Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС до'

Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ / TECHNOLOGICAL CRITERIA / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ENRICHMENT TECHNOLOGY VOCABULARY PRESCHOOLERS CASE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенькова Людмила Алексеевна, Каракозова Наталья Юрьевна

В статье авторамиактуализируется проблема необходимости обновления и оптимизации образовательного процесса детского сада, поиска продуктивных методов и средств, способных обеспечить достижение качественного гарантированного педагогического результата; рассматривается основное содержание и эффективность использования современных образовательных технологий в работе с дошкольниками с позиций реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенькова Людмила Алексеевна, Каракозова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IMPROVING THE QUALITY OF GEF TO THE IMPLEMENTATION

The author updated the problem of the need to update and optimize the educational process kindergarten, find productive methods and tools that can achieve high quality teaching guaranteed results; It is considered the main content and the effectiveness of the use of modern educational technologies in work with preschool children from the standpoint of implementation of the federal state educational standards of preschool education.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в повышении качества реализации ФГОС до»

УДК 373.2

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

© 2016

Пенькова Людмила Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Каракозова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, методист по дошкольному воспитанию АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье авторамиактуализируется проблема необходимости обновления и оптимизации образовательного процесса детского сада, поиска продуктивных методов и средств, способных обеспечить достижение качественного гарантированного педагогического результата; рассматривается основное содержание и эффективность использования современных образовательных технологий в работе с дошкольниками с позиций реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: образовательные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, критерии технологичности, интерактивные технологии, технология проблемного обучения, информационные технологии, технология обогащения лексического запаса дошкольников, кейс-технологии.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IMPROVING THE QUALITY OF GEF TO THE IMPLEMENTATION

© 2016

Penkova Liudmila Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director Karakozova Natalia Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, methodist on preschool education

ANO "ChildhoodPlanet" Lada", Togliatti (Russia)

Abstract. The author updated the problem of the need to update and optimize the educational process kindergarten, find productive methods and tools that can achieve high quality teaching guaranteed results; It is considered the main content and the effectiveness of the use of modern educational technologies in work with preschool children from the standpoint of implementation of the federal state educational standards of preschool education.

Keywords: educational technology, federal state educational standard of preschool education, technological criteria, interactive technology, problem-based learning technology, information technology, enrichment technology vocabulary preschoolers case technology.

Повышение качества является одной из актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе. Решение данной проблемы тесно связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысления цели и результата образования.

Основу комплексной инновационной концепции модернизации современного дошкольного образования составляет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Идеология стандарта - «детоцентризм» - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

Если цели и задачи программ дошкольного образования определялись через призму приобретения дошкольниками тех или иных знаний, то стандарт ориентирует педагогов на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира [1].

Большое внимание в стандарте уделяется созданию условий, необходимых для обеспечения социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которая предполагает:

- организацию свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- обеспечение недирективной помощи детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников.

Таким образом, стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, «нестандартности» самого детства, но и вариативности развивающих форм, методов, образовательных технологий, этой поддержки, которые обеспечивают ему «образовательную ценность». В связи с этим, актуальной становится проблема обновления программно-технологического обеспечения образовательного процесса детского сада и поиска эффективных методов организации образовательной деятельности дошкольников, направленной на формирование целевых ориентиров, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка - дошкольника на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Авторы ряда научно-методических работ, посвященных использованию отдельных технологий в работе с дошкольниками: ТРИЗ-технологий (Т.А. Сидорчук) [2]; технологий проектной (Н.Е. Веракса) [3]; экспериментальной (И.А. Иванова) [4] деятельности, подтверждают, что педагогические технологии являются эффективным средством повышения продуктивности образовательного процесса в детском саду, обеспечивают достижение качественного гарантированного педагогического результата.

Сущность любой педагогической технологии в том, что она имеет выраженную этапность. Каждый этап включает набор определенных профессиональных действий педагога: форм, способов, критерий, приемов реализации содержания с промежуточной и конечной диагностикой достижения цели [5, 6].

Говоря о структуре технологий с теоретической и практической точки зрения, выделим критерии технологичности [7]:

концептуальность - это опора на определенную концепцию, которая включает обоснование достижения поставленной цели;

системность - представляет собой логику, целостность всего процесса реализации технологии, взаимосвязь всех ее частей;

управляемость - возможность диагностического це-леполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

эффективность - предполагает оптимальность по затратам, гарантированность достижения определенного стандарта обучения;

воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Именно эти характеристики отличают любую педагогическую технологию от приемов и методов и позволяют использовать технологии как средство развития качеств личности ребенка.

Трудность внедрения технологического подхода в практику дошкольного образования, а также недостаточное методическое обеспечение педагогов детских садов адаптированными для работы с дошкольниками образовательными технологиями, способными обеспечить реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволили определить направления научно-исследовательского поиска детских садов АНО ДО «Планета детства» Лада» - участников лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду», заключающиеся:

- в разработке концептуальных идей, обусловливающих выбор интерактивных, информационных, кейс-технологий, проблемного обучения в практике работы с дошкольниками;

- в теоретическом и практическом обосновании роли образовательных технологий в модернизации и совершенствовании образовательного процесса в рамках познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности дошкольников;

- в апробации вариантов моделей организации по реализации ФГОС ДО на основе использования современных образовательных технологий.

