Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интерактивная доска / школьники / лексико-грамматические навыки / иностранный язык / интерактивные технологии / interactive whiteboard / schoolchildren / lexical grammatical skills / foreign language / interactive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Депутатова Н. А., Хисматова И. А.

Статья посвящена изучению вопросов использования интерактивной доски на уроках английского языка в средней школе по теме формирования лексико-грамматических навыков. Рассматриваются особенности деятельности педагога по формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Определяются возможности интерактивной доски, рассматриваются способы работы по формированию лексико-грамматических навыков с использованием интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Депутатова Н. А., Хисматова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS OF STUDENTS AT STAGE OF BASIC GENERAL EDUCATION (USING EXAMPLE OF SMART BOARD)

The article is devoted to the study of the use of an interactive whiteboard in English lessons in secondary school on the topic of the formation of lexical and grammatical skills. The features of the teacher's activity on the formation of lexical and grammatical skills in foreign language lessons are considered. The possibilities of an interactive whiteboard are determined, ways of working on the formation of lexical and grammatical skills using an interactive whiteboard are considered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37 Депутатова Н.А., Хисматова И.А.

Депутатова Н.А.

канд. филол. наук, доцент кафедры европейских языков и культур Институт международных отношений Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

Хисматова И.А.

магистрант Институт международных отношений Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья посвящена изучению вопросов использования интерактивной доски на уроках английского языка в средней школе по теме формирования лексико-грамматических навыков. Рассматриваются особенности деятельности педагога по формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Определяются возможности интерактивной доски, рассматриваются способы работы по формированию лексико-грамматических навыков с использованием интерактивной доски.

Ключевые слова: интерактивная доска, школьники, лексико-грамматические навыки, иностранный язык, интерактивные технологии.

Потребности общества постоянно меняются и расширяются. Так, учителя иностранного языка сегодня должны создавать такие условия для обучения, в которых будет осуществляться процесс приобщения школьников к иноязычной культуре. Основная цель педагога иностранного языка - подготовить

обучающихся к иноязычной, культуре, к участию его в межкультурном взаимодействии. Таким образом, на уроках английского языка педагог должен обеспечить активное участие всех участников, стимулировать общение на иностранном языке и формировать положительный интерес к его изучению [4, с.16]

Для того чтобы реализовать представленные выше задачи педагогу необходимо выстроить такую систему обучения предмету, в которой будут применяться инновационные методы, которые, в свою очередь, являются простыми и интересными для современной молодежи. Это говорит о том, что на сегодняшний день актуален вопрос подбора интерактивных средств обучения иностранному языку, в частности формированию лексико-грамматических навыков.

Для того чтобы определить, какие интерактивные технологии будут продуктивны в этой области, необходимо для начала рассмотреть, что понимается под лексико-грамматическими навыками. Так, в своих трудах И.Ф. Мусаелян пишет о том, что лексико-грамматический навык представляет из себя «автоматизированное узнавание и понимание лексико-грамматических единиц языка в письменном и устном тексте, а также автоматизированный выбор лексико-грамматических единиц языка, адекватных коммуникативной задаче и их правильное использование в соответствии с нормами данного языка» [4].

Несмотря на то, что часть исследователей проводят изучения лексических и грамматических навыков по отдельности, значительное число педагогов иностранного языка и лингвистов приходят к мнению о том, что эти навыки не могут изучаться отдельно и для их изучения применим только комплексный подход. Так, эти понятия объединяются и образуют лексико-грамматический навык. Обосновывается такой подход тем, что изучение иностранного языка на уроках в основной школе разработано с помощью коммуникативного подхода, что говорит о том, что формирование лексических и грамматических навыков является равнозначным.

Таким образом, следует отметить, что без грамматического навыка невозможно формирование лексического и наоборот. Так, например, для того чтобы создать высказывание необходимо грамотно его оформить грамматически, а не просто использовать лексику.

Современные лингвисты утверждают, что на сегодняшний день изучение лексики, грамматики и фонетики затруднительно для школьников. Обосновывается это тем, что в родном русском языке совсем иной грамматический строй, чем в английском. Также еще одна причина, по которой школьники испытывают трудности - недостаточный уровень базовых знаний по родному языку.

Таким образом, стоит прийти к выводу о том, что формирование лексико-грамматических навыков должно рассматриваться как комплексный процесс по усвоению грамматики и лексики. При реализации этого процесса учащиеся могут испытывать трудности, которые связаны с тем, что педагог выбирает неэффективные, примитивные методы обучения иностранному языку.

Так, современные стандарты диктуют педагогам вносить изменения в свою деятельность. Рекомендуется использовать в процессе обучения интерактивные технологии, так как они являются более продуктивными, положительно влияют на мотивацию к изучению иностранного языка, делают процесс обучения простым и интересным. Одной из таких интерактивных технологий, которая пользуется популярностью среди педагогов иностранного языка является интерактивная доска или Smart Board.

