Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
ART 186055 DOI 10.24422/MCITO.2018.V7.14873 УДК 372.881.111.1:004.9
Корзунина Анна Сергеевна,
учитель английского языка МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области», г. Кирово-Чепецк askorzunina@mail.ru
Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации
на уроке английского языка
Аннотация. В статье освещается вопрос целесообразного использования интерактивной доски на уроке английского языка в средней школе. Автором подробно рассматривается коммуникативная ситуация как способ создания атмосферы общения на иностранном языке. В качестве примера представлена технологическая карта урока с использованием интерактивной доски.
Ключевые слова: интерактивная доска, коммуникативная ситуация, урок, планируемые результаты, универсальные учебные действия. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
С каждым годом интерактивная доска становится всё более привычным явлением в школе. Она позволяет реализовать как совершенно новые, так и классические педагогические приемы, поскольку соединяет преимущества компьютера и школьной доски. Интерактивные доски позволяют «не только представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся» [1]. Доска позволяет школьникам самим взаимодействовать с учебным материалом. Таким образом, интерактивная доска делает обучающегося активным участником познавательного процесса, вовлекает его в продуктивную учебную деятельность.
Несомненно, главной целью уроков английского языка является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. В процессе учебного занятия формируются, совершенствуются навыки и развиваются умения иноязычного общения в двух формах: непосредственное (устное высказывание) и опосредованное (письменное высказывание). «Овладение навыками коммуникации происходит через все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Таким образом, формируется способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур» [2].
Особенностью уроков иностранного языка является объективная необходимость создания коммуникативной ситуации. Ситуация - это совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. Известные лингвисты Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают ситуацию как «систему внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, подталкивающий его к выполнению действий» [3]. Авторы полагают, что речевая ситуация - это сочетание обстоятельств, в которых реализуется взаимодействие людей, комплекс языковых и неязыковых условий коммуникации, необходимых и достаточных для совершения вербального поступка.
Коммуникативная ситуация состоит из четырех факторов: обстоятельств действительности; отношений между коммуникантами; речевого побуждения; реализации акта общения. Обстоятельства действительности, необходимые для стимулирования иноязычного общения, успешно моделируются средствами интерактивной доски. Задания, представленные в электронных приложениях к учебно-методическим комплексам, становятся декорациями магазина, парка, кафе и т. п. Возможности интерактивной доски
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
позволяют выбрать и «взять» необходимый предмет, «перенести» его, «переложить» на другое место. Сенсорный экран позволяет самостоятельно «построить» интерьер дома, «одеть» человека, «покормить» животное и т. п. Использование онлайн-заданий, предполагающих интерактивность, также способствует созданию коммуникативной ситуации. Ощущение реальности происходящего ненавязчиво ставит школьника в ситуацию необходимости общения на иностранном языке. К таким материалам можно отнести задания, публикующиеся на официальном портале LearnEnglishKids (под руководством Британского Совета в России, международной организации, поддерживающей долгосрочное сотрудничество между Великобританией и другими странами в области образования, науки и культуры). «Этапы урока можно по-разному организовать с интерактивной доской. При этом с виду несложное, но технически интересное упражнение может создать настроение обучающихся и мотивировать на работу» [4].
Итак, применение интерактивной доски способствует созданию коммуникативной ситуации на уроке английского языка. При успешном моделировании коммуникативных ситуаций учащийся примеряет на себя различные роли (межличностные, групповые, социальные) и участвует в межкультурной коммуникации.
Представим технологическую карту урока английского языка в 4-м классе, где средства интерактивной доски используются именно для создания коммуникативных ситуаций.
Тема урока: Совершенствование лексико-грамматических навыков диалогической речи по теме «Покупки».
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель урока: способствовать формированию УУД в процессе совершенствования лексико-грамматических навыков иноязычного говорения.
Планируемые результаты. Предметные: знать и употреблять в речи языковые единицы по теме «Покупки»; понимать речь учителя и одноклассников; развивать умения аудирования; строить диалогическое высказывание; анализировать текстовую информацию (на изученном языковом материале); участвовать в коммуникации, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные УУД: принимать и осмысливать свою социальную роль, развивать мотивы учебной деятельности; развивать способности к оценке своей деятельности; развивать этические чувства.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД. Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; моделировать; делать выводы; оформлять свои мысли в устной речи; читать вслух текст, понимать прочитанное. Логические: синтезировать.
Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных задач; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.
Средства обучения: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 4 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2009. 144 с.; Обучающая компьютерная программа. Мультимедиа-приложение "Enjoy Listening and Playing" к учебнику "Enjoy English" для 4-го класса.
Использованные интернет-ресурсы: Cambridge English Online. URL: http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/games/how-much, доступ свободный. Загл. с экрана; Мультипликационный фильм-диалог. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=P5Vi4j1F4sE, доступ свободный. Загл. с экрана.
