Реализация педагогического потенциала инструментальных средств для повышения мотивации обучающихся на уроках математики: на примере интерактивной доски
Абраменко Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению особенностей использования интерактивной доски как средства повышения мотивации обучающихся на уроках математики. Определено, что в учебном процессе интерактивная доска может быть использована на различных этапах обучения, включая проверку домашнего задания, актуализацию знаний, объяснение нового материала, закрепление материала, самостоятельную работу обучающихся, подведение итогов урока (рефлексия). Определены субъективные и объективные условия, обеспечивающие эффективность формирования мотивации на уроках математики с использованием интерактивной доски. Субъективные условия подразумевают под собой личность педагога, его знания, умения, навыки, наличие практического опыта и умения организовать урок с использованием интерактивной доски интересно и наглядно. Объективные условия предполагают наличие компьютера, интерактивной доски и другого оборудования, необходимо для проведения урока. Автором представлены рекомендации по использованию интерактивной доски как средства повышения мотивации обучающихся на уроках математики. Обоснован вывод о том, что применение на уроках математики интерактивной доски, совместно с традиционными формами и методами, значительно повышает результативность обучения, развивает познавательный интерес в структуре учебной мотивации школьника.
Ключевые слова: интерактивная доска, мотивация обучающихся, урок математики, учитель математики, информационно-коммуникационные технологии.
о с
U
со см о см
Одной из главных проблем в современном образовании является низкий уровень мотивации учащихся к изучению естественно-научных дисциплин, особенно к математике (в том числе к алгебре и геометрии). Решение данной проблемы требует от педагогов высокого уровня знаний и практических умений в применении современных и инновационных средств обучения, одним из которых является интерактивная доска. Именно интерактивные методы обучения способствует развитию у учащихся мотивации и познавательного интереса. Изучение особенностей применения интерактивной доски как средства повышения мотивации на уроках математики приобретает не только теоретическую, но и практическую значимость. В работе современных школ происходят изменения в приоритетных направлениях обучения: с начальных классов дети привыкают к современным средствам получения информации и удобствам технического прогресса, поскольку это способствуют более легкому восприятию информации, что требует от педагогов высокого уровня знаний и практических умений по применению современных интерактивных средств обучения, одним из которых выступает интерактивная доска [4].
Актуальность темы исследования определяется тем, что наличие интерактивной доски в классе не делает урок математики эффективным и развивающим, таким его может сделать только сам педагог, что требует от него наличия соответствующих компетенций, высокого уровня развития профессиональных умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем многие педагогики оказались не готовы к переходу на электронные средства обучения в период пандемии и текущих геополитических условиях в некоторых регионах России. Отсюда можно сделать вывод, что в современных реалиях особенности практического использования интерактивной доски как средства формирования мотивации на уроках математики изучены в недостаточной мере.
Цель исследования: проанализировать особенности использования интерактивной доски как средства повышения мотивации обучающихся на уроках математики.
В работе Е.Ю. Федосовой обозначено, что интерактивная доска вызывает у учащихся интерес за счет таких возможностей, как новизна изложения материала, эксперимент, демонстрация, наглядность, позволяет вовлечь весь класс в процесс обучения. Педагог, используя интерактив-
ную доску, может менять ход урока, что позволяет его сделать более занимательным и интересным [5].
В исследовании З.В. Александровой, Ф.М. Су-леймановой изучены педагогические особенности использования интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации. Так, по мнению автора, интерактивная доска представляет собой достаточно удобное оборудование, позволяющее сделать процесс обучения динамичным, ярким, наглядным, усиливающее положительную мотивацию обучения, активизирующее познавательную деятельность обучающихся. Именно интерактивная доска способствует ориентации учащихся в современных потоках информации, развитию математических умений, повышению степени усвоения учащимися учебного материала, стимулированию самостоятельной работы учеников, а также тому, что учащиеся овладевают способами практической работы с информацией. Использование интерактивной доски учителем математики включает в себя: использование сохраненного урока для рефлексии, закрепления и повторения материала; постепенную подачу информации; заполнение пропусков в формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; проведение устного счета; проведение мультимедийных презентаций. Особое внимание привлекают нестандартные задания и упражнения, которые нельзя показать на традиционной доске [1 ].