Обучиться работе с интерактивной доской очень просто. На сегодня разработано большое количество цифровых материалов, которые подробно и доступным языком рассказывают об особенностях работы с интерактивной доской. Преимущество интерактивной доски заключается в том, что использование ее на уроках иностранного языка способно вывести качество обучения на новый уровень. Так, поскольку школьники испытывают трудности в формировании лексико-грамматических навыков иностранного языка,

благодаря «умной доске» этот процесс приобретает увлекательный и познавательный процесс, который приносит положительные результаты.

Стоит также понимать и тот факт, что интерактивная доска разработана не для того, чтобы показывать детям учебный материал, а для того, чтобы они непосредственно взаимодействовали с ним в создании виртуальной реальности на занятиях иностранного языка. Использование интерактивной доски -уникальная возможность задействовать всех обучающихся, организовать активную и продуктивную деятельность, направленную на формирование лексико-грамматических навыков.

Цель интерактивных досок - внести изменения в классическую систему обучения в тех случаях, когда обучение проходит вне языковой среды. Так, благодаря Smart Board школьники имеют возможность пообщаться с носителями языка, слышать и видеть их, что формирует предпосылки для успешного формирования лексико-грамматических навыков.

Благодаря интерактивной доске урок английского языка становится интересным, продуктивным, познавательным. Так, приведем некоторые примеры работы с «умной доской» по формированию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка:

- восстанови измененный текст,

- правильно расставь предложения в тексте,

- выдели важное в тексте,

- измени предложения, применяя грамматические правила и т.п.

- прочитай и предложи, как можно завершить текст,

- соотнеси реплики,

- установи соответствия в тексте и т.п.

Обучая детей основной школы грамматике, учитель выбирает задания на подстановку видовременных форм глагола, предлагает поменять тип высказывания с повествовательного на вопросительное и наоборот.

В социальной сети Интернет есть огромное количество разработок по иностранному языку, направленных на формирование лексико-грамматических навыков с помощью применения «умной доски».

Более того, благодаря использованию интерактивной доски у педагога появляется возможность удерживать познавательный интерес школьников на протяжении всего урока. Также такая форма работы положительно влияет на мотивацию к изучению иностранного языка.

«Работая с интерактивной доской, преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио- и видеоматериалов управляется с помощью компьютерной мышки или специальных маркеров» [2, c.8].

Более того, именно с помощью «умной доски» появляется возможность реализовать индивидуальный подход в обучении. Применение на уроках интерактивной доски позволяет менять виды деятельности, активизирует познавательную активность обучающихся.

Опыт многих педагогов показывает, что использование интерактивной доски благотворно влияет на процесс обучения иностранному языку в основной школе. Так, большая часть учителей английского языка говорят о том, что даже самые трудные темы дались учащимся легко за счет того, что они были представлены на интерактивной доске.

Использовать Smart Board можно на всех стадиях обучения: введение в новую тему, повторение, закрепление, проверка. Такая интерактивная технология отличается от стандартного обучения тем, что в ней нет классического заучивания материала.

Применение интерактивных досок способствует значительному повышению качества образования. Такой вид деятельности экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех студентов, находящихся на занятии. Возможности интерактивной доски позволяют успешно сочетать игровые и обучающие программы, разнообразить формы и методы работы, способствуя увлечению предметом,

созданию лучших условий для овладения навыками аудирования и говорения и, в конечном счете, обеспечивая эффективность усвоения материала на занятиях по иностранному языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сопова Е. А. Технологии интерактивного обучения на занятиях английского языка / Е. А. Сопова. - Москва : Норма, 2019. - 277 с.;

2. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернеттехнологий : учебно-методическое пособие / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. - Москва : Глосса-Пресс, 2020. - 177 с.;

3. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам : учебное пособие / А. Н. Щукин. - 2-е изд., доп. - Москва: Филоматис, 2019. - 186 с.;

4. Akhtar, J. H. Impact of Motivation on Teachers' Job Performance: A Case Study of a Public Sector University / J. H. Akhtar, I. Iqbal // Journal of Educational Sciences & Research Spring. - 2017. - 4(1). - URL: http://uos.edu.pk/Journals

Deputatova N.A., Khismatova I.A.

Deputatova N.A.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

Khismatova I.A.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS OF STUDENTS AT STAGE OF BASIC GENERAL EDUCATION (USING EXAMPLE OF SMART BOARD)

Abstract: the article is devoted to the study of the use of an interactive whiteboard in English lessons in secondary school on the topic of the formation of lexical and grammatical skills. The features of the teacher's activity on the formation of lexical and grammatical skills in foreign language lessons are considered. The possibilities of an interactive whiteboard are determined, ways of working on the formation of lexical and grammatical skills using an interactive whiteboard are considered.

Keywords: interactive whiteboard, schoolchildren, lexical grammatical skills, foreign language, interactive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.