"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (46), 2012
В. Г. ГРОШЕВА
интерактивные средства формирования
художественно-эстетических потребностей на уроках музыки
В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных технологий как одного из способов воспитания чувства прекрасного у школьников.
Ключевые слова: художественно-эстетические потребности, интерактивные средства обучения, музыкальная педагогика.
Формирование художе ственно-эстетиче ских потребностей школьников (стремление к художественно-эстетическому восприятию, творческому самовыражению, к новым эмоциональным переживаниям) - важная составляющая музыкального образования. Однако работе в данном направлении недостает систематичности и целенаправленности: многие учителя музыки не уделяют этому должного внимания, не понимают в полной мере важность обозначенной проблемы.
Для возрождения интереса к ценностям искусства необходимо в определенной степени изменить образовательный процесс в музыкальной школе. В частности - обеспечить эффективное использование интерактивных средств обучения (компьютер, синтезатор, интерактивная доска и др.). Медиатехнологии активизируют уникальную способность детей воспринимать мир через различные символы и образы, а владение приемами невербального общения (интонация, мимика и пантомимика) позволяет наладить контакт с классом и установить благоприятную эмоциональную атмосферу [1]. Подобные методы соответствуют современным тенденциям музыкального образования, оптимизируют формирование художественно-эстетических потребностей.
Мультимедийные технологии - «синтез звука, видеоряда, графики, текста под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств» [2] - позволяют интегрировать музыкальное, изобразительное, литературное, кинематографическое искусства, что способствует лучшему усвоению учебного и музыкального материала.
Подача новой информации, повторение и закрепление пройденного, выполнение различных заданий значительно облегчается благодаря использованию электронной интерактивной доски. Разработанное программное обеспечение помогает сконцентрировать внимание учащихся, активизирует воображение, делает учебный процесс более продуктивным и разнообразным.
Помимо вокального исполнительства, интерактивное обучение позволяет осваивать современные электронные музыкальные инструменты (клавишные синтезаторы и компьютеры, оснащенные программами для создания музыки). Уместно использовать караоке (пер. с яп. - 'пустой оркестр) - устройство, изобретенное в Японии в конце 1970-х годов и быстро набравшее популярность. Принцип его работы довольно прост,
под мелодию без вокала (так называемая минусов-ка) текст выводится на экран [3]. Для учеников среднего и старшего возраста это оптимальный вариант: с помощью караоке они могут учиться петь (сольно или группами по несколько человек), организовывать мини-концерты, певческие соревнования. Для младших школьников караоке используется как замена стандартного инструментального сопровождения.
Частью музыкального образования является участие в конкурсах, концертах, которые дают возможность показать достижения в исполнительском мастерстве, приобрести опыт выступлений перед большой аудиторией. Немалое значение при этом имеют и яркие эмоции, свежие впечатления, творческое общение друг с другом.
Поскольку в формировании художественно-эстетических потребностей особую роль играет доступный для детского восприятия, правильно подобранный репертуар, тут также следует использовать компьютерно-музыкальные технологии, ставшие неотъемлемой частью современного образования и искусства [4]. На уроке мелодия должна звучать и в исполнении учителя, и в записях на электронных носителях. Во время прослушивания дети на интерактивной доске просматривают фотографии композитора, видеоролик, соответствующий программе произведения или передающий атмосферу эпохи его создания.
Виды деятельности на занятии можно варьировать в зависимости от целей и задач урока.
Эффективным средством формирования художественно-эстетических потребностей могут быть и мультипликационные фильмы, в которых основная роль отводится музыке; они обладают развивающими и воспитательными возможностями и интересны детям любого возраста [5]. После просмотра увиденное и услышанное необходимо обсудить, закрепить с помощью различных творческих заданий (например, попросить школьников выразить свои впечатления в рисунке, сочинить небольшой рассказ). Можно провести викторину на угадывание музыкальных образов, характеров, героев и т. п. Опыт показывает, что подобные методы работы дают наилучшие результаты, особенно в младших классах.