С точки зрения Е.Н. Дроновой, Т.С. Жигалиной, интерактивная доска открывает такие возможности организации учебного процесса, как: расширение границ коммуникации субъектов обучения; демонстрация работы с виртуальными моделями; представление мультимедийных учебных материалов; интерактивное взаимодействие с информацией. Однако, по мнению автора, существуют и недостатки, такие как: возможность повреждения поверхности интерактивной доски; в случае удаленного доступа к интерактивной доске риск передачи посторонних изображений и файлов во время урока; при переносе интерактивной доски в новое место требуется новая настройка [2]. Именно поэтому подготовка урока математики с использованием интерактивной доски требует грамотного и профессионального отношения со стороны педагогов.
По мнению И.И. Ивановой, эффективному использованию интерактивных технологий, включая интерактивную доску, препятствуют следующие стереотипы: приуменьшение роли учителя при использовании интерактивных технологий; подготовка интерактивного урока требует больших временных затрат; работе с интерактивными технологиями сложно научиться [3]. Многие учителя, в том числе и по математике, не понимают значимости современных технологий, отказываются от их применения или используют, но редко, отказываясь обучаться их правильному и эффективному применению.
Исследование по использованию интерактивной доски в развитии мотивации учащихся проводилось такими авторами, как H. Serin, D. Mtch-edlishvili. Результаты исследования показали, что большинство учащихся и преподавателей отмечает повышение вовлеченности, энтузиазма и мотивации при использовании интерактивной доски в процессе образования, особенно для студентов, испытывающих трудности с математикой.
Один из учителей средней школы Паудерсвил-ла J.K.D. Preisig также подтвердил, что использование интерактивной доски на уроках математики способствует более позитивному отношению к проблемам решения задач, связанных с числовыми отношениями и дробями, а также повышению успеваемости [6]. Данный факт также был подтвержден и другими исследователями в одной из школ Анкоры - C. Tunaboylu, E. Demir. Проведенное исследование показало, что использование интерактивной доски в процессе обучения математики способствует повышению мотивации, интереса к изучаемому предмету, а также появлению математических достижений учащихся на более высоком уровне [7].
Интерактивная доска как средство формирования мотивации к обучению на уроках математики может быть использована на различных этапах обучения:
1. Проверка домашнего задания: работа ученика сканируется и выводится на экран, учащийся рассказывает о своем решении, в случае ошибок учитель с учениками исправляют допущенные ошибки. В случае нескольких решений также с помощью сканера на доску выводятся и другие варианты. Это позволяет сравнить различные способы решения задачи и выявить допущенные учениками ошибки.
2. Актуализация знаний: на данном этапе педагог может с большей скоростью проверить важные моменты пройденного материала, предоставив учащимся интересные задания и упражнения, которые вызовут интерес и мотивацию к его выполнению.
3. Объяснение нового материала: учитель может комментировать материал, представленный на интерактивной доске, не только отвечая на вопросы обучающихся, но и обращая внимания на наиболее важные моменты. Это более удобно в том случае, если объяснения в учебнике недостаточно и можно подобрать более интересное и наглядное объяснение.
4. Закрепление материала, самостоятельная работа обучающихся: на экран можно вывести несколько вариантов интересных заданий и упражнений, а после выполнения самостоятельной работы и их сбора, можно вывести правильные решения и обсудить допущенные ошибки.
