Научная статья на тему 'К вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании'

К вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-МУЗЫКАНТОВ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова Анна Петровна

В статье характеризуются принципы альтернативных педагогических методик, внедряемых в различных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании»

QO "Культурная жизнь Юга России"

92

№ 3 (46), 2012

самовыражение в ходе овладения знаниями. Данный принцип ориентирован на учет своеобразия психики, неповторимых черт личности (физиологические особенности, темперамент, специфика интересов, умственных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида).

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях фактически без внимания остается психологическая составляющая возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Решение проблемы видится нам в развитии музыкального интеллекта детей через обучение основам музыкального искусства. Дифференцированный подход позволяет развивать способности и интересы детей, формировать у них позитивную мотивацию к урокам музыки в школе.

Таким образом, рассмотренные принципы музыкального образования в своем единстве выступают как база успешного развития музыкального интеллекта младших школьников. Практика показывает: организуемая при их применении результативная умственная деятельность учащихся при-

носит им чувство удовлетворения, обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка на уроке музыки. Это повышает эффективность процесса обучения на уроках музыки.

Литература

1. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественности интеллекта. М., 2007.

3. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980.

4. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. № 2. С. 7-8.

5. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. М., 2001. С. 185.

6. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). Воронеж, 1998. С. 11.

A. A. KRYUCHKOVА. development of MuSic INTELLECT oF juNioR ScHooLcHILDREN

at the lesson of music: methodological aspect

The author of the article analyzes the domestic experience of teaching junior schoolchildren music and offers her own principles for the development of music intellect. Key words: elementary music education, development of music intellect.

А. П. МАНСУРОВА

к вопросу об альтернативных педагогических системах в музыкальном образовании

В статье характеризуются принципы альтернативных педагогических методик, внедряемых в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: подготовка преподавателей-музыкантов, альтернативные педагогические системы.

Современное отечественное музыкальное образование как система реализуется в учреждениях различного типа на основе ряда педагогических методик и концепций, взаимодействующих между собой. Хотя наличествует их унификация в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, школам предоставлена возможность апробировать инновации, развивая межпредметные связи на основе интегративного и художественно-комплексного подходов (А. В. Бакушинский, Б. П. Юсов). Поощряется организация художественно-творческих и экскурсионно-краеведческих мероприятий в рамках традиционных методов духовно-нравственного, этнокультурного, патриотического, эстетического воспитания средствами музыкального искусства.

Помимо этого практикуются и новые перспективные, социально значимые направления в преподавании - инклюзивное обучение и альтернативные педагогические системы М. Монтессо-ри, Р. Штайнера, которые внедряются в нашей

стране и за рубежом на базе государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования детей. К такого рода организациям относятся вальдорфские школы, в основе методики которых лежат гуманистические принципы формирования индивидуальности, гармонизации духовно-интеллектуальной сферы личности и социальной среды с «неопережением» этапов естественного развития ребенка и т. д. Подобные установки актуальны и для стандартных программ, однако не реализуются в полной мере.

Теоретико-методологическую базу Вальдорф-ской системы образования составляет учение немецкого философа Рудольфа Штайнера, родоначальника антропософии. Особенно важны для преподавателя те его работы, которые затрагивают вопрос о сущности музыкального искусства, о восприятии его основных элементов («метод переживания интервалов» и др.), о приобщении к активному инструментальному музицированию [1]. Вальдорфская педагогика получила широкое общественное признание в 2008 году, когда ее

№ 3 (46), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

приверженец учитель музыки московской школы № 1060 М. Л. Стародубцев стал победителем всероссийского конкурса «Учитель года» [2].

Появившееся в 1970-х годах за рубежом инклюзивное образование [3] наряду с гуманистическими ценностями учитывает социально-экономические реалии. Главные его цели - социально-психологическая адаптация и социализация детей с затруднениями в психофизиологическом развитии, воспитание толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность подобной интеграции в естественную среду ровесников доказана мировой практикой. При этом расформирование сети специальных (коррекционных) учебных заведений, их растворение среди традиционных школ является одним из факторов профилактики экономического кризиса в образовании [4].