Дополнительные материалы: печатные дидактические материалы, бумага, клей.
ниепт
научно-методический электронный журнал
15бы 2зо4-12ох Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
Ход учебного занятия
Таблица 1
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный блок
Организационный момент. Цель: настроить на общение на английском языке, создать доброжелательную атмосферу в классе_
Регулятивные: психологическая готовность к переходу к учебной деятельности.
Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз. Личностные: личностное самоопределение
Приветствует учащихся с использованием речевых клише
Дают устный ответ в форме приветствия
Процессуальный блок
Мотивация. Цель - включить в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Целеполагание.
Цель - обозначить цель и задачи урока_
Познавательные: формулировка познавательной задачи. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: мотивация учебной деятельности
Учитель предлагает школьникам фрагмент мультипликационного фильма. Предлагает определить тему урока: Boys and girls, you will watch a short video. Name the topic of our lesson today. Open your SB at page 85 and read it. Учитель предлагает учащимся построить план урока: Let's plan our lesson! If we go shopping, we will... If we talk, we will use... If we buy, we will use...
Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент. Определяют разговорную тему урока: The topic is "Shopping".
Читают: "Shopping for everything".
Помогают построить план урока:
talk (speak English) // words, phrases // British money.
Строят схему урока:
Актуализация изученного материала. Цель - формировать готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий_
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: контроль в форме сличения собственного высказывания с образцом. Коммуникативные: выражение собственной мысли в минимальном речевом высказывании. Личностные: мотивация учебной деятельности_
Учитель предлагает вспомнить предметы, которые можно купить в магазине: So, what can you buy?
Актуализация на основе иллюстрации: Мультимедиа-приложение "Enjoy Listening and Playing" Unit 6/1/Part 2: What would you like?
Называют отдельные слова в режиме мозгового штурма. Возможен вариант написания слов в кластер (на доске).
I would like...
Food Clothes
Выходят к интерактивной доске, подбирают слово к картинке, отвечают на вопрос: I would like... Создают виртуальный магазин_
Закрепление знаний в знакомой ситуации. Цель - формировать готовность к осмыслению изученного
материала, его корректному применению в знакомых коммуникативных ситуациях_
Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические: синтез, преобразование модели. Регулятивные: осуществление самоконтроля деятельности и взаимоконтроля, коррекция. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество, общение со сверстниками при решении учебной задачи. Личностные: мотивация к учению, взаимопомощь
Учитель предлагает учащимся отдельные фразы диалога «Покупки». Ставит учебную задачу: подобрать пары фраз, соответствующие друг другу по смыслу и грамматически: You have got a lot of phrases. But they are mixed. Match the pairs. Please, work with your partner.
Предлагает расположить получившиеся фразы в логической последовательности ведения диалога в магазине: Now put the phrases in the correct order.
Учащиеся работают в парах: обсуждают, принимают единое решение: Hello! - Hello! //Can I help you? - I would like a T-shirt and jeans. //What colour? - Blue, please. //Does it suit me? - It looks good. // How much are the jeans and the T-shirt? - 25 pounds. // Here you are! - Thank you. // Goodbye. -Goodbye.
Обсуждают в паре, располагают фразы в логической последовательности разговора в магазине.
Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
Предлагает провести самопроверку, сличив получившиеся фразы с эталоном, данным в учебнике: Open your SB at p. 86-87 and check your phrases. На карточках складывается (склеивается) диалог Сравнивают свои фразы с фразами, данными в учебнике. При необходимости проводят коррекцию. В парах собирают (склеивают) диалоги, скрывая «лишние» слова
Предлагает учащимся прочитать и понять диалог учебника: Act out the dialogue on p. 86-87. Translate it Читают по ролям, переводят
Предлагает учащимся рассмотреть несколько монет и определить их название: What money is this? This is a penny. It's a part of a pound Делают предположения
Предлагает помочь Райену оплатить покупки с помощью фунтов стерлингов и пенсов: Let's help Ryan to do shopping. Используется онлайн-игра из серии "Game developed by Cambridge English Online". Моделируется ситуация реального общения в магазине Понимают поставленную задачу. По одному выходят к интерактивной доске и «оплачивают» покупку, используя предложенные на экране банкноты и монеты. Участвуют в коммуникации
Предлагает учащимся рассмотреть банкноты и монеты, с которыми они «пойдут в магазин» Рассматривают банкноты и монеты
Творческое применение знаний в новой ситуации. Цель - формировать готовность к осмыслению изученного материала, его корректному применению в новых коммуникативных ситуациях (продуктивного характера)
Познавательные: структурирование знаний; оформление своих мыслей в устной речи. Логические: составление целого из частей. Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение строить высказывание в соответствии с задачей
