№ 2 (40), 2011 "Культурная жизнь Юга России"
С. Г. ЛОМОНОСОВА
мультимедийные технологии
в практике начального музыкального образования
В статье рассматриваются некоторые аспекты применения современных мультимедийных технологий для обучения дошкольников в ДМШ.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, начальное музыкальное образование.
Начало XXI века характеризуется широким использованием информационных технологий в производстве, науке, области досуга и т. д. Не стало исключением и музыкальное образование. Российские учебные заведения оснащаются новейшими техническими средствами (компьютеры, синтезаторы, интерактивные доски и т. д.), использование которых требует от педагогов определенных знаний и умений [1]. Преподаватели детских музыкальных школ стремятся создать новый игровой образовательный продукт, необходимый для уроков сольфеджио и музыкальной литературы.
С помощью новых технических средств можно оживить любой этап урока.
Обладающий современными знаниями и умениями квалифицированный педагог психологически готов использовать информационные технологии в преподавании. Включение информационных игровых технологий в учебный процесс ДМШ позволяет:
- организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках по изучению музыкальной грамоты, музыкальной литературы;
- активизировать и направлять самостоятельную работу учащихся;
- повышать качество учебного материала;
- добиваться максимальной эффективности занятий.
Возникают дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Несомненным преимуществом является то, что приобщение дошкольника к музыкальной культуре происходит в условиях расширяющегося информационного пространства.
Необходимо отметить, что информационные технологии для всех сфер деятельности однотипны: все специалисты используют компьютер, преподаватели - интерактивные доски. Но каждый педагог применяет на занятиях свои наработки.
В Ростове-на-Дону налажен обмен педагогическим опытом между преподавателями теоретических дисциплин ДМШ. Отметим, что педагоги не только используют обучающие и развивающие программы - например, «Волшебная флейта», «Алиса и Времена года», «Щелкунчик», созданные компанией «Медиа Хауз» (2004), или образо-
вательно-игровой проект ростовчан А. В. и В. Ф. Красноскуловых «ИРМУС» (2004-2005). Последний сочетает привычный музыкальный диктант с игрой - складыванием музыкальной «мозаики» или «пасьянса» из отдельных фрагментов классической музыки.
Педагоги создают свои образовательные игровые продукты в программном приложении MS PowerPoint. Так, в ДМШ № 6 им. Г. В. Свиридова проводятся самостоятельно подготовленные презентации по сольфеджио и музыкальной литературе с использованием различных форм и методов.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности, в которых особенно актуально применение современных информационных игровых технологий, -слушание, исполнение и сочинение музыки.
Эти технологии могут использоваться на занятиях, посвященных прослушиванию музыкальных произведений. Благодаря современной компьютерной технике педагог имеет возможность познакомить учащихся с исторической и культурной обстановкой эпохи, провести презентацию самостоятельно подготовленного им обзора, проиллюстрировав его портретами музыкантов, видеофрагментами, биографическими сведениями. На экран дисплея также можно вывести черновики автора музыкального произведения, фрагменты статей и пр. Для закрепления пройденного материала педагог предлагает учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить интерактивные тесты и задания. Опрос может носить характер индивидуальный или коллективный (в этом случае все учащиеся подключаются к поисковой работе).
Другим аспектом использования информационных игровых технологий на уроках являются банки данных (собрание сведений о жизни и творческой деятельности музыкантов). С помощью интернет-ресурсов того или иного музея преподаватель может организовать виртуальную экскурсию; сайты виртуальных путешествий позволяют ознакомиться с памятниками архитектуры непосредственно на уроке в масштабе реального времени; прослушивание инструментальной музыки удается дополнить демонстрацией фотоснимков, рисунков (слайд-шоу) и картин известных художников.
Применяемые на занятиях в ДМШ информационные игровые технологии значительно шире
96 "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (40), 2011
компьютерных. Они включают в себя записи музыкальных встреч и других передач радио и телевидения, опер, балетов, мультфильмы и др. Привлекаемые материалы служат основной цели - формированию духовного мира ребенка, его нравственности, эстетической воспитанности в особо ответственный период, связанный с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности способствуют творческие задания, для выполнения которых учащиеся используют программное приложение MS PowerPoint. Уже на начальном этапе обучения дети могут сопровождать свои выступления (ответы) мультимедийными презентациями.
К сожалению, на сегодняшний день не существует единой государственной программы по предмету «Слушание музыки» для учащихся ДМШ дошкольного возраста, поэтому преподавателям приходится пользоваться собственными разработками.
В основе подготовленной нами программы названного предмета лежит принцип эволюционирования, поэтому на первых занятиях детям предлагаются несложные пьесы («Болезнь куклы», «Новая кукла» и др.). В дальнейшем учащиеся знакомятся с более значительными музыкальными произведениями на сказочный или фантастический сюжет, наделенными яркими образами (оперы «Летучий голландец» Вагнера, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского, симфоническая сказка «Петя и волк» Прокофьева). Поскольку музыка связана с литературными источниками, изучение материала предваряется чтением сказок. Детям предлагается нарисовать услышанное карандашами, красками или использовать компьютерный графический рисунок и др.
Через рисунок ребенок передает свое отношение к музыкальным образам, проявляя себя как творческая личность. Соотнесение прослушанного музыкального материала с характером компьютерной графики дает педагогу почву для разработки новых заданий.
Исполнительство и сочинительство. Как известно, пение способствует постановке дыхания, совершенствованию дикции, правильному интонированию [2]. Сегодня в обучении детей пению широко используется караоке. Для до-
школьников движения под музыку так же естественны, как и пение. На уроках они разучивают танцевальные движения по видеозаписи.
Исполнение на детских музыкальных инструментах способствует созданию игрового коллективного артефакта. При этом также используются информационные технологии (например, наложение звуковых эффектов на сочиненные детьми сказки, истории и т. д.).
Импровизация и сочинительство. Учащиеся пробуют создавать собственные композиции.
На начальной стадии они пытаются с помощью музыки передать звуки окружающего мира - топот скачущей лошади, шум водопада, потрескивание костра и т. п. Первые сочинения записываются с помощью микрофона. В дальнейшем педагог предлагает такие задания, как сочинение мелодии на заданный ритм и текст; досочинение ритма и мелодии; досочинение текста песен; сочинение ритмического аккомпанемента и ритмических партитур. Завершающей стадией обучения является создание компьютерных композиций и вокально-звуковых сочинений.
Итак, использование современных информационных технологий в обучении юных музыкантов не только способствует более глубокому овладению знаниями и навыками, но и придает урокам развлекательный характер. На начальной стадии обучения это особенно важно: дети дошкольного возраста быстро утомляются и теряют интерес к занятиям.
Следует отметить, что новые технологии все же не подменяют, а дополняют занятия с преподавателем. Количество подобных разработок постоянно растет. Бесспорно, увлечение модой (в том числе и информационной) порой несет в себе некоторую опасность. Поэтому в музыкальном образовании необходимо гармонично сочетать современные информационные приемы, методы и формы обучения с традиционными.
Литература
1. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. Иркутск, 2008. С.275-286.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дерекунская. М., 2005. С. 121.
s. g. lomonosova. multimedia technologies in primary music school
The article considers some aspects of the use of modern multimedia technologies to teach children under school age in children's music school.
Key words: multimedia technologies, primary musical education.