Опыт работы детских образовательной деятельности с дошкольниками садов по использованию технологического подхода в работе с дошкольниками свидетельствует о том, что адаптация и внедрение современных образовательных технологий (интерактивного, проблемного обучения, кейс-стади др.) в практику работы детского сада, является эффективным механизмом повышения управляемости образовательным процессом и обеспечивает достижение результата.

Видовое разнообразие адаптированных сетевыми группами детских садов - участников Лаборатории образовательных технологий, направлено на формирование личностных качеств, навыков организации эффективного взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми, развитие способностей.

Использование интерактивных технологий [8], таких как «работа в парах, группах», «карусель», «аквариум», «соты», «калейдоскоп подсказок» и др. предполагает отличную от привычной логику построения образовательного процесса в детском саду. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, дошкольники берут на себя часть обучающих функций взрослого, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Эффективность интерактивного обучения заключается:

в интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения дошкольников в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

повышении мотивации и вовлеченности участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности детей, побуждает их к конкретным действиям;

обеспечении не только прироста знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей дошкольников.

Сущность технологии проблемного обучения заключается в создании (организации) перед воспитанниками проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе взаимодействия педагога и детей при максимальной самостоятельности последних. Доминантой организации проблемного обучения является организация мыследеятельности дошкольников.

Технология проблемного обучения представляет собой следующую логику действий и операций: предложение педагогом проблемной задачи [9], создающей осознание проблемной ситуации; принятие проблемной задачи, формулировка проблемной задачи, вопроса, вытекающих из проблемной ситуации; решение проблемной задачи, в процессе которого организуется мысле-деятельность и дошкольники овладевают способами приобретения знаний; применение данных способов для решения других конкретных задач.

Посредством проблемного обучения педагог создает условия, способствующие развитию любознательности ребенка, который задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Кейс-технологии позволяют развивать творческие способности дошкольников, формируют навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогают детям овладеть способностями анализа непредвиденной жизненной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения.

Использование кейсов в работе с дошкольниками способствует формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, развивает умение разрешать конфликты [10].

Включение информационных технологий (интерактивной доски, приставки) в образовательный процесс детского сада позволяет обеспечить эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию коммуникативных навыков. Благодаря мультимедийному способу передачи информации у старших дошкольников формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов, дети учатся планировать, выстраивать логику действий по выполнению заданий, осуществлять оценку и контроль своей деятельности [11-13].

Анализ результатов наблюдений, бесед со старшими дошкольниками, проводимых психологами и методистами свидетельствует о том, что у выпускников детских садов, использующих педагогические технологии в образовательном процессе, отмечается положительная динамика сформированности социально-коммуникативных навыков: большинство воспитанников демонстрируют сформированные умения работать в группе сверстников, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, достаточный уровень развития коммуникативных способностей, умения вести диалог и проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос и участвовать в дискуссии. Участвуя в поиске путей выхода из сложных ситуаций, дошкольники ежегодно показывают усвоение нравственных норм и ценностей принятых в обществе, сформированность

обобщенных представлений о дружбе, взаимопомощи, товариществе, что выступает условием формирования успешной социализации на следующем этапе обучения.

Качественный анализ показателей познавательного развития выпускников, позволяет сделать вывод об их высокой познавательной активности и проявлении любознательности: дошкольники задают вопросы взрослым и сверстникам, оказываются способными устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и обобщать понятия. Старшие дошкольники имеют богатый словарь, обладают способностью использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией, проявляют высокую степень речевой активности, способность к речетвор-честву, рассуждению. Большинство выпускников детских садов владеют информационными технологиями, способны выполнять задания на интерактивной доске, свободно владеют стилусом и инструментами интерактивной доски.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть: использование педагогических технологий в работе с дошкольниками открывает новые возможности для реализации ФГОС ДО, поскольку технологический подход позволяет обеспечивать оптимальные условия для личностного развития дошкольника, способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов со стороны педагога, тем самым мотивирует его к постоянному профессиональному росту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. Режим доступа: http:// www. rg.ru/ 2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html

2. Сидорчук Т.А. Технологии развития мышления, воображения и речи дошкольников: методическое пособие / Т.А. Сидорчук. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 100 с.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-синтез, 2008. 112 с.

4. Иванова И.А. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду / И.А. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2010. 224 с.

5. Руденко И.В., Каракозова Н.Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 139-142.

6. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология формирования вербализации эмоциональных представлений у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 18-19.

7. Беспалько В.П. Персонализированное образование (теория) / В. П. Беспалько // Школ. технологии: науч.-практ. журн. М., 2007. N4. С. 40-55.

8. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками / И.В. Руденко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. № 2 (24), С. 423-426 .

9. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.

10. Каракозова Н.Ю. Сформированность технологической компетентности педагога дошкольного образования как условие реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Н.Ю. Каракозова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 11 2. С. 64-67.

11. Котова С.А. Современная тенденция использования интерактивной доски в работе с дошкольниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 44-46.

12. Рахманова Н.П. Использование интерактивной доски в речевом развитии дошкольников: практическое руководство / Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич, Н.Ю. Каракозова. Тольятти: Кассандра, 2013. 174 с.

13. Мингалеева А.Ш., Кистанова Е.В. Использование интерактивных игр в коммуникативной деятельности дошкольников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.