Преподавателю необходимо выбрать оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями.
Также актуальной проблемой является компьютеризация процессов предоставления информации, контроля знаний, анализа динамики успеваемости за счет использования целого комплекса электронных учебных материалов [1]. В ходе обучения узбекскому языку можно представлять языковый материал в интерактивном игровом или мультимедийном форматах. Если занятия сопровождаются презентациями, студент может воспользоваться ими при самостоятельном повторении и закреплении учебного материала. После проигрывания аудиозаписей и видеофильмов на узбекском языке, необходимо перейти к их обсуждению [2]. Компьютерные игры, содержащие познавательную и развивающую информацию, вносят разнообразие в методы обучения, а за счет эмоциональной составляющей способствуют прочному усвоению языкового материала, формируют положительную мотивацию к учебе. Обучающие программы для компьютеров и планшетов могут рекомендоваться студентам для самостоятельного изучения узбекского языка - запоминания групп слов, проработки грамматических правил.
Занятия с применением интерактивных методов способствуют интенсификации процесса обучения, формированию самостоятельности студентов и интенсификации освоения узбекского языка.
Список литературы
1. Алленова И.В. Использование комплекса электронных учебных материалов при изучении русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 12 (34). С. 46-49.
2. Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ГИДРАВЛИКЕ Ниязова Г.П.
Ниязова Гулхае Парпиевна — старший преподаватель, кафедра экологии и двигателей внутреннего сгорания, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются современные методы проведения лабораторных работ по учебному предмету «Гидравлика» в курсе подготовки будущих инженеров заочной и очной форм обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, гидравлика, лабораторные занятия.
Практические и лабораторные работы играют важную роль в процессе преподавания технических дисциплин. Выполнение лабораторных работ позволяет студентам самостоятельно проводить исследования и анализ различных явлений, осваивать технику, детально изучать приборы для измерения технических характеристик, параметров, знакомиться с методами обработки и способами проведения анализа полученных результатов. В настоящее время распространенным методом проведения лабораторной работы является демонстрация на стендах, сопровождаемая разъяснением преподавателя.
В качестве альтернативы реальной лаборатории могут быть учебные фильмы. Такой подход снижает активность студентов на занятии, однако позволяет расширить спектр работ за счет того, что институту не требуется закупать оборудование и расходные материалы.
К инновационным решениям можно отнести удаленные лаборатории, оснащенные настоящим оборудованием, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. Данные лаборатории используются будущими инженерами, обучающимися дистанционно. Такие лабораторные занятия осуществляются посредством веб-камеры, студент, сидя перед экраном своего монитора, может наблюдать за работой установки, приборов контроля, анализировать объекты исследования [1].
Также существуют программные комплексы с так называемыми «виртуальными лабораториями», в которых обучаемые имеют возможность самостоятельно формировать управляющие сигналы. Одним из наиболее эффективных решений является подготовка и проведение лабораторных онлайн-занятий по «Гидравлике», разработанных на основе метода математического моделирования в
программе LabVIEW [2]. Данный способ реализуется посредством выведения на экран монитора не настоящей установки, а её объемной модели совместно с объектом исследования, а также необходимых для работы приборов управления и контроля. Студенты самостоятельно не только формулируют управляющие сигналы, но и наблюдают за результатами, меняющимися при различном расположении деталей объекта, показаний приборов и т.д. Данная модель обладает большим потенциалом возможностей для осуществления маневрирования параметров системы, благодаря чему появляется много вариантов для разработки лабораторных заданий [3]. Виртуальные лабораторные работы по «Гидравлике», основанные на методах математического моделирования, эффективны и при групповом обучении, активизируя познавательные и исследовательские способности студентов.
Процесс проведения подобной виртуальной лабораторной работы напоминает компьютерную игру с тремя фазами: подготовительная - ознакомление с правилами проведения лабораторной работы; технологическая - подразумевает непосредственно ход проведения эксперимента, моделируемый обучающимся; рефлексивная - самостоятельная оценка студентом полученных результатов путем сравнения их с ожидаемыми параметрами.
Также следует обратить внимание на связь выполняемых лабораторных работ с курсом теоретического обучения по «Гидравлике». Что касается тематической связи, то она доступна к пониманию и с легкостью осуществляется при разработке виртуального курса. Что же касается связи по времени, то при традиционном аудиторном обучении она может нарушаться из-за погрешностей в учебном расписании. При разработке виртуальных лабораторных работ у преподавателя есть возможность сформировать правильную последовательность прохождения различных учебных модулей. В случае с дистанционным обучением студенты самостоятельно устанавливают межмодульные временные связи, так как расписание здесь вообще отсутствует. Эти связи они определяют согласно рекомендациям, а также при прохождении обучающих курсов, модулей и лабораторных работ в системе «Moodle». Здесь студенты ориентируются по календарю, который устанавливает педагог с учетом временных, тематических и междисциплинарных связей.
Список литературы
1. Гуламова М.Б., Шарипова Ш.Ш., Шодмонов Ф.К. Виртуальные лаборатории - проблема обучения сегодняшнего дня // Вопросы науки и образования, 2017. № 5 (6). С. 111-112.
2. Ешмуратов Б.У., Байбулов А.К., Казагачев В.Н. Моделирование физических процессов в инженерной среде Labview // Научные исследования, 2016. № 4 (5). С. 12-15.
3. Юсупова Ф.Э., Солижонова М.О.К. Симуляторы в образовательном процессе // Вопросы науки и образования, 2018. № 10 (22). С. 193-195.
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОПОНИМОВ ГОРОДА ТАШКЕНТА Зоитова Ш.А.
Зоитова Шохиста Аскаровна — старший преподаватель, кафедра узбекского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на протяжении столетий на территории города Ташкента проживали представители различных народов. Это повлияло на культурно-исторические названия районов и административных учреждений.
Ключевые слова: топоним, Ташкент, район, лингвистика.
В течение многих столетий на огромных просторах нашей республики изменялись природные, исторические условия, появлялись новые народы в результате переселений, ассимиляции местного населения. Поэтому не следует ожидать единообразия в формировании топонимии города Ташкента. По своему происхождению многие топонимы столичного города указывают на народы, ранее обитавшие на данной территории. Именно в силу исторических причин здесь обильно представлена ираноязычная топонимия и до конца XVIII века среди географических названий преобладали таджико-персидские. Имеется вклад в топонимию Центральной Азии тохарской культуры, которая недостаточно изучена, совсем мало изучена топонимия усуней, достаточно изучен монгольский топонимический пласт. По мнению исследователей, основная масса тюркских названий относится к последним столетиям.