Предлагает «пойти за покупками». На интерактивной доске - виртуальный магазин одежды: So, now you have got words, phrases and money. Let's go shopping! One of you is a shop-assistant, another is a customer. Make up your own dialogue. Use the plan: 1. Приветствие. 2. Предмет покупки. 3. Цвет. 4. Цена. 5. Благодарность. 6. Прощание Достраивают диалог в соответствии с планом. Разыгрывают диалог в парах. Участвуют в коммуникации на английском языке
Регулятивные: контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Предлагает провести самопроверку по ключу: Let's check your dialogues: 1. Не менее пяти фраз у каждого. 2. Фразы соответствуют друг другу. 3. Разговор логичен. 4. Произношение правильное. 5. Присутствует артистизм Анализируют свой диалог по алгоритму. При необходимости корректируют
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение речью в соответствии с нормами языка. Регулятивные: оценка результатов работы
Предлагает представить диалоги в парах перед классом. Класс проводит оценку диалогов по тем же критериям. При соответствии всем пяти критериям за диалог выставляется отметка Разыгрывают диалоги в парах. Остальная часть группы оценивает выступающих по предложенным критериям (шкала дихотомическая)
Рефлективный блок
Рефлексия. Цель: подвести итоги урока, оценить деятельность учащихся
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценка результата своей деятельности. Регулятивные: осуществление самоконтроля своей деятельности
Создает ситуацию магазина: So, I'm a shop-assistant now. Welcome to my shop! I have got... Can I help you?// What colour? // ...pounds, please. // Here you are. Делает вывод: Now, you are ready to do shopping in England! Yes? Участвуют в импровизированном фронтальном полилоге
Информация о домашнем задании. Цель - прокомментировать домашнее задание
Личностные: осмыслить домашнее задание
Объясняет домашнее задание: Your homework is to learn the phrases for the dialogue "Shopping for clothes". Прощается с классом. Слушают учителя, записывают задание в дневник. Прощаются с учителем
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ниегп
15бы 2304-120Х Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
научно-методический электронный журнал
Ключевые слайды презентации к уроку Дидактический материал к уроку (лист оценивания)
Таблица 2
Dialogue № 2 3 4 5
1. Не менее пяти фраз у каждого
2. Фразы соответствуют друг другу
3. Разговор логичен (приветствие, предмет, цвет, цена, благодарность, прощание)
4. Произношение правильное
5. Присутствует артистизм
Mark
Ссылки на источники
1. Машарова Т. В., Полушкина Г. Ф. Интерактивная доска как средство реализации технологий ме-диаобразования // Образование в Кировской области. - 2016. - № 3 (39). - С. 31.
2. Полушкина Г. Ф., Корзунина А. С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 8. - С. 47.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - С. 277.
4. Полушкина Г. Ф., Пантелеева В. И. Формирование ИКТ-компетентности на уроках иностранного языка в начальной школе посредством работы с интерактивной доской // Использование средств интерактивной доски в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС: сб. материалов участников областного научно-практического семинара. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. - С. 6-9.
Anna Korzunina,
Teacher of English, Lyceum of Kirovo-Chepetsk Town in Kirov Region, Kirovo-Chepetsk
askorzunina@mail.ru
Interactive whiteboard as a way to make a communicative situation at the lesson of English
Abstract. In this article, we discuss how to use an interactive whiteboard effectively at the lesson of English.
The problem of communicative situations is under the author's consideration. We present a plan of the real
lesson as an example of interactive whiteboard usage.
Key words: interactive whiteboard, communicative situation, lesson, estimated results, universal learning skills.
References
1. Masharova, T. V. & Polushkina, G. F. (2016). "Interaktivnaya doska kak sredstvo realizacii tekhnologij mediaobrazovaniya", Obrazovanie v Kirovskoj oblasti, № 3 (39), p. 31 (in Russian).
2. Polushkina, G. F. & Korzunina, A. S. (2017). "Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti obuchayush-chihsya cherez realizaciyu integrativnogo podhoda k obucheniyu anglijskomu yazyku", Inostrannye yazyki vshkole, № 8, p. 47 (in Russian).
3. Azimov, Eh. G. & Shchukin, A. N. (2009). Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam), IKAR, Moscow, p. 277 (in Russian).
4. Polushkina, G. F. & Panteleeva, V. I. (2017). "Formirovanie IKT-kompetentnosti na urokah inostrannogo yazyka v nachal'noj shkole posredstvom raboty s interaktivnoj doskoj", Ispol'zovanie sredstv interaktivnoj doski v obrazovatel'noj deyatel'nosti v usloviyah realizacii FGOS: sb. materialov uchastnikov oblastnogo nauchno-prakticheskogo seminara, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, pp. 6-9 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Корзунина А. С. Интерактивная доска как средство создания коммуникативной ситуации на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186055.htm.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received 07.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 27.04.18 Опубликована Published 30.07.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Корзунина А. С., 2018
977230412018007