5. Подведение итогов урока: вся информация, которая появляется в течении урока на доске сохраняется, что позволяет наглядно повторить основные моменты и сделать выводы.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
u со
Наиболее популярными функциональными возможностями интерактивной доски выступает: демонстрация презентаций, документов Word, PDF; аналог традиционной доски по принципу «пишем-стираем». С помощью программного обеспечения легко нарисовать различные геометрические фигуры, изменить их размер, перенести на другой участок, перевернуть. Особенно это важно на уроках геометрии, где можно разнообразить задачу, выделить главное на чертеже.
Условия, обеспечивающие эффективность формирования мотивации на уроках мотивации с использованием интерактивной доски, включают в себя: субъективные и объективные. Субъективные условия подразумевают под собой личность педагога, его знания, умения, навыки, наличие практического опыта и умения организовать урок с использованием интерактивной доски интересно и наглядно. Объективные условия предполагает наличие компьютера, интерактивной доски и другого оборудования, необходимо для проведения урока.
В целом работа с интерактивной доской в процессе формирования математических представлений, знаний, умений и навыков предполагает применение в процессе образования различных творческих заданий, проблемных ситуаций, игр и упражнений. В связи с этим были разработаны следующие рекомендации по использованию интерактивной доски как средства повышения мотивации обучающихся на уроках математики:
1. Эффективное проведение уроков математики с использованием интерактивной доски предполагает: определение темы, цели и типа занятия; составление временной структуры урока, определение задач в соответствии с целью и этапов их достижения; отбор наиболее эффективных средств из возможностей интерактивной доски и компьютера; оценку материала по их продолжительности в соответствии с санитарными нормами; предварительный просмотр всех подготовленных для урока материалов.
2. Использование определенных критериев отбора информации: соответствие объема, глубины, содержания научной информации уровню работоспособности и познавательных возможностей учащихся, учет их возрастных особенностей и интеллектуальной подготовки.
3. Соблюдение санитарных норм по длительности частоты и длительности демонстрации экранных средств мультимедиа: допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий для учащихся средней школы на уроке не должно составлять более 20-25 минут, так как более длительное использование вызывает утомление. Продолжительность письменных работ с использованием интерактивной доски не должно превышать более 10 минут.
4. Использование всего спектра инструментов программного обеспечения интерактивной доски и различных типов заданий и страниц, фон
слайдов не должен быть ярким. Изображения с примерами заданий и упражнений должны быть высокого качества и крупными, чтобы учащиеся, сидящие на дальних партах, могли их рассмотреть.
5. Рекомендуется не перегружать малосущественными деталями материалы, демонстрируемые при помощи интерактивной доски, а также соблюдать масштабные соотношений частей иллюстрации, смена слайдов должна осуществляться при помощи стилуса или управляющих кнопок.
6. Педагог при использовании интерактивной доски должен пояснять и объяснять представленный материал, так как демонстрация на экране и устное изложение способствует более прочному закреплению материала в памяти детей. Применение в процессе обучения на уроках математики интерактивной доски, совместно с традиционными формами и методами, значительно повышает результативность обучения, развивает познавательный интерес в структуре учебной мотивации школьника. Интерактивная доска в руках педагога-профессионала позволяет сделать процесс изучения математики более результативным и увлекательным.
На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для эффективного применения интерактивной доски как средства повышения мотивации обучающихся на уроках математики необходимо учитывать выделенные объективные и субъективные условия, а также принимать во внимание предложенные методические рекомендации. Представленные рекомендации по использованию интерактивной доски на различных этапах обучения могут быть использованы в разработке методических пособий и материалов для их практического применения педагогами на этапе повышения квалификации.
Литература
1. Александрова З.В., Сулейманова Ф.М. Использование интерактивной доски на уроках математики в начальных классах // Науки и образование: новое время. 2018. № 2. С. 758761.
2. Дронова Е.Н., Жигалина Т.С. Достоинства и недостатки использования интерактивной доски в обучении // Педагогическое образование на Алтае. 2017. № 1. С. 39-42.
3. Иванова И.И. Использование интерактивных технологий на уроках информатики как средства повышения мотивации учащихся к предмету / И.И. Иванова // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 101-106.
