяет расширить спектр работ за счет того, что институту не требуется закупать оборудование и расходные материалы.

К инновационным решениям можно отнести удаленные лаборатории, оснащенные настоящим оборудованием, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. Данные лаборатории используются будущими инженерами, обучающимися дистанционно. Такие лабораторные занятия осуществляются посредством веб-камеры, студент, сидя перед экраном своего монитора, может наблюдать за работой установки, приборов контроля, анализировать объекты исследования [1].

Также существуют программные комплексы с так называемыми «виртуальными лабораториями», в которых обучаемые имеют возможность самостоятельно формировать управляющие сигналы. Одним из наиболее эффективных решений является подготовка и проведение лабораторных онлайн-занятий по «Гидравлике», разработанных на основе метода математического моделирования в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.