Таким образом, одна из актуальных форм воспитания художественно-эстетических потребностей школьников, развития у них чувства прекрасного на основе использования технических средств обучения - интерактивный урок музы-
№ 3 (46), 2012 "Культурная жизнь Юга России"
ки - способствует установлению интегративных межпредметных связей и раскрывает творческий потенциал учащихся.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М., 2005.
2. Кадина Г. В. Мультимедиа технологии - одно
из перспективных направлений учебного процесса // Музыка в школе. 2009. № 3. С. 39-40.
3. Бороздин А. О. Караоке на уроке. Новые информационные технологии в общем музыкальном образовании // Музыка в школе. 2006. № 5. С. 69-72.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. М., 2000.
5. Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети. URL: http://www.volgograd.ru/theme/info/ zozh/95911.pub
v. g. grosheva. the interactive means of forming artistic and aesthetic needs at music lessons
The possibilities to use the multimedia technologies as one of the ways to bring up the sense of beauty in schoolchildren are considered in the article.
Key words: artistic and aesthetic needs, interactive learning tools, music pedagogy.
Н. П. КОЛПАКОВА развитие ассертивности у студентов-дизайнеров
Рассматривая возможности формирования такого качества, как уверенность в себе, автор статьи опирается на зарубежные исследования ассертивности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогико-психологические исследования ассертивности.
В современной социально-политической и экономической ситуации перед людьми открываются возможности для проявления деловой активности, успех в любом начинании невозможен без ассертивности (от англ. assert) - чувства уверенности в себе, привитого с детства или приходящего с жизненным опытом. Согласно П. Чисхольму, оно вырабатывается по следующим направлениям:
- освоение и совершенствование профессионального мастерства;
- адекватное поведение в различных ситуациях общения;
- поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;
- создание привлекательного внешнего облика [1].
Эти качества обеспечивают благоприятные условия для карьерного роста в условиях жесткой конкуренции, когда необходимо справляться с любым заданием без посторонней помощи, проявлять свои знания и способности, эффективно работать в коллективе, независимо от должности и социального положения сотрудников.
Кроме того, ассертивность как философия личной ответственности, демонстрация уважения к себе и окружающим подразумевает, что человек не использует угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений; не уходит от темы разговора. Имеют значение и иные составляющие: собеседник смотрит в глаза оппоненту, не раскачивается взад-вперед, не сутулится (не проявляет тем самым нерешительность); говорит твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и не в повышенном / замедленном темпе, избегает длинных пауз. Такое поведение позволяет значительно облегчить адаптационные процессы при начале профессионального обучения и сфор-
мировать позитивный имидж делового человека (в данном случае ассертивность тесно связана с аттракцией и фасцинацией).
Зрелая ассертивная личность - человек с выработанной позицией ненасилия - ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей [2]. Для нее характерно обостренное чувство ответственности, совестливое, не агрессивное отношение к окружающему миру. При этом индивид имеет право:
- не оправдываться, не извиняться за свое поведение;
- брать на себя ответственность за чужие проблемы;
- передумать (изменить свое мнение);
- делать ошибки и отвечать за них;
- не зависеть от отношения других;
- быть нелогичным в принятии решений;
- сказать: «Я не знаю»;
- ответить: «Меня не интересует», «Меня не волнует» [3].
Роль ассертивности в построении успешной карьеры велика, особенно - для профессии дизайнера, представляющей собой синтез нескольких отдельных специальностей. На разных этапах работы он выполняет функции художника, верстальщика, психолога, менеджера, даже маркетолога. И от его таланта, вдохновения, умения общаться с клиентами зависит конечный результат.
Главная цель дизайнера - привлечь внимание потребителя и донести нужную информацию. Маркетинговые исследования (изучение вкусов целевой аудитории) позволяют выбрать наиболее подходящую концепцию, а креативность мышления - осуществить задуманное.
Важными компонентами ассертивности яв-