4. Рахматуллоева М.М. Интерактивная доска -эффективный метод обучения математики // International Independent Scientific Journal. 2020. № 11-1. С. 29-31.
5. Федосова Е.Ю. Использование интерактивной доски на уроках физики и математики // Аллея науки. 2017. № 15. С. 659-661.
6. Preisig J.K.D. Improving Student Motivation and Performance in Math: Utilizing the SMART Board Interactive Whiteboard as a Tool to Construct an Understanding of Fractions. URL: http://down-loads01.smarttech.com/media/sitecore/en/pdf/re-searchjibrary/k-12/report%20on%20the%20use_ of_smart_board_interactive_whiteboard_as_a_ tool_to_develop_an_understanding_of_fractions. pdf. (дата обращения: 13.04.2023)
7. Tunaboylu C., Demir E. The Effect of Teaching Supported by Interactive Whiteboard on Students' Mathematical Achievements in Lower Secondary Education // Journal of Education and Learning. 2017. No 6 (1). pp. 81-94.
REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF TOOLS TO INCREASE THE MOTIVATION OF STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS: ON THE EXAMPLE OF AN INTERACTIVE WHITEBOARD
Abramenko N.Yu.
Pacific State University
The article is devoted to the consideration of the features of using an interactive whiteboard as a means of increasing the motivation of students in mathematics lessons. It is determined that in the educational process, an interactive whiteboard can be used at various stages of learning, including checking homework, updating knowledge, explaining new material, consolidating material, independent work of students, summing up the lesson (reflection). The subjective and objective conditions that ensure the effectiveness of motivation formation in mathematics lessons using an interactive whiteboard are determined. Subjective conditions imply the personality of the teacher, his knowledge, skills, skills, practical experience and the ability to organize a lesson using an interactive whiteboard in an in-
teresting and visual way. Objective conditions assume the presence of a computer, an interactive whiteboard and other equipment necessary for the lesson. The author presents recommendations on the use of an interactive whiteboard as a means of increasing the motivation of students in mathematics lessons. The conclusion is substantiated that the use of an interactive whiteboard in mathematics lessons, together with traditional forms and methods, significantly increases the effectiveness of teaching, develops cognitive interest in the structure of the student's educational motivation.
Keywords: interactive whiteboard, motivation of students, math lesson, math teacher, information and communication technologies.
References
1. Alexandrova Z.V., Suleymanova F.M. The use of an interactive whiteboard in mathematics lessons in primary classes // Science and education: novoe vremya. 2018. No. 2. pp. 758-761.
2. Dronova E.N., Zhigalina T.S. Advantages and disadvantages of using an interactive whiteboard in teaching // Pedagogical education in Altai. 2017. No. 1. pp. 39-42.
3. Ivanova I.I. The use of interactive technologies in computer science lessons as a means of increasing students' motivation for the subject / I.I. Ivanova // Man and education. 2018. No.2 (55). pp. 101-106.
4. Rakhmatulloeva M.M. Interactive whiteboard - an effective method of teaching mathematics // International Independent scientific Journal. 2020. No. 11-1. pp. 29-31.
5. Fedosova E. Yu. The use of an interactive whiteboard in physics and mathematics lessons // Alley of Science. 2017. No. 15. pp. 659-661.
6. Preysig J.K.D. Improving student motivation and academic performance in mathematics: using the SMART Board interactive whiteboard as a tool for forming an understanding of fractions. URL: http://downloads01.smarttech.com/media/sitecore/en/pdf/ researchJibrary/k-12/report%20on%20the%20use_of_smart_ board_interactive_whiteboard_as_a_tool_to_develop_an_un-derstanding_of_fractions.pdf. (date of access: 13.04.2023)
7. Tunaboylu S., Demir E. The influence of teaching using an interactive whiteboard on the mathematical achievements of junior high school students // Journal of Education and Learning. 2017. No. 6 (1). pp. 81-94.