Учитывая распространение альтернативных педагогических систем, необходимо определить, в какой степени налажена соответствующая подготовка выпускников: имеются ли соответствующие программы, дидактические материалы для учреждений общего и дополнительного образования детей, центров развития творчества, культур-но-досуговых центров, детских домов. По нашим наблюдениям, научно-практические исследования и методические рекомендации в этой сфере единичны и касаются главным образом логопедии и арт-терапии.

В плане содержательного наполнения преподавания тут может оказать существенную помощь студенческий обмен между российскими и зарубежными вузами, который стал возможен благодаря включению отечественной системы высшего образования в единую европейскую образовательную зону.

В европейских программах магистерского музыкального образования значительное внимание уделяется арт-терапии - направлению, практикуемому в музыкально-терапевтических центрах. В большинстве случаев это курс, рассчитанный на 6 лет (4 года теоретической подготовки и 2 года практики) [5]. Молодые люди учатся работать с детьми и гражданами с ограниченными возможностями, воплощают собственные проекты. В нашей стране данная дисциплина не является традиционной, она развивается обособленно на базе различных научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Результативной, хотя и не новой по своей концептуальной базе, является американская программа «Education Through Music» ('Образование благодаря музыке / через музыку / посредством музыки ), изначально предназначавшаяся для

«неблагополучных школ». Эта теория «музыка-лизации образовательной среды» разрабатывается с 70-х годов ХХ века учеными, педагогами, музыкантами и широко внедряется с 90-х годов в США, Канаде и в Японии.

Образование через музыку подразумевает воспитание и просвещение подрастающего поколения. На основе концепции хорового пения З. Кодаи и школы коллективного скрипичного музицирования С. Судзуки была разработана программа массового обучения музыкальному исполнительству. Кроме того, в предметно-тематическое содержание базовых учебных дисциплин включены музыкальные произведения - для усиления интеллектуального, психоэмоционального и художественно-эстетического потенциала предметных знаний. Профессиональные музыканты поддерживают музыкально-образовательную деятельность своими выступлениями, беседами со школьниками младших, средних и старших классов.

Подобный эксперимент заслуживает пристального внимания со стороны отечественного образования: в условиях непрерывного снижения роли искусства такие проекты, рассчитанные на повышение уровня музыкальной культуры, могут стать единственной формой массового музыкального обучения в России.

При построении педагогического процесса необходимо учитывать опыт внедрения различных программ, представленных в системе современного российского и европейского образования, в частности - альтернативных педагогических моделей. Они позволяют совершенствовать систему музыкального образования на всех уровнях, разрабатывать и апробировать инновационные предложения в области музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. Преподавание музыки в вальдорф-ской школе. М., 1998.

2. Официальный сайт ГБОУ СОШ № 1060. URL: http://www.1060.ru/

3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева. Волгоград, 2011. С. 4; Официальный сайт Университета Париж V (им. Рене Декарта). URL: http://www.univ-paris5.fr/

4. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт ... С. 70.

5 Официальный сайт Берлинского университета искусств. URL: http://www.udk-berlin.de/; Официальный сайт Richards Institute of Education and Research: Образование через музыку. URL: http:// richardsinstitute.org/

А. p. mansurova. to the question of alternative pedagogical systems in music education

The principles of alternative pedagogical methods implemented in different educational institutions are characterized in the article.

Key words: training of pedagogues-musicians, alternative pedagogic systems.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (46), 2012

В. Г. ГРОШЕВА

интерактивные средства формирования

художественно-эстетических потребностей на уроках музыки

В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных технологий как одного из способов воспитания чувства прекрасного у школьников.

Ключевые слова: художественно-эстетические потребности, интерактивные средства обучения, музыкальная педагогика.

Формирование художе ственно-эстетиче ских потребностей школьников (стремление к художественно-эстетическому восприятию, творческому самовыражению, к новым эмоциональным переживаниям) - важная составляющая музыкального образования. Однако работе в данном направлении недостает систематичности и целенаправленности: многие учителя музыки не уделяют этому должного внимания, не понимают в полной мере важность обозначенной проблемы.

Для возрождения интереса к ценностям искусства необходимо в определенной степени изменить образовательный процесс в музыкальной школе. В частности - обеспечить эффективное использование интерактивных средств обучения (компьютер, синтезатор, интерактивная доска и др.). Медиатехнологии активизируют уникальную способность детей воспринимать мир через различные символы и образы, а владение приемами невербального общения (интонация, мимика и пантомимика) позволяет наладить контакт с классом и установить благоприятную эмоциональную атмосферу [1]. Подобные методы соответствуют современным тенденциям музыкального образования, оптимизируют формирование художественно-эстетических потребностей.

Мультимедийные технологии - «синтез звука, видеоряда, графики, текста под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств» [2] - позволяют интегрировать музыкальное, изобразительное, литературное, кинематографическое искусства, что способствует лучшему усвоению учебного и музыкального материала.

Подача новой информации, повторение и закрепление пройденного, выполнение различных заданий значительно облегчается благодаря использованию электронной интерактивной доски. Разработанное программное обеспечение помогает сконцентрировать внимание учащихся, активизирует воображение, делает учебный процесс более продуктивным и разнообразным.

Помимо вокального исполнительства, интерактивное обучение позволяет осваивать современные электронные музыкальные инструменты (клавишные синтезаторы и компьютеры, оснащенные программами для создания музыки). Уместно использовать караоке (пер. с яп. - 'пустой оркестр) - устройство, изобретенное в Японии в конце 1970-х годов и быстро набравшее популярность. Принцип его работы довольно прост,

под мелодию без вокала (так называемая минусов-ка) текст выводится на экран [3]. Для учеников среднего и старшего возраста это оптимальный вариант: с помощью караоке они могут учиться петь (сольно или группами по несколько человек), организовывать мини-концерты, певческие соревнования. Для младших школьников караоке используется как замена стандартного инструментального сопровождения.

Частью музыкального образования является участие в конкурсах, концертах, которые дают возможность показать достижения в исполнительском мастерстве, приобрести опыт выступлений перед большой аудиторией. Немалое значение при этом имеют и яркие эмоции, свежие впечатления, творческое общение друг с другом.

Поскольку в формировании художественно-эстетических потребностей особую роль играет доступный для детского восприятия, правильно подобранный репертуар, тут также следует использовать компьютерно-музыкальные технологии, ставшие неотъемлемой частью современного образования и искусства [4]. На уроке мелодия должна звучать и в исполнении учителя, и в записях на электронных носителях. Во время прослушивания дети на интерактивной доске просматривают фотографии композитора, видеоролик, соответствующий программе произведения или передающий атмосферу эпохи его создания.

Виды деятельности на занятии можно варьировать в зависимости от целей и задач урока.

Эффективным средством формирования художественно-эстетических потребностей могут быть и мультипликационные фильмы, в которых основная роль отводится музыке; они обладают развивающими и воспитательными возможностями и интересны детям любого возраста [5]. После просмотра увиденное и услышанное необходимо обсудить, закрепить с помощью различных творческих заданий (например, попросить школьников выразить свои впечатления в рисунке, сочинить небольшой рассказ). Можно провести викторину на угадывание музыкальных образов, характеров, героев и т. п. Опыт показывает, что подобные методы работы дают наилучшие результаты, особенно в младших классах.

Таким образом, одна из актуальных форм воспитания художественно-эстетических потребностей школьников, развития у них чувства прекрасного на основе использования технических средств обучения - интерактивный